|
Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)|прикладной экономике». Продолжая работу, начатую во время второй мировой войны, они | |выполняли функции советников британского правительства по вопросам налоговой политики. | |Они также оказывали помощь официальным кругам некоторых бывших членов Британского | |содружества наций, например Индии и Ямайке, в урегулировании экономических проблем, | |возникших в связи с приобретением независимости. | |X. продолжал интенсивно содействовать развитию экономической теории, хотя многое из | |того, что он сделал после его «Стоимости и капитала», еще предстоит полностью включить | |в основной поток экономической мысли. В его книге 1965 г. «Капитал и рост» ("Capital | |and Growth") использовалось понятие сравнительной динамики для изучения стабильного и | |оптимального пути развития. В этой книге он ввел концепцию рынков «фиксированной цены» | |и «гибкой цены», различие между которыми оказалось продуктивным в макроэкономике. | |X. разделил Премию памяти Нобеля за 1972 г. по экономике с Кеннетом Эрроу «за | |новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». В своей речи при | |презентации лауреатов Рагнар Бентцель, член Шведской королевской академии наук, заявил,| |что книга «Стоимость и капитал» «вдохнула свежую жизнь в теорию всеобщего равновесия». | |Более того, сказал Бентцель, модель равновесия X. «придала более конкретный характер | |уравнениям, включенным в систему, и сделала возможным изучение эффектов, возникающих | |внутри системы под воздействием импульсов, поступающих извне». | |В «Теории экономической истории» ("A Theory of Economic History", 1969) X. применил | |свои теории к анализу экономической истории, предлагая тем самым новый взгляд на | |экономическую действительность. Например, он обратил внимание на последовательность | |событий, благодаря которым распространение новой технологии вело к экономическому | |росту. Он развил эту идею в книге «Капитал и время» ("Capital and Time", 1973). В книге| |«Причинность в экономике» ("Causality in Economics", 1979) он исследовал динамику | |последовательности экономических процессов, различие между экономическими запасами и | |потоками и проблему выявления причинной зависимости между экономическими переменами. | |После выхода в 1965 г. в отставку X. был почетным профессором Ол-Соулз-колледжа в | |Оксфорде. Помимо Нобелевской премии, он получил много почетных званий и наград. X. | |являлся членом Британской академии наук, Шведской королевской академии наук, | |Национальной академии наук Италии и членом Американской академии наук и искусств. Ему | |были присуждены многие почетные ученые степени. С 1960 по 1962 г. он был президентом | |Королевского экономического общества, а в 1964 г. был возведен в дворянское звание. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | |ШУЛЬЦ (Schultz), Теодор | |род. 30 апреля 1902 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.совместно с У. Артуром Льюисом | |Американский экономист Теодор Уильям Шульц, сын Анны Элизабет (в девичестве Вейсс) | |Шульц и Генри Эдварда Шульца, родился и получил воспитание на ферме недалеко от | |Арлингтона (штат Южная Дакота). Из-за острой нехватки рабочей силы во время первой | |мировой войны он в основном работал на семейной ферме, а не посещал школу, но в 1921 г.| |поступил на краткосрочные агрокультурные курсы при колледже штата Южная Дакота. Во | |время начавшейся в 1920 г. экономической депрессии резко упали цены на | |сельскохозяйственные продукты, обанкротились банки и многие фермеры оказались под | |угрозой закрытия своих ферм. В надежде разобраться в глубинных причинах этих | |экономических потрясений, Ш. в 1924 г. вернулся в колледж и в 1926 г. окончил его, | |получив степень бакалавра наук. Продолжая учебу в Висконсинском университете в качестве| |аспиранта, он получил степень магистра в 1928 г. и доктора наук по специальности | |экономика сельского хозяйства в 1930 г. | |Висконсинский университет в те времена был знаменит не только своим экономическим | |факультетом, но и своей межфакультетской организацией исследований социальных проблем. | |Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали | |проекты аграрного законодательства, что позднее, в период Великой депрессии 30-х гг., | |легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. всегда признавал свой | |«большой интеллектуальный долг» перед университетскими профессорами. | |В 1930 г. Шульц начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова | |(ныне университет штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее чем четырех лет он был | |назначен