|
Нобелевские лауреаты по экономике (на 23 человека) (Доклад)|дворянское звание в 1963 г. В том же году он поступил в Школу государственных и | |международных проблем им. Вудро Вильсона при Принстонском университете в качестве | |профессора экономики и международных проблем. В 1968 г. он получил дополнительную | |должность профессора кафедры политической экономии Принстонского университета. В 1970 | |г. он ушел в четырехлетний отпуск в связи с тем, что стал основателем и президентом | |Карибского банка развития на Барбадосе. | |Л. также проявил интерес к положению чернокожего населения в Соединенных Штатах, | |которое он считал схожим с положением населения «третьего мира». Он поднял вопрос о | |введении курсов лекций для чернокожих в американских университетах, поскольку | |придерживался твердого убеждения, что строгое традиционное образование служит дорогой к| |прогрессу. | |Л. разделил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. с американским экономистом | |Теодором Шульцем «за новаторские исследования экономического развития... в приложении к| |проблемам развивающихся стран». В своей Нобелевской лекции «Замедление механизма роста»| |("The Slowing Down of the Engine of Growth") Л. соединил свои теории относительно | |природы мировой торговли и ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые | |страны не должны больше оставаться зависимыми в своем экономическом росте от развитых | |стран. | |Расширением региональной торговли, говорил он, они могут в конечном счете ускорить свое| |собственное развитие, даже если замедлится экономический рост в развитых странах. Он | |также обвинил развитые страны в «недостатке осознания» ими «взаимной зависимости» обоих| |типов экономики. | |В 1938 г. Л. женился на Глэдис Изабе ле Джекобс с острова Гренада, которая тогда | |работала школьной учительницей в Лондоне, а в настоящее время является скульптором; у | |них двое детей. Он сохраняет за собой британское гражданство. В свободное время любит | |слушать классическую музыку и совершает длительные прогулки. | |Л. удостоен почетных ученых степеней многих университетов в Соединенных Штатах, включая| |Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов Вест-Индии, Манчестера, Уэльса, | |Бристоля, Лагоса и Торонто. Он – почетный член Лондонской школы экономики и | |член-корреспондент Британской академии наук. Он занимал пост члена совета Королевского | |экономического общества, президента Экономического общества Ганы и члена Экономического| |консультативного комитета Национальной ассоциации поддержки цветного населения. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W.| |Wilson Company, 1987 © Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс»,| |1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | |МИД (Meade), Джеймс | |род. 23 июня 1907 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1977 г.совместно с Бертилем Улином | |Английский экономист Джеймс Эдуард Мид родился в Суонидже, графство Дорсет, в семье | |Чарлза Хиппсли Мида и Кэтлин (в девичестве Коттон-Стейплтон) Мид. Основными предметами | |в Лэмбрук-скул и Мальверн-колледже, где он учился соответственно с 1917 по 1921 г. и с | |1921 по 1926 г., были латинский и греческий языки, равно как и в Ориэл-колледже, в | |Оксфорде. Только в 1928 г., когда М. перешел во вновь созданную в Ориэл-колледже Школу | |философии, политики и экономики, он начал изучать экономические науки. | |Его интерес к этим наукам был вызван «нелепым и зловредным», как он это называл, | |уровнем безработицы в Британии в период между войнами, а также влиянием его «горячо | |любимой, но несколько эксцентричной тетки, старой девы». Она была последовательницей | |майора Дугласа, английского экономиста, который развивал теорию, утверждавшую, что | |болезнь современного хозяйства вызвана недостаточной покупательной способностью. | |Предлагаемое им решение проблемы состояло в увеличении покупательной способности через | |контроль над ценами и распределение «социального кредита» среди потребителей. Хотя | |занятия М. экономикой быстро ослабили его веру в идеи Дугласа, они не подорвали его | |интереса к разработке политики, направленной на улучшение экономического | |благосостояния. | |После получения в 1930 г. степени магистра М. Был избран членом Хертфорд-колледжа | |Оксфордского университета, что дало ему возможность продолжать учебу еще в течение | |года. Получив от Денниса Робертсона приглашение учиться в Тринити-колледже | |Кембриджского университета в течение дополнительного года, М. не преминул | |воспользоваться возможностью включиться в группу экономистов, прозванную «цирком». В | |эту группу входили Робертсон, Ричард Кан, Пьеро Сраффа, Джоан и Остин Робинсон. Эта | |группа часто всречалась с Джоном Мейнардом Кейнсом, и в ней обсуждались идеи, которые в| |конечном счете вызвали появление книги Кейнса «Общая теория занятости, процента и | |денег» ("The General Theory oy Employment, Interest, and Money", 1936). Это | |«интеллектуальное пиршество, – вспоминал