рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по введению в языкознание

слово вперед, употребленное в качестве однословного предложения с

повелительной интонацией (Вперед!) и с вопросительной интонацией (Вперед?).

Именно грамматические значения организуют высказывание, делают его

адекватным выражением мысли.

Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова

его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов,

русское предложение Петров — студент. Слова, входящие в состав этого

предложения, выражают два лексических значения: 1) имя собственное Петров

выражает представление о конкретном лице, носящем такую фамилию, 2)

нарицательное существительное студент выражает понятие о классе лиц,

учащихся в вузах. Но значение предложения Петров — студент не сводится к

простой сумме этих двух значений. Смысл данного предложения заключается в

нарочитом (специальном, стоящем в центре внимания) сообщении того факта,

что личность «Петров» есть член класса (множества) «студенты». Мы можем

выделить здесь следующие грамматические значения:

1) Значение утверждения некоторого факта (ср. вопрос о факте при другой,

вопросительной, интонации: Петров студент?).

2) Значение нарочитого отождествления (в определенном отношении) двух

мыслимых единиц (ср. попутное упоминание о тождестве тех же единиц в

Студент Петров не явился на экзамен).

3) Значение отнесенности факта к настоящему моменту (или периоду)

времени, что выражено здесь отсутствием глагола (ср.: Петров был студентом,

Петров будет студентом).

4) Значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием

глагола (ср.: Петров был бы студентом, если бы не провалился на

вступительных экзаменах или Будь Петров студентом, он получил бы место в

общежитии).

5) Значение единственного числа, выраженное и в одном, и в другом слове

отсутствием окончания (ср. Петровы—студенты).

6) Далее оба существительных относятся к мужскому грамматическому роду,

что в данном случае, поскольку это существительные, обозначающие лиц,

указывает на мужской пол (ср. Петрова — студентка).

Мы видим, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях.

Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые

грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить

как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений,

систематически выражаемых теми или иными формальными показателями.

Грамматические категории чрезвычайно разнообразны. Так, есть категории

двучленные, например, в современном русском языке число (единственное :

множественное), глагольный вид (совершенный : несовершенный); трехчленные,

например, лицо (первое : второе : третье); многочленные, например, в

русском и многих других языках — падеж.

Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших отдела —

морфологию, или грамматику слова, и синтаксис, или грамматику связной речи

(и вообще единиц, больших, чем отдельное слово). Разделение на морфологию и

синтаксис в известной мере условно, так как грамматические значения,

стоящие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете

синтаксических функций этих форм, т. е. их функций в рамках словосочетания

и предложения. В составе «грамматики слова» выделяются область, связанная с

образованием слов как лексических единиц языка, и область, связанная с

образованием грамматических форм слова. Первую область называют наукой о

словообразовании (иногда дериватологией), вторую — собственно морфологией.

25. Лексическое и грамматическое значение слова.

(см. вопросы 13 и 24)

26. Части речи.

Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических

единиц языка, т. е. выделение в лексике языка определенных групп или

разрядов, характеризуемых теми или иными грамматическими признаками, и

лексико-грамматические разряды (классы) слов, на которые разделяются слова

языка на основании признаков: семантический (существительное имеет

обобщенное значение – предмет, прилагательное – качество, свойство и т.д.),

грамматический, который подразделяется на морфологический и синтаксический

(способ связи с другими словами, какую функцию это слово выполняет в

предложении).

Грамматические категории, характеризующие слова той или иной части речи,

не совпадают или не вполне совпадают в разных языках, но они в любом случае

обусловлены общим грамматическим значением данного класса слов.

Начинать нужно с выделения более крупных классов слов, чем отдельные

части речи. Это прежде всего уже не раз встречавшиеся нам классы

знаменательных и служебных слов, охватывающие каждый по нескольку частей

речи традиционной схемы.