руководителем новой по замыслу кафедры экономической социологии. В ее учебный | |план входили курсы общей политэкономии, экономики сельского хозяйства и сельской | |социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами| |и специалистами в области статистики, в изучении программ развития фермерского | |хозяйства в русле Нового курса. | |С началом второй мировой войны эти ученые приступили к проведению серии исследовании, | |получившей название «Серии продовольственной и сельскохозяйственной политики военного | |времени», перед которой, согласно традициям Висконсинского университета, была | |поставлена задача определить, каким образом правительственная политика может повлиять | |на сельскохозяйственное производство в национальных интересах. В 1943 г., однако, | |администрация колледжа поддалась политическому нажиму и отозвала свой доклад, который | |вызвал негодование представителей молочной промышленности штата Айова из-за | |рекомендаций заменять сливочное масло, ставшее дефицитным, маргарином. В знак протеста | |Ш. и несколько его коллег ушли в отставку. В этом же году он поступил на должность | |профессора экономической кафедры Чикагского университета. В 1946 г. он там же стал | |заслуженным профессором, в 1952 г. был назначен заведующим кафедрой, а в 1972 г. стал | |почетным профессором. | |В начальный период своей работы в Чикаго Ш. увлекся общемировыми сельскохозяйственными | |проблемами. «Продовольствие для мира» ("Food for the World", 1945) – сборник | |материалов, представленных для организованной им конференции, – обратил внимание на | |факторы снабжения продуктами питания, сельскохозяйственную рабочую силу, технологию, | |квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После второй мировой | |войны Ш. включился в изучение широкого круга проблем экономического развития. Его | |интерес к этим проблемам был вызван промышленным возвышением Западной Германии в | |результате получения ею финансовой и материальной помощи по «плану Маршалла» | |(названного по имени Джорджа Маршалла). | |В 50-е гг., когда Ш. руководил «Технической помощью Латинской Америке» – проектом, | |охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство и | |другие отрасли экономики, – он начал исследовать то, что он называл «человеческим | |капиталом». Согласно этой концепции, образовательный уровень населения определяет его | |способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для | |структурной перестройки. Несмотря на то что стоимость земли и оборудования | |рассчитывалась с большой точностью, мало что было известно относительно ценности | |человеческого капитала. | |В статье «Создание капитала образованием» ("Capital Formation by Education"), | |опубликованной в «Джорнэл оф политикал экономи» ("Journal of Political Economy", 1960),| |Ш. представил оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование, равно как | |и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость, хорошо | |знакомая фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут | |пополнять семейные доходы в возможно более раннем возрасте, игнорировалась | |экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена | |ими спорной. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а | |сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их уточнить, тем не менее его | |концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что | |капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человеческий капитал) | |являются решающим фактором. По сути дела, Ш. приобрел славу отца революции вложений в | |человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкий смысл: к ним относились | |вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также | |капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки. | |На междисциплинарных симпозиумах и круглых столах, в своих докладах Ш. продолжал | |выступать с доказательством того, что для слаборазвитых стран инвестиции в человеческий| |капитал и сельское хозяйство важнее, чем капиталовложения в машины и заводы. Он | |призывал других ученых отказаться оттого, что он считал «интеллектуальными ошибками» | |традиционных экономистов, особенно от их стремления учесть стоимость земли, вместо того| |чтобы делать упор на «качество человека как участника производства». Выступая против | |традиционного подхода к экономическим отношениям, Ш. стремился к тому, чтобы были | |приняты во внимание люди, действующие за кулисами математических формул экономистов. | |Его первой публикацией на тему человеческого капитала была работа «Возникающая | |экономическая сцена и школьное образование» ("The Emerging Economic Scene