рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)

|прикладной экономике». Продолжая работу, начатую во время второй мировой войны, они |

|выполняли функции советников британского правительства по вопросам налоговой политики. |

|Они также оказывали помощь официальным кругам некоторых бывших членов Британского |

|содружества наций, например Индии и Ямайке, в урегулировании экономических проблем, |

|возникших в связи с приобретением независимости. |

|X. продолжал интенсивно содействовать развитию экономической теории, хотя многое из |

|того, что он сделал после его «Стоимости и капитала», еще предстоит полностью включить |

|в основной поток экономической мысли. В его книге 1965 г. «Капитал и рост» ("Capital |

|and Growth") использовалось понятие сравнительной динамики для изучения стабильного и |

|оптимального пути развития. В этой книге он ввел концепцию рынков «фиксированной цены» |

|и «гибкой цены», различие между которыми оказалось продуктивным в макроэкономике. |

|X. разделил Премию памяти Нобеля за 1972 г. по экономике с Кеннетом Эрроу «за |

|новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». В своей речи при |

|презентации лауреатов Рагнар Бентцель, член Шведской королевской академии наук, заявил,|

|что книга «Стоимость и капитал» «вдохнула свежую жизнь в теорию всеобщего равновесия». |

|Более того, сказал Бентцель, модель равновесия X. «придала более конкретный характер |

|уравнениям, включенным в систему, и сделала возможным изучение эффектов, возникающих |

|внутри системы под воздействием импульсов, поступающих извне». |

|В «Теории экономической истории» ("A Theory of Economic History", 1969) X. применил |

|свои теории к анализу экономической истории, предлагая тем самым новый взгляд на |

|экономическую действительность. Например, он обратил внимание на последовательность |

|событий, благодаря которым распространение новой технологии вело к экономическому |

|росту. Он развил эту идею в книге «Капитал и время» ("Capital and Time", 1973). В книге|

|«Причинность в экономике» ("Causality in Economics", 1979) он исследовал динамику |

|последовательности экономических процессов, различие между экономическими запасами и |

|потоками и проблему выявления причинной зависимости между экономическими переменами. |

|После выхода в 1965 г. в отставку X. был почетным профессором Ол-Соулз-колледжа в |

|Оксфорде. Помимо Нобелевской премии, он получил много почетных званий и наград. X. |

|являлся членом Британской академии наук, Шведской королевской академии наук, |

|Национальной академии наук Италии и членом Американской академии наук и искусств. Ему |

|были присуждены многие почетные ученые степени. С 1960 по 1962 г. он был президентом |

|Королевского экономического общества, а в 1964 г. был возведен в дворянское звание. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. |

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

|ШУЛЬЦ (Schultz), Теодор |

|род. 30 апреля 1902 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.совместно с У. Артуром Льюисом |

|Американский экономист Теодор Уильям Шульц, сын Анны Элизабет (в девичестве Вейсс) |

|Шульц и Генри Эдварда Шульца, родился и получил воспитание на ферме недалеко от |

|Арлингтона (штат Южная Дакота). Из-за острой нехватки рабочей силы во время первой |

|мировой войны он в основном работал на семейной ферме, а не посещал школу, но в 1921 г.|

|поступил на краткосрочные агрокультурные курсы при колледже штата Южная Дакота. Во |

|время начавшейся в 1920 г. экономической депрессии резко упали цены на |

|сельскохозяйственные продукты, обанкротились банки и многие фермеры оказались под |

|угрозой закрытия своих ферм. В надежде разобраться в глубинных причинах этих |

|экономических потрясений, Ш. в 1924 г. вернулся в колледж и в 1926 г. окончил его, |

|получив степень бакалавра наук. Продолжая учебу в Висконсинском университете в качестве|

|аспиранта, он получил степень магистра в 1928 г. и доктора наук по специальности |

|экономика сельского хозяйства в 1930 г. |

|Висконсинский университет в те времена был знаменит не только своим экономическим |

|факультетом, но и своей межфакультетской организацией исследований социальных проблем. |

|Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали |

|проекты аграрного законодательства, что позднее, в период Великой депрессии 30-х гг., |

|легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. всегда признавал свой |

|«большой интеллектуальный долг» перед университетскими профессорами. |

|В 1930 г. Шульц начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова |

|(ныне университет штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее чем четырех лет он был |

|назначен руководителем новой по замыслу кафедры экономической социологии. В ее учебный |

