рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

правления. Критиковал библейско-христианское воззрение на историю, дал

набросок картины истории человечества. Ему принадлежит термин “философия

истории”: прогрессивное развитие общества независимо от воли божества.

Объясняется изменением идей. Сатира на христианство и католическую

церковь. Но не приемлет атеизма, так как идея карающего бога должна жить

в народе.

2. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755). Деист. Критиковал теологию и церковь,

но считал нужной религию для поддержания общественной нравственности.

Идея всеобщей закономерности, которой подчинены явления природы и

общества. Против провиденциализма. Закон = “необходимое отношение,

вытекающее из природы вещей”. Теория естественного права, но невозможно

на этой теории построить универсальную систему общественных законов, т.

к. условия существования народов различны. Разнообразие законов и форм

правления. Основоположник географического направления в социологиии..

Сторонник умеренной конституционной монархии и принципа разделения

властей.

3. Дени Дидро (1713 - 1784). Путь от деизма и этического идеализма до

материализма в учении о природе и теории познания и атеизма. Идеи связи

материи и движения. Всеощая чувствительность материи. Люди и животные -

инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. Мышление не

спонтанно. Знание - источник совершенствования человеческого могущества.

Руководитель “Энциклопедии”. За конституционную монархию.

4. Этьен Бонно де Кондильяк (1715 - 1780). Католический священник.

Последователь Локка в теории познания. Но отрицал наличие рефлексии.

Выводы близкие к субъективному идеализму. Ощущения вызываются внешними

предметами, но ничего общего с ними не имеют. Предмет разума - не

объективный мир, а совокупность ощущений.

5. Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771). Основа - сенсуализм Локка, но без

идеалистических элементов. Объективно суествующая материя познается при

помощи ощущений. Другое орудие познания - память = “длящееся, но

ослабленное ощущение”. Мышление - только комбинирование ощущений. Большая

роль общественной Среды в воспитании человеческого характера.

Необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Но

определяющая роль в общественном развитии - человеческое сознание и

страсть. Чувстенные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно

понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство

человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами

промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания -

вот главные моменты его системы.

6. Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751). Основа - физика Декарта и

сенсуализм Локка. Мир - проявление протяженной внутренне активной,

ощущающей материальной субстанции, формами которой являются

неорганическое растительное и животное царства (к последнему относится и

человек). Процесс мышления - сравнение и комбинирование представлений,

возникших на основе ощущений и памяти. Представитель механицизма,

приближавшегося к идеям эволюционизма. Главные причины исторического

развития - просвещение и деятельность выдающихся личностей. Сторонник

просвещенного абсолютизма. Атеист, но считал необходимым сохранения

религиозной веры для народных масс.

7. Поль Анри Гольбах (1723 1789)Кртитка религии и идеалистической

философии, особенно Беркли. Идеализм - химера противостоящая здравому

смыслу. Возникновение религии из-за темноты, страха одних и обмана

других. Материя - все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши

чувства. Состоит из неделимых и неизменных атомов. Свойства атомов:

протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение - атрибут материи =

простое перемещение тел в пространстве. Человек - часть природы и

подчинен ее законам. Детерминист, но понимал причинность механически.

Сенсуалист. Против агностицизма. Сторонник конституционной монархии,

иногда просвещенного абсолютизма. Считал, что “мнения правят миром”.

Незнание своей собственной природы привело род человеческий к тому, что

он оказался порабощенным и стал жертовой правительств.

8. Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Деизм. Признавал существование бесмертной

души. Материя и дух - два извечно существующих начала (= дуализм).

Сенсуалист, но признавал врожденность нравственных идей. За буржуазную

демократию, гражданские свободы, признавал равенство людей от рождения.

Имущественное неравенство из происхождения частной собственности.

Сторонник теории общественного договора.Но в “естественном состоянии”

была не война всех против всех, а дружба и гармония. Философия чувства.

Системы и школы:

1. Деизм - признание бога в качестве безличной первопричины мира. Нередко

представлял скрытую форму атеизма. (Вольтер, Руссо.)

2. Механицизм - объяснение развития природы и общества законами

механической формы движения материи. Вся вселенная - замкнутая

механическая система. (Ламетри).

3. Сесуализм во Французском Просвещении (кроме Кондильяка) ощущения

рассматривались как отображение объективной действительность. Приближен к

материализму.

4. Материализм - преобладалв механистическом виде.

Большинство Французских просветителей известны так же и как энциклопедисты,

то есть составители “Энциклопедии, или Толкового соловаря наук, искусств и

ремесел” (1751 - 1780). Во главе Дидро, которому помогал Д’Аламбер. В их

числе были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах.

Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Руссо поставил вопрос о результатах всей

человеческой истории, ее значении для нравственности и счастья

индивидуумов. Бросил в лицо просветителям упрек, что накопление знаний и

облагораживание жизни отвратило человека от его истинного назначения и

затемнило его истинную сущность. История с искусственной организацией

цивилизованного общества испортила человека. Он добр и чист по своей

природе, но его развитие постепенно сделало его чуждым природе. Начало

этого вырождения - возникновение собственности, имевшее своим результатом

разделение труда, обособление сословийи, в конце концов, пробуждение всех

дурных страстей: ум сделался, таким образом, прислужником эгоизма. По

сравнению с этой противоестественностю цивилизованного варварства

естественное состояние кажется потерянным раем. Но это не означало

требования возвращения к безответственной первобытности. Творец одарил

человека способностью к усовершенствованию, которая делает для него

обязанностью и естественной необходимостью развитие природных задатков.

Если в историческом процессе это развитие направилось на ложный путь и

привело к нравственному падению и несчастью, то из этого следует, что

история должна начаться снова, что человек должен вернуться от своего

неестественного интеллектуального высокомерия к простому естественному

чувству, от стеснительных и ложных общественных условий к своей чистой,

неиспорченной сущности, для того, чтобы найти надлежащий путь развития. Для

этого человечество, как целое, нуждается в государственном сторе, который

по принципу юридического равенства гарантировал бы индивидууму полную

свободу его личного соучастия в коллективной жизни; индивидуум же нуждается

в воспитании, дающим свободное развитие природным задаткам.

Наиболее отчетливо и полно социальная философия Руссо изложена в его работе

“Общественный договор” (1762). Основная поблема, которую Руссо здесь

разрешает “состоит в том, как найти такую форму ассоциации, которая бы

защищала иохраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника

и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только

самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше.”

Договор состоит в “полном отчуждении каждого члена вместе со всеми своими

правами в пользу всего общества. Так ак, во-первых, раз каждый отдает себя

целиком, то условие оказывается одинаковым для всех; а раз условие

одинаково для всех, ни у кого нет интереса делать его тягостным для

других.” Отчуждение должно быть без остатка. Но несмотря на то, что

общественный договор дает государству абсолютную власть над всеми его

членами, тем не менее человеческие существа имеют естественные права как

люди. Верховная власть у Руссо не монарх или правительство, но общество в

его коллективной законодательной правоспособности. Общественный договор

может быть изложен в следующих словах: “Каждый из насотдает свою мощь под

верховное руководство всеобщей волей, и мы вместе принимаем каждого члена

как неразрывную часть целого.” Этот акт ассоциации создает нравственное и

коллективное тело,, которое называется “государством”. Веховная власть не

должна давать каких-либо гарантий своим подданным, так как, поскольку она

образуется из индивидуумов, которые составляют ее, она не может иметь каких-

либо интересов, противречащих им самим. Воля верховной власти, которая

всегда права, есть “всеобщая воля”. (Различие воли всех и всеобщей воли)

Каждый гражданин, как гражданин, участвует во всеобщей воле, но может

также, в качестве индивидуума, обладать индивидуальной волей, которая

приходит в столкновение со всеобщей волей. Общественный договор

предполагает, что всякий, кто отказывается подчиниться всеобщей воле,

должен быть принужден к этому. “Это означает лишь то, что его силой

заставляют быть свободным”. Нет уважения к частной собственности.

Государство - хозяин всей собственности своих членов. Всеобщая воля не есть

ни воля большинства, ни воля всех. Результирующий интерес.

Пантеизм Спинозы.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677). Истоки философии Спинозы - учение

Декарта, иудейская мистика, мистическая натурфилософия XV и XVI веков.

Согласно Спинозе существует только одна субстанция - Бог, или природа,

которую он определяет также как "причину самой себя" (causa sui), то есть

"то, сущность чего заключает в себе существование", или "то, чья природа

может быть представляема не иначе как существующею". Субстанция, согласно

Спинозе, "то, что существует само в себе и представляется само через себя".

Субстанция имеет атрибуты, то есть то, "что ум усматривает в субстанции как

сотавляющее ее сущность." Под модусами же он понимает "состояния

субстанции, то, чтосуществует в другом и представляется посредством

другого". Бесконечная субстанция имеет бесконечное множество атрибутов, но

конечный ум может усмотреть вней только два: мышление и протяжение.

