рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

собственном смысле слова - простым исследованием законов, т. е. постоянных

отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.

2) Относительный характер положительной философии: изчение явлений вместо

того, чтобы когда-либо стать абсолютным, должно всегда оставаться

относительным в зависимости от нашей организации и нашего положения.

Человеческие феномены не только личные, но и социальные.

3)Назначение положительных законов - рациональное предвидение. (Позитивизм

далек как от эмпиризма, так и от мистицизма.) Истинная наука, далеко не

способная образоваться из простых наблюдений, стремиться всегда избегать по

возможности непосредственного исследования, заменяя посленее рациональным

предвидением.

Положительное мышление = видеть, чтобы предвидеть: изучать то, что есть, и

отсюда заключать о том, что должно произойти согласно ощему положению о

неизменности естественных законов.

4) Учение о неизменности естественных законов должно иметь всеобщее

распространение.

Гл. II: Назначение положительного мышления.

Внутренее назначение положительного мышления - беспрерывно удовлетворять

наши собственные потребности, касающиеся созерцательной или активной жизни.

I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в

области мысли - в отношении к человечеству. Потреюности в порядке и

прогрессе.

II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и

практикой. Эта самопроизвольная тенденция непосредственно полную гармонию

между умозрительной и конкретной жизнью должна быть окончательно

рассмотрена как наиболее счастливая привилегия позитивного духа.

Положительная философия - единственная способная оказывать социальное

влияние.

III. Окончательная несовместимость науки с теологией. В начале наука с

теологией не находились в открытой вражде. По мере того, как физические

законы становились известными, господство сверхъествественной воли все

более и более ограничивалось и признавалось всегда преимущественн по

отношению к явлениям, законы которых остались неоткрытыми. (Рациональное

предвидение \ пророчество)

Положительная философия заменяет догму о конечных причинах принципом

условий существования.

Изменение несовершенства самопроизвольного порядка.

Гл. III: Соотносительные свойства положительного мышления и здравого

смысла.

I. О слове положительное: его различные значения определяют свойства

истинного философского мышления. Положительное (positif) - множество

значений, каждое из которых соответствует новой философии.

1) реальное в противоположность химерическому.

2) полезное в противоположность негодному.

3) достоверное в противоположность сомнительному.

4) точное в противоположность смутному.

5) положительное в противоположность отрицательному.

(истинное свойство новой философии организовывать, а не разрушать.)

+ тенденция всюду заменить абсолютное относительным.

II. Соотношение - в начале самопроизвольное, затем систематическое между

положительным мышлением и всеобщим здравым смыслом.

Все главные свойства положительного метода в сущности ни чем не отличаются

от свойств всеобщего здравого смысла.

Истинный философский дух = расширение простого здравого смысла на все

действительно доступные области умозрения. Их область совершенно

тождественна. Здоровые философские умозрения заимствуют всегда у простого

рассудка свои первоначальные понятия, дабы возвести их путем

систематической обработки на степень общности и постоянства, которой они

сами собой не могут достигнуть.

Часть II.

Гл I. Организация переворота.

I) Указать единственный действительно возможный выход из бесконечного

социального кризиса.

Современные школы бессильны это сделать и в итоге впадают в эклектику.

II) Положительное согласование порядка и прогресса. Ноая философия способна

построить основное согласование между требованиями порядка и прогресса: ибо

для этого ей достаточно распространить на социальные явления тенденцию,

которая соответствует ее природе.

Для новой философии порядок составляет всегда основное условие прогресса и

прогресс является необходимой целью порядка.

а) Главные социальные затруднения не являются теперь по существу

политическими, но преимущественно моральными, так, что их возможное

разрешение зависит от воззрений и нравов гораздо больше, чем от учреждений.

b) Настоящее состояние - необходимый результат всей предшествующей

эволюции. Прогресс - прежде всего прогресс науки (от Паскаля).

Различные исторические эпохи = фазисы одной и той же эволюции.

Гл. II. Ситсематизация человеческой морали.

Систематизация человеческой морали - главное применение истинной теории о

человечестве.

I. Эволюция положительной морали: результаты католицизма - прежде важные -

теперь разлагаются; их освящение, бывшее теологическим, теперь

рационализировано.

II. Необходимо сделать мораль независимой от теологии и метафизики.

Теология бессильна заставить исполнять заповеди.

III. Необходимо духовное господство положительной философии: мораль,

основанная на опыте рода.

Гл. III. Рост социального чувства. Положительная философия - как научная и

логическая возбуждает и укрепляет чувство оюязанности, вывдвигая всегда

идею целого, с которой такое чувство ествественно связано.

1. Старый моральный строй является личным (приводил к теории эгоизма).

2.Положительное мышление является непосредственно социальным.

Для положительной философии человек не существует; в собственном смысле

существовать может только человечество.