|план входили курсы общей политэкономии, экономики сельского хозяйства и сельской |

|социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами|

|и специалистами в области статистики, в изучении программ развития фермерского |

|хозяйства в русле Нового курса. |

|С началом второй мировой войны эти ученые приступили к проведению серии исследовании, |

|получившей название «Серии продовольственной и сельскохозяйственной политики военного |

|времени», перед которой, согласно традициям Висконсинского университета, была |

|поставлена задача определить, каким образом правительственная политика может повлиять |

|на сельскохозяйственное производство в национальных интересах. В 1943 г., однако, |

|администрация колледжа поддалась политическому нажиму и отозвала свой доклад, который |

|вызвал негодование представителей молочной промышленности штата Айова из-за |

|рекомендаций заменять сливочное масло, ставшее дефицитным, маргарином. В знак протеста |

|Ш. и несколько его коллег ушли в отставку. В этом же году он поступил на должность |

|профессора экономической кафедры Чикагского университета. В 1946 г. он там же стал |

|заслуженным профессором, в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой, а в 1972 г. стал |

|почетным профессором. |

|В начальный период своей работы в Чикаго Ш. увлекся общемировыми сельскохозяйственными |

|проблемами. «Продовольствие для мира» ("Food for the World", 1945) – сборник |

|материалов, представленных для организованной им конференции, – обратил внимание на |

|факторы снабжения продуктами питания, сельскохозяйственную рабочую силу, технологию, |

|квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После второй мировой |

|войны Ш. включился в изучение широкого круга проблем экономического развития. Его |

|интерес к этим проблемам был вызван промышленным возвышением Западной Германии в |

|результате получения ею финансовой и материальной помощи по «плану Маршалла» |

|(названного по имени Джорджа Маршалла). |

|В 50-е гг., когда Ш. руководил «Технической помощью Латинской Америке» – проектом, |

|охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство и |

|другие отрасли экономики, – он начал исследовать то, что он называл «человеческим |

|капиталом». Согласно этой концепции, образовательный уровень населения определяет его |

|способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для |

|структурной перестройки. Несмотря на то что стоимость земли и оборудования |

|рассчитывалась с большой точностью, мало что было известно относительно ценности |

|человеческого капитала. |

|В статье «Создание капитала образованием» ("Capital Formation by Education"), |

|опубликованной в «Джорнэл оф политикал экономи» ("Journal of Political Economy", 1960),|

|Ш. представил оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование, равно как |

|и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость, хорошо |

|знакомая фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут |

|пополнять семейные доходы в возможно более раннем возрасте, игнорировалась |

|экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена |

|ими спорной. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а |

|сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их уточнить, тем не менее его |

|концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что |

|капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человеческий капитал) |

|являются решающим фактором. По сути дела, Ш. приобрел славу отца революции вложений в |

|человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкий смысл: к ним относились |

|вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также |

|капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки. |

|На междисциплинарных симпозиумах и круглых столах, в своих докладах Ш. продолжал |

|выступать с доказательством того, что для слаборазвитых стран инвестиции в человеческий|

|капитал и сельское хозяйство важнее, чем капиталовложения в машины и заводы. Он |

|призывал других ученых отказаться оттого, что он считал «интеллектуальными ошибками» |

|традиционных экономистов, особенно от их стремления учесть стоимость земли, вместо того|

|чтобы делать упор на «качество человека как участника производства». Выступая против |

|традиционного подхода к экономическим отношениям, Ш. стремился к тому, чтобы были |

|приняты во внимание люди, действующие за кулисами математических формул экономистов. |

|Его первой публикацией на тему человеческого капитала была работа «Возникающая |

|экономическая сцена и школьное образование» ("The Emerging Economic Scene and Its |

|Relation to High School Education"), опубликованная в сборнике «Школа в новой эре» |

|("The High School in a New Era" 1958). В 60-х гг. он основал при Чикагском университете|

|Центр сравнительного образования. Первый организованный им симпозиум провел обсуждение |

|проблем, связанных со школьным обучением, капиталовложениями в образование и |

|здравоохранение, а также с учебой на рабочих местах. |

|В своей книге «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» ("Transforming Traditional |

|Agriculture"), опубликованной в 1964 г., Ш. утверждал, что даже в примитивном хозяйстве|

|фермеры действуют рационально и используют свои ресурсы эффективно в пределах той |