and Its | |Relation to High School Education"), опубликованная в сборнике «Школа в новой эре» | |("The High School in a New Era" 1958). В 60-х гг. он основал при Чикагском университете| |Центр сравнительного образования. Первый организованный им симпозиум провел обсуждение | |проблем, связанных со школьным обучением, капиталовложениями в образование и | |здравоохранение, а также с учебой на рабочих местах. | |В своей книге «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» ("Transforming Traditional | |Agriculture"), опубликованной в 1964 г., Ш. утверждал, что даже в примитивном хозяйстве| |фермеры действуют рационально и используют свои ресурсы эффективно в пределах той | |информации, которая им доступна. Он подчеркивал важность проблемы, связанной с | |деятельностью в условиях несбалансированности, риска и неопределенности, обычных при | |применении новых методов хозяйствования даже тогда, когда преимущества этих методов | |продемонстрированы. Исследования в этой области были вызваны так называемой «зеленой | |революцией» – попытками увеличить сельскохозяйственное производство при помощи | |применения генной инженерии и других технологических методов, частично разработанных | |Норманом Борлоугом. Там, где не преуспели займы и субсидии, гибридные семена и новая | |технология агрокультуры обеспечивали повышение урожаев, особенно в Индии, Пакистане и | |на Филиппинах. | |Позднее Ш. проявил особенно большой интерес к образованию женщин и к высшему | |образованию молодежи, которая могла бы применить свои знания в наиболее подходящей с | |культурной точки зрения форме для улучшения условий здравоохранения, благосостояния и | |экономического процветания народов «третьего мира». Короче говоря, Ш. с оптимизмом | |относился к возможностям развития бедных аграрных народов. «Бедные народы, живущие в | |странах с низким уровнем доходов, не являются заложниками, скованными железными | |обручами равновесия нищеты, которую экономисты не способны разрушить», – писал он. | |Его стратегия, исходя из этого, состояла в том, чтобы выправить возникающие повсюду | |перекосы и сосредоточить внимание на возможных выборах и доступной информации. Его | |главной заботой было определить политику, которая могла бы способствовать расширению | |скрытых в сельском хозяйстве возможностей и использованию их. Это и стало составной | |частью его стратегии динамического роста. В своих исследованиях динамического развития | |Ш. внимательно относился к проблемам справедливости – к структуре заработков и их | |возрастающей неравномерности, что также включалось в понятие динамического развития. | |Ш. получил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. Артуром Льюисом | |«за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам | |развивающихся стран». В речи при презентации лауреатов Эрик Лундберг, член Шведской | |королевской академии наук, назвал Ш. «первым ученым, обобщившим анализ воздействия | |инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Ш. и его ученики | |показали, что американская экономика в течение длительного времени получала более | |высокий доход от «человеческого капитала», чем от вещественного капитала». | |Как и Льюис, Ш. сочетал преподавание и научную работу с практическими исследованиями. | |Где бы он ни был, работая по заданиям или проводя симпозиумы, он посещал фермы. «На | |протяжении ряда лет я часто посещал многие страны с низким доходом, – вспоминал он в | |своем автобиографическом очерке. – Чтобы узнать то, что я хотел знать, я ездил в | |сельскую местность и посещал сами фермы». | |В 1930 г. Ш. женился на Эстер Флоренс Верт. У них две дочери и сын. Коллега Ш. по | |Йельскому университету описывал его как «свободного в своих убеждениях идеалиста, | |общительного энтузиаста, который никогда не утомляется от преподавательской | |деятельности». Когда в возрасте 77 лет он получил Нобелевскую премию, он все еще | |ежедневно ходил пешком в Чикагский университет. | |Кроме Нобелевской премии, Ш. был удостоен в 1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера, | |присуждаемой Американской экономической ассоциацией, и в 1976 г. медали Леонарда | |Элмхерста Международной сельскохозяйственной экономической ассоциации. Он является | |членом Американской экономической ассоциации и американской Национальной академии наук,| |членом-основателем Национальной академии образования и членом Американского | |философского общества, а также Американской академии наук и искусств. Он занимал посты | |директора и вице-президента Национального бюро экономических исследований, управляющего| |Международным центром исследований проблем развития в Канаде, попечителя Совета по | |народонаселению при Институте текущих мировых проблем и Международной службы | |сельскохозяйственного развития. Он получил почетные ученые степени от Гриннелл-колледжа| |и колледжа штата Южная Дакота, университетов Иллинойского, Висконсинского, Дижонского, | |Чилийского католического, университетов штатов Мичиган и Северная Каролина. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | |ЭРРОУ (Arrow), Кеннет | |род. 23 августа 1921 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1972 г.совместно с Джоном Хиксом | |Американский экономист Кеннет Джозеф Эрроу родился в Нью-Йорке, в семье Гарри Эрроу и | |Лилиан (урожденной Гринберг) Эрроу. Учился в Нью-Йорк-Сити-колледже, в 1940 г. закончил| |его со степенью по социальным наукам, специализируясь по общим вопросам математики. | |Позже ученый говорил, что своим образованием, полученным в колледже, он «всецело обязан| |существованию этого прекрасного, свободного заведения, а также финансовым жертвам моих | |родителей». | |Поступив в 1940 г. в Колумбийский университет, Э. начинает учебу в области математики и| |в следующем году получает степень магистра. Затем по совету Гарольда Хоутлинга, | |специалиста по статистике и математической экономике, он обращается к экономике. Вторая| |мировая война прервала учебу Э. в университете: с 1942 по 1946 г. он служил офицером | |метеослужбы в американских ВВС, откуда ушел в запас в звании капитана. Он продолжил | |учебу в Колумбийском университете с 1946 по 1949 г., одновременно сотрудничая в | |качестве младшего исследователя и ассистент-профессора в Комиссии Коулса по | |экономическим исследованиям в Чикагском университете. Здесь (и многие годы в «Рэнд | |корпорейшн»), работая с Тьяллингом Купмансом и многими другими экономистами с | |математическим уклоном, Э. продолжает исследования в областях, представляющих для него | |интерес, – общей теории равновесия, математического программирования и экономики | |благосостояния. | |С 1949 г. Э. исполняет обязанности ассистент-профессора экономики в Станфордском | |университете, где становится затем профессором экономики, статистики и операционных | |исследований; здесь ученый остается до 1968 г., после чего переходит на должность | |преподавателя в Гарвардский университет. С 1974 по 1979 г. он был профессором | |Университета Джеймса Брайана Конанта в Гарварде. С 1980 г. он профессор экономики и | |профессор операционных исследований в Станфорде. | |Докторская диссертация Эрроу под названием «Социальный выбор и индивидуальные ценности»| |("Social Choice and Individual Values") была опубликована в 1951 г. В ней, основываясь | |на предыдущих работах Пола Сэмюэлсона и экономиста из Гарварда Абрама Бергсона, Э. | |сделал попытку установить условия (если таковые существуют), при которых групповые | |решения могут быть выведены рациональным или демократическим путем из индивидуальных | |предпочтений. Э. считал, что демократическая «социальная функция благосостояния», | |осуществляющая связь между индивидуальными предпочтениями и социальным выбором, должна | |соответствовать четырем требованиям: переходности (если социальный выбор А | |предпочтительнее, чем выбор Б, а выбор Б – выбора В, то выбор А предпочтительнее, чем | |выбор В); | |эффективности Парето (альтернативное решение не может быть выбрано, если при этом | |существует другая реализуемая альтернатива, улучшающая жизнь некоторым членам общества | |и никому не ухудшающая); отсутствию диктатуры (социальный выбор не делается одним | |человеком); независимости посторонних альтернатив (выбор между А и Б остается | |неизменным, если вводится третий, логически допустимый, но неосуществимый вариант В). | |Э. доказал, что четыре условия находятся в противоречии; таким образом, ни одна | |социальная схема благосостояния не может соответствовать всем требованиям одновременно.| | | |Простейший пример «теоремы невозможности» Э. известен как парадокс Кондорсе, названный | |по имени известного французского математика, жившего в XVIII в. Он связан с выбором по | |принципу большинства – широко используемым методом социального выбора в демократических| |обществах и малых группах. Предположим, имеются три кандидата на выборную должность: | |Адаме (А), Смит (С) и Джонс (Д). Треть избирателей расположили их следующим образом: А,| |С, Д; другая треть – С, Д, А; и оставшиеся избиратели – Д, А, С. Таким образом, | |большинство отдает предпочтение А перед С, С перед Д, и – казалось бы, иррационально – | |Д перед А. Но это нарушает переходность, первое из условий Э. Тем самым Э. как бы | |доказал – или вновь открыл, – что