Внутри класса знаменательных слов прежде всего выделяются слова-названия

и указательно-заместительные слова. Особое место в ряду знаменательных слов

занимают междометия — слова, служащие выразителями эмоций (ай, ой, ба,

тьфу, ура, дудки) или сигналами волевых побуждений (эй, алло, цыц, брысь,

стоп). Для междометий характерна синтаксическая обособленность, отсутствие

формальных связей с предшествующим и последующим в потоке речи.

Отдельную группу, промежуточную между знаменательными и служебными

словами, составляют «оценочные», или модальные слова, выражающие оценку

достоверности факта (несомненно вероятно, по-видимому, кажется, как будто,

может быть, вряд ли едва ли и т. п., также говорят, слыхать, якобы и др.)

либо оценку его желательности или нежелательности с точки зрения говорящего

(к счастью, к сожалению, на беду и др.). Модальные слова используются в

предложении в качестве вводных элементов.

Имя существительное выражает грамматическое значение

предметности.Первичные синтаксические функции существительного — функции

подлежащего и дополнения. Существительные используются также в качестве

сказуемого (в ряде языков они выступают при этом в особой предикативной

форме), в качестве определения к другому существительному, иногда

обстоятельства. Типичными грамматическими категориями существительного

являются падеж и число.

Категория падежа выражается с помощью аффиксов либо с помощью

аналитических средств — предлогов (или послелогов) и порядка слов. В

принципе она многочленна, хотя система аффиксального выражения падежа может

состоять всего из двух членов (например, в английских существительных:

общий падеж с нулевой флексией — притяжательный падеж с флексией -s), а

может и вовсе отсутствовать. Содержание категории падежа составляют

разнообразные отношения между существительным и другими словами в

предложении, своеобразно отражающие отношения между реальными предметами,

предметом и действием и т. д.

Категория числа выражается аффиксацией, редупликацией и другими

средствами. Содержание категории числа составляют количественные отношения,

отраженные сознанием человека и формами языка. В языках мира кроме

единственного и множественного встречается двойственное, иногда

тройственное число, множественное небольшого количества, собирательное

множественное и т. д. С другой стороны, в некоторых языках выражение числа

в существительном вообще необязательно.

Из других грамматических категорий существительного широко распространена

категория определенности/неопределенности (обычно выражаемая артиклем,

который может быть служебным словом, как в английском, французском,

немецком, древнем и современном греческом, арабском, или же аффиксом — как

определенный артикль скандинавских языков, румынского, болгарского,

албанского). Неопределенность может выражаться отсутствием артикля

(например, в болгарском) или специальным неопределенным артиклем. В языках,

не имеющих определенности/неопределенности как развитой грамматической

категории, выражение соответствующих значений могут брать на себя другие

грамматические категории, например категория падежа (ср. выпил воды—выпил

воду).

Встречающиеся в ряде языков классификационные категории имени

существительного, такие, как грамматический род в индоевропейских и

семитских языках или именной класс в ряде языков Африки, некоторых

кавказских и др., служат главным образом средством оформления

синтаксической связи (согласование разных слов с именем существительным.

Имя прилагательное выражает грамматическое значение качества или

свойства, называемого не отвлеченно, само по себе, а как признак, данный в

чем-то, в каком-то предмете: не белизна а белое что-то, белый (снег, или

хлеб, или мел — вообще какой-то предмет, который мог бы быть обозначен

существительным мужского рода) или белая (шаль, стена и т.д.— вообще какой-

то предмет, обозначенный существительным женского рода) и т. д. Как говорит

Щерба, «без существительного, явного или подразумеваемого, нет

прилагательного». Или же: будучи употребленным без существительного,

прилагательное само становится названием предмета (по одному из его

признаков), т. е. существительным (ср. слепой старик и слепой), либо

названием свойства в отвлечении от носителя, т. е. опять существительным,

только другого типа (новое в смысле ‘новизна'). Грамматическая

подчиненность прилагательного существительному проявляется в одних языках в

его согласовании с существительным, в других — в его линейной позиции в

составе атрибутивной группы перед существительным (например, в английском

языке между артиклем и существительным) или, напротив, после него.

