рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Стилистический компонент слова и его лексикографическое отражение

вбить в головы учеников лексические единицы и структуры языка. Отсюда

следует вывод, что система языка должна логически и последовательно

вплетаться в систему речевого общения (в процесс коммуникации).

Проблема системного функционирования языка также остро стоит и за

рубежом.Так, например, Дэвид Максуэл представитель National Foreign

Language Ramаpo College подчеркивает следующее: “America spends hundreds

of millions of hours and hundreds of millions of dollas teaching and

learning foreign languages and for some reason no one can speak one”.И

далее: “That is conequence not of bad teaching nor bad learning but of a

systemic disfunction and we’re just not going about it the right

way”.(Ramapo News,1995, № 22)

В то же время в Республике Беларусь был разработан концептуальный,

коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным

языкам, который представляет собой реализацию такого способа обучения

иностранному языку, при котором осуществляется упорядоченное,

систематизированное и взаимносоотнесенное обучение иностранному языку как

средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных

занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей

(экстралингвистической) деятельности.

Коммуникативный системно-деятелный подход предполагает полную и

оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания.

Компоненты содержания обучения в свою очередь являются микросистемами, а

именно:

- система общей деятельности (например, экстралингвистическая);

- система речевой деятельности;

- система речевого общения (коммуникация, интеракция и взаимная

перцепция;

- система изучаемого иностранного языка;

- системное соотношение родного и иностранного языков (их

сознательный сопоставительный анализ);

- система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие,

речевое взаимодействие и др.);

- текст как система речевых продуктов;

- система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в

диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т. п.);

- система (процесс) овладения иностранным языком;

- система (структура) речевого поведения человека.

Исходя из исследований данной работы, можно добавить, еще один

компонент, который присутствует и фукционирует, несмотря на недостаточное

уделение внимания сознательному подходу в процессе обучения английскому

языку - это

- системное соотнесение вариантов внутри одного языка и сознательно-

сопоставительный анализ в частности вариантов английского языка (AmE/BrE).

Такой системный подход, где взаимодействуют, функционируют и осознаются

все системы, обеспечивает формирование, реализацию и действие системы

владения иностанным языком как средством общения в широком смысле этого

слова.

В свою очередь система изучаемого языка как средство общения должна

отвечать следующим трем основным требованиям:

1. Создать лингвистические основы обучения данному языку с учетом

языкового опыта обучаемых и владения ими исходным (или родным)

языком.

2. Обучить их определенному (полному, усеченному или избирательному)

варианту системы языка.

3. Соответствовать условиям реализации в обучении коммуникативной

функции языка и овладении языком обучаемым.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что внутри языковой системы

функционирует (или вплетается в нее) другая система (подсистема) - а именно

системное соотнесение вариантов внутри одного языка, которая имеет три

основных аспекта:

- отбор и предучебная организация языкового и речевого материала для

обучения иноязычному общению;

- динамическое соотнесение языковых и речевых единиц в процессе

обучения;

- формирование умений соотнесения вариантов языка в процессе

овладения им.

На примере британского и американского вариантов английского языка это

будет выглядеть следующим образом:

--- на начальном этапе обучения используется преимущественно

нейтральная лексика, когда идет становление, закладывание языковой базы,

освоение основ языковой системы иностранного языка (английского языка).

--- следующий этап обучения идет на базе британского варианта

английского языка, сюда включается экстралингвистический,

культурологический аспект.

--- на следующем этапе идет автоматическое включение американского

варианта, который сопоставляется с британским при сознательном анализе

особенностей и различий вариантов языка и последовательном включении их в

речевое общение.

Причем на каждом этапе обязательно проявляются первые два аспекта (см.

выше). Т.е. производится необходимый отбор и предучебная организация

речевого материала для обучения иноязычному общению, а также динамическое

соотнесение языковых и речевых единиц в процессе самого обучения.

Третий аспект подключается на третьем уровне, когда наступает процесс

углубления и расширения знаний языка и о языке, т.е. формирование умений

соотнесения двух основных вариантов английского языка, сознательно-

сопоставительного анализа и сознательного использования в речи, причем

поочередно придерживаясь одного из них во избежании ошибок и затруднений

понимания в процессе коммуникации.

На третьем этапе обучения включается лингвометодическая типология

изучаемых языковых явлений (а именно вариантов английского языка) и

формирование навыков и умений иноязычного общения. Такое соотнесение

требует создания специальных коммуникативных справочников и учебных

пособий, которые способствовали бы развитию у обучаемых умения быстро

переключаться с одного варианта на другой.