Обнаружение в действительности и умозрении связь каждого со всеми.

Преобладание человечности (= сочетание ума с общественностью) над

животностью.

Часть III. Условия торжества положительной школы.

Гл. I. Введение высшего народного образования.

I)Настроения все более и более благоприятствуют победе положительной школы

вследствие замены бесплодной политической агитации широким умственным

движением.Препятствие - сопротивление теологов и метафизиков.

II) Необходимость всеобщего воспитания. Преобразование нынешнего научного

мышления и основа общественного мнения. Должно иметь в виду массу умов.

III) По существу народное назначение положительного образования.

Преимущественно для пролетериев; они подготовлены, т. к. на них не

распространялась система прежнего воспитания.

Гл. II. Создание народной политики.

Позитивные знания непосредственно связаны с социальной программой

пролетариев. Природа политического вмешательства пролетариев - духовная и

моральная.

1. Обеспечить всем нормальное воспитание.

2. Обеспечит всем регулярный труд.

Народное воспитание должно быть независимым от светской власти.

Гл. III. Необходимый порядок положительных наук.

1. Закон классификации.

а) Догматическое условие: расположение наук согласно их полседовательной

зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла

следующую.

b) Историческое условие: располагать науки сообразно ходу их

действительного развития, преходя всегда от более древних к более новым.

2. Энциклопедический закон (иерархия наук) = конечная цель всех наших

реальных умозрений.

Философия природы (подготавливает социальную философию)

- органическая

- неорганическая (начинать надо с нее, т. к. ее явления более простые)

самое древнее и простое - астрономия.

Философия природы:

1. Астрономия (Греция).

2. Химия (Средние века).

3. Биология (современность).

Шире - вводятся промежуточные науки для перехода от одной к другой:

1. Математика - единственная рациональная колыбель положительного метода.

2. Асторномия.

3. Физика.

4. Химия.

5. Биология.

Неизменная иерархия наук.

1. Математика:

а) исчисление.

b) геометрия.

с) механика.

2. Астрономия.

3. Физика.

4. Химия.

5. Биология.

6. Социология.

1-ая - исключительный отправной пункт последней.

Можно для простоты объединить в группы:

1) Математико-астрономический (начальные).

2) Физико-химические (промежуточные).

3) Биолого-социальные.

3. Важность закона классификаций.

а) Классификация.

b) Эволюция.

Тщетные споры материализма и спиритуализма.

Заключение: применение астрономии к образованию.

1.Народное образование должно открываться астрономией до тех пор, пока не

наступит время систематического и полнейшего образования.

2. Полезность этой науки связана с ее историческим влиянием: астронимия

раньше социологии была главным двигателем великих умственных переворотов

человека.

К. Маркс. “К критике политической экономии. Предисловие.”

Лондон, январь 1859г.

Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал,

земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля,

мировой рынок.

Первые три рубрики: экономические условия жизни трех больших классов, на

которое распадается современное буржуазное общество. Связь трех других -

очевидна.

Первый отдел первой книги трактует о капитале.

Главы:

1) товар.

2) деньги (простое обращение).

3) капитал вообще.

От частного к общему. Юриспруденция, философия, история. “Материальные

интересы”. Работа в “Reinische Zeitung”. Первая работа - критический разбор

гегелевской философии права (Введение уже 1844).

Вывод: Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты из самих

себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что,

наоборот, они коренятся в материальных жизненых отношениях “гражданского

общества” (Гегель) и что анатомию гражданского общества следует искать в

политической экономии.

Париж, Брюссель.

Результат: В общественном производстве своей жизни люди вступают в

определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -

производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени

развития их материальных производственных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую

структуру общества, реальный базис, на котром воздвигается юридическая и

политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы

общественного сознания.

Не сознание людей определяет их бытие, а напротив, их общественное бытие

определяет их сознание.

Способ производства материальной жизни обуславливают социальный,

политический и духовный процессы жизни вообще.

На известной ступени своего развития материальные производственные силы

общества приходят в противоречие с существующими производственными

отношениями (юридически - отношениями собственности), внутри которых они

дро сих пор развивались. Из форм развития эти отношения становятся оковами:

наступает эпоха социальной революции.

Изменение экономической основы влечет за собой переворот надстройки.

Следует отличать экономический переворот от идеологических форм. Объяснять

сознание из противоречий материальной жизни. Из существующего конфликта

между общественными производительными силами и производственными

отношениями.

Буржуазные производственные являются последней антагонистической формой

общественного процесса производства. Антагонизм - вобщественных условиях

жизни индивидуумов.

Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человечества.

Работа с Энгельсом: критика послегегелевской философии.

“Манифест коммунистической партии” - Маркс & Энгельс.

Маркс: “Речь о свободе торговли”, “Нищета философии”.

Работа в 1850 г. в Лондоне.

New York Daily Tribune.

Взгляды Маркса - составляют результат добросовестных исследований.

П.Чаадаев. “Философические письма”. (1829-30гг.)

I.Учение, основанное на высшем начале единства и непосредственной

передаче истины в непрерывном преемстве её служителей, только и может быть

самым согласным с подлинным духом религии, потому что дух этот заключается

всецело в идее слияния всех нравственных сил в одну мысль и чуство и

постепенном установлении социальной истины или церкви, которая должна

водворить царство истины среди людей.

Лучшее средство сохранить религиозное чувство - придерживаться всех

церковных обычаев.

Одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в

том, что мы всё ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Мы

никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни

к Востоку и не имеем их традиций. Мы стоим вне времени, всемирное

воспитание человеческого рода на нас не распространилось. То, что издавна

составляло самую суть общества и жизни, для нас ещё теория и умозрение.

У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства.

Это пора великих свершений, самых сильных и плодотворных идей. Мы не имели

ничего подобного: дикое враварство, жестокое иноземное владычество. Нет

действенных наставлений в нац.традиции. Мы живём лишь в самом ограниченном

настоящем, среди плоского застоя. Как можно ожидать в обществах начатков

добра, пока эти общества колеблются без убеждений? Мы не восприняли даже

традиционных идей человеческого рода, нам следует их воспитать.

Народы живут только сильными впечатлениями в их умах от прошлых времён

и общением с другими народами. То, что у других народов является привычкой,

инстинктом, то нам приходится вбивать ударом молота. У нас всецело

заимствованная и подражательная культура. Мы воспринимаем лишь готовые

идеи, у нас нет последовательности развития мысли.

Народы - существа нравственные, их воспитывают века. Мы же существуем

лишь с целью преподать урок миру.

Народы Европы имеют общее лицо (несмотря на разделение на ветви

латинскую и тевтонскую, юг и север). Атмосфера Запада - это мысли о долге,

справедливости, праве, порядке. Лучшие идеи, лишённые связи и

последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу.

Обратите внимание на немоту русских лиц! Конечно, у нас есть не только

пороки, а у Европы - не только добродетели, но исследование это посвящено

общему духу наций.

Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества.

Непосредственно массы не размышляют, среди них имеется известное число

людей, которое даёт толчок коллективному сознанию нации. Где же наши

мудрецы?!

Раскинувшись между Востоком и Западом, мы должны были объединить два

великих начала духовной природы - воображение и разум. Мы же миру ничего не

дали, а всё взятое исказили.

Как мы можем сразу усвоить вековой прогресс Европы, даже не

потрудившись узнать, как он свершился? В христианском мире всё должно

непременно способствовать установлению совершенного строя на Земле. Две

функции христианства: действие на индивидуальное и общее сознание. Все

народы Европы шли христианским путём рука об руку. Интересы создавались из

убеждений. Общая идея влияния христианства: духовная, умственная,

социальная.

II.Задача не в расширении области наших идей, а в исправлении их и

придании им нового напрвления. Почему русский народ попал в рабство при

христианстве? Почему православная церковь не помешала этому? Всё благо, что

мы совершаем, есть присущая нам способность подчиняться некой неведомой

силе. Человек, собирая воедино наблюдения предшествующих поколений, создаёт

систему познания, подтверждаемую его собственным опытом, а великое орудие

исчисления облекает его в неизменную форму математической достоверности.

Невозможно исследовать духовную природу, так как она свободна. Общий закон

должен быть преподан нам высшим разумом. Нет такого человеческого знания,

которое может заменить божественное.

III.Нет иного человеческого разума, кроме подчинённого (божественному

разуму). Человек всегда ощущает силу вне себя самого, отсюда все наши идеи

о добре, долге, законе, добродетели. Главный вопрос жизни - как открыть

действие верховной силы на нас? Чему мы должны подчиниться? В вопросе о

природе нашего познания выясняется, что синтез для разума более

естественен, чем анализ, поэтому человек чаще пользуется индукцией в своём

познании, нежели дедукцией. Настоящая основа нашей умственной мощи -

логическое самоотречение (следует логически познать, насколько наш разум и

силы ничтожны перед божественным разумом и силой). Полная подчинённость -

высшая ступень человеческого совершенства. Прекрасное, вновь обретённое,

существование (полного добровольного подчинения Богу, жизни по его законам)

не требует выхода из мира, окружающего нас. Бог не создал время, он

позволил человеку время создать (путём памяти). Чтобы судить о вещах,

необходимо иметь понятие о добре и зле, они нам врождены, Бог создал нас с

ними.

IV.Всякое естественное явление можно рассматривать как число.

Действительные величины имеются лишь в нашем уме, а во Вселенной - лишь

числовые видимости, в их формах материальность открывается нашим взорам

(см. о познании как исчислении идей у Бэкона и Гоббса; для образования

понятия “красная колючая роза” следует к понятию “роза” прибавить два

других понятия и.т.д. и.т.п.). В применении к явлениям природы наука чисел

достаточна для эмпирического познания, но не соответствует требуемой

достоверности в абстрактном познании, ведь числом не может ограничиваться

бесконечность божественной мысли.

Три возвышающих открытия эмпирических наук: анализ Декарта, наблюдение

Бэкона и небесная геометрия ньютона. Две основные силы природы - тяготение

и отталкивание. Всё сотворённое находится в непосредственном движении, что

требует от нас представления о силе, внешней движимому предмету. Закон

движения всеобщ физическому, нравственному и умственному миру. Собственные

действия человека - лишь случайная причина, поскольку действует лишьв

соединении с другой, высшей, силой. Я действительно и постоянно действую,

хотя и подчиняюсь чему-то, что сильнее меня, - Я сознаю. Один разум

подчиняется другому, но сохраняет свою власть и способности. Собственное

действие человека совершается лишь по закону (установленному Богом). Когда

мы от этого закона отступаем, действия наши определяются тем ничтожным, что

нас окружает.

V.Закон не может быть дан человеческим разумом самому себе, так же как

и любой другой вещи. Закон духовной природы нам раз навсегда предуказан

(как, впрочем, и физической природы). Мысль человека есть мысль рода

человеческого. Подлинное духовное начало искалечено и извращено природой

человека.

Все наши идеи - последствия некоторого числа передаваемых традиционно

понятий.

VI.Бог непосредственно и постоянно воздействует на разум человека. Всё

сырьё истории уже исчерпано, народы уже выявили все свои традиции. Истории

теперь осталось только одно - осмысливать. У всех народов следует

сформировать ощущение своих судеб, истинное национальное сознание,

состоящее из некоторого числа очевидных истин, выведенных на основе их

воспоминаний. Тогда все народы вместе пойдут к одной цели, к Я

собирательного человеческого существа. Народы могут быть нравственны и

безнравственны, как и люди. Ярчайший пример безнравственности народа -

древние греки.

В продолжении ряда веков Европа сотавляла единую федеральную ситему,

разорванную лишь Реформацией. Отличительные черты нового общества следует

искать в большой семье христианских народов - именно здесь находится

элемент устойчивости и истинного прогресса. С Европой нравственное начало

получило новый закон и устройство. Мировой разум не есть ли теперь разум

христианский? Но прогресс человеческой природы не безграничен. Как только

человек удовлетворил свой материальный интерс, он более не идёт вперёд,

хорошо если ещё не отступает назад. В Греции, Риме, Китае, Индокитае

преобладал исключительно земной интерес, не поднимающийся до потребностей

истинно нравственного существа. Реформация в Европе также свела

христианскую идею к земному интересу, обесценила её. Но признавая крах

религии, мы тем самым должны признать ложь Иисуса Христа, что невозможно.

Реформация вернула в мир разобщённость язычества, индивидуальные черты

национальностей, расколола целостную Европу, отбросила человека в

одиночество его личности. К чему нам объединяться со Спасителем, если мы

разъединены между собой? Следует вновь соединить все христианские

вероисповедания, сделать христианство единым и вместе идти в высшей цели.

VII.Наше незнание истории вызвано не недостатком фактов, а недостатком

их осмысления.

Греки боготворили материальное в человеке, это был апофеоз материи.

Древняя история знает множество примеров выдающихся личностей, как

положительных, так и отрицательных, склонявших человечество как к духовному

“+”, так и к материальному “ ((, началам. Положительная оценка Моисея,

Давида, Эпикура, Магомета, отрицательная - Сократа, Марка Аврелия,

Аристотеля, Гомера.

VIII.Окончательное просветление человечества должно вытекать из общего

смысла истории (почерпнутого нетолько из Библии).

А.Герцен. “Письма об изучении природы”. (9 писем)

созданы 1844-46 печатаны 1845-46 в “Отечественных записках”

В первую очередь следует определить метод соотношения философии и

естествознания (естествоведения). Философия страдает отвлечениями, типичный

пример этого - идеалисты.

Письмо 1. Эмпирия и идеализм.

Это два основные течения в философии, между которыми развернулась

борьба. История и логика взаимосязаны. Далее в разборе истории философии

будет показано обоснование своего истинного мировоззрения -

рационалистического реализма (влияние Гегеля и Фейербаха).

Формы исторического мира так же естественны, как и формы мира

физического. В природе живое развивается, постоянно отрекаясь от миновавшей

формы. Философия и естествознание абстрагируют друг друга, между тем они

невозможны друг без друга. Естествознание сделало огромные успехи, но не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.