Бесконечная субстанция мoжет, таким образом, быть рассмотрена и как

"природа творящая" (Natura naturans), то есть как собственно бесконечная

субстанция, и как мир отдельных вещей - модусов, то есть как "природа

творимая" (Natura naturata). Индивидуальные души и отдельные части материи

- только определения; они не являются вещами, а просто аспектами

божественного существа. В такой бесконечности не дается никакого телесного

модуса, которму не соответствовал бы духовный. Спиноза, следовательно,

таким образом разрешает проблему взаимодействия. Из бесконечности атрибутов

вытекает установленный Спинозой принцип метафизического параллелизма: "ordo

et connexio idearum idem est ac ordo et connexio rerum". (= "Порядок и

связь идей те же, что порядок и связь вещей”.) Личного бессмертия нет, но

есть безличное - все большее и большее единство с Богом. Вещи определяются

своими физическими и логическими границами - всякое определение есть

отрицание. Может быть только одно существо, которое совершенно положительно

и должно быть абсолютно безгранично. Исходя из этого Спиноза пришел к

полному и безраздельному пантеизму. Все в мире управляется абсолютной,

логической необходимостью.

Нет такой вещи как свобода влои в мире духовном или случайность в мире

физическом. Все, что случается есть проявление непостижимой пироды Бога, и

логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Человек -

это существо, в котором модусу протяженности (телу) соответствует модус

протяжения (душа). Отрицая свободу воли, вместе с тем Спиноза признавал

свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Высший вид

интеллектуального знания - интуиция ума. Высшее человеческое познание есть

не что иное, как интеллектуальная любовь Бога к самому себе. (Amor

intellctualis Dei.)

Атомистическая философия античности: Левкипп, Демокрит, Эпикур,

Лукреций Кар.

Левкипп, родом из Милета, основал свою школу в Абдерах, стал учителем

местного уроженца Демокрита(ок 460г до н.э.). Демокриту приписывается

множество сочинений, среди которых, возможно, и сочинения его учеников.

Атомисты подтверждают возможность существоания небытия (против

элеатов), а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже

есть, и исчезает в случае распада. Ими вводится решительно новое понятие

бесконечного числа невидимых по причине их малости тел. Эти тела неделимы,

то есть они - атомы. Эти атомы невозникающие, неразрушимые, неизменные, в

отличии от четырёх корней Эмпедокла или гомеомерий Анаксагора они

качественно индифферентны. Все вместе атомы образуют бытие в его полноте,

различимы они между собой лишь по форме, могут образовывать различный

порядок или расположение. Атом чувственно не вопринимаем, а постигаем умом.

Небытие - это пустота между атомами, без неё атомы были бы лишены различий

и движения.

В атомизме полагается различие трёх форм движения:

1.первоначальное хаотическое движение

2.вихреобразное движение, побуждающее похожие атомы соединяться, а

отличные разъединяться, в результате чего рождается мир

3.движение, образующее испарения вещей, флюиды, благодаря которым мы

их воспринимаем, познаём(напр., запахи). (чувственное познание поставляет

мнение, умственное - истину).

Коль скоро число атомов бесконечно, то бесконечно и число миров, из

них образованных. Все миры рождаются, развиваются, затем разрушаются, чтобы

дать источник другим мирам, это происходит циклообразно, бесконечно.

Атомисты не находят конечной причины рождения мира. Космос -результат

механического взаимодействия атомов, он не проектируется разумом. Однако

атомисты указывали, что есть некие привилегированные гладкие сферические

атомы, из которых образованы душа и ум, именно такие атомы Демокрит полагал

божественными.

Эпикур. (см.вопрос 9). Понимание природы атома Эпикуром отличается от

понимания Левкиппа и Демокрита по трём позициям:

1.Древние атомисты выделяли как существенные характеристики атома -

фигуру, порядок и позицию. У Эпикура - это фигура, вес и величина. Различия

атомов по форме чисто количественные, этого достаточно для объяснения

существования многообразия вещей. Формы атомов различны и множественны, но

разнообразие форм не бесконечно, хотя число атомов бесконечно.

2.Согласно Эпикуру, все атомы физически и онтологически неделимы.

Однако атомы имеют объём и величину, значит они должны иметь части. Эти

части выделяются лишь логически, структурно же атом неделим.

3.Эпикур понимает движение атомов не как равное во всех направлениях,

для него движение - это падение вниз, в бесконечное пространство, под

действием тяжести атомов. Мышление есть наибыстрейшее движение. Атомы

падают в бесконечности не по параллельным траекториям. Для обоснования

этого Эпикур вводит теорию отклонения, “деклинации” атомов, согласно

которой атомы могут отклоняться от прямой линии падения и встречаться с

другими атомами. Это отклонение не связано с законом, это чистая

случайность, слепая стихия.

Из бесконечных начал происходят бесконечные миры, в каждый миг они

рождаются и умирают, но в целом ничего не меняется, в основе этих

бесконечных универсумов нет целей, нет необходимости, есть лишь случай.

Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (I век до

н.э.). Свои взгляды он изложил в стихах в сочинении “О природе вещей”.