принятие демократического решения в традиционном | |понимании невозможно в принципе. | |Немногие диссертации по экономике вызывали такой поток комментариев экономистов, | |философов и ученых-политиков, как диссертация Э. Некоторые критики осуждали | |ограничительный характер предположения о независимости посторонних альтернатив; другие,| |в том числе политэконом Гордон Таллок, выступили против переходности. И хотя в процессе| |расширения первоначального анализа Э. был достигнут значительный прогресс, смысл и | |значение теоремы осознаны еще не полностью. | |В начале 50-х гг. Э. внес существенный вклад во многие другие направления экономической| |теории. Его работа «Расширение базовых теорем классической экономики благосостояния» | |("An Extension of the Basic Theorems of Classical Welfare Economics", 1951) показала не| |только то, что равновесие на конкурентном рынке является Парето-эффективным, но и то, | |что любое Парето-эффективное распределение может быть осуществлено рыночными силами. | |Становились ясными осложнения, связанные с проведением политики: правительствам, | |стремящимся к перераспределению дохода, не следует прямо вмешиваться (например, через | |контроль над ценами) в функционирование рыночного механизма. Им скорее следует | |использовать другие средства (а именно налоги общего характера, трансферты), давая | |возможность рыночным силам действовать свободно. | |Продолжил это направление Э. тремя годами позже, когда работал вместе с Джерардом Дебре| |над знаменитым доказательством существования конкурентного равновесия в абстрактной | |многорыночной модели экономики. Их работа не только заполнила пробел в общей теории | |равновесия, но и стала первой, где к экономическому анализу были применены обобщенные | |теория и топология. Работая над этой темой, оба экономиста показали, как их модель | |может быть применена и к «неопределенному обществу» путем введения будущих рынков и | |страхования. Другие работы Э. внесли значительный вклад в теорию оптимальных запасов, | |анализ стабильности рыночных моделей, математическое программирование и теорию | |статистических решений. | |Продолжив работу над проблемами общего равновесия, Э. суммировал полученные результаты | |в работе «Общие конкурентные анализы» ("General Comretiti ve Analysis", 1971), | |написанной совместно с английским экономистом Фрэнком Ханом. Тем не менее большая часть| |его исследований в эти десятилетия связана с экономическим ростом и распределением, | |экономикой неопределенности и политическими проблемами. В работе 1961 г. «Замена | |капитала трудом и экономическая эффективность» ("Capital-Labor Substitution and | |Economic Efficiency") Э. и другие показали, как измеряется введенная Джоном Хиксом | |категория «эластичности субституции» труда и капитала. | |В работе «Экономический смысл познания через практику» ("The Economic Implication of | |Learning by Doing", 1962) Э. предположил, что производство становится более эффективным| |по мере роста общего выпуска продукции, т. к. рабочая сила приобретает опыт. В статье | |на эту тему доказывалось, что рыночная экономика имеет тенденцию недовкладывать | |средства в исследования и разработки из-за некоммерческого характера нововведений в | |этой области. Его работа «Очерки по теории принятия рискованных решений» ("Essays on | |the Theory of Risk Bearing", 1963), представляющая собой лекции в память Ерьо | |Йонассена, до сих пор остается одним из лучших введений в экономику неопределенности. | |Эта работа Э. значительно расширила наше понимание как возможностей, так и | |ограниченности рыночного механизма. | |Соответствующие критерии для государственных инвестиций – таков предмет книги Э. | |«Государственные инвестиции, норма прибыли и оптимальная налоговая политика» ("Public | |Investment, the Rate of Return, and Optimal Fiscal Policy", 1970), написанной совместно| |с экономистом Мордекаи Курцем. Кроме того, усилия ученого были направлены на | |исследования в разных областях, таких, как экономическое развитие и кризис урбанизации,| |проблемы науки управления, а также экономика дискриминации. | |В 1972 г. Э. получил совместно с Джоном Хиксом Премию памяти Нобеля по экономике за | |«новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». | |Техническое оформление исследований Э. делает их трудными для восприятия даже для | |экономистов. Многие, в том числе Саймон Кузнец, Василий Леонтьев и Гуннар Мюрдаль, | |открыто осудили математическую сложность, свойственную работам Э., Дебре, Сэмюэлсона и | |многих других теоретиков экономики периода после второй мировой войны. В то же время Э.| |в работе всегда исходил из интереса к основным экономическим вопросам и насущным | |социальным проблемам. | |Источником его приверженности моделированию процессов конкурентного равновесия служит, | |как показала его Нобелевская лекция, не увлечение высшей математикой, а стремление | |понять, как постигается равновесие между количеством товаров и услуг, которое одни | |готовы продать, и количеством, которое другие хотят купить. Он отмечал, что «этот опыт | |равновесия настолько распространен, что в умах у неспециалистов не возникает | |беспокойства... Парадоксальный результат таков, что они не представляют себе прочность | |системы и не склонны доверяться ей при каком-либо значительном отклонении от нормальных| |условий». | |Э. обладает ценным даром подходить с глубокой теоретической проницательностью к | |вопросам, имеющим отношение к социальной и политической жизни. Он является одним из | |наиболее влиятельных популяризаторов экономики, им написан целый ряд понятных и | |доступных работ по теории экономики. | |В 1947 г. Э. женился на Селме Швейцар, у них двое сыновей. | |Кроме Нобелевской премии, Э. удостоен многих званий и наград, в том числе звания члена | |Совета в Центре фундаментальных исследований в области наук о поведении, в | |Исследовательском центре социальных наук и в Фонде Гуггенхейма. Он – член американской | |Национальной академии наук. Американского философского общества. Финской академии наук | |и Британской академии наук, действительный член Американской академии наук и искусств, | |а также Эконометрического общества. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | |ХАЙЕК (Hayek), Фридрих фон | |род. 8 мая 1899 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1974 г.совместно с Гуннаром Мюрдалем | |Английский экономист Фридрих Август фон Хайек родился в Вене. Он был сыном Августа фон | |Хайека, сотрудника местных огранов здравоохранения и по совместительству профессора | |биологии Венского университета, и Фелиситас (урожденной Юрашек) фон Хайек. Его дед по | |материнской линии был профессором публичного права Венского университета и | |руководителем Центрального статистического управления Австрии. В 1917 г., после | |окончания школы, X. был призван в австрийскую армию и служил артиллерийским офицером на| |итальянском фронте. | |Вернувшись в 1918 г. после заключения мира в Вену, X. поступил в Венский университет, | |где изучал право, экономику, философию и психологию. Хотя первоначально он был увлечен | |идеями социализма и национализма, которые были наиболее популярными идейными течениями | |в послевоенной Вене, впоследствии он стал их яростным противником. Первым шагом X. на | |пути борьбы против этих идеологий, которая стала делом всей его жизни, была организация| |Ассоциации демократических студентов в университете. | |После получения в 1921 г. в Венском университете степени доктора права X. начал | |работать в Австрийском бюро урегулирования военных претензий, которым в то время | |руководил экономист Людвиг фон Мизес. Одновременно он возобновил свои занятия в Венском| |университете и в 1923 г. получил докторскую степень по экономике. После завершения | |своей диссертации X. провел год в США в качестве исследователя-ассистента Джереми | |Дженкса в Нью-Йоркском университете. Он также прослушал курс лекций по экономическому | |циклу, который в Колумбийском университете читали Уэсли Митчелл и Джон Кларк, а также | |участвовал в сборе статистического материала для журнала «Бизнес анналз» ("Business | |Annals"). | |Вернувшись в Австрию на государственную службу в 1924 г., X. стал членом частного | |семинара Мизеса, войдя тем самым в избранную группу влиятельных экономистов и | |философов, которые встречались несколько раз в месяц для дискуссий по текущим | |экономическим проблемам. Находясь под впечатлением эмпирических исследований | |экономического цикла, которые в то время проводились в Соединенных Штатах, X. в 1927 г.| |убедил австрийское правительство создать институт для проведения подобных исследований | |в Австрии. | |На протяжении 20-х гг. X. опубликовал большое число статей по торговому циклу, | |монетарной теории и экономической политике. В 1929 г. он приступил к чтению лекций в | |Венском университете, а на следующий год был приглашен прочитать четыре лекции в | |Лондонской школе экономики (ЛШЭ). Эти лекции, опубликованные в 1931 г. под названием | |«Цены и производство» ("Prices and Production"), послужили основой для зачисления X. на| |должность приглашенного профессора в ЛШЭ, где затем он был назначен профессором | |экономики и статистики. | |В Лондоне X. был инициатором одной из наиболее продолжительных экономических дискуссий | |30-х гг. В 1930 г. Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою работу «Трактат о деньгах» | |("Treatise on Money"), рецензию на которую X. написал для журнала «Экономика» | |("Economica"). В ответ на это Кейнс попросил итальянского экономиста марксистского | |толка Пьеро Сраффа написать для журнала «Экономик джорнэл» ("Economic Journal"), | |который редактировал Кейнс, рецензию на книгу X. «Цены и производство». Последовала | |длительная и сердитая полемика в форме целой серии комментариев, ответов и заявлений. В| |конечном счете каждая сколько-нибудь значительная личность в британской экономической | |науке приняла участие в этом споре. | |По существу, теория торгового цикла X. основывалась на австрийской теории капитала. | |Согласно X., существует равновесная структура образования капитала. В период | |экономического подъема (как это было в конце 20-х гг.) происходит принудительное | |сбережение, обусловленное кредитной экспансией (даже при условии неизменности уровня | |цен), что ведет к увеличению запасов капитала сверх желаемых размеров. Рано или поздно | |это перенакопление капитала по сравнению с добровольными сбережениями приводит к | |кризису. Концепция X. предвосхитила монетаристское объяснение Великой депрессии, данное| |Милтоном Фридменом. | |В то же время X. утверждал, что депрессии было свойственно чрезмерное потребление в | |сочетании с неверной экономической политикой. Большая безработица была вызвана не | |соответствующим потребностям совокупным спросом, как это утверждал Кейнс, а перекосами,| |как упорно заявлял X., в относительных ценах. Эти перекосы в свою очередь образовались | |из-за непредвиденных изменений в предложении денег, приведших к дисбалансу между | |спросом и предложением рабочей силы в масштабах всей экономики. Только рыночный | |механизм, заключал X., может исправить эту несбалансированность и вернуть систему в | |состояние равновесия; экспансионистская же и интервенционистская политика привительства| |не была необходимой или продуктивной. | |Хотя большинство наблюдателей считает, что этот спор завершился в пользу кейнсианцев, | |теории X. сыграли роль маяка для того развития макроэкономики, которое произошло почти | |сорок лет спустя. Например, он считал, что экспансионистская фискальная и монетарная | |политика может привести к расширению совокупного производства в краткосрочном плане, но| |из-за ее воздействия на относительные цены в конечном счете произойдет рост и | |безработицы, и инфляции. Этот вывод предвосхитил теорию Фридмена о «естественной норме»| |безработицы и явил собой точное описание «стагфляции» 70-х гг. Утверждение X. о том, | |что теория макроэкономических событий нуждается в микроэкономическом фундаменте, и | |концентрация его внимания на трудностях установления различия между изменениями в | |относительных и в абсолютных ценах (вызванных изменениями в предложении денег) | |образовали сердцевину революции «рациональных ожиданий» в макроэкономике. | |Другим существенным вкладом X. в экономическую теорию стала его книга «Чистая теория | |капитала» ("The Pure Theory of Capital"), опубликованная в 1941 г. В ней, вместо того | |чтобы определять капитал как осязаемый фактор, поддающийся измерению, X. стал | |рассматривать длительность времени (или число промежуточных стадий или продуктов), | |требуемого для превращения сырья в готовый товар. Это было сделано в соответствии с | |ранней австрийской теорией капитала. Согласно X., снижение процентной ставки (или | |повышение производительности новых инвестиций) будет удлинять период производства: | |фирмы будут применять более окольные технологические приемы и прибегать к большему | |разделению труда. Повышение процентной ставки будет приводить к уменьшению | |промежуточных стадий развития и к выпуску менее сложных продуктов. Неортодоксальное для| |своего времени и часто трудное для понимания, новое восстановление X. в правах теории | |классической интерпретации капитала с большими трудностями внедрялось в современный | |экономический анализ. | |В то время как к монетарной политэкономии X. подтолкнуло его сопротивление | |кейнсианству, он обратил внимание и на политэкономию социализма. Его критика социализма| |основывается не на вере в эффективность капитализма (которую подчеркивает | |неоклассическая политэкономия благосостояния), а на убеждении, что централизованное | |социалистическое планирование никогда не сможет реагировать так быстро, как рыночный | |механизм, на постоянные колебания в уровнях спроса и предложения. Более того, согласно | |X., при социализме отсутствует информация