|информации, которая им доступна. Он подчеркивал важность проблемы, связанной с |

|деятельностью в условиях несбалансированности, риска и неопределенности, обычных при |

|применении новых методов хозяйствования даже тогда, когда преимущества этих методов |

|продемонстрированы. Исследования в этой области были вызваны так называемой «зеленой |

|революцией» – попытками увеличить сельскохозяйственное производство при помощи |

|применения генной инженерии и других технологических методов, частично разработанных |

|Норманом Борлоугом. Там, где не преуспели займы и субсидии, гибридные семена и новая |

|технология агрокультуры обеспечивали повышение урожаев, особенно в Индии, Пакистане и |

|на Филиппинах. |

|Позднее Ш. проявил особенно большой интерес к образованию женщин и к высшему |

|образованию молодежи, которая могла бы применить свои знания в наиболее подходящей с |

|культурной точки зрения форме для улучшения условий здравоохранения, благосостояния и |

|экономического процветания народов «третьего мира». Короче говоря, Ш. с оптимизмом |

|относился к возможностям развития бедных аграрных народов. «Бедные народы, живущие в |

|странах с низким уровнем доходов, не являются заложниками, скованными железными |

|обручами равновесия нищеты, которую экономисты не способны разрушить», – писал он. |

|Его стратегия, исходя из этого, состояла в том, чтобы выправить возникающие повсюду |

|перекосы и сосредоточить внимание на возможных выборах и доступной информации. Его |

|главной заботой было определить политику, которая могла бы способствовать расширению |

|скрытых в сельском хозяйстве возможностей и использованию их. Это и стало составной |

|частью его стратегии динамического роста. В своих исследованиях динамического развития |

|Ш. внимательно относился к проблемам справедливости – к структуре заработков и их |

|возрастающей неравномерности, что также включалось в понятие динамического развития. |

|Ш. получил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. Артуром Льюисом |

|«за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам |

|развивающихся стран». В речи при презентации лауреатов Эрик Лундберг, член Шведской |

|королевской академии наук, назвал Ш. «первым ученым, обобщившим анализ воздействия |

|инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Ш. и его ученики |

|показали, что американская экономика в течение длительного времени получала более |

|высокий доход от «человеческого капитала», чем от вещественного капитала». |

|Как и Льюис, Ш. сочетал преподавание и научную работу с практическими исследованиями. |

|Где бы он ни был, работая по заданиям или проводя симпозиумы, он посещал фермы. «На |

|протяжении ряда лет я часто посещал многие страны с низким доходом, – вспоминал он в |

|своем автобиографическом очерке. – Чтобы узнать то, что я хотел знать, я ездил в |

|сельскую местность и посещал сами фермы». |

|В 1930 г. Ш. женился на Эстер Флоренс Верт. У них две дочери и сын. Коллега Ш. по |

|Йельскому университету описывал его как «свободного в своих убеждениях идеалиста, |

|общительного энтузиаста, который никогда не утомляется от преподавательской |

|деятельности». Когда в возрасте 77 лет он получил Нобелевскую премию, он все еще |

|ежедневно ходил пешком в Чикагский университет. |

|Кроме Нобелевской премии, Ш. был удостоен в 1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера, |

|присуждаемой Американской экономической ассоциацией, и в 1976 г. медали Леонарда |

|Элмхерста Международной сельскохозяйственной экономической ассоциации. Он является |

|членом Американской экономической ассоциации и американской Национальной академии наук,|

|членом-основателем Национальной академии образования и членом Американского |

|философского общества, а также Американской академии наук и искусств. Он занимал посты |

|директора и вице-президента Национального бюро экономических исследований, управляющего|

|Международным центром исследований проблем развития в Канаде, попечителя Совета по |

|народонаселению при Институте текущих мировых проблем и Международной службы |

|сельскохозяйственного развития. Он получил почетные ученые степени от Гриннелл-колледжа|

|и колледжа штата Южная Дакота, университетов Иллинойского, Висконсинского, Дижонского, |

|Чилийского католического, университетов штатов Мичиган и Северная Каролина. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. |

