рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

это всегда возможность, мотивированная внутри опытной взаимосвязи.

§48. Логическая возможность и конкретная противомысленность мира вне

пределов нашего мира.

Все доступное познанию моего "я" по необходимости принципиально доступно

познанию всякого "я" (множественность чистых "я", интерсубъективный мир -

коррелят единого мира умов). Формально-логическая возможность каких-либо

реальностей вне пределов мира, того единого пространственно-временного

мира, что фиксируется нашим актуальным опытом, оказывается по существу дела

противомысленностью. Если существуют вообще реальные миры и вещи, то

мотивации опыта, конституирующие эти миры и вещи, должны достигать опыта

всякого "я". Вещи и миры вещей, которые не удается со всей определенностью

подтвердить в каком-либо человеческом опыте, тоже существуют, однако у

этого обстоятельства чисто фактические причины, заключающиеся в фактических

границах такого опыта.

§49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира.

Бытие сознания, хотя и модифицируется вследствие уничтожения вещного

мира, однако не затрагивается им в своей собственной экзистенции.

Для бытия самого сознания (в предельно широком смысле потока переживаний)

нет необходимости в каком-либо реальном бытии, в бытии, которое

представляет и подтверждает себя по мере сознания через посредство явлений.

Трансцендентное дано (с принципиальными оговорками) благодаря известным

взаимосвязям опыта. Трансцендентное достигает, более или менее

опосредованно, ясно усматриваемого и поступательно совершающегося

теоретического определения.

"Чистое" сознание должно признаваться замкнутой в себе взаимосвязью

бытия, а именно взаимосвязью абсолютного бытия, для которой не может

существовать никакой пространственно-временной внеположности. Весь

пространственно-временной мир - это по своему смыслу лишь просто

интенциональное бытие (бытие, доступное постижению субъектами познания

через посредство явлений).

§50. Феноменологическая установка и чистое сознание как поле

феноменологии.

Реальность сущностно лишена самостоятельности ("сущности"). Реальность

представляет собой существенность того, что в принципе лишь интенционально,

лишь осознаваемо, лишь представляемо, лишь осуществимо в возможных

явлениях.

Коррелятом естественной установки опыта служит мир. Для

феноменологической установки остается целое поле абсолютного сознания.

Следуя естественной установке, мы совершаем все без исключения акты,

благодаря которым мир наличествует для нас. Переходя же к

феноменологической установке, мы с принципиальной всеобщностью пересекаем

совершение любых когитативных полаганий, мы совершаем направленные на них

акты рефлексии и их же самих постигаем тогда как абсолютное бытие, какое

они суть, вместе со всем, что подразумевается в них, что вместе с тем

неотделимо от их собственного бытия. Мы живем теперь исключительно в таких

актах второй ступени, данное в которых есть бесконечное поле абсолютных

переживаний - основное поле феноменологии.

§51. Значение предварительных трансцендентальных рассуждений.

Природа возможна лишь как интенциональное единство, мотивируемое

имманентными взаимосвязями чистого сознания.

Трансцендентальные рассуждения необходимы для того, чтобы раскрыть

специфической для феноменологии области исследования - абсолютную сферу.

§52. Дополнения. Физическая вещь и "неведомая причина явлений".

Воспринимаемая вещь (в отличие от вещи мыслимой) есть точно та вещь,

которую исследует и научно определяет физик (знак самой себя).

Высшая трансценденция физической вещи не означает выхода за пределы мира

для сознания.

На основе естественного опытного постижения выстраивается физическое

мышление, которое следует разумным мотивам.

Вещи чувств (трансценденции) и физические вещи противомысленно

связываются причинными отношениями.

Причинность - принципиально во взаимосвязи конституирующегося

интенционального мира.

Трансцендентность физической вещи - это трансцендентность

конституирующегося в сознании и связанного с сознанием бытия.

§53. Животные существа и психологическое сознание.

Сознание - это абсолютное, в котором конституируется все трансцендентное,

т.е. весь психофизический мир; сознание - это подчиненный реальный процесс

в рамках этого мира.