Чтобы четко и взвешанно соотнести и сообразовать все системы

(подсистемы) в одной системе с учетом всех специфических характеристик

двуединого процесса обучения, следует выделить следующие крупные блоки в

системном подходе к обучению иноязычному общению:

- предучебная систематизация обучения общению;

- отбор и организация содержания обучения;

- систематизация и дифференциация языкового и речевого материала;

- распределение и организация компонентов содержания обучения,

языкового и речевого материала для подготовительного (первый этап),

специализированного (при изучении британского варианта) и интегрального

(включение американского варианта) этапов обучения;

- систематизация учебных занятий по этапам;

- систематизация управления учебной деятельностью;

- систематизация управления практикой иноязычного общения.

Таким образом, системность в обучении иностранному языку определяется

синтезом всех компонентов овладения конкретным языком, которые включены в

частные, выше указанные системы. А всему современному обучению иностранным

языкам не хватает именно синтеза разносистемных факторов и признаков, т.е.

система не работает эффективно, если один из компонентов не включен,

отсутствует или не отлажен в своей работе.

В научно-исследовательском Проекте № 12: “Овладение современными

языками и обучение им для общения (Learning and teaching modern languages

for communication) были определены три уровня начального (базового)

овладения языком:

1. Уровень “выживания”(Survival level)

2. На пути к языку (Waystage level)

3. Пороговый уровень (Threshold level)

Для целого ряда западноевропейских языков были разработаны детальные

требования и содержание этих уровней. По содержанию и объему Waystage and

Threshold levels соотносятся как 1:2 при сохранении всех основных аспектов

на обоих уровнях.

Учебно-методический комплекс Клементьевой Т.Б. Happy English-1 (5-6

классы) и Happy English-2 (7-9 классы) соответствуют уровням Waystage level

и Threshold level. При этом в каждом УМК переплетены все системы

(компоненты) обучения иноязычному общению, а также в Teacher’s book

рассмотрены крупные блоки в системном подходе.

Таким образом, системный подход в указанных УМК соблюден, интересующие

нас в данной работе варианты английского языка (BrE/AmE) включены в общую

систему; необходимо только включить разработанную систему в общий процесс

обучения иноязычному общению для полного функционирования языка. Для этого

следует последовательно, поэтапно, сознательно и целенаправлено

использовать предложенный в УМК Happy English Т.Б. Клементьевой материал.

В данной работе предлагаются разработки трех уроков на введение,

семантизацию сознательно-сопоставительный анализ и сознательное

использование вариантов английского языка в речи для проведения уроков в

классах с углубленным изучением языка с целью развития культуры речевого

общения на английском языке, а также, чтобы проследить, как система

различий вариантов английского языка на всех уровнях может вплетаться в

общую систему обучения английскому языку.

2. Методические принципы обучения вариантам английского языка

Приемы обучения вариантам английского языка аналогичны приемам обучения

и различения синонимов и антонимов. Отсюда следует, что для облегчения

работы следует подбирать уже знакомую лексику и более употребительную.

Трудность заключаается в определении варианта и его правильном (адекватном)

ситуативном использовании, что направлено на развитие языковых умений и

навыков.

Работа над вариантами языка, главным образом, сводится к формированию

лексического навыка, т.к. именно на лексическом уровне мы находим больше

различий, а различия в фонетике, орфографии и грамматике можно рассмотреть

факультативно или ввести в фонетическую или речевую зарядку.

Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемым

правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексемами в

тематической и семантической группах, с синонимами и антонимами, четким

определением значения лексической единицы, соотнесенностью этого значения

со сходными или контрастными значениями сравниваемых лексем, овладение

правилами конкретного словообразования и сочетания, а также овладение в

следствии этого правила выбора и употребления лексических единиц в тексте

высказывания, в его грамматической и стилистической структуре, смысловом

восприятии в тексте. Все компоненты лексического навыка должны учитываться

как при введении (семантизации) лексических единиц, так и при формировании

соответствующего навыка в процессе работы со словарем, с текстом,

лексическими упражнеиями, при активизации лексики в иноязычной речи.

Отметим основные этапы формирования лексического навыка:

I. Введение (семантизация) лексических единиц.

II. Первичное закрепление, активизация (выведение в долговременную

память) лексических единиц.

III. Выведение, активизация лексики в иноязычной речи.

Итак, работа над формированием лексического навыка включает в себя

различение BrE/AmE (т.е. овладение правилом выбора и употребления

маркированных лексических единиц в тексте высказывания, в его стилистичекой

структуре, в смысловом восприятии в тексте), следовательно при

формировании навыка владения американским и британским вариантами

английского языка следует, а вернее должно проходить формирование навыка по

указанным выше этапам.