о предпочтениях потребителей и о коммерческой| |производственной технологии, которая необходима для расчета равновесных цен и количеств| |товаров. Главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены содержат в себе | |всю информацию, необходимую для потребителей и фирм, чтобы принять рациональные | |экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе. | |Здесь и правительства не могут улучшить рыночные результаты, а понятия «рыночная | |неудача» или «несовершенная конкуренция», с точки зрения X. (за исключением того, что | |происходит по правительственным указам в случаях, когда правительства предоставляют | |юридические права и власть профсоюзам), полностью лишены смысла. | |Книга X. «Дорога к рабству» ("The Road to Serfdom", 1944) явилась его атакой на | |социализм. Оперируя аргументами из области политики, X. адресовал ее обычному читателю.| |Он утверждал, что демократические правительства, которые воспринимали такие | |социалистические цели, как равное распределение дохода, и такую социалистическую | |тактику вмешательства в рыночные отношения, как установление контроля над ценами, с | |неизбежной обреченностью превращались в тоталитарные режимы. Точно так же любые попытки| |ввести конкурентные рынки в тоталитарном государстве в конечном счете вызовут | |политические потрясения, т. к. свобода выбора, лежащая в основе рынка, несовместима с | |автократическими целями. | |Советское вторжение в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 г., когда обе эти | |страны совершили попытку экономической либерализации для перехода к рыночным | |отношениям, казалось, оправдало мрачное видение X. Многие из его более поздних работ по| |политической философии и теории права, опубликованные в виде книг – «Конституция | |свободы» ("Constitution of Liberty", 1960), трехтомное издание «Право, законодательство| |и свобода» ("Law, Legislation, and Liberty, 1972), – отточили его аргументы в пользу | |того, что с тоталитаризмом можно бороться, только осуществляя опору на свободные рынки | |и юридически закрепленные ограничения государственного вмешательства в экономику. | |Успех и популярность его книги «Дорога к рабству» привела к тому, что X. получил | |несколько приглашений посетить США в послевоенные годы. В 1950 г. X. ушел со своего | |поста в ЛШЭ и занял пост профессора по социальным наукам и морали Чикагского | |университета, на котором оставался до 1962 г. | |Годы, проведенные в Чикаго, были для X. в высшей степени продуктивными. Он вел | |междисциплинарный семинар, в состав участников которого входили Джордж Стиглер и Милтон| |Фридмен. Он также опубликовал большое количество книг, статей, брошюр по истории | |общественной мысли, теории права, научной методологии и даже по психологии. В 1963 г. | |он вернулся в Европу, чтобы занять пост профессора экономической политики во | |Фрейбургском университете (Западная Германия). Выйдя на пенсию в 1968 г., он перешел в | |Зальцбургский университет, где провел девять лет, полных разочарования. В этом | |университете не только отсутствовала специальная программа по экономическим наукам и не| |присваивались соответствующие степени, но и мало кто из его сотрудников или студентов | |проявлял интерес к экономическим взглядам X. или его политической философии. В 1977 г. | |он вернулся во Фрейбург и уже больше не покидал его. | |X. разделил Премию памяти Нобеля 1974 г. по экономике с Гуннаром Мюрдалем «за | |основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ | |взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». В своей | |Нобелевской лекции X. бросил в адрес экономистов упрек в некритическом восприятии | |«наукообразности» (под этим словом он понимал грубые, базирующиеся на некорректных или | |не относящихся к существу дела исходных предположениях, на базе которых строились | |эконометрические модели, выражаемые только в количественных измерениях) и в стремлении | |предсказывать последствия экспансионистской монетарной и фискальной политики на основе | |того, что он называл «претензией на знание». | |В 1926 г. X. женился на Элен фон Фритч. У них есть сын и дочь. После развода с первой | |женой он в 1950 г. женился на Хелене Виттерлич. В 1938 г. он получил британское | |гражданство. | |Кроме Нобелевской премии, X. получил много других наград, включая медаль за достижения | |в науках и искусстве от австрийского правительства (1976). Он является членом | |Британской академии, Австрийской академии наук. Аргентинской академии экономических | |наук. Ему присвоено также большое число почетных ученых степеней и званий. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |