рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое регулирование защиты потребителей в РФ

и соглашения между правительствами.

Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины

о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г.

(далее - Соглашение), в соответствии с которым РФ и Украина должны

координировать свою политику в целях:

- формирования сфер производства и распределения, отвечающих потребностям и

запросам потребителей,

- поощрения высокого уровня этических норм предпринимательского поведения,

- взаимодействия в борьбе с недобросовестной деловой практикой предприятий

– изготовителей,

- содействия созданию национальных общественных объединений потребителей,

- расширения межгосударственного сотрудничества в области защиты прав

потребителей (ст. 1 Соглашения).

Основными направлениями деятельности сторон Соглашения являются:

1. реализация законодательства о защите прав потребителей в пределах

компетенции государственных органов,

2. проведение различных исследований по проблемам защиты прав потребителей,

3. участие в международных организациях, соглашениях в данной области,

4. применение обязательных норм безопасности и качества товаров, работ,

услуг,

5. проведение политики, направленной на эффективное производство и

реализацию товаров и поощрение снижения цен,

6. содействие и осуществление мер по развитию общественного движения

потребителей,

7. осуществление программ информирования и просвещения потребителей[30].

Направления деятельности не являются исчерпывающими и могут быть дополнены.

Кроме того, участники Соглашения осуществляют обмен информацией о

формировании законодательной базы по защите прав потребителей, научной

информацией, мониторинг, разрабатывают общие программы усиления защиты прав

потребителей.

Недостатки законодательства о защите прав потребителей

Проанализировав Закон можно сделать вывод, что наряду с положительными

моментами, в Законе присутствуют определенные недостатки, которые

проявляются при ближайшем рассмотрении.

В первую очередь следует обратить внимание на статьи, содержащие нормы

об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. ст. 12, 13, 23 и др.

Закона). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в

соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования к продавцу или

организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На

практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов.

Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем

правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар

ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация

магазина.. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность

продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца

магазина.

Еще одно положение, которое, по моему мнению, в какой-то степени

смягчает ответственность продавцов (исполнителей, изготовителей), - это

норма п. 6 ст. 13 Закона, устанавливающая право суда взыскать с продавца

(исполнителя, изготовителя) штраф за нарушение прав потребителей. Следовало

бы установить не право, а обязанность суда взыскивать такие штрафы с

нарушителей. Это же предложение касается и права федерального

антимонопольного органа налагать штраф на изготовителя (продавца,

исполнителя) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение

предписаний о прекращении нарушения прав потребителей (ст. 43 Закона).

Следующее предложение касается общественных объединений потребителей.

Поскольку общественные объединения – это некоммерческие организации, они не

преследуют цель

извлечения прибыли. В соответствии со ст. 31 Закона «Об общественных

объединениях» имущество общественного объединения формируется на основе

вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;

добровольных взносов и пожертвований; других не запрещенных законом

поступлений. В связи с этим представляется целесообразным обязать

организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность

в сфере торговли и бытового и иного обслуживания населения, перечислять

некоторый процент от совокупного дохода организации в пользу

потребительской организации, находящейся по месту государственной

регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ст. 46 Закона содержит новую для российского законодательства норму о

защите интересов неопределенного круга потребителей. Норма представляется

несколько недоработанной, поскольку неясно, какое число потребителей можно

считать неопределенным кругом потребителей и какие действия продавцов

(изготовителей, исполнителей) являются противоправными в отношении

неопределенного круга потребителей. И, по моему мнению, вполне обоснованно

будет включение в данную статью положения о взыскании судами штрафов в

случае совершения противоправного действия в пользу соответствующего

бюджета, а если в деле участвует общественная организация потребителей, -

50 % штрафа должно взыскиваться в пользу этой организации.

Заключение

Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг

с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и

иного обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав

потребителей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными

актами Правительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы

потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться

не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям

законодательства (к уголовной, административной и другим отраслям). Однако

основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется

Законом РФ «О защите прав потребителей».

В Законе «О защите прав потребителей» нашла свое отражение тенденция

усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану

прав граждан.

Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей:

право на надлежащее качество, право на безопасность, на информацию, на

государственную и общественную защиту интересов потребителей. Кроме того,

Закон установил ряд дополнительных гарантий прав. К ним можно отнести право

на льготы в сфере торгового, бытового и иного обслуживания, право на обмен

товара ненадлежащего качества, признание недействительными условий

договора, ущемляющих права потребителей. В Законе особое внимание уделено

имущественной ответственности за нарушение прав потребителей и, в

особенности, возмещению убытков. При этом положения Закона опираются на

принципы гражданского права. Наряду с этим Закон содержит нормы,

регулирующие ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или

имуществу потребителей.

Вместе с индивидуальной защитой интересов потребителей в Законе

предусмотрена и коллективная защита. Основное ударение сделано на

специальные государственные органы по защите прав потребителей, определена

их компетенция.