В современной методике обучению BrE/AmE вариантам на практике уделено

мало внимания. Из восьми проанализированных учебных пособий (разных авторов

и этапов обучения) только в учебнике Т. Клементьевой “Happy English-2” и в

учебном пособии И. В. Каспина, М.М.Сегань, В.Н.Шевякова “ Talking American

English” было целенаправленно уделено внимание формированию навыка

различения и адекватного использования американского и британского

вариантов английского языка.

Работа над вокабуляром в учебном пособии “Talking American English”

построена следующим образом:

Вводится лексика по определенной тематике (количество слов варьируется в

зависимости от тематики и существующих различий в этой сфере).

Вводятся диалоги для прослушивания, в которых разговор происходит между

американцем и британцем (где для обозначения одних и тех же реалий каждый

использует свой вариант языка), а также для определения варианта языка в

контексте.

Дается упражнение на определение варианта языка.

Упражнение на перевод (т.е. одно предложение предполагает два варианта

перевода).

В учебнике “Happy English-2” дается следующая последовательность

упражнений на различение вариантов:

Дается список слов, которые уже были изучены на предыдущих уроках, а также

отличаются принадлежностью к разным вариантам языка.

Дается письменное задание, где ученикам предлагается AmE, а им следует

написать BrE того же слова.

Следующее задание комплексное, где учеников вводят в курс понимания того,

что существуют различия в фонетике, орфографии и в грамматике.

Предлагается головоломка с целью найти слова американского варианта.

В целом сам учебник основан на американском варианте английского языка.)

Упражнение, нацеленное на использование вариантов в ответах на вопросы.

Следует также отметить, что учебники Т. Клементьевой расчитаны на

целенаправленное обучение сначала британскому варианту английского языка (

в учебнике “ Happy English-1”,где преимущественно используется британский

вариант, а также страноведческий материал по Англии для 5-6 классов, а

затем американскому варианту ( в учебнике “Happy English-2”, который

написан преимущественно на американском варианте языка , где американский

вариант дается в сранении с британским вариантом, а также используется

страноведческий материал по Америке для 7-8 классов).

Отсюда следует вывод, что прежде чем научить различать варианты

английского языка, а также адекватно использовать в речи, необходимо

сначала научить использовать в речи один вариант языка. Судя по анализу

(см. следующую главу) учебных пособий, используемых российскими

преподавателями, методисты единогласно придерживаются мнения, что базой

обучения английскому языку служит британский вариант. А, учитывая

предложенные Т. Клементьевой учебные пособия, можно сделать вывод, что

американский вариант следует вводить на седьмом (восьмом) году обучения.

Работа над различением вариантов, как указывалось выше, сходна с

работой над синонимами. Отсюда можно выявить следующие возможные

упражнения:

I Виды упражнений на введение, закрепление, тренировку и активизацию

соответствующей лексики:

1. Имитация: а) без преобразования

б) сопровождаемая механическими подстановками

подстановками (при введении лексических единиц)

2. Анализ наличия вариантов в тексте, объяснение употребления,

значения некоторых реалий связанных с вариантом языка (при первичном

закреплении лексических единиц).

3. Выявление в высказывании варианта адекватно/неадекватно

ситуации (при тренировке и закреплении).

4. Выявление языковых различий в ситуациях (предложениях)

одинаковых по содержанию, но различных по употреблению варианта языковой

единицы.

5. Выбор требуемых в данной ситуации языковых единиц из ряда

предложенных (на активизацию).

6. Конструирование предложений с AmE и BrE вариантами

(тренировка, активизация).

7. Передача того же значения в другом варианте (тренировка,

активизация, использование, переводных упражнений с русского на

английский).

II. Для обучения адекватного использования варианта языка можно

включать в работу следующие виды речевых упражнений:

1. Обмен репликами в конкретных условиях общения (например,

американец с британцем) с опорой на ключевые слова.

2. Передача содержания текста в заданной ситуации, или пересказ

текста от лица одного из персонажей в заданной ситуации.

3. Построение на заданную тему собственного высказывания (устного

или письменного), или же диалога.

Таким образом обучение различению AmE/BrE способствует не только

культуре речевого общения (заметим, что в учебном пособии “Talking American

English” ознакомление с вариантом английского языка включено в раздел “

Речевой этикет “), но и служит хорошим материалом обучения диалогической

речи.