§54. Продолжение. Трансцендентное психологическое переживание случайно и

относительно, трансцендентальное переживание необходимо и абсолютно.

§55. Заключение. Любая реальность суща через "наделение смыслом". Отнюдь

не "субъективный идеализм".

Любые реальные единства суть "единства смысла".

"Абсолютная реальность значит ровно столько, сколько круглый квадрат".

После осуществления феноменологической редукции остается абсолютное, или

трансцендентально чистое сознание; приписывать реальность этому остатку -

противомысленно.

Глава 4. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕДУКЦИИ.

§56. Вопрос об объеме феноменологической редукции. Науки о природе и

науки о духе.

Выключению из сферы рассуждений подлежат все науки о природе и духе (как

науки, нуждающиеся в естественной установке).

§57. Вопрос о выключении чистого "я".

Если после произведенного феноменологического выключения мира и

принадлежащей ему эмпирической субъективности у нас остается остаток -

чистое "я", то тогда вместе с этим чистым "я" предлагается своеобразная

трансценденция - трансценденция в пределах имманентности. Мы не вправе

подвергать ее выключению.

§58. Выключение трансцендентности бога.

Божественное бытие "абсолютно" в совершенно ином смысле, нежели

абсолютность сознания, и в то же время оно трансцендентно в совершенно ином

смысле, нежели трансцендентность в смысле мира. Подобные "абсолютность" и

"трансценденция" должны быть выключены из нового поля изысканий, -

выключены постольку, поскольку это поле должно быть полем чистого сознания.

§59. Трансцендентность эйдетического. Выключение чистой логики как

mathesis universalis. Феноменологическая норма.

Эйдетические науки подлежат редукции также как и логика.

Норма - не претендовать ни на что, кроме того, что способны довести до

ясного усмотрения, по мере сущности, в чистой имманентности самого

сознания.

Дескриптивная феноменология принципиально независима от любой из

перечисленных дисциплин.

§60. Выключение материально-эйдетических дисциплин.

Абсолютная независимость феноменологии от материально-эйдетических наук.

Расширение феноменологической редукции.

§61. Методологическое значение систематики феноменологических редукций.

Большое методологическое значение приобретает то практическое сознание,

какое овладевает нами вследствие произведенной феноменологической редукции:

подобно сфере природного мира, и все эйдетические сферы не могут считаться

данными феноменологу в отношении их подлинного бытия.

Раздел 3. ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ И ПРОБЛЕМАТИКИ ЧИСТОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ.

Глава 1. Предварительные методические соображения.

§64. Самовыключение феноменолога.

§65. Возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой.

§66. Адекватное выражение ясных данностей. Однозначные термины.

§67. Метод прояснения. Наделяющее сознание. "Близость" и "дальность"

данностей.

§68. Подлинные и неподлинные ступени ясности. Сущность нормального

прояснения.

Различия ясности по степеням - это различия исключительно способа

данности.

Прояснение состоит в процессе перехода в наглядность и в процессе

возрастания ясности всего уже ставшего наглядным.

§69. Метод совершенно ясного схватывания сущности.

Необходимо приблизить "к глазам" некоторые показательные детали.

§70. Метод прояснения сущности и роль восприятия в нем. Преимущественное

положение нескованной фантазии.

Восприятие (особенно внешнее восприятие), дающее саму доподлинность,

обладает преимуществами перед всеми видами вызывания.

Восприятие при возможном соучастии и рефлексии предлагает некоторые ясные

обособленные единичности для всеобщих сущностных анализом в

феноменологическом духе (для анализа актов).

§71. Проблема возможности дескриптивной эйдетики переживаний.

§72. Конкретные, абстрактные, "математические" науки о сущности.

§73. Применение к проблеме феноменологии. Описание и точное определение.

§74. Дескриптивные и точные науки.

С устойчивостью и аккуратной различимостью родовых понятий, или родовых

сущностей, объем которых составляет нечто текучее, не следует смешивать

точность идеальных понятий, родов.

§75. Феноменология как дескриптивное учение о сущности чистых

переживаний.

Глава 3. НОЭЗИС И НОЭМА.

§88. Реальные и интенциональные компоненты переживания. Ноэма.

