|
Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)|Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.:Прогресс, 1992. © The H.W. | |Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | | | |ЛЕОНТЬЕВ, Василий | |5 августа 1906 г. – 8 февраля 1998 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1973 г. | |Американский экономист Василий Леонтьев родился в Санкт-Петербурге (Россия). Его | |родители – Василий Леонтьев, профессор экономики, и Евгения (в девичестве Беккер) | |Леонтьева. Годы детства Л. были временем великих социальных и политических потрясений. | |Ему было восемь лет, когда началась первая мировая война. Он был непосредственным | |свидетелем беспорядков русской революции и сохранил в памяти выступление Ленина на | |массовом митинге у Зимнего дворца в Петрограде, на котором присутствовал. | |Поступив в 1921 г. в Ленинградский университет, сначала изучал философию и социологию, | |а затем экономические науки. После окончания университета в 1925 г. он продолжил свое | |образование в Берлинском университете. В 1927...1928 гг., будучи еще студентом, он | |начал свою профессиональную карьеру в качестве младшего научного сотрудника Кильского | |университета. В возрасте 22 лет он получил степень доктора наук по экономике. | |Следующий год Л. провел в Панкине в качестве экономического советника при министерстве | |железных дорог Китая. Эмигрировав в 1931 г. в Соединенные Штаты, он поступил на работу | |в Национальное бюро по экономическим исследованиям. В 1932 г. он женился на поэтессе | |Эстелл Хелен Маркс. Их единственная дочь Светлана Алперс (по мужу) позже стала | |профессором истории искусств в Калифорнийском университете в Беркли. | |Л. начал свою продолжительную работу в США в Гарвардском университете в 1931 г. в | |качестве преподавателя экономики. В 1946 г. он стал полным (действительным) | |профессором. Через два года после этого он основал Гарвардский экономический | |исследовательский проект – центр исследований в области анализа по методу «затраты – | |выпуск» – и руководил этим проектом до его закрытия в 1973 г. Там же, в Гарвардском | |университете, Л. заведовал кафедрой политической экономии имени Генри Лис 1953 по 1975 | |г., после чего занял пост профессора экономики и директора Института экономического | |анализа Нью-Йоркского университета. | |Начиная с публикации в 1936 г. его первой статьи, посвященной методу «затраты – | |выпуск», научные произведения Л. отличались высокой аналитической строгостью и широким | |диапазоном интересов к общим экономическим проблемам. Хотя Л. сам является | |квалифицированным математиком, он постоянно критикует попытки применять математические | |теории к объяснению мировых экономических проблем. По его мнению, экономика относится к| |числу прикладных наук, и ее теории могут принести пользу, если будут эмпирически | |осуществлены в жизни. | |Эта точка зрения четко прослеживается уже в его первой книге «Структура американской | |экономики, 1919...1929 гг.: эмпирическое применение анализа равновесия» ("The Structure| |of the American Economy, 1919...1929: An Empirical Application of Equilibrium | |Analysis"), опубликованной в 1941 г. Эта исходная работа. излагающая метод | |экономического анализа «затраты – выпуск», легла в основу репутации Л. как выдающегося | |новатора в области экономики. Однако признание его системы в мире, охваченном Великой | |депрессией, пришло не сразу. Самыми болезненными экономическими проблемами тогда были | |хроническая безработица и нестабильность капиталистической экономики. Мир тогда целиком| |внимал английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу, опубликовавшему в 1936 г. книгу | |под названием «Общая теория занятости, процента и денег» ("The General Theory of | |Employment, Interest, and Money"). | |Во время второй мировой войны безработица как проблема исчезла, но после войны снова | |резко обострилась. Вот тогда-то впервые Бюро статистики труда Соединенных Штатов | |обратилось к леонтьевскому методу «затраты – выпуск». Сначала в 1939 г., а затем в 1947| |г. модель Л. была использована для того, чтобы предсказать, как всеобщая занятость и | |занятость по секторам будет изменяться по мере того, как экономика переходит от мира к | |войне и обратно. Экономика разоружения также впоследствии стала одним из предметов | |исследовательской деятельности Л., глубоко интересовавших его всю жизнь. Менее чем за | |10-летие после работы, проведенной Бюро статистики труда, метод Л. стал главной | |составной частью систем национальных счетов большинства стран мира, как | |капиталистических, так и социалистических. Он применяется и совершенствуется до сих пор| |правительственными и международными организациями и исследовательскими институтами во | |всем мире. | |Анализ по методу «затраты – выпуск» относится к той области экономики, создателем | |которой был французский экономист XIX в. Леон Вальрас и которая известна как теория | |всеобщего равновесия. Она ставит в центр внимания взаимозависимость экономических | |отношений, представленную системой уравнений, выражающих экономику как единое целое. С | |самого начала своей работы Л. признавал систему взаимозависимостей Вальраса. Но до | |систематического применения Л. этих взаимозависимостей на практике анализ всеобщего | |равновесия не использовался как инструментарий в процессе формирования экономической | |политики. До нововведений Л. главным методом в основном потоке экономической науки был | |анализ частичного равновесия, ставящий в центр внимания небольшое число изменяющихся | |переменных. Так, например, экономист мог рассчитать, как налог на импортную нефть мог | |отразиться на спросе на автомобильный бензин, игнорируя при этом любые отдаленные | |последствия, которые этот налог мог вызвать в сталелитейной промышленности. Экономисты | |в течение длительного времени сознавали тот факт, что анализ частичного равновесия | |серьезно искажает реальность, если масштабы промышленности или степень изменений, | |которые подвергаются изучению, достаточно велики. | |Применение Л. системы Вальраса для решения этой проблемы и анализ Л. по методу «затраты| |– выпуск» связаны с составлением шахматных таблиц (шахматных балансов). Такая таблица | |делит хозяйство на большое число отраслей (секторов) – первоначально на 44 сектора. | |Продажи промежуточных продуктов и готовых товаров секторами, перечисленными в левой | |стороне таблицы, вписываются в вертикальные колонки под наименованиями соответствующих | |секторов, записанными в том же порядке в верхнем горизонтальном ряду. Вторая таблица, | |или сетка, составленная из «технических коэффициентов», выводится из закрытой модели | |шахматной таблицы Когда эти коэффициенты расставляются в системе уравнений, которые | |решаются одновременно, составляется третья таблица, называемая «инверсией Л.», которая | |показывает, что требуется от каждого сектора для приращения общего выпуска на один | |доллар. | |Значение инверсии Л. определяется тремя обстоятельствами. Во-первых, ее использование | |привело к улучшению положения при сборе международных экономических и статистических | |данных, невероятно выросших количественно в последние десятилетия. Во-вторых, инверсия | |в деталях раскрывает работу внутреннего механизма хозяйства, причем ограничителем | |выступает только громоздкость расчетов. В-третьих, после оценки спроса на готовые | |товары или определения его перспективы инверсия может быть использована для проведения | |анализа экономической политики, поскольку она показывает – и прямо, и косвенно, – что | |требуется от каждого сектора в виде затрат для увеличения выпуска данных товаров. | |Л. совершенствовал свою систему на протяжении 50-х и 60-х гг. С появлением более | |сложных компьютеров он увеличивал количество секторов и освобождался от некоторых | |упрощающих предположений, прежде всего от условия, что технические коэффициенты | |остаются неизменными, несмотря на изменение цен и технический прогресс. Чтобы | |исследовать проблемы экономического роста и развития, Л. разработал динамический | |вариант прежде статичной модели анализа «затраты – выпуск», добавив в нее показатели | |потребностей в капитале к списку так называемого конечного спроса, или конечных продаж.| |Поскольку метод «затраты – выпуск» доказал свою полезность в качестве аналитического | |инструмента в новой сфере региональной экономики, шахматные балансы начали составляться| |и для хозяйства некоторых американских городов. Постепенно составление таких балансов | |становилось стандартной операцией. В министерстве торговли Соединенных Штатов, | |например, управление межотраслевой экономики начало публиковать такие балансы каждые | |пять лет. Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и большая часть правительств, | |включая правительство Советского Союза, также включились в работу по применению анализа| |«затраты – выпуск» в качестве важнейшего метода экономического планирования и бюджетной| |правительственной политики. | |Анализ по методу «затраты – выпуск» остается не менее продуктивным инструментом и при | |фундаментальных экономических исследованиях, в области которых Л. продолжал работать на| |важных направлениях. Например, начав, как и Вальрас, с неизменных технических | |коэффициентов, Л. позднее стал применять гибкие коэффициенты к ценовым отношениям и к | |техническому развитию. | |В середине 50-х гг. он доказал, что американский экспорт содержит больше трудозатрат, | |чем импорт, бросив тем самым вызов основному догмату теории международной торговли. | |Известный как «парадокс Л.», этот фундаментальный принцип стал источником более | |глубокого понимания структуры торговли в отношениях между странами. | |Успех Л. в применении моделей экономического анализа «затраты – выпуск» в немалой | |степени объясняется его выдающимися способностями как экономиста широкого профиля, | |имеющего разнообразные интересы во многих областях, таких, например, как теория | |международной торговли, теория монополии, эконометрика. Отношение Л. к методологии было| |четко выражено на протяжении десятилетий его научной деятельности. Он выступал против | |«имплицитного», как он это называл, экономического теоретизирования, присущего линии | |Кембриджской школы (Джон Хикс и Кейнс). В книге «Очерки по экономике: теории и | |теоретизирование» ("Essays in Economics: Theories and Theorizing", 1966) Л. писал: | |«Имеет значение прежде всего уместность основных материальных посылок, способность | |эффективно использовать все фактические данные, имеющиеся в распоряжении, и определить | |перспективные направления дальнейших теоретических исследований и эмпирических | |поисков». | |Л. был удостоен Премии памяти Нобеля по экономике в 1973 г. «за развитие метода | |«затраты – выпуск» и за его применение к важным экономическим проблемам». Будучи одним | |из первых экономистов. озабоченных воздействием экономической активности на качество | |окружающей среды, Л. привел в своей Нобелевской лекции простую модель «затраты – | |выпуск», относящуюся к мировой экологии, в которой загрязнение среды отчетливо | |фигурировало как самостоятельный сектор. «В менее развитых странах, – заключил он, – | |внедрение смягчающей деятельности строгих стандартов против загрязнения среды... | |вызовет увеличение занятости, хотя и потребует некоторых жертв в сфере потребления». | |Исследование Л. воздействия различных экономических стратегий на окружающую среду и на | |развитие мировой экономики продолжалось и в дальнейшем. Промежуточные итоги | |исследований Л. в этой области были опубликованы в 1977 г. в виде книги «Будущее | |мировой экономики» ("The Future of the World Economy"). | |Его работа над проблемами мировой экономики, особенно над межотраслевыми отношениями, | |продолжается под эгидой Организации Объединенных Наций и Института экономического | |анализа при Нью-Йоркском университете. Анализ по методу «затраты – выпуск» признан | |классическим инструментом в экономике, и Л. наравне с Кейнсом считается ученым, внесшим| |крупнейший вклад в экономическую науку XX в. Л. является американским гражданином. | |Помимо Нобелевской премии, он был возведен в звание офицера Почетного легиона Франции. | |Он – член американской Национальной академии наук, Американской академии наук и | |искусств. Британской академии и Королевского статистического общества в Лондоне. Он | |занимал пост президента Эконометрического общества в 1954 г. и Американской | |экономической ассоциации в 1970 г. Среди прочих ему присвоены почетные докторские | |степени университетов Брюсселя, Йорка, Лувена, Парижа. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. | |© The H.W. Wilson Company, 1987 | |© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992 | |Дата публикации: | |9 февраля 1999 года | |ЛЬЮИС (Lewis), У. Артур | |род. 23 января 1915 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г.совместно с Теодором Шульцем | |Вест-индский экономист Уильям Артур Льюис родился на острове Сент-Люсия, в Британской | |Вест-Индии, в семье Иды Луизы (в девичестве Бартон) и Джорджа Фердинанда Льюиса, | |школьного учителя, иммигранта из Антигуа. Отец умер, когда Л. было 7 лет, оставив | |воспитание пяти сыновей на долю матери. Л. отзывался о своей матери как о «в высшей | |степени дисциплинированном и трудолюбивом человеке, превосходящем в этом отношении | |всех, кого я когда-либо знал. И она передала эти качества своим детям». | |Когда в 1929 г. Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия), ему было всего 14 лет. | |Будучи слишком молодым для поступления в университет, он работал правительственным | |чиновником, пока не достиг возраста, дававшего ему право получить правительственную | |стипендию для учебы в Лондонской школе экономики (ЛШЭ), в которую он поступил в 1933 г.| |Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но позднее вспоминал: «Это казалось | |безрассудным, так как ни правительство, ни частная фирма не наняла бы на работу | |чернокожего инженера». Поэтому он выбрал более практичное направление учебы, которая | |включала бухгалтерский учет, коммерческое право и курс хозяйственного управления. | |В 1937 г. он получил степень бакалавра в области коммерции и диплом с отличием. | |Несмотря на то что он не прошел соответствующего курса по экономике и математике, ему | |была предоставлена полная стипендия для учебы в докторантуре по специальности | |«экономика промышленности». В следующем году ему предложили годичный контракт для | |преподавания в Лондонском университете, после чего он был назначен ассистентом лектора.| |В 1940 г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948 г. оставался в Лондонском | |университете, после чего стал профессором политэкономии в Манчестерском университете. | |Академическая деятельность Л. распадается как бы на три фазы: история мировой экономики| |и экономическое развитие; экономика промышленности; экономические проблемы | |слаборазвитых стран. Его работа в первой фазе началась, когда он еще оставался в ЛШЭ. | |Там по рекомендации Фридриха фон Хайека, тогдашнего руководителя экономического | |факультета, он начал читать лекции по истории экономики в период между первой и второй | |мировыми войнами, когда цикл экономического процветания сменился циклом депрессии. Этот| |курс лекций позволил ему подготовить к изданию его первое исследование этих циклов | |«Экономический обзор 1919...1939 гг." ("Economic Survey 