Учитывая вышесказанное, материал был переработан и на его основе

(данных учебников) были разработаны 3 урока, где учеников нацеливают на

сознательное восприятие материала, где лексика вводится, тренируется,

активизируется и где предусмотрены упражнения на выведение вариантов в речь

и сознательного использования одного из вариантов английской речи (см.

Приложение XV,XVI).

3. Отражение стилистического компонента слова в школьных

учебниках

(учет стилистически маркированной лексики AmE/BrE).

Как уже отмечалось выше, одним из важных компонентов при обучении

иностранным языкам являются учебники и учебные пособия.

При составлении учебников в первую очередь необходимо определить, какой

языковой материл следует включить в учебник, его сложность и на каком этапе

обучения легче будут усваиваться те или иные языковые единицы.

Каких принципов следует придерживаться при составлении и подборе

поурочного вокабуляра и учебного словаря в учебниках?

Выделим следующие основные принципы:

- учет частотности и употребительности слов;

- система вокабуляра с учетом возрастных особенностей;

- учет этапа обучения (начальный, средний, продвинутый);

- сложность понятий слова (т.е. учет сложности восприятия семантики

иностранного слова - конкретные и абстрактные понятия);

- специфику группы, класса изучающего иностранный язык (простой -

специализированный).

Были проанализированы учебники Старкова А.П. (9 и 11 классы);

Верещагиной И.Н., Приткиной Т.А. (2 и 3 классы); “ Happy English -1” и “

Happy English - 2” Клементьевой Т. (5-8 классы); Practice couse of

English (fifth year) Аракина В.Д., где указанные принципы подбора лексики

соблюдаются.

Эти же учебники были проанализированы с целью выявления наличия

вариантов английского языка в учебниках, а именно проследить какого

варианта придерживаются авторы учебников.

Из анализа видно, что основной пласт используемой лексики -

нейтральный, наряду с которым преобладает предпочтение британского

варианта, практически во всех учебниках, кроме “ Happy English - 2 “

Клементьевой Т., где используется целенаправлено американский вариант в

сравнении с британским.

Однако следует отметить, что в чистом виде ни один вариант не

используется (ПриложениеXVIII), наблюдается смешение вариантов, более того

в учебниках продвинутого типа (например Аракин В.Д.) встречаются слова

имеющие специфическое употребление внутри самого варианта (например, слово

wireless’ имеет помету old-fash,esp.BrE).

Но ни в одном учебнике (кроме English Верещагиной И.Н. за 3-й класс,

где слово fall имеет помету ам.) не указывается стилистическая

маркированность слова, студенты пятого курса уже должны знать, понимать и

чувствовать адекватность использования лексической единицы, а также ее

вариантность.

Из этого следует, что мы обучаем смешанному варианту английского языка,

что в последствии приводит к путанице, недопониманию и снижению культуры

общения.

Поэтому при составлении словарей следовало бы учитывать и следующие

принципы:

придерживаться одного варианта английского языка (особенно на начальном

этапе обучения);

указывать пометы, обозначающие вариант, к которому принадлежит данная

лексическая единица.

Выводы

1. Обучение культуре речевого общения на английском языке обязательно

предполагает изучение и различение американского и британского

вариантов английского языка.

2. На начальном этапе обучения английскому языку следует придерживаться

одного варианта, причем британского.

3. Целенаправленное обучение американскому и британскому вариантам можно

вводить с 7-ого -8-ого класса с углубленным изучением английского

языка.

4. 4.При составлении учебного словаря следует учитывать вышеизложенные

моменты, а также стилистически маркированные слова британского и

американского вариантов давать с соответствующими пометами (

например, BrE, AmE, AmE infml, esp.BrE, ам., бр. и др.).

5. В ВУЗах иностранных языков и на факультетах иностранных языков

обязательно должна идти работа по обучению вариантам английского

языка и сознательного использования одного из них, т.к. смешение

вариантов приводит к различного рода ошибкам и недопониманию.

6. Работа над вариантами английского языка главным образом проводится на

лексическом и фонетическом уровнях, т.к. здесь отмечается больше

различий, а затем на семантическом и грамматическом уровнях.

7. Методы и приемы работы над различиями вариантов языка сходны с

методами приемами работы над синонимами и антонимами.

8. Необходимо систему различий американского и британского вариантов

английского языка включить в общую систему обучения английскому

языку, вплетая в различные виды речевой деятельности.

9. Апробация разработок 3 х уроков в 8 классе с углубленным изучением

английского языка в шк.№1 г. Волжского показала, что знакомство с

вариантами английского языка и системное обучение сознательному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.