Закон содержит фундаментальные права потребителей, опирается на

основные принципы гражданского законодательства. Он регулирует гражданско-

правовые отношения между потребителями-гражданами и организациями,

осуществляющими свою деятельность в сфере бытового, торгового и иного

обслуживания. Закон тесно взаимодействует с законодательными актами,

устанавливающими требования к деятельности таких организаций, качеству

товаров и т.д.

Можно сказать, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» в

РФ начало формироваться потребительское законодательство как специфическая

надстройка над отраслевым законодательством (не только гражданским, но и

уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является

предоставление дополнительных гарантий защиты прав потребителей при их

взаимодействии с организациями на рынке товаров и услуг и возложение на

последних дополнительной ответственности за нарушение этих прав.

Однако, несмотря на явные преимущества последней редакции Закона по

сравнению с предыдущими, она, тем не менее, содержит некоторые недостатки,

которые можно устранить принятием новых изменений и дополнений.

Приложение № 1

Приказ ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42

"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП

России и его территориальными управлениями дел о

нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации,

регулирующих отношения в области защиты прав потребителей"

(с изменениями от 11 марта 1999 г.)

В целях обеспечения реализации Закона Российской Федерации "О защите

прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-

ФЗ и упорядочения деятельности МАП России и его территориальных управлений

по рассмотрению дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской

Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей,

приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения МАП России и его

территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых

актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав

потребителей (прилагается).

2. Заместителю Министра (Фонаревой Н.Е.) обеспечить правильное и

единообразное применение Положения о порядке рассмотрения МАП России и его

территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых

актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав

потребителей.

3. Отменить:

- приказ ГКАП России от 24.08.92 г. N 185 "Об утверждении Положения о

порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями

по вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей"

(зарегистрирован в Минюсте России 11.09.92 г. N 53);

- приказ ГКАП России от 23.04.93 г. N 51 "Об утверждении Положения о

порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от

исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГКАП России

(территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей"

(зарегистрирован в Минюсте России 30.04.93 г. N 243);

- приказ ГКАП России от 28.06.95 г. N 89 "О внесении изменений в Положение

о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными

управлениями по

вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей"

(зарегистрирован в Минюсте России 12.07.95 N 900).

4. Направить настоящий приказ в соответствии с установленным порядком на

регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя

Министра Фонареву Н.Е.

Приложение: упомянутое на 41 листе.

Председатель комитета Л.А.Бочин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 1996 г.

Регистрационный N 1065

Приложение

Положение

о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными

управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов

Российской Федерации, регулирующих отношения в области

защиты прав потребителей

(утв. приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42)

1. Порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав

потребителей и выдачи предписаний

2. Порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав

потребителей 3. Порядок рассмотрения дел о наложении

штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных

предписаний МАП России (территориальных управлений)

4. Порядок обжалования предписаний и постановлений о наложении штрафов

Настоящее Положение разработано в соответствии с главой IV Закона

Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января

1996 года (далее - Закон) и предусматривает:

- порядок рассмотрения дел о нарушениях законов и иных правовых актов

Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав

потребителей, (далее - порядок рассмотрения дел о нарушениях

законодательства о защите прав потребителей), и выдачи предписаний о

прекращении нарушений прав потребителей (далее - предписания);

- порядок выдачи отдельных предписаний о прекращении нарушений прав

потребителей, в том числе о прекращении (приостановлении) продажи товаров

(выполнения работ, оказания услуг);

- порядок рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от

исполнения или несвоевременное исполнение предписаний.

1. Порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав

потребителей и выдачи предписаний

1.1. МАП России и его территориальные управления в пределах своей

компетенции рассматривают дела о нарушениях продавцами (изготовителями,

исполнителями) законодательства о защите прав потребителей.

1.2. Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей

рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту

нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого

возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к

рассмотрению МАП России.

МАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению.

1.3. Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав

потребителей в МАП России образуется комиссия в составе заместителя

председателя МАП России, курирующего вопросы защиты прав потребителей,

руководителей Управления по защите прав потребителей и его отделов (лиц,

исполняющих их обязанности), а также специалистов указанного управления.

В территориальных управлениях МАП России комиссия образуется в составе

начальника территориального управления (его заместителя), начальника отдела

по защите прав потребителей (его заместителя), специалистов управления.

В МАП России председателем комиссии является заместитель Министра,

курирующий вопросы защиты прав потребителей (в его отсутствие - лицо, на

которое возложено исполнение его обязанностей), в территориальном

управлении - начальник управления (его заместитель).

Персональный состав членов комиссии для рассмотрения конкретного дела

определяется председателем комиссии в определении о возбуждении дела.

Общее количество членов комиссии МАП России не может быть менее пяти

человек, а комиссии территориального управления - менее трех человек.

До начала рассмотрения дела председатель комиссии может вносить

изменения в состав комиссии, о чем выносит соответствующее определение.

Об изменении состава комиссии извещаются лица, участвующие в деле.