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

|ЭРРОУ (Arrow), Кеннет |

|род. 23 августа 1921 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1972 г.совместно с Джоном Хиксом |

|Американский экономист Кеннет Джозеф Эрроу родился в Нью-Йорке, в семье Гарри Эрроу и |

|Лилиан (урожденной Гринберг) Эрроу. Учился в Нью-Йорк-Сити-колледже, в 1940 г. закончил|

|его со степенью по социальным наукам, специализируясь по общим вопросам математики. |

|Позже ученый говорил, что своим образованием, полученным в колледже, он «всецело обязан|

|существованию этого прекрасного, свободного заведения, а также финансовым жертвам моих |

|родителей». |

|Поступив в 1940 г. в Колумбийский университет, Э. начинает учебу в области математики и|

|в следующем году получает степень магистра. Затем по совету Гарольда Хоутлинга, |

|специалиста по статистике и математической экономике, он обращается к экономике. Вторая|

|мировая война прервала учебу Э. в университете: с 1942 по 1946 г. он служил офицером |

|метеослужбы в американских ВВС, откуда ушел в запас в звании капитана. Он продолжил |

|учебу в Колумбийском университете с 1946 по 1949 г., одновременно сотрудничая в |

|качестве младшего исследователя и ассистент-профессора в Комиссии Коулса по |

|экономическим исследованиям в Чикагском университете. Здесь (и многие годы в «Рэнд |

|корпорейшн»), работая с Тьяллингом Купмансом и многими другими экономистами с |

|математическим уклоном, Э. продолжает исследования в областях, представляющих для него |

|интерес, – общей теории равновесия, математического программирования и экономики |

|благосостояния. |

|С 1949 г. Э. исполняет обязанности ассистент-профессора экономики в Станфордском |

|университете, где становится затем профессором экономики, статистики и операционных |

|исследований; здесь ученый остается до 1968 г., после чего переходит на должность |

|преподавателя в Гарвардский университет. С 1974 по 1979 г. он был профессором |

|Университета Джеймса Брайана Конанта в Гарварде. С 1980 г. он профессор экономики и |

|профессор операционных исследований в Станфорде. |

|Докторская диссертация Эрроу под названием «Социальный выбор и индивидуальные ценности»|

|("Social Choice and Individual Values") была опубликована в 1951 г. В ней, основываясь |

|на предыдущих работах Пола Сэмюэлсона и экономиста из Гарварда Абрама Бергсона, Э. |

|сделал попытку установить условия (если таковые существуют), при которых групповые |

|решения могут быть выведены рациональным или демократическим путем из индивидуальных |

|предпочтений. Э. считал, что демократическая «социальная функция благосостояния», |

|осуществляющая связь между индивидуальными предпочтениями и социальным выбором, должна |

|соответствовать четырем требованиям: переходности (если социальный выбор А |

|предпочтительнее, чем выбор Б, а выбор Б – выбора В, то выбор А предпочтительнее, чем |

|выбор В); |

|эффективности Парето (альтернативное решение не может быть выбрано, если при этом |

|существует другая реализуемая альтернатива, улучшающая жизнь некоторым членам общества |

|и никому не ухудшающая); отсутствию диктатуры (социальный выбор не делается одним |

|человеком); независимости посторонних альтернатив (выбор между А и Б остается |

|неизменным, если вводится третий, логически допустимый, но неосуществимый вариант В). |

|Э. доказал, что четыре условия находятся в противоречии; таким образом, ни одна |

|социальная схема благосостояния не может соответствовать всем требованиям одновременно.|

| |

|Простейший пример «теоремы невозможности» Э. известен как парадокс Кондорсе, названный |

|по имени известного французского математика, жившего в XVIII в. Он связан с выбором по |

|принципу большинства – широко используемым методом социального выбора в демократических|

|обществах и малых группах. Предположим, имеются три кандидата на выборную должность: |

|Адаме (А), Смит (С) и Джонс (Д). Треть избирателей расположили их следующим образом: А,|

|С, Д; другая треть – С, Д, А; и оставшиеся избиратели – Д, А, С. Таким образом, |

|большинство отдает предпочтение А перед С, С перед Д, и – казалось бы, иррационально – |

|Д перед А. Но это нарушает переходность, первое из условий Э. Тем самым Э. как бы |

|доказал – или вновь открыл, – что принятие демократического решения в традиционном |

|понимании невозможно в принципе. |

|Немногие диссертации по экономике вызывали такой поток комментариев экономистов, |

|философов и ученых-политиков, как диссертация Э. Некоторые критики осуждали |

|ограничительный характер предположения о независимости посторонних альтернатив; другие,|

|в том числе политэконом Гордон Таллок, выступили против переходности. И хотя в процессе|