Первичные функции прилагательного — функция определения и сказуемого (его

именной части). Иногда эти функции разграничиваются употреблением

специальных рядов форм. Так, в немецком языке атрибутивным формам

прилагательного, различающимся (в порядке согласования) по роду, числу и

падежу, противостоит предикативная форма, единая для всех родов и для обоих

чисел (например, krank 'болен, больна' и т. д.). В русском языке в

атрибутивной функции нормально используется полная форма (больной и т. д.),

а в предикативной возможна и полная и краткая (болен), иногда со смысловой

дифференциацией: ом болен (временное, преходящее свойство) — он больной

(постоянное свойство), ом зол ('раздражен') — ом злой (вообще). Признаки,

обозначаемые прилагательными, во многих случаях могут варьироваться по

степени интенсивности. Отсюда специфическая грамматическая категория

качественных прилагательных, категория степеней сравнения.

Глагол в большинстве языков состоит из двух рядов образований: из

собственно глагола (лат. verbum finitum), например читаю, читал, читай,

читал бы, и так называемых верббидов, например читать, читающий, читанный,

читая, совмещающих признаки глагола с признаками некоторых других частей

речи .

Собственно глагол — это глагол-сказуемое, вершина и организующий центр

предложения. Собственно глагол выражает грамматическое значение действия,

т. е. признака динамического, протекающего во времени, причем называет этот

признак не отвлеченно, а, как выразился А. А. Потебня, «во время его

возникновения от действующего лица». «В понятие о глаголе,— продолжал

Потебня,— непременно входит отношение к лицу, каково бы ни было это

последнее: известное или нет, действительное или фиктивное». Отношение к

«неизвестному лицу» мы имеем в неопределенно-личном употреблении глагола

(говорят, нем. man sagt, фр. on parle .: тем же значением), также в

обобщенно-личном употреблении (что посеешь, то и пожнешь), отношение к

«фиктивному лицу», в частности, в безличных глаголах (светает, смеркается,

нем. es dammert 'смеркается', англ. it is raining 'идет дождь' — букв.

'дождит'). В грамматическое понятие «действующее лицо», разумеется, входит

и «действующий предмет», и «страдающее» лицо или предмет, и т. д., короче,

все то, что может обозначаться подлежащим при данном глаголе.

Наиболее типичными грамматическими категориями глагола-сказуемого

являются время, наклонение и залог.

Категория времени служит для локализации во времени того действия,

которое обозначено глаголом; граммемы этой категории выражают различные

типы отношений между временем действия и моментом речи, а иногда между

временем действия и каким-то другим моментом, помимо момента речи. В

последнем случае мы имеем дело со специальными «относительными временами»

(такими, как плюсквамперфект — прошедшее, предшествующее другому

прошедшему, будущее предварительное», «будущее в прошедшем» и т. п.) либо с

относительным употреблением «основных» времен (Ему показалось, что в доме

кто-то ходит, где форма настоящего времени выражав одновременность действию

главного предложения показалось). Особо выделяют переносное употребление

времен, например распространенное во многих языках «настоящее историческое»

в рассказе о прошлом (Иду я вчера по улице...).

Категория наклонения выражает отношение действия, обозначенного глаголом,

к действительности, а в ряде случаев — к воле и желанию, иногда к личному

опыту говорящего. Соответственно различают наклонение реальности —

изъявительное (индикатив) и те или иные противопоставленные ему граммемы,

представляющие глагольное действие как вовсе нереальное или как возможное,

пред. полагаемое, допустимое, обусловленное в своем осуществлении другим

действием; как желательное и даже прямо требуемое от адресата речи либо как

запрещаемое и т. д. Прямое побуждение к действию во многих языках

выражается формами императива (повелительного наклонения). Более

разнообразен состав, функции и номенклатура других «наклонений неполной

реальности».