позднее М., – явилось самым впечатляющим годом| |моей жизни». | |Вернувшись в 1931 г. в Хертфорд-колледж в качестве члена его штата и лектора по | |экономическим проблемам, М. продолжал поддерживать связи с кейнсианскими | |революционерами в макроэкономической теории. В 1936 г. он опубликовал книгу «Введение в| |экономический анализ и экономическую политику» ("An Introduction to Economic Analysis | |and Policy"), ставшую одним из первых учебников, в которых содержалась попытка дать | |систематизированное изложение теории Кейнса. Его сохраняющийся интерес к проблемам | |безработицы в сочетании с интересом к международным проблемам позволил ему принять в | |1937 г. предложение поступить на работу в Секретариат Лиги Наций в Женеве. Там в | |качестве редактора «Мирового экономического обзора» ("World Economic Survey") он | |продолжил выполнение исследовательской программы, начатой Бертилем Улином. Над этой | |программой работала внушительная группа экономистов, среди которых были Ян Тинберген и | |Тьяллинг Купманс. | |После начала второй мировой войны М. вернулся в Англию в 1940 г. для работы в | |экономическом отделе британского правительственного кабинета. Вместе с Ричардом Стоуном| |он подготовил первую официальную оценку счетов национального дохода Соединенного | |Королевства. Там же, в правительстве, М. принимал участие в разработке послевоенного | |экономического и внешнеполитического курса Великобритании. Он помогал подготовить | |правительственную Белую книгу 1944 г. по политике занятости, в которой объявлялось | |обязательство принять меры к поддержанию после войны низкого уровня безработицы. Он | |работал также в составе группы Кейнса над проблемами перестройки международной | |финансовой и торговой системы путем создания Международного валютного фонда. | |Международного банка реконструкции и развития и особенно Генерального соглашения по | |тарифам и торговле. | |В 1946 г., через год после прихода к власти лейбористской партии, М. был назначен | |директором экономического отдела и занимал этот пост до 1947 г. После этого он вернулся| |к академическим занятиям, став профессором в Лондонской школе экономики на следующие | |десять лет. В этот период он написал труд «Теория международной экономической политики»| |("The Theory of International Economic Policy"), но даже два объемистых тома из этого | |труда – «Платежный баланс» ("The Balance of Payments", 1951) и «Торговля и | |благосостояние» ("Trade and Welfare", 1955) – «не исчерпали всего разнообразия проблем | |международных отношений», как говорил он позднее, убедившись, что его «первоначальный | |замысел был чересчур амбициозным». | |Впервые разрабатывая теории международной торговли, М. в этой работе соединил свои | |теоретические интересы со стремлением создать эффективные инструменты экономической | |политики. Главным вкладом в выполнение этой задачи, содержащимся в его книге «Платежный| |баланс», была модель такой политики, которая была способна достичь двух основных целей:| |внутренней сбалансированности (полной занятости) и внешней сбалансированности | |(равновесия платежного баланса). Опираясь на разработанный Тинбергеном принцип, автор | |книги показывает, что для достижения этих двух целей требуется использование двух | |инструментов экономической политики. Например, внутреннее и внешнее сбалансирование | |может быть достигнуто только применением и фискальной (для обеспечения полной | |занятости), и монетарной (для привлечения или отталкивания международных потоков | |капитала) политики. | |В книге «Торговля и благосостояние» М. показал влияние международной торговли на | |благосостояние в странах, которые не обладали совершенными конкурентоспособными | |внутренними рынками. Он показал, прибегнув к «теории второго самого лучшего», что, если| |условия, необходимые для достижения оптимума, не реализуются, продвижение в направлении| |к свободной торговле может быть деструктивным и может уменьшить благосостояние. Более | |того, в случае установления высоких торговых барьеров лучшее может быть врагом | |хорошего: ограничения торговли могут в этом случае содействовать повышению уровня | |экономического благосостояния. Эта книга отражает также мнение М., что экономика должна| |развиваться как наука, ориентированная на практическое применение в политике. | |В работе над «Торговлей и благосостоянием» он в значительной степени опирался на «новую| |экономическую теорию благосостояния», которая отвергает метод сравнения, открыто | |противопоставляющего выгоды одного потерям другого. Тем не менее позднее он пришел к | |выводу, что эта теория представляет собой чрезмерно ограниченный подход к формированию | |политики, поскольку политика обязательно учитывает сравнительные различия в положении | |людей. Поэтому он вернулся к более ранней экономической традиции, согласно которой | |сравнение положения разных людей отражается в оценке политическими деятелями важности | |повышения благосостояния отдельных индивидуумов. Соответственно