рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

отличие от их невозмутимости оно подвержено возмущениям.

Функции первичной материи как необходимости и краткое резюме двух

основных частей диалога. Здесь Платон вырабатывает очень тонкое

диалектическое понятие материи, сводящееся к указанию на чистое

становление, чуждое всякого оформления. Материя - это чистый аналог иного,

как оно было выведено в отвлеченной диалектике "Парменида". Прежде в

диалоге были выделены две вещи: основополагающий первообраз, который

обладает мыслимым и тождественным бытием; и подражание этому первообразу,

которое имеет рождение и зримо. Теперь необходимо выделить третий вид - как

восприемника и кормильца всякого рождения. Природа, которая приемлет все

тела, всегда тождественна, ибо никогда не выходит за пределы своих

возможностей; всегда воспринимая все, она никоим образом не усваивает

никакой формы, которая была бы подобна формам входящим в нее вещей. Следует

мысленно обособить три рода: то, что рождается (ребенок), то, внутри чего

совершается рождение (мать), и то, по образцу чего возрастает рождающееся

(отец).

- Есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три рода

возникли порознь еще до рождения мира. - Вторичная материя, или об

элементарных плоскостях и телах: а) два первичных треугольника

(равнобедренный и неравнобедренный); б) возникновение из них четырех

элементарных тел ("родов"); в) возникновение массы каждого их этих четырех

элементов и различные их качества; г) более точные условия и границы

взаимоперехода элементов; д) физические условия движения и покоя вообще; е)

специальные виды огня (пламя, истечение пламени, которое не жжет, но

доставляет глазам свет, и, наконец, то, что после угасания пламени остается

в тлеющих углях), воздуха (эфир, туман), воды (жидкий и плавкий вид) и

земли (каменистое тело, горшечная глина, щелок и соль). После того, как с

достаточной полнотой показано разнообразие видов, вытекающее из сочетаний и

взаимопереходов фигур (огня, воды и т.д.), выясняется причины воздействия

производимых всем этим на нас. Теория чувственного восприятия или о

вторичных качествах тел. Все, описанные выше вещи, постоянно ощущаемы. А)

общие (ощущаемые всем телом) телесные ощущения, или ощущения тепла и

холода, твердости и мягкости, тяжести и легкости, приятного и неприятного.

Б) теория четырех специальных чувств: зрение (учение о красках), слух,

обоняние, вкус.

Далее краткое резюме двух основных частей диалога. Вначале все вещи

являли собой состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую

из них к согласию с самим собою и со всеми другими вещами во всех

отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и

соразмерности. Ведь доселе в них не было ничего подобного, разве что по

какому-нибудь случайному совпадению, и вовсе не к чему было применить те

имена, которыми мы нынче именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи; бог

впервые все это упорядочил, а затем составил из этого нашу Вселенную -

единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как

смертные, так и бессмертные.

При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных

он доверил тем, кого сам породил. И вот они, подражая ему, приняли из его

рук бессмертное начало души и заключили его в смертное тело, подарив все

это душе вместо колесницы, но, кроме того, они приладили к нему еще один,

смертный, вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости

состояния: для начала - удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем

страдание, отпугивающее нас от блага, а в придачу двух неразумных советчиц

- дерзость и боязнь - и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и

надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям. Все это они смешали с

неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам

необходимости смертный род души. В грудь они вложили смертную душу, в

голову - душу более благородной природы. Далее речь идет о прочих частях

человеческого тела, о процессах питания, пищеварения, жизнь и смерть, о

болезнях души и тела, о гармоническом устроении, т.е. о душе и теле и т.д.

Проблемы онтологии в "Метафизике" Аристотеля.

Аристотель ввел понятие субстанции ("сущности"). Под субстанцией

Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но

не в чем-либо ином. Как бытие, не способное пребывать ни в чем ином,

субстанция никогда не может выступать в суждении как его предикат или

атрибут, а может выступать только как его субъект.

Так как общее есть общее для множества предметов, то субстанцией оно быть

не может. Поэтому субстанцией, в аристотелевском смысле, может быть только

единичное бытие.

Существующее само по себе и потому нисколько не зависимое от сознания

человека бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытии и

есть в этом смысле уже бытие как содержание понятия.

Для нашего познания единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В

плане бытия "форма" - сущность предмета. В плане познания "форма" - понятие

о предмете или те определения самого по себе существующего предмета,

которые могут быть сформулированы в понятии о предмете. То, с чем может

иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные

определения предмета.

Чтобы знание было истинным, оно не только должно быть понятием о

предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не

изменчивое и не текучее бытие, но только бытие непреходящее, пребывающее. И

такое познание может быть только познанием "формы". Эта "форма" каждого

предмета вечна: она не возникает и не погибает.

Таким образом, в "форме" соединяются вечность и общность.

Присоединяемый к "форме" новый элемент может стать элементом субстанции

только при условии, если он будет совершенно "неопределенным субстратом"

или "неопределенной материей". Это тот субстрат (материя), в котором общее

("форма") впервые становится определенностью другого бытия.

"Материя", или "субстрат" - это, во-первых, отсутствие, "лишенность" того

определения, которое ей предстоит приобрести как ее определенность, иначе

говоря, "материя" есть, прежде всего "лишение" "формы". Однако понятие

"материя" не может быть сведено как к своей единственной характеристике - к

"лишению" или "отсутствию" "формы", к "отрицанию" "формы". Когда "материя"

принимает определенность, или "форму" (например, когда глыба меди

превращается в медный шар или в медную статую), то основанием этой новой

определенности не может быть простое отсутствие ("лишение" - отрицание)

формы шара или формы статуи. Отсюда следует, что "материя" - нечто большее,

чем "лишение". Откуда же в материи берется "форма"? "Форма" эта не может

возникнуть, во-первых, из бытия. Если бы она возникала из бытия, то нечто,

возникающее как новое, возникающее впервые, существовало бы еще до своего

возникновения. Но, "форма" эта, во-вторых, не могла бы возникнуть и из

небытия: ведь из небытия ничто произойти не может. Выходит, что то, из чего

возникает "форма", не есть ни отсутствие "формы", ни уже возникшая,

действительная "форма", а есть нечто среднее между отсутствием

("лишенностью") "формы" и "формой" действительной. Это среднее между

отсутствием бытия и действительным бытием есть бытие "в возможности".

Стало быть, действительным становится только то, что обладает

"возможностью" стать действительным. Материя заключает в себе или

предполагает два определения: 1) отсутствие "формы", которая в ней

возникает впоследствии, и 2) возможность этой "формы" как уже

действительного бытия. Первое определение - "лишенность" - всего лишь

отрицательное, второе - "возможность" - положительное. В отличие от

"материи", которая есть бытие "в возможности", "форма" есть

"действительность", т.е. осуществление возможности.

В понятии "материя" ("субстрат") Аристотель различает два значения. Под

"материей" он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле (чистая

возможность). И, во-вторых, под "материей он понимает такой субстрат,

который уже не только возможность, но и действительность.

Таким образом, "субстрат" - это, во-первых, "отсутствие" признаков,

входящих в понятие об элементах, и, во-вторых, возможность осуществления

этих признаков.

Различение "первой" и "последней материи". "Последняя материя" - та

"материя", которая не только есть возможность той или иной "формы", но,

кроме того, будучи такой возможностью, есть одновременно и особая

"действительность". "Последняя материя" обладает своими особыми, ей одной

принадлежащими признаками, и относительно ее может быть высказано ее

определение, может быть сформулировано ее понятие (медь, медный шар, -

примеры "последней материи").

В отличие от "последней материи" "первая материя" есть "материя", которая

может стать действительностью, однако не так, как становится ею "последняя

материя". Она есть только "возможность", может стать кокой угодно

"действительностью", но сама по себе не есть никакая "действительность".

Эта "первая материя" нигде и никогда не может восприниматься чувствами; она

только мыслится и есть поэтому "неопределенный субстрат".

Аристотель утверждает, что для понятия о "первой