К наклонениям можно отнести специальные вопросительные и отрицательные

формы глагола, например в английском языке — аналитические вопросительные и

отрицательные формы со вспомогательным глаголом to do (Do you speak

English? 'Говорите ли вы по-английски?').

Категория залога тесно связана со структурой предложения. В ряде языков

выступает система двух противопоставленных залогов — актива и пассива.

Активом, или действительным залогом, называется такая форма глагола, при

которой подлежащее соответствует действующему лицу («Рабочие строят дом»),

а пассивом, или страдательным залогом,— такая, при которой подлежащее,

напротив, соответствует объекту действия («Дом строится рабочими», «Дом

строится», «Дом был построен» и т. п.) или — в некоторых языках — также

адресату (англ. «Не is given a book» 'Ему дали книгу').

Особое место среди глагольных категорий занимает грамматическая категория

вида, противопоставляющая друг другу разные типы протекания и распределения

действия во времени. Так, в рус' ском и в других славянских языках

противопоставлены совершенный вид (решил, взобрался), выражающий действие

как неделимое целое (обычно действие, достигающее своего предела), и

несовершенный вид (решал, взбирался), выражающий действие без подчеркивания

его целостности, в частности направленное к пределу, но не достигающее его,

действие в процессе протекания или повторения, непредельное (имел), общее

понятие о действии и т. д. В английском языке противопоставлены конкретно-

процессный вид (Progressive), например he is writing 'он пишет в данный

момент', и общий вид—he writes ‘он пишет вообще'.

Будучи сказуемым, глагол всегда, как было отмечено, соотносится с

«действующим лицом», а в известных случаях — и с другими «лицами» в

предложении. Если соотнесенность с различными лицами выражается в самом

глаголе тем или иным формальным различием, мы говорим, что глагол имеет

категорию лица (в широком смысле, включая число, а также род и

грамматический класс). Наличие глагольной категории лица иногда делает

ненужным подлежащее (так, в пойду, пойдешь и так ясно, кто выполняет данное

действие). При использовании же подлежащего глагол, имеющий категорию лица,

согласуется с подлежащим в лице и числе.

Причастие совмещает свойства глагола и прилагательного, представляют

действие как свойство предмета или лица. Деепричастие совмещает свойства

глагола и наречия. Деепричастие называет действие как признак,

характеризующий другое действие («сказал смеясь», «сидел ссутулившись»).

Наречие по его грамматическому значению определяют как «признак признака».

Как отметил Потебня, наречие называет «признак... связуемый с другим

признаком, данным или возникающим, и лишь чрез его посредство относимый к

предмету» 2. Так, в очень сладкий виноград, снаружи красивый дом, поезд шел

быстро, железо накаляется докрасна существительные называют предметы,

прилагательные и глаголы — признаки предметов (данные — сладкий, красивый

или возникающие — шел, накаляется), а наречия — признаки этих признаков.

Наречия функционируют в предложении как обстоятельства, относимые к

глаголу, к прилагательному, к неглагольным предикативам (он спозаранку

начеку). Лишь реже наречие относится прямо к существительному (яйца

всмятку, совсем ребенок). Для наречия характерно отсутствие каких-либо

грамматических категорий (и соответствующего им формообразования), кроме

категории степеней сравнения (у качественных наречий).

Грамматическое значение имени числительного — значение количества,

представляемого как количество чего-то (пять столов, пять чувств) или же

как абстрактное число (пятью пять — двадцать пять); как точно определяемое

количество или как количество неопределенное (много, мало столов).

Служебные слова образуют отдельную подсистему служебных частей речи,

которая сильно видоизменяется от языка к языку. Могут быть выделены

«морфологические» и «синтаксические» служебные слова. Первые участвуют в

образовании аналитических форм. Это — предлоги (или послелоги), артикли,

вспомогательные глаголы, слова степени (англ. more, most; фр. plus и т.