1919...1939"), опубликованный в| |1949 г. Свою новаторскую работу в области экономики промышленности Л. обобщил в книге | |«Накладные расходы: очерки по экономическому анализу» ("Overhead Costs: Some Essays in | |Economic Analysis", 1950). После публикации этой работы он стал сосредоточиваться во | |все большей степени на экономических проблемах так называемого «третьего мира». | |Окончание второй мировой войны и приобретение независимости многими бывшими колониями | |европейских держав привлекло внимание к проблемам экономического развития в странах | |«третьего мира», которые экономисты прозвали «Югом», в отличие от развитых | |капиталистических стран, названных «Севером». В то время большинство | |экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать свою прибыль| |от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор с тем, чтобы обеспечить | |быстрый экономический рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе успешного | |проведения «плана Маршалла» (названного по имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с| |которым массированное вливание финансовых средств для капиталовложений и технического | |оборудования содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы. | |В процессе своей исследовательской работы Л. пришел к противоположному мнению. Он | |подошел к экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит | |и аграрный, традиционный, сектор, и промышленный, капиталистический. «Третий мир», как | |правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными,| |эти работники могли бы быть привлечены к работе в растущих секторах торговли и | |обрабатывающей промышленности при относительно низких издержках. Полученные таким | |образом прибыли сформируют те сбережения и тот капитал, в котором так сильно нуждаются | |страны «третьего мира» для своего экономического промышленного прогресса. | |По мнению Л., «третьему миру» требуется нечто иное, отличное от «плана Маршалла». | |Внешняя торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического прогресса.| |Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но высказался за повышение | |прибыли, финансирование промышленных капиталовложений и осуществление крупных | |инвестиций в народное образование, т.е. в человеческий капитал. Первый подход Л. к этой| |его модели был опубликован в 1951 г. как часть доклада Организации Объединенных Наций | |«Экономическое развитие в странах с низким доходом» ("Economic Development in | |Low-Income Countries"), в подготовке которого также участвовал Теодор Шульц. | |К 1955 г., когда Л. опубликовал «Теорию экономического роста» ("Theory of Economic | |Growth"), он усовершенствовал и расширил свою первоначальную модель. Он допустил, что | |мировое экономическое производство состоит из «стали» (готового промышленного продукта | |развитого мира), «кофе» (экспортной монокультуры, базирующейся на природных ресурсах | |«третьего мира») и «продовольствия» (производимого и там, и там). Он не мог | |воспользоваться моделью Хекшера – Улина (составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) | |для условий мировой торговли, потому что «кофе» не может производиться в развитых | |странах «Севера». Ключевым товаром было принято «продовольствие», которое производится | |с высокой эффективностью на «Севере» и с низкой производительностью на «Юге», что и | |определяет неблагоприятные для последнего условия торговли. Основным путем улучшения | |торгового баланса и обеспечения развития «третьего мира» поэтому было признано | |повышение производительности сельского хозяйства и инвестирование сбережений в | |расширяющийся промышленный сектор на «Юге». | |Центральным пунктом теории экономического развития Л. был процесс, который способен за | |короткое время повысить норму сбережений в развивающихся странах с примерно 4 или 5% их| |национального дохода примерно до 15%. Л. показал, что этот процесс главным образом | |состоял в расширении промышленного сектора с его довольно высокой прибылью. | |Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных | |условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля (как это было в 50-е и | |60-е гг.), а «Север» и «Юг» смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг | |друга. К экономическому росту Л. подходил с широких позиций, включая в него и | |экономическое, и социальное развитие. И что в равной степени важно, он подчеркивал | |трудности централизованного экономического планирования как в условиях диктатуры, так и| |под руководством демократических правительств. Он был одним из первых экономистов, | |поставивших под вопрос положение о том, что всегда желателен экономический рост, и | |выступивших в пользу эволюции мировой экономики как единого целого. | |Теории Л. вызревали в ходе его практической работы в странах «третьего мира». С 1957 по| |1963 г. он работал в качестве экономического советника ООН при премьер-министре Ганы, | |был заместителем исполнительного директора Специального фонда Организации Объединенных | |Наций и вице-президентом Университета Вест-Индии. За эту деятельность он был возведен в| Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |