рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

философии слепа, а философия человека без биологии пуста. И наконец, это

А.Гелен. Эти пионерские работы были творчески развиты в дальнейшем, и среди

авторов, оставивших значительный след в развитии фс.антропологии, нужно

выделить Дж.Мида, Ж.-П.Сартра, А.Портмана, Э.Кассирера и К.Левита.

Дальнейший поворот в антропологии связан с деятельностью К.Леви-

Стросса, который существенно обогатил эту науку как фактическими данными

этнографии, так и новым методом, который он назвал структурным. Данный

метод имеет не только техническое, инструментальное значение, но радикально

изменяет мировоззрение, так как обращает внимание исследователя не только

на содержание мифов, обрядов, обычаев и других форм миропонимания, сколько

на выяснение структуры отношений, образующих специфику коммуникативных

связей первобытных людей. Их необычность объясняется не воображением и

фантазией или некими кровожадными инстинктами, а своеобразием структур

родства и способов освения природы. Например, разного рода табу выступают

как нормы, регулирующие отношения людей.

Не только работы Леви-Стросса способствовали глубоким изменениям

проблематики и методологии фс.антропологии, которая до сих пор искала ответ

на вопрос о сущности человека во взаимодействии духовного и телесного, в

соединении результатов биологии и наук о духе. В Германии основатели

Франкфуртской школы, творчески развивавшие идеи К.Маркса, критически

относились к пионерским работам в области фс.антропологии. В сущности они

использовали аргументы Хоркхаймера. Их суть состоит в том, что

антропология, говоря словами Гегеля, имеет дело с неразвитым самосознанием,

не владеющим Идеей. Главный упрёк заключался в том, что антропология,

указывающая на фиксированную природу человека, становится тормозом

исторического развития. После войны эти аргументы развил Ю.Хабермас,

который выдвигал в качестве основных динамических характеристик истории

способность человека к критической рациональности и открытой демократии и

считал антропологический догматизм, выражающийся в ориентации на вечную

природу или идею человека, опорой политического догматизма.

Внутри самой философии также формировался протест против

антропологической парадигмы и он был выражен уже Хайдеггером, который в

своей, в сущности антропологической, посвящённой анализу человеческого

существования работе “Бытие и время”, в противовес гуманистической и

антропологической точке зрения выдвинул проект фундаментальной онтологии, в

которой человек был поставлен в зависимость от бытия. В своих поздних

работах, особенно посвящённых критике научно-технического покорения мира,

Хайдеггер считал моральность и гуманизм слишком хрупкими основаниями, на

выдерживающими давления воли к власти. Этот момент был обстоятельно развит

в новейшей французской философии, которая исходила из приоритета желания

власти, диспозитивами которой оказываются как научно-технический, так и

гуманитарно-антропологический дискурсы. Природа человека представляется в

работах Делёза и Гваттари как продукт работы власти, которая не обманывает

людей, а делает их такими, как нужно, обрабатывая не только мысли, но и

волю, телесные желания и потребности.

Материализм в русской философии XIX века.

Русский материализм XIX века обусловлен с одной стороны требованием

общественно- политической мысли, а сдругой -успехами естествознания,

опытных наук.

М.А.Бакунин (1814 - 1876) - материалист после 1861 г. Интеллектуальное

освобождение личности единственно возможно на почве атеизма и материализма

(гуманный эгоизм). Идеолог анархизма и народничества. Анархистская теория

Б. окончательно сложилась к концу 60-х годов. (“Государственность и

анархия” 1873г . и др.)

Н.Г.Чернышевский (1828 -1889) материалист и атеист с 20 лет. Диалектический

метод помогает понять возникновение сознания из материи. (Превращение

количества в качество). Даже вне сознания материальные процессы объективно

обладают качествами.Против теории Дарвина в биологии, трансформизм,

“разумный эгоизм” - приверженность идеалам освобождения “простолюдина”,

борьба с феодальными и религиозными пережитками. Ч. обогатил глубокими

диалектическими идеями материалистическую эстетику. От гегелевской

концепции умозрительной красоты абсолюта Ч. обратился к реальной красоте

действительности. Автор “Что делать”, “Пролог”, “Эстетические отношения

искусства к действительности”, “Очерки гоголевского периода русской

литературы”, ”Критика философских предубеждений против общинного владения”,

“Антропологический принцип в философии”, “Характер человеческого знания” и

др.

Д.И.Писарев (1840-1868) приверженец вульгарного материализма

Фохте,Молешотт, Бюхнера.

Пропагандировал дарвинизм (“Прогресс в мире животных и растений”1864г.) В

гносеологии склонен к сенсуализму, отрицательно относился к эмпиризму.