|расширения первоначального анализа Э. был достигнут значительный прогресс, смысл и |

|значение теоремы осознаны еще не полностью. |

|В начале 50-х гг. Э. внес существенный вклад во многие другие направления экономической|

|теории. Его работа «Расширение базовых теорем классической экономики благосостояния» |

|("An Extension of the Basic Theorems of Classical Welfare Economics", 1951) показала не|

|только то, что равновесие на конкурентном рынке является Парето-эффективным, но и то, |

|что любое Парето-эффективное распределение может быть осуществлено рыночными силами. |

|Становились ясными осложнения, связанные с проведением политики: правительствам, |

|стремящимся к перераспределению дохода, не следует прямо вмешиваться (например, через |

|контроль над ценами) в функционирование рыночного механизма. Им скорее следует |

|использовать другие средства (а именно налоги общего характера, трансферты), давая |

|возможность рыночным силам действовать свободно. |

|Продолжил это направление Э. тремя годами позже, когда работал вместе с Джерардом Дебре|

|над знаменитым доказательством существования конкурентного равновесия в абстрактной |

|многорыночной модели экономики. Их работа не только заполнила пробел в общей теории |

|равновесия, но и стала первой, где к экономическому анализу были применены обобщенные |

|теория и топология. Работая над этой темой, оба экономиста показали, как их модель |

|может быть применена и к «неопределенному обществу» путем введения будущих рынков и |

|страхования. Другие работы Э. внесли значительный вклад в теорию оптимальных запасов, |

|анализ стабильности рыночных моделей, математическое программирование и теорию |

|статистических решений. |

|Продолжив работу над проблемами общего равновесия, Э. суммировал полученные результаты |

|в работе «Общие конкурентные анализы» ("General Comretiti ve Analysis", 1971), |

|написанной совместно с английским экономистом Фрэнком Ханом. Тем не менее большая часть|

|его исследований в эти десятилетия связана с экономическим ростом и распределением, |

|экономикой неопределенности и политическими проблемами. В работе 1961 г. «Замена |

|капитала трудом и экономическая эффективность» ("Capital-Labor Substitution and |

|Economic Efficiency") Э. и другие показали, как измеряется введенная Джоном Хиксом |

|категория «эластичности субституции» труда и капитала. |

|В работе «Экономический смысл познания через практику» ("The Economic Implication of |

|Learning by Doing", 1962) Э. предположил, что производство становится более эффективным|

|по мере роста общего выпуска продукции, т. к. рабочая сила приобретает опыт. В статье |

|на эту тему доказывалось, что рыночная экономика имеет тенденцию недовкладывать |

|средства в исследования и разработки из-за некоммерческого характера нововведений в |

|этой области. Его работа «Очерки по теории принятия рискованных решений» ("Essays on |

|the Theory of Risk Bearing", 1963), представляющая собой лекции в память Ерьо |

|Йонассена, до сих пор остается одним из лучших введений в экономику неопределенности. |

|Эта работа Э. значительно расширила наше понимание как возможностей, так и |

|ограниченности рыночного механизма. |

|Соответствующие критерии для государственных инвестиций – таков предмет книги Э. |

|«Государственные инвестиции, норма прибыли и оптимальная налоговая политика» ("Public |

|Investment, the Rate of Return, and Optimal Fiscal Policy", 1970), написанной совместно|

|с экономистом Мордекаи Курцем. Кроме того, усилия ученого были направлены на |

|исследования в разных областях, таких, как экономическое развитие и кризис урбанизации,|

|проблемы науки управления, а также экономика дискриминации. |

|В 1972 г. Э. получил совместно с Джоном Хиксом Премию памяти Нобеля по экономике за |

|«новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». |

|Техническое оформление исследований Э. делает их трудными для восприятия даже для |

|экономистов. Многие, в том числе Саймон Кузнец, Василий Леонтьев и Гуннар Мюрдаль, |

|открыто осудили математическую сложность, свойственную работам Э., Дебре, Сэмюэлсона и |

|многих других теоретиков экономики периода после второй мировой войны. В то же время Э.|

|в работе всегда исходил из интереса к основным экономическим вопросам и насущным |

|социальным проблемам. |

|Источником его приверженности моделированию процессов конкурентного равновесия служит, |

|как показала его Нобелевская лекция, не увлечение высшей математикой, а стремление |

|понять, как постигается равновесие между количеством товаров и услуг, которое одни |

|готовы продать, и количеством, которое другие хотят купить. Он отмечал, что «этот опыт |

|равновесия настолько распространен, что в умах у неспециалистов не возникает |

|беспокойства... Парадоксальный результат таков, что они не представляют себе прочность |

|системы и не склонны доверяться ей при каком-либо значительном отклонении от нормальных|

|условий». |

|Э. обладает ценным даром подходить с глубокой теоретической проницательностью к |

|вопросам, имеющим отношение к социальной и политической жизни. Он является одним из |

|наиболее влиятельных популяризаторов экономики, им написан целый ряд понятных и |

|доступных работ по теории экономики. |

|В 1947 г. Э. женился на Селме Швейцар, у них двое сыновей. |

|Кроме Нобелевской премии, Э. удостоен многих званий и наград, в том числе звания члена |

|Совета в Центре фундаментальных исследований в области наук о поведении, в |

|Исследовательском центре социальных наук и в Фонде Гуггенхейма. Он – член американской |

|Национальной академии наук. Американского философского общества. Финской академии наук |

|и Британской академии наук, действительный член Американской академии наук и искусств, |

|а также Эконометрического общества. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. |

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

|ХАЙЕК (Hayek), Фридрих фон |

|род. 8 мая 1899 г. |

|Премия памяти Нобеля по экономике, 1974 г.совместно с Гуннаром Мюрдалем |

|Английский экономист Фридрих Август фон Хайек родился в Вене. Он был сыном Августа фон |

|Хайека, сотрудника местных огранов здравоохранения и по совместительству профессора |

|биологии Венского университета, и Фелиситас (урожденной Юрашек) фон Хайек. Его дед по |

|материнской линии был профессором публичного права Венского университета и |

|руководителем Центрального статистического управления Австрии. В 1917 г., после |

|окончания школы, X. был призван в австрийскую армию и служил артиллерийским офицером на|

|итальянском фронте. |

|Вернувшись в 1918 г. после заключения мира в Вену, X. поступил в Венский университет, |

|где изучал право, экономику, философию и психологию. Хотя первоначально он был увлечен |

|идеями социализма и национализма, которые были наиболее популярными идейными течениями |

|в послевоенной Вене, впоследствии он стал их яростным противником. Первым шагом X. на |

|пути борьбы против этих идеологий, которая стала делом всей его жизни, была организация|

|Ассоциации демократических студентов в университете. |

|После получения в 1921 г. в Венском университете степени доктора права X. начал |

|работать в Австрийском бюро урегулирования военных претензий, которым в то время |

|руководил экономист Людвиг фон Мизес. Одновременно он возобновил свои занятия в Венском|

|университете и в 1923 г. получил докторскую степень по экономике. После завершения |

|своей диссертации X. провел год в США в качестве исследователя-ассистента Джереми |

|Дженкса в Нью-Йоркском университете. Он также прослушал курс лекций по экономическому |

|циклу, который в Колумбийском университете читали Уэсли Митчелл и Джон Кларк, а также |

|участвовал в сборе статистического материала для журнала «Бизнес анналз» ("Business |

|Annals"). |

|Вернувшись в Австрию на государственную службу в 1924 г., X. стал членом частного |

|семинара Мизеса, войдя тем самым в избранную группу влиятельных экономистов и |

|философов, которые встречались несколько раз в месяц для дискуссий по текущим |

|экономическим проблемам. Находясь под впечатлением эмпирических исследований |

|экономического цикла, которые в то время проводились в Соединенных Штатах, X. в 1927 г.|

|убедил австрийское правительство создать институт для проведения подобных исследований |

|в Австрии. |

|На протяжении 20-х гг. X. опубликовал большое число статей по торговому циклу, |

|монетарной теории и экономической политике. В 1929 г. он приступил к чтению лекций в |

|Венском университете, а на следующий год был приглашен прочитать четыре лекции в |

|Лондонской школе экономики (ЛШЭ). Эти лекции, опубликованные в 1931 г. под названием |

|«Цены и производство» ("Prices and Production"), послужили основой для зачисления X. на|

|должность приглашенного профессора в ЛШЭ, где затем он был назначен профессором |

|экономики и статистики. |

|В Лондоне X. был инициатором одной из наиболее продолжительных экономических дискуссий |

|30-х гг. В 1930 г. Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою работу «Трактат о деньгах» |

|("Treatise on Money"), рецензию на которую X. написал для журнала «Экономика» |

|("Economica"). В ответ на это Кейнс попросил итальянского экономиста марксистского |

|толка Пьеро Сраффа написать для журнала «Экономик джорнэл» ("Economic Journal"), |

|который редактировал Кейнс, рецензию на книгу X. «Цены и производство». Последовала |

|длительная и сердитая полемика в форме целой серии комментариев, ответов и заявлений. В|

|конечном счете каждая сколько-нибудь значительная личность в британской экономической |

|науке приняла участие в этом споре. |

|По существу, теория торгового цикла X. основывалась на австрийской теории капитала. |

|Согласно X., существует равновесная структура образования капитала. В период |

|экономического подъема (как это было в конце 20-х гг.) происходит принудительное |

|сбережение, обусловленное кредитной экспансией (даже при условии неизменности уровня |

|цен), что ведет к увеличению запасов капитала сверх желаемых размеров. Рано или поздно |

|это перенакопление капитала по сравнению с добровольными сбережениями приводит к |

|кризису. Концепция X. предвосхитила монетаристское объяснение Великой депрессии, данное|

|Милтоном Фридменом. |

|В то же время X. утверждал, что депрессии было свойственно чрезмерное потребление в |

|сочетании с неверной экономической политикой. Большая безработица была вызвана не |

|соответствующим потребностям совокупным спросом, как это утверждал Кейнс, а перекосами,|

|как упорно заявлял X., в относительных ценах. Эти перекосы в свою очередь образовались |

|из-за непредвиденных изменений в предложении денег, приведших к дисбалансу между |

|спросом и предложением рабочей силы в масштабах всей экономики. Только рыночный |

|механизм, заключал X., может исправить эту несбалансированность и вернуть систему в |

|состояние равновесия; экспансионистская же и интервенционистская политика привительства|

|не была необходимой или продуктивной. |

|Хотя большинство наблюдателей считает, что этот спор завершился в пользу кейнсианцев, |

|теории X. сыграли роль маяка для того развития макроэкономики, которое произошло почти |

|сорок лет спустя. Например, он считал, что экспансионистская фискальная и монетарная |

|политика может привести к расширению совокупного производства в краткосрочном плане, но|

|из-за ее воздействия на относительные цены в конечном счете произойдет рост и |

|безработицы, и инфляции. Этот вывод предвосхитил теорию Фридмена о «естественной норме»|

|безработицы и явил собой точное описание «стагфляции» 70-х гг. Утверждение X. о том, |

|что теория макроэкономических событий нуждается в микроэкономическом фундаменте, и |

|концентрация его внимания на трудностях установления различия между изменениями в |

|относительных и в абсолютных ценах (вызванных изменениями в предложении денег) |

|образовали сердцевину революции «рациональных ожиданий» в макроэкономике. |

|Другим существенным вкладом X. в экономическую теорию стала его книга «Чистая теория |

|капитала» ("The Pure Theory of Capital"), опубликованная в 1941 г. В ней, вместо того |

|чтобы определять капитал как осязаемый фактор, поддающийся измерению, X. стал |

|рассматривать длительность времени (или число промежуточных стадий или продуктов), |

|требуемого для превращения сырья в готовый товар. Это было сделано в соответствии с |

|ранней австрийской теорией капитала. Согласно X., снижение процентной ставки (или |

|повышение производительности новых инвестиций) будет удлинять период производства: |

|фирмы будут применять более окольные технологические приемы и прибегать к большему |

|разделению труда. Повышение процентной ставки будет приводить к уменьшению |

|промежуточных стадий развития и к выпуску менее сложных продуктов. Неортодоксальное для|

|своего времени и часто трудное для понимания, новое восстановление X. в правах теории |

|классической интерпретации капитала с большими трудностями внедрялось в современный |

|экономический анализ. |

|В то время как к монетарной политэкономии X. подтолкнуло его сопротивление |

|кейнсианству, он обратил внимание и на политэкономию социализма. Его критика социализма|

|основывается не на вере в эффективность капитализма (которую подчеркивает |

|неоклассическая политэкономия благосостояния), а на убеждении, что централизованное |

|социалистическое планирование никогда не сможет реагировать так быстро, как рыночный |

|механизм, на постоянные колебания в уровнях спроса и предложения. Более того, согласно |

|X., при социализме отсутствует информация о предпочтениях потребителей и о коммерческой|