Философию Эпикура он излагает с помощью чувственных, ярких образов. В целом

повторяя эпикурейский атомизм, Лукреций Кар уделяет особое внимание

проблеме существования богов. Как и всё в мире, боги не могут не иметь

атомарной структуры. Но всё сложное существует, разрушаясь, в то время как

боги должны быть бессмертными, или они не боги. Утверждение, что это особые

атомарные агрегаты, ничего не объясняет: если боги испытывают воздействие

со стороны других атомарных структур, то неизбежны потери ими атомов. В

этом случае неясно, как они восстанавливаются.

Онтология как философское учение о бытии.

Онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, учение). Термин

введен Р. Гоклениусом (1613 (по др. данным 1635)) и И. Клаубергом (1645).

Тематика же онтологии возникла еще у элеатов, отличавших единое истинно

сущее бытие от неистинного существования множественности чувственных вещей.

А реальность как таковая понималась как недоступная для чувственного

восприятия. Сама возможность онтологии как философского учения основывается

на тезисе Парменида о тождестве мышления и бытия, который, впрочем, может

толковаться совершенно различным образом. Онтология - учение о бытии как

таковом и в целом, независимо от его частных видов. Предметом онтологии,

таким образом, выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого

раскрывается в таких категориях как нечто и ничто, возможное и невозможное,

определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и

истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма,

становление, происхождение, переход и др. К настоящему времени сложилось

три основных возможных формы философской онтологии:

1) Онтология бытия. (Наивно-догматическая, трансцендентная онтология,

которая рассматривает в категориях бытие вне его отношения к познающему

субъекту и его возможностей познания).

2) Онтология познания. (Критическая, трансцендентальная онтология,

утверждающая недоступность для знания бытия самого по себе и

ограничивающее область, относящуюся к бытию, сферой познаваемого, которое

она раскрывает соответствующими методами и категориями).

3) Онтология культуры. (Основывается на философской антропологии и

принимает неосредственную взаимосвязь человека как сущего с сущим как

целым).

Гносеология: ее предмет, структура, основные направления.

Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение) или теория

познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в

процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности,

возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности

знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к

миру, его исходные и всеобщие основания. Теория познания оформилась со

времен Канта, хотя уже в античности оно было существенным предметом

философского интереса.

Предмет гносеологии = познание, то есть усвоение чувственного содержания

переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов, с

целью нахождения истины. Педмет гносеологии включает в себя два момента:

1) Сам акт познавания.

2) Результат этого акта, некое оформленное содержание.

Пзнание - акт в котором нечто познается “как нечто”.

Структура гносеологии:

1) Собственно теория познания:

а) Критика познания, отправляющаяся от существующего до сих пор типа

познания, в котором она критически отказывает наличному знанию. (Кант.

“Критика чистого разума”).

b) Теория познания в узком смысле слова, предметом которой является этот

тип познания.

Может, если более обще, включать в себя так же:

с) Методологию существующего познания.

d) Рефлексию о исторически существовавших типах знания.

2) Метафизика познания: исследует сущность познания, исходя большей частью

из возможности последнего, заключенной в бытии познающего и познаваемого.

Направления:

a) Эмпиризм - все познание выводится из чувственного опыта.

b) Эмпириокритицизм - философская система чистого опыта, критический

эмпиризм. Стремится ограничить философию изложениями данных опыа при

помощи исключения всякой метафизики с целью выработки естественного

понятия о мире.

c) Идеализм - рассматривает вещи как комплексы представлений, признает

бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу

восприятия.

d) Иллюзионизм - пространственно-временной мир - только иллюзия.

e) конвенционализм - характер понятий, определений, аксиом, гипотез на

целесообразности соглашения ученых.

f) Критицизм - установление возможности, происхождения, действительности,

закономерности и границ нашего познания.

g) Феноменализм - рассматривает предметы опыта или как вещи в себе ((1)

объективный феноменализм) или как простые феномены сознания и

субъективные ощущения. ((2) субъективный феноменализм).

h) Позитивизм - исходит из данного, фактического, “несомненного”, или

ограничивает им свое философское изложение.

i) Прагматизм - ценность познания заключена в его действенности (не

обязательно грубо практической).

j) Реализм - принятие существования вещей независимо от сознания.

k) Сенсуализм - все познание выводится из чувственных восприятий.

l) Скептицизм - основной принцип познания - сомнение.

Философская антропология: школы, направления, основные представители.

В 20-30 гг нашего столетия три автора внесли особо важный вклад в

развитие фс.антропологии. Это М.Шелер, соединивший методы феноменологии и

основные идеи философии жизни. Это Г.Плеснер, синтезировавший обширный

биологический материал и философскую рефлексию, заявивший, что биология без

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.