д.), частицы типа русск. бы и т. д. К ним же примыкают и служебные слова,

оформляющие аналитические лексемы, например возвратное местоимение ряда

языков как составная часть некоторых глаголов. Синтаксические служебные

слова обслуживают словосочетания и предложения.

27. Синтаксис. Словосочетание и предложение.

Синтаксис определятся как грамматическое учение о связной речи, о

единицах более «высоких», чем слово. Синтаксис начинается там, где мы

выходим за пределы слова или устойчивого сочетания слов, где начинается

связная речь с ее свободной комбинацией лексических единиц в рамках

переменного словосочетания и предложения. Конечно, эпитет «свободная» не

означает отсутствия правил. Комбинация лексических единиц осуществляется по

определенным законам и моделям, изучение которых и составляет задачу

синтаксиса.

Центральным понятием синтаксиса является предложение — основная ячейка, в

которой формируется и выражается человеческая мысль и с помощью которой

осуществляется речевое общение людей.

Специфика предложения по сравнению с «нижестоящими» языковыми единицами

заключается в том, что оно есть высказывание, оно коммуникативно. Это

значит, что оно 1) соотнесено с определенной ситуацией и 2) обладает

коммуникативной установкой на утверждение (или отрицание), на вопрос или на

побуждение к чему-либо. Коммуникативность предложения конкретизируется в

синтаксических категориях модальности и времени. Эти последние выражаются в

глагольных формах наклонения и времени, а также (особенно при отсутствии

глагола) с помощью интонации, модальных слов, слов, обозначающих

локализацию во времени.

По своей структуре предложения очень разнообразны. Они могут

реализоваться с помощью одного слова (Пожар! Воды! Светает. Иду!

Великолепно! Домой?), в частности аналитической формы слова (По коням! Буду

рад!), но чаще реализуются с помощью более или менее сложного сочетания

слов.

От слова однословное предложение внешне отличается интонацией. По

содержанию же между словом пожар и однословным предложением Пожар! —

громадное различие. Слово пожар есть просто название определенного класса

реальных явлений (и соответствующего понятия), способное в речи обозначать

и каждое отдельное явление этого класса. Предложение Пожар! — уже не просто

название, а утверждение о наличии данного явления, т. е. пожара, в данной

конкретной ситуации, в данный момент времени, утверждение, сопровождаемое

также теми или иными эмоциональными коннотациями и т. д. Аналогичным

образом словоформа воды есть название известного вещества, поставленное в

определенное отношение к другим словам потенциального контекста.

Предложение Воды! есть просьба, требование, побуждение к реальному действию

в данной конкретной ситуации.

Предложение, реализуемое сочетанием слов, чаще всего обладает

предикативной структурой, т. е. содержит либо предикативную словоформу

(«Солнце взошло», «Летят журавли», также с неглагольным предикативом «Здесь

жарко»), либо, и без подобной формы, два четко соотнесенных главных члена —

подлежащее и сказуемое (Он — студент университета'. Снег бел', Факт

налицо). Всюду здесь уже сама конструкция свидетельствует о том, что перед

нами предложение. И все же по-настоящему эти конструкции становятся

предложениями благодаря интонации, с которой они произносятся (ср. «Солнце

взошло» с повествовательной и «Солнце взошло?» с вопросительной

интонацией).

Некоторые языковеды, подчеркивая различие между сочетаниями, содержащими

предикативное слово, и сочетаниями, такого слова не содержащими,

предпочитают обозначать термином «словосочетание» только последний вид

сочетаний. Уместнее представляется однако, другая точка зрения:

словосочетание определяется как любое соединение двух или более

знаменательных слов, характеризуемое наличием между ними формально

выраженной смысловой связи. Словосочетание может совпадать с предложением

или быть частью предложения, а предложение, как сказано, может

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.