|производственной технологии, которая необходима для расчета равновесных цен и количеств|

|товаров. Главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены содержат в себе |

|всю информацию, необходимую для потребителей и фирм, чтобы принять рациональные |

|экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе. |

|Здесь и правительства не могут улучшить рыночные результаты, а понятия «рыночная |

|неудача» или «несовершенная конкуренция», с точки зрения X. (за исключением того, что |

|происходит по правительственным указам в случаях, когда правительства предоставляют |

|юридические права и власть профсоюзам), полностью лишены смысла. |

|Книга X. «Дорога к рабству» ("The Road to Serfdom", 1944) явилась его атакой на |

|социализм. Оперируя аргументами из области политики, X. адресовал ее обычному читателю.|

|Он утверждал, что демократические правительства, которые воспринимали такие |

|социалистические цели, как равное распределение дохода, и такую социалистическую |

|тактику вмешательства в рыночные отношения, как установление контроля над ценами, с |

|неизбежной обреченностью превращались в тоталитарные режимы. Точно так же любые попытки|

|ввести конкурентные рынки в тоталитарном государстве в конечном счете вызовут |

|политические потрясения, т. к. свобода выбора, лежащая в основе рынка, несовместима с |

|автократическими целями. |

|Советское вторжение в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 г., когда обе эти |

|страны совершили попытку экономической либерализации для перехода к рыночным |

|отношениям, казалось, оправдало мрачное видение X. Многие из его более поздних работ по|

|политической философии и теории права, опубликованные в виде книг – «Конституция |

|свободы» ("Constitution of Liberty", 1960), трехтомное издание «Право, законодательство|

|и свобода» ("Law, Legislation, and Liberty, 1972), – отточили его аргументы в пользу |

|того, что с тоталитаризмом можно бороться, только осуществляя опору на свободные рынки |

|и юридически закрепленные ограничения государственного вмешательства в экономику. |

|Успех и популярность его книги «Дорога к рабству» привела к тому, что X. получил |

|несколько приглашений посетить США в послевоенные годы. В 1950 г. X. ушел со своего |

|поста в ЛШЭ и занял пост профессора по социальным наукам и морали Чикагского |

|университета, на котором оставался до 1962 г. |

|Годы, проведенные в Чикаго, были для X. в высшей степени продуктивными. Он вел |

|междисциплинарный семинар, в состав участников которого входили Джордж Стиглер и Милтон|

|Фридмен. Он также опубликовал большое количество книг, статей, брошюр по истории |

|общественной мысли, теории права, научной методологии и даже по психологии. В 1963 г. |

|он вернулся в Европу, чтобы занять пост профессора экономической политики во |

|Фрейбургском университете (Западная Германия). Выйдя на пенсию в 1968 г., он перешел в |

|Зальцбургский университет, где провел девять лет, полных разочарования. В этом |

|университете не только отсутствовала специальная программа по экономическим наукам и не|

|присваивались соответствующие степени, но и мало кто из его сотрудников или студентов |

|проявлял интерес к экономическим взглядам X. или его политической философии. В 1977 г. |

|он вернулся во Фрейбург и уже больше не покидал его. |

|X. разделил Премию памяти Нобеля 1974 г. по экономике с Гуннаром Мюрдалем «за |

|основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ |

|взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». В своей |

|Нобелевской лекции X. бросил в адрес экономистов упрек в некритическом восприятии |

|«наукообразности» (под этим словом он понимал грубые, базирующиеся на некорректных или |

|не относящихся к существу дела исходных предположениях, на базе которых строились |

|эконометрические модели, выражаемые только в количественных измерениях) и в стремлении |

|предсказывать последствия экспансионистской монетарной и фискальной политики на основе |

|того, что он называл «претензией на знание». |

|В 1926 г. X. женился на Элен фон Фритч. У них есть сын и дочь. После развода с первой |

|женой он в 1950 г. женился на Хелене Виттерлич. В 1938 г. он получил британское |

|гражданство. |

|Кроме Нобелевской премии, X. получил много других наград, включая медаль за достижения |

|в науках и искусстве от австрийского правительства (1976). Он является членом |

|Британской академии, Австрийской академии наук. Аргентинской академии экономических |

|наук. Ему присвоено также большое число почетных ученых степеней и званий. |

|Источник информации: |

|Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. |

|© The H.W. Wilson Company, 1987 |

|© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 |

|Дата публикации: |

|4 ноября 1999 года |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.