1.4. В ходе подготовки, рассмотрения дел о нарушениях законодательства о

защите прав потребителей, а также исполнения решений и предписаний МАП

России и его территориальные управления вправе:

запрашивать у заявителя, а также у продавца (изготовителя, исполнителя)

необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и

приобщения их к материалам дела;

проводить собеседования с заявителем, а также с представителем продавца

(изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело;

запрашивать письменные объяснения по существу дела от продавцов

(изготовителей, исполнителей), а также их должностных лиц;

привлекать к участию в деле заинтересованных лиц;

привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов;

проводить проверки продавцов (изготовителей, исполнителей) о соблюдении

ими законодательства о защите прав потребителей (далее по тексту -

проверки).

МАП России (его территориальные управления) вправе принимать другие меры

для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела,

прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.

1.5. Основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства о

защите прав потребителей могут быть заявления (иные материалы) общественных

объединений потребителей, их ассоциаций (союзов), федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления, потребителей, депутатов,

представление прокурора, а также акты проверок продавцов (изготовителей,

исполнителей) МАП России (его территориальными управлениями).

1.6. Решение вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии

МАП России (территориального управления).

1.7. Начальник Управления по защите прав потребителей МАП России (его

заместитель), начальник отдела по защите прав потребителей территориального

управления

представляют председателю комиссии материалы с обоснованием необходимости

возбуждения дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей и

принятия его к рассмотрению МАП России (территориальным управлением).

1.8. Председатель комиссии, если находит доводы, изложенные в

представленном материале, достаточными, выносит определение о возбуждении

дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей, в котором

определяются:

- состав комиссии, которая будет рассматривать данное дело;

- необходимые дополнительные документы и материалы;

- дата и место рассмотрения дела;

- лица, которые привлекаются к участию в деле.

Форма определения о возбуждении дела о нарушении законодательства о

защите прав потребителей - приложение 1.

1.9. Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей

рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о

возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей.

О времени и месте рассмотрения дела извещаются продавец (изготовитель,

исполнитель), в отношении которого возбуждено дело, другие лица, которые

привлекаются к участию в деле (далее - заинтересованные лица).

1.10. Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей

рассматриваются в присутствии представителей организации либо в присутствии

индивидуального предпринимателя или его представителя /далее -

представитель продавца (изготовителя, исполнителя)/, допустившей нарушения

прав потребителей, а также с участием заинтересованных лиц.

Представитель продавца (изготовителя, исполнителя) допускается к

рассмотрению дела при наличии доверенности или других документов, которые,

в соответствии с законом, могут подтверждать их полномочия.

1.11. В отсутствие представителя продавца (изготовителя, исполнителя)

дело может быть рассмотрено в случаях, когда имеются данные, подтверждающие

своевременное извещение продавца (изготовителя, исполнителя) о месте и

времени рассмотрения дела (уведомление о вручении, отдельная квитанция) и

если от него не поступило мотивированное ходатайство об отложении

рассмотрения дела.

В случае получения от продавца (изготовителя, исполнителя) ходатайства

об отложении рассмотрения дела комиссия оценивает ходатайство для решения

вопроса об удовлетворении или об отказе в удовлетворении такого

ходатайства, о чем делается соответствующая запись

в протоколе.

В случае отказа в удовлетворении ходатайства комиссия рассматривает дело

в отсутствие представителя продавца (изготовителя, исполнителя), в

отношении которого возбуждено дело. При удовлетворении ходатайства об

отложении дела комиссия выносит определение об отложении дела в

соответствии с пунктом 1.18 настоящего Положения. Представитель продавца

(изготовителя, исполнителя) повторно извещается о времени и месте

рассмотрения дела и предупреждается о том, что в случае его неявки дело

будет рассмотрено в его отсутствие.

1.12. В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть

привлечены юридические и физические лица, на объем прав и обязанностей

которых может повлиять решение комиссии.

В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного

лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не

вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если

заявитель и потребитель настаивают на своем участии в рассмотрении дела.

Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению

дела.

1.13. Комиссия на заседании выясняет следующие вопросы:

относится ли к ее компетенции рассмотрение данного дела;

о наличии фактов, свидетельствующих о нарушениях прав потребителей;

были ли приняты все возможные меры для устранения нарушений прав

потребителя продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

При недостаточности или отсутствии сведений, позволяющих прийти к выводу

о наличии или отсутствии нарушения прав потребителей, эти сведения могут

быть затребованы у заявителя, а также у продавца (изготовителя,

исполнителя).

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих

специальных познаний, комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении

дела экспертов и специалистов.

1.14. На заседании заслушиваются представитель продавца (изготовителя,

исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, лица, привлеченные к

участию в деле, а также специалисты МАП России (территориального

управления).

Представитель продавца (изготовителя, исполнителя), а также привлеченные

к участию в деле лица вправе:

знакомиться с материалами дела за исключением сведений, составляющих

государственную и коммерческую тайну;

представлять доказательства;

участвовать в исследовании доказательств;

задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, экспертам,

специалистам;

заявлять ходатайства;

давать устные и письменные объяснения комиссии;

представлять доводы и соображения по всем возникающим в ходе

рассмотрения дела вопросам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.