и об экономической | |политике судят по тому, насколько хорошо она служит общей полезности, выраженной как | |взвешенная сумма полезности всех индивидуумов. | |С самого начала своей деятельности М. интересовался балансом между эффективностью и | |равенством. Вскоре после окончания второй мировой войны он написал оказавшую большое | |влияние на общественное мнение книгу, посвященную эффективности системы свободного | |рынка и критике государственного регулирования, введенного в послевоенной британской | |экономике. В то же время он замечал отрицательные последствия капиталистической | |системы, отражающиеся на распределении доходов. «Мое сердце принадлежит левым, а мозг –| |правым», – повторял он. | |Перейдя в 1957 г. из ЛШЭ в Кембриджский университет, М. продолжал много писать, | |сосредоточившись на проблемах внутренней экономической политики и распределении | |доходов. В книге «Эффективность, равенство и владение собственностью» ("Efficiency, | |Equality, and the Ownership of Property", 1964) он дал предположительный обзор сил, | |определяющих накопление капитала. Эту тему он развил дальше в книгах «Наследие | |неравенства» ("The Inheritance of Inequalities", 1974) и «Справедливая экономика» ("The| |Just Economy", 1976). Выйдя в 1974 г. на пенсию, он продолжал активную деятельность и в| |области теоретических исследований, и в области разработки экономической политики. В | |1975 г. он опубликовал «Путеводитель радикального интеллигента по проблемам | |экономической политики» ("The Intelligent Radical's Guide to Economic Policy"), в | |которой выразил свое видение «социалистической системы цен». Между 1975 и 1977 гг. он | |возглавлял правительственный комитет, который опубликовал в 1978 г. доклад «Структура и| |реформа прямого налогообложения» ("The Structure and Reform of Direct Taxation"). | |М. и Бертиль Улин разделили Премию памяти Нобеля по экономике за 1977 г., получив ее | |«за первопроходческий вклад в теорию международной торговли и международного движения | |капитала». В своей речи при презентации Ассар Линдбек из Шведской королевской академии | |наук высоко оценил результаты проведенного М. анализа «последствий различных видов | |экономической политики для международной торговли и международного разделения труда» и | |создание им «основы для современной теории занятости в открытой экономике». В своей | |Нобелевской лекции М. поставил на обсуждение сложную взаимозависимость между такими | |важными экономическими факторами, как занятость, заработная плата, цены и иностранная | |валюта. | |В 1933 г. М. женился на Маргарет Вильсон, которая тогда работала секретарем | |Оксфордского отделения Лиги Наций. М. известен как в высшей степени замкнутый человек, | |который избегает каких-либо путешествий и участия в семинарах. | |М. является почетным членом Лондонской школы экономики, Ориэл- и Хертфорд-колледжей в | |Оксфорде, Крист-колледжа Кембриджского университета. Он почетный член Бельгийского | |королевского общества политической экономии. Американской экономической ассоциации и | |Американской ассоциации содействия развитию наук. | |Источник информации: | |Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W.| |Wilson Company, 1987 © Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс»,| |1992 | |Дата публикации: | |4 ноября 1999 года | |МОДИЛЬЯНИ (Modigliani), Франко | |род. 18 июня 1918 г. | |Премия памяти Нобеля по экономике, 1985 г. | |Американский экономист Франко Модильяни родился в Риме, Италия. Он был сыном Энрико | |Модильяни, врача-педиатра, еврея, и Ольги (урожденной Флашель) Модильяни, специалиста | |по детскому развитию. Окончив лицей Висконти, М. поступил на медицинский факультет | |Римского университета. Убедившись, что он не может переносить вида крови, он перешел к | |изучению права и получил степень доктора права в 1939 г. в Римском университете. | |Стремясь разобраться в причинах Великой депрессии, он также изучал экономику. Его | |увлеченность экономикой углубилась после получения в 1939 г. первой премии на | |общенациональном конкурсе работ студентов университетов по эффективности контроля над | |ценами. | |Поскольку антифашистские убеждения М. и его еврейское происхождение сделали для него | |невозможным нахождение в Италии, в 1939 г. он бежал сначала во Францию, а затем в | |Соединенные Штаты. В следующем году он возобновил свои занятия экономикой в Нью-Йорке в| |Новой школе социальных исследований, в то время ведущем центре научных исследований для| |эмигрантов. Работая под руководством Джекоба Маршака, он надолго приобщился к | |кейнсианской макроэкономике и к использованию формализированных моделей в экономическом| |анализе. | |Завершая свою учебу в аспирантуре в Новой школе в 1942 г., М. в то же время преподавал | |в Женском колледже Нью-Джерси, а в 1942...1944 гг. был ассистентом кафедры экономики и | |статистики в Бард-колледже при Колумбийском университете. В 1943...1944 гг. он также | |читал лекции в Новой школе. В 1944 г. он получил докторскую степень