И.М.Сеченов(1829-1905) физиолог,”Рефлексы головного мозга”1861г. Все акты в

жизни людей и животных по способу происхождения суть рефлексы. В основе

актов мышления ,содержанием которых является сравнение, наблюдение не

открывает ничего, кроме частного возбуждения чувствующих снарядов и

связанных с ним репродукции предшествовавших сходных впечатлений с их

двигательными последствиями. Личность - только грамматическая форма.

Жизнь - приспособление организмов к условиям существования. Физиолого-

материалистическое положение о родстве психических и соматических

процессов. Основоположник материалистической психологии в России. Вклад в

естественно научное обоснование проблем материалистической гносеологии -

природа чувственного отражения и его познавательные функции, о связи и

переходе от увственного отражения к мышлению и о природе мыслительных

процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании

образа и психических способностей и ряд др, проблем.

И.И.Мечников(1845-1916)- наука должна позволить достигнуть человеку своей

жизненной цели. Дисгармония человеческой природы связана с ее животным

происхождением. Затем в результате

открытия фагоцитоза изменил свое мнение. Возможно восстановление

искусственными мерами (Ортобиоз)

Н.А.Умов(1895-1915) Единство и целостность мира.Тела (индивидуумы)

различаются между собой способносью действовать на наши органы чувств. В

основе природы единое вещество, находящееся на различных уровнях развития.

Высшее проявление - психическое, духовное. Фундаментальное свойство мира -

его неуничтожимость. Энергия - универсальная субстанция,

трансформирующаяся в различные виды движения.

Д.И.Менделеев (1834-1907) - отвергал унитарный подход, Материалист и

стихийный диалектик. Противспиритизма и энергетизма.Фактически применил к

химической атомистике основные законы диалектики (гегелевский закон о

переходе количества в качество). В современной формулировке закон

Менделеева гласит: свойства элементов находятся в периодической зависимости

от порядкового номера, или заряда ядра атома.

Тринитарность: 1)вещество,2)сила,3)дух

Материя не сводится к сознанию.

Философия элейской школы.

Основателем школы элеатов принято считать Ксенофана (ок.570г до н.э.),

хотя это не совсем точно. Характер его проблематики - теологический и

космологический - а элеатов больше интересовали онтологические вопросы.

Центральная тема Ксенофана - критика понимания богов Гомером и Гесиодом.

Нелепость заключается в антропоморфизме, в приписывании богам внешних форм,

психологических характеристик, страстей. Бог есть космос, единое, которое

всё целое видит, всё целое мыслит, всё целое описывает, приводит всё в

движение.

Парменид родился в Элее (VI-V вв до н.э.), до нас дошли фрагменты его

поэмы “О природе”, где он вкладывает своё учение в уста некой богини,

которая сообщает ему о необходимости изучить Единое. К единому ведут три

пути: путь абсолютной истины, путь изменчивых мнений, путь правильных

мнений.

Наиважнейший принцип Парменида: бытие есть и не может не быть, небытия

нет и не может никак и нигде быть. Аргументация очень проста: всё, о чём

говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит и говорить), иначе

как думая о чём-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а

говорить о ничто, значит ни о чём не говорить. Именно поэтому ничто

немыслимо и невыразимо. Стало быть “думать” и “быть” соединяются,

совпадают: одно и то же думать и быть.

Бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо. Ибо, если бы оно

происходило, то из небытия, что абсурдно, ибо установлено, что небытия нет.

В случае происхождения бытия из бытия это не менее абсурдно, ибо мы должны

были бы признать, что оно уже есть. По тем же причинам нет небытия,

поскольку двигаться к бытию значило бы, что бытие уже есть, и стало быть,

останется.

Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое - то, чего уже нет, не имеет и

будущего, ибо его ещё нет, оно есть вечное настоящее без начала и конца.

Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают

небытие, по отношению к которому бытие двигается и трансформируется.

Парменидово бытие вовсём равно; немыслимо “более бытия” или “менее бытия”,

ибо это сразу означает вторжение небытия.

Оппоненты Парменида пытались сокрушить его теорию, указывая на

реальность, очевидность движения и множественности. На эти попытки дал

ответ Зенон, родившийся в Элее (V в. до н.э.). Способ рассуждения Зенона

может быть назван приведением к абсурду, показ смехотворности выводов его

противников. Его наиболее известные апории таковы:

1.Дихотомия. Тело, отправившись из исходного пункта, не может достичь

конца пути, ибо сначала оно должно преодолеть половину этого пути, до этого

- половину половины и.т.д. до бесконечности, где не будет нуля.

2.Ахиллес и черепаха. Та же аргументация, но в модусе динамики, а не

статики.

3.Стрела. Стрела, выпущенная из лука, не движется, а покоится. Ведь в

каждый момент её полёта она занимает равное ей пространство, но и

покоящееся тело занимает равное ему пространство, значит, если стрела

покоится в каждый из моментов, то и в сумме всех моментов своего полёта она

также покоится.

4.Стадиум. Скорость, понимаемая как принадлежность движения, не есть

нечто существующее, она относительна, а значит относительно и само

движение.

Также известны аргументы Зенона против множественности, которые

показывают, что для существования множественности должно быть много

единств, однако Единое одно. Например, если миров множество, то надо

полагать, что их столько, сколько есть, ни больше, ни меньше, то есть

конечное число; но между одними мирами можно поместить другие, а между

другими - ещё другие миры и так до бесконечности. Получается, что множество

миров и конечно, и бесконечно.

Систематизировал доктрину элеатов Мелисс из Самоса (V в. до н.э.). Он

считал, что бытие бесконечно, ибо если бы оно было конечно, то

ограничивалось бы небытием, что невозможно. Как бесконечное бытие едино,

ибо если бы их было два, то они ограничивали бы друг друга. Бытие

бестелесно, бесформенно.

Есть множество вещей, которым наши чувства приписывают существование,

но эти вещи не остаются равными себе и неизменными, бытие же всегда

неизменно и равно себе, значит наши чувства утверждают небытие. На этом

основании Мелисс признаёт лишь устанавливаемое разумом.

Идея цивилизации.

В наше время четко вырисовывается тенденция заменить формационный подход

к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный.

Сторонники этой позиции настаивают на том, чтобы превратить понятие

цивилизации, которым историография до сих пор оперировала только как

инструментом описательным, в ведущую парадигму исторического познания.

Сам термин "цивилизация" (от лат. сivilis - гражданский, государственный)

до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и

философской литературе он употребляется в четырех смыслах: 1) как синоним

культуры - например, у Тойнби и других представителей англо-саксонской школ

в историографии и философии; 2) как определенная стадия в развитии

локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер); 3)

как ступени исторического развития человечества, следующая за варварством

(Л. Морган, Ф. Энгельс, сегодня у А. Тоффлера); 4) как (уровень) ступень

развития того или иного региона либо отдельного этноса - в этом смысле

говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т.д.

Наиболее существенные черты цивилизации: 1) цивилизация - собственно

социальная организация общества (это означает, что скачок от животного

царства к социуму завершен, биологические законы отошли на второй план,

подчинившись в своем действии законам социологическим, организация общества

по кровно-родственному принципу сменилась организацией по соседско-

территориальному, макроэтническому принципу. 2) цивилизация - социальная

организация с всеобщей связью индивидов и первичных общностей (развитие

информационно-транспортной инфраструктуры). 3) цель цивилизации -

воспроизводство и приумножение общественного богатства (в состав

социального богатства входит и культура общественных отношений).

В свете всего вышесказанного, можно сказать, что цивилизация есть

собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей

связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и

приумножения общественного богатства.

В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-

технологический (материальный) базис, в связи с чем можно выделить три

ступени в развитии цивилизации - земледельческая, индустриальная и

информационно-компьютерная. В основе же формаций - базис экономический,

т.е. совокупность производственных отношений.

В фундаменте социума наряду с материальным базисом присутствуют также

природные (включая демографические) условия жизни общества и этнические,

исторические, культурные особенности развития и жизни данного общества.

Сущность цивилизационного подхода.

Смысл цивилизационного подхода - построить типологию общественных систем,

исходя из определенных технико-технологических базисов.

Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и

тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не

связаны напрямую с формационным членением общества.

Экологическая проблема (социально-философский анализ).

Проблема отношения человека, общества к природе была и остается одной из

важнейших проблем философии. Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности

истории людей и истории природы, точно взвешенный учет экологического

компонента исторического процесса - существенная сторона научного понимания

истории.

Экологическая деятельность представляет собой специфическое проявление

активности общества в отношениях с природой. Специфика любого отношения

обусловлена, как обществом, так и природой. И хотя ведущая роль принадлежит

социальной стороне, игнорировать активность природной стороны в этом

взаимодействии, ее влияние на исторический процесс было бы ошибочным.

Активность эта выступает следствием одной из двух причин: либо как

результат развития внутренних противоречий природы, либо как ответная

реакция на активность общества.

Экологическая деятельность - это деятельность, направленная на сохранение

динамического равновесия между обществом и природой или на его

восстановление, если оно нарушено. Объективной основой экологической

деятельности является потребность общества во взаимодействии с

благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития

природной средой. Осознание этой потребности рождает соответствующую цель и

деятельность по ее реализации.

В экологической деятельности различают две стороны: материальную, т.е.

производственную деятельность по улучшению и сохранению природной среды, и

духовную - выработку и проведение экологической политики, совершенствование

природоохранного права (например, "Красная книга"), воспитание в членах

общества экологического сознания, в том числе формирование разумных с

экологической точки зрения потребности.

Особое внимание исследователей среди возможных видов экологических

ситуаций привлекают кризисные ситуации. Экологический кризис - тип

экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического

равновесия системы "общество - природа", крайним обострением ее основного

противоречия (любое взаимодействие есть противоречивое отношение -

противоположность направлений действия), делающим необходимым изменения

связей внутри системы посредством экологической деятельности.

Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным

моментам: 1) чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов общества -

сырьевых, энергетических; 2) чрезмерно быстрое загрязнение природной среды;

3) чрезмерно быстрое увеличение численности человечества. Чтобы понять

реальные пути преодоления этого кризиса, необходимо предварительно

разобраться в его глубинных корнях. Объяснения современной экологической

ситуации, в конечном счете, тяготеют к одной из двух парадигм: формационной

или цивилизационной. Формационная концепция связывает напрямую современную

экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой. С

другой стороны экологическая ситуация носит прежде всего цивилизационный

характер, порожденный всем ходом цивилизационного развития человечества.

Истоки современного кризиса обнаруживаются в логике развития

фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса.

Идея отчуждения в социальной философии.

Идея отчуждения была заложена в концепции "общественного договора",

исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству.

Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в

одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Следует

отметить, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается

только в плане духовном, идеалистически - как отчуждение духа.

Возможной причиной возникновения отчуждения может выступать сфера

экономическая (общественное разделение труда).

Практика и познание.

Практика и познание тесно переплетены друг с другом. Практика в этом

отношении - приложение сформулированных, исходя из познанного, идей к

внешнему миру, тогда как познание есть средство для осуществления той или

иной практической деятельности, с одной стороны, и средство для проверки

истинности этого познания, с другой. Человеческое мышление = способность

строить и активно преобразовывать свои структуры и структуры внешнего мира

в виду: а) ценностных ориентаций и b) практического взаимодействия с

вещами. Познающему человеку предшествует совокупный социо-культурный опыт.

Человеческое познания всегда имеет свое "ради чего". Познание организует

действия человека = сопротивление обстоятельствам.

образ средства

идеальный образ будущего: желание, стремление = найти средства.

реальный результат: никогда не совпадает с предполагаемым - средства не

адекватны, требуется новое познание, чтобы сделать новые средства таковыми.

Степень отклонения - намек на степень отклонения от истины. Практика

оборачивается к теории.

Наши представления о предмете представляют этот предмет в способах нашей

деятельности с ним.

Смысл и цель познания - за пределами познания. Истина = достаточное

основание для перехода к действию. Наше знание - уже изменение предмета (=

изменение действия). Познание - открытие бытия. Модус существования

человека по отношению к бытию. Объединяющий момент - дейстие От способа

организации нашей деятельности зависит способ бытия объекта в мире. Теория

и практика - две стороны единого процесса освоения действительности

человеком. Истина - граница меры, достигая которой, теоретическое знание

становится практическим действием.

Проблема субъекта в теории познания.

Субъект - активно действующий, познающий, оюладающий сознанием и волей

индивид или социальная группа. Субъект как одно из основных понятий теории

познания появляется в XVII веке. Значение этого термина было всего трудно

фиксируемым и определялось прежде всего тем, в какой именно философской

системе он использовался. Единственное общее свойство, которое могло его

характеризовать как субъект это “предположенность”, на исходя из которой он

мог служить основанием для теории познания. Однако эта его черта в качестве

первой и несомненной очевидности в ходе историко-философского процесса была

подвергнута сомнению, что соответственно ставило под сомнение возможность

субъекта служить принципом и основанием теории познания, либо же в

адекватности тех теорий познания, которые принимают субъективность

познающего за что-то само собой очевидное. Это повлекло за собой пересмотр

понятий субъекта и субъективности и даже требование отказаться от этого

понятия. В общих чертах сложившиеся значения этого понятия можно свести к

следующим.

1) Трансцендентальный субъект - внеисторический, внеопытный, чистое

сознание. Идея человека, человек как таковой. Очищенный человек

субстанциализирован как таковой в виде трансцендентального субъекта.

Внеисторический и безличностный характер познания - воспроизводимость и

реставрируемость познания от одного человека к другому. Полная

рационализация всякого рассуждения. Всякий человек познает мир по одной и

той же схеме.

2) Субъект как сознающий агент, который может выступать как деятельная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.