Различение реальных компонентов интенциональных переживаний и их

интенциональных коррелятов, или же компонентов последних.

Примеры ноэтических моментов: направленность взгляда чистого "я" на тот

предмет, который благодаря наделению смыслом подразумевается "я"; затем

схватывание и фиксация такого предмета; деятельность эксплицирования,

соотнесения, совместного охватывания.

Многообразным датам реального ноэтического наполнения всегда отвечает

многообразие дат коррелятивного "ноэматического наполнения", дат,

подтверждаемых в действительно чистом интуировании.

Ноэматический коррелят (в чрезвычайно расширительном значении) - "смысл".

§93. Переход к ноэтически-ноэматическим структурам сферы высшего

сознания.

В единстве конкретного переживания многократно надстраиваются друг над

другом ноэзы, в соответствии с чем фундируются и ноэматические корреляты.

Ибо не бывает ноэтического момента без специфически принадлежащего ему

ноэматического.

Беркли

Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы

главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания

скептицизма, атеизма и безверия.

Предисловие. Против скептицизма, неверия в Бога и бессмертие души.

Введение. 1. Как только человек решится подумать, а не следовать

велениям инстинкта и предрассудкам, так сразу ему начинает угрожать

опасность скептицизма. 2. Как говорят, это из-за конечности разума.3.

однако мы несправедливы относя эту нехватку к самой познавательной

способности (кот. нас наделил Бог), а не к способу ее применения. 4. Мое

намерение - открыть принципы человеческого знания, определяющие как

заблуждение, так и познание истины, чтобы выявить те ложные принципы, что

затрудняют познание. 5...6. Эти заблуждения коренятся в учении об

абстрактных идеях. Критика теории абстрагирования (на основании вычленения

в чувственных данных тех или иных элементов, конструирование абстрактных

идей - человека вообще и т.д.) - Беркли в себе этой способности не находит,

т.е. способности рассматривать существа, свойства или качества сами по

себе. Функция абстрагирования не есть естественная функция разума. 11.

Основания принятия теории абстрагирования, столь чуждой здравому смыслу -

эта способность есть то, что отличает человека от животного, не способного

образовывать общие понятия. Но тогда к животным можно причислить многих

людей. Слово обозначающее общую идею относится не к ней как таковой, а к

множеству частных идей, кот. безразлично вызывает. Беркли отрицает

существование не просто общих идей, а только абстрактных общих идей. Общая

идея есть совокупность частных. Некая идея становится общей, когда

становится способный замещать все остальные идеи того же рода как их

знак.13. Главный довод против отсутствия абстрактных идей - очевидность их

отсутствия, т.е. невозможность образовать представление о треугольнике,

напр., кот. был бы идеей всех треуг. не будучи ни одним в частности (ни

косоугольным, ни равностороннем и т.д.). Трудность образования абстрактных

идей говорит лишь об отсутствии их необходимости для общения людей. 15.

Абстрактные понятия так же не нужны для расширения познания, как и для

общения, т.к. общность состоит не в безусловной положительной природе или

понятии чего-нибудь, а в отношении, которое она вносит в частности,

вследствие чего частные вещи, будучи частными, рассматриваются исходя из

этого отношения в горизонте общего как совокупности многообразия частного.

Когда я рассматриваю некий частный треугольник, он становится общей идеей в

той мере, в какой может представлять все остальные возможные треугольники,

в силу того, что некоторые его свойства исключаются из рассмотрения (то что

он, напр., прямоуг.). Это однако не говорит о наличии абстрактной идеи

треуг. вообще.14. Источником этого заблуждения - учения об абстрактных

общих идеях - является язык как совокупность общих знаков. Способность

языка безразлично обозначать многое виделась именно в наличии общих, идей

посредством которых слова соотносились с частными. Это потому, что значение

слов определялось их соотнесенностью с идеями, и, коль скоро в качестве

значения того или иного слова нельзя было подставить частную идею,

приходилось предполагать что существуют общие идеи. Для Беркли слова

непосредственно соотносятся с совокупностью частных идей. Язык имеет и

другие цели помимо сообщения идей: возбуждать страсти, побуждать к действию

или отклонению от него, воздействие на душевное состояние, которые не

требуют посреднечества идей или непосредственного представления. Таким

образом, именно язык служит источником многочисленных заблуждений, в силу

чего необходимо отдавать себе отчет в его употреблении. Освобождение от

власти слов позволит выйти в область актуального представления, кот. есть

содержание той или иной мысли, кот. всегда есть частная мысль.

О принципах человеческого знания. Часть I.

1. Объекты познания суть идеи - чувственные, либо происходящие из

наблюдения эмоций и действий ума, либо образованные памятью и воображением,

либо образованные посредством операций над какими-либо из вышеуказанных. В

той мере, в какой какое-либо множество идей наблюдают лишь совместно, оно

получает одно имя - яблоко как совокупность формы, цвета и вкуса, напр. Но

рядом с этим есть нечто их познающее, воспринимающее, оперирующее с ними -

ум, дух, душа или я сам. Эти имена обозначают не идею, а воспринимающую их

вещь, т.к. существование идеи состоит в ее воспринимаемости.

4. Все вещи воспринимаемые нами суть такие идеи и как идеи они не

могут существовать вне воспринимающего их духа. Их реальность исчерпывается

их воспринимаемостью. Объект и ощущение (представление?) одно и тоже и не

могут быть абстрагированны одно от другого. Следовательно, все вещи

составляющие вселенную, не имеют существования вне духа, того или иного

сотворенного духа или какого-либо вечного духа. Следовательно, нет иной

субстанции кроме духа или того, что он воспринимает. Иметь идею - значит

воспринимать, следовательно идеи не могут иметь немыслящего субстрата. Их

субстрат - познавательная активность духа. Отсюда критика первичных и

вторичных качеств Локка, где первые (протяженность, форма, движение и т.п.)

представляют суть образы вещей, существующих вне духа в немыслящей

субстанции - материи, а вторые (цвет, вкус, запах) - относятся только к

духу. Но поскольку первые доступны лишь в меру их воспринятости, постольку

понятие материи внутренне противоречиво, так как их рассмотрение самих по

себе, без соотнесения с другими идеями, немыслимо. А будучи мыслимым эта

идея получает свою реальность именно от мысли, а не от какой-либо материи.

Учение о первичных качествах коррелирует с учением об абстрагировании. Не

существует никаких объектов в себе.

Идеи пассивны и инертны, неспособны ничего изменить ни в себе, ни в

других. Она не может быть причиной чего-нибудь, как и не может быть

причинена чем-нибудь иным помимо духа. Им же объясняется их связь, порядок

и т.д. Дух - простое, нераздельное, деятельное существо. В силу этого не

может быть идеи духа самого по себе, т.к. не может быть идеи деятельного

начала, т.е. непосредственного восприятия активности духа. Дух познается

только по своим проявлениям. Следовательно, коль скоро я не волен во всех

идеях, которые имею (напр., сейчас - день) и не могу произвольно сменить их

на другие, существуют иной действующих дух, который производит их. Правила,

в соответствии с которыми он производит их, мы называем законами природы.

Их мы познаем не через открытие необходимой связи между идеями, а через их

непосредственное восприятия, т.е. посредством опыта. Идеи, запечатленные в

ощущениях - действительные вещи, вызываемые в воображении - в более точном

(или обычном) смысле есть идеи или образы вещей. Но ощущения от этого не

менее идеи, чем образованные собственной активностью тварного духа.

“Вещи” суть идеи Бога, в то время как человеческие идеи суть идеи

идей. В этом отношении они обладают той же реальностью, что и существование

воспринимающего их тварного духа, кот. не менее, чем остальные есть идея

Бога. Непрерывность воспринимаемого мира обеспечивает божественное

восприятие, определяющим их принципиальную доступность восприятия для

каждого тварного духа.

Происхождение идеи материи связано с тем, что действующая причина идей

не очевидна, но императивна нашим идеям, в силу чего ее бытие укореняли по

ту сторону духа. Понятие материи - плод осознания конечности человеческого

познания, но эта конечность определяется не существованием некоторых

объектов в себе, а тем, что само человеческое бытие конечно.

Связь идей не представляет отношения причины к следствию, а только

метки или знака к вещи обозначаемой (видимый огонь не причина боли, а знак

ее возможности). И если наши идеи сочленяются в соответствии с порядком

разума, то вещи с порядком природы (божественные идеи с порядком его воли).

Использует для прояснение смысла метод прояснения употребления тех или иных

слов, напр., слова “материя”.

Мир представляет своеобразную эпифанию Бога, и задача

естествоиспытателя понять тот язык, посредством которого он изъяснятся с

нами. Неведомое, что лежит за непосредственной видимостью вещей есть не их

собственное бытие, а иные неведомые нам идеи в духе Бога. Вещи, качества и

свойство суть ощущения или идеи, кот. есть лишь для духа, и таковыми

являются не только те, что наличествуют на данный момент, но и любые

возможные. Признание наличия бытия, абстрагированного от духа или идеи -

противоречие в терминах. Таким образом, рациональная связность эмпирических

множеств обеспечивается тем, что они изначально подчинены законам духа -

божественного, что и определяет познаваемость вещей. Из вышеизложенного

следует, что человеческое знания естественно разделяется на две части:

знание идей (естествознание и математика) и знание духов. Различие реальных

вещей и химер воображения определяется тем, что первые суть идеи, кот.

существуют не вне духа вообще, а вне нашего духа и принадлежат порядку

божественного созерцания. Именно этим утверждением опровергается

скептицизм, т.к. противоречиво утверждать, что нечто воспринимаемое не

существует в природе, в то время как действительное существование

немыслящей вещи (т.е. идеи) состоит в ее воспринимаемости. Заблуждения

проистекает из двусмысленности термина “вещь” или “сущее”, которое равным

образом обнимает различное - духи и идеи, где первые суть деятельные,

неделимые и неистребимые субстанции, а вторые - косные, мимолетные,

приходящие состояния, зависимые сущие, имеющие в качестве носителей духов

или духовные субстанции. Поэтому идеи, данные в ощущениях, суть реальные

вещи, но не потому, что имеют основание вне духа, а потому, что причинены

тем, духом в нас, что причиняет нас самих, и лишь в этом чуждости

происхождения получает смысл их именование как “внешних”. Суть духа состоит

в его активности и поэтому нельзя абстрагировать его существование от

мышления.

Заблуждение в естествознании состоит в том, что ученые знают

действующую причину (а ей может быть только воля Божия), в то время как они

обладают лишь большим по сравнению с обычными людьми кругозором, являющим в

большем объеме гармонию и слаженность вещей, прояснение которых позволяют

им найти общие правила (хотя и не законы, т.к. их постоянство находится в

зависимости от воли Бога, а не от природы вещей). Поэтому познание природы

есть способ общения Бога и людей и должно быть направлено на конечные цели

вещей, которые не только откроют атрибуты создателя, но и будут

содействовать достижению практических целей. Критика Ньютона - понятий

абсолютного пространства, времени и движения, в отличии от относительного

данного в опыте. Для Беркли - любое пространство, время и движение

относительно, но могут мыслится как абсолютные лишь поскольку соотносимы с

конечностью тварного мира в целом (временной и пространственной),

определенной Богом. Движение само в себе содержит понятия отношения,

вследствие чего абсолютного движения быть не может.

Заблуждение в математики состоит в том, что числа имеют особую

сущность, в то время, как они суть знаки, выделенные людьми при

оперировании вещами. Отсюда очевидно, что она всецело подчинена практике и

лишается какого-либо содержания без соотнесения с ней. В геометрии таким

заблуждением служит понятие бесконечной делимости конечных величин

происходящее из теории абстрагировании, полагающей, что она может иметь

дело с вещами сами по себе (линией самой по себе и т.д.), в то время, как

любая взятая линия может служить общей идеей лишь в той мере, в какой за

ней закрепляется значение представлять какое-либо множество иных линий и

если предполагается ее бесконечная делимость, то это лишь значит, что ее

значением как знака является бесконечно большая линия. Это не препятствует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.