по социальным | |наукам, а с 1946 г. стал ассистентом профессора математической экономики и эконометрики| |в Новой школе. Эту должность он сохранял в течение двух лет. С 1945 по 1948 г. он также| |работал научным сотрудником и главным статистиком в Институте мировых проблем в | |Нью-Йорке. | |Перейдя в 1949 г. на работу в Чикагский университет, М. вошел в Комиссию Коулса по | |экономическим исследованиям в качестве исследователя-консультанта и оставался в ней до | |1954 г. Одновременно он был сначала адъюнкт-профессором экономики (1949), а затем | |полным (действительным) профессором экономики (1950...1952) в Иллинойсском | |университете. | |Между 1952 и 1960 гг. М. был профессором экономики и управления промышленностью в | |Технологическом институте Карнеги и приглашенным профессором в Гарвардском университете| |(1957 – 1958). В 1960 г. он стал профессором Северо-Западного университета, но через | |два года оставил эту должность, поступив в Массачусетский технологический институт | |(МТИ) на должность профессора экономики и финансов. В 1970 г. он был назначен | |институтским профессором МТИ. | |На протяжении всей своей деятельности М. выступал как лидер направления, стремившегося | |интегрировать кейнсианскую политэкономию в неоклассическую экономическую теорию и | |монетарный анализ, примиряя кейнсианскую макроэкономическую теорию с теориями, согласно| |которым индивидуальные лица действуют эффективно с целью максимизировать свое | |благосостояние. В своих ранних работах М. объяснил сложности периодов экономической | |депрессии и высокий уровень безработицы, прибегая к кейнсианской концепции «жесткости | |заработной платы» (гипотезе, утверждающей, что заработная плата не сразу | |приспосабливается к изменениям в сфере спроса). | |В своей статье 1944 г. «Предпочтительность ликвидности и теория процента и денег» | |("Liquidity Preference and the Theory of Interest and Money") он показал, что, если | |заработная плата не приспосабливается, сразу же к изменению рыночных условий, труд | |рабочих может оказаться переоцененным по сравнению с положением ослабленной экономики, | |что ведет к безработице. Таким образом, он приложил монетарную проблему финансовых | |рынков к безработице и к падению реальной экономической активности. | |В длительных спорах между монетаристами и кейнсианцами М. никогда не занимал | |непримиримой позиции. Он ясно представлял себе роль денег, но в отличие от Милтона | |Фридмена он одновременно стремился к познанию воздействия, которое деньги оказывают на | |экономическую активность через различные механизмы финансовых рынков. Он работал над | |этими проблемами в ходе построения финансового раздела эконометрической модели МТИ и | |поэтому не мог принять сокращенные формы фридменовского упрощенного метода. Тем не | |менее в целом М. близок к современной версии кейнсианской теории и ее политическим | |выводам. Свое кредо он выразил в 60-х гг. такими словами: «Если частная рыночная | |экономика нуждается в стабилизации, она должна и может быть стабилизирована». | |Стремясь к совершенствованию «потребительской функции» Кейнса и найдя рациональную | |основу для макроэкономического поведения в действиях отдельных индивидуумов, М. был | |первым, кто описал создание моделей «жизненного цикла», которые должны были объяснить | |закономерности образования личных сбережений. Он утверждал, что «главный мотив (для | |сбережений) состоит в том, чтобы иметь возможность поддерживать в достаточной степени | |постоянный жизненный стандарт». | |Сбережения, говорил он, отражают разницу между этим стабильным желаемым уровнем | |потребления и изменяющимся уровнем доходов, который в течение рабочей жизни человека | |систематически повышается от исходного низкого к максимальному, после чего снижается к | |очень низкому при выходе его на пенсию. Ссылаясь на стремление человека поддерживать | |постоянным свой уровень потребления, несмотря на колебания своего дохода, М. вывел свою| |формулу: «молодые сберегают, старые растрачивают». | |Впервые свою модель сбережений, основанную на жизненном цикле, М. опубликовал в 1949 г.| |в статье «Колебания коэффициента сбережения – доход» ("Fluctuations in the Saving – | |Income Ratio") и затем углубил ее в 1954 г. в статье «Анализ полезности и | |потребительская функция» ("Utility Analysis and the Consumption Function"), которую он | |написал вместе со своим студентом Ричардом Брамбергом. | |Эту модель он развивал дальше в серии публикаций, написанных совместно с Альбертом | |Алдо, среди которых выделяются: «Тестирование гипотезы сбережений в течение жизненного | |цикла» ("Tests of the Life Cycle Hypothesis of Savings", 1957), «Постоянный доход и | |гипотеза поведения в течение жизненного цикла в отношении сбережений» ("The Permanent | |Income and the Life Cycle Hypothesis of Saving Behavior", 1960) и «Гипотеза сбережений | |в процессе жизненного цикла: агрегированное ее применение и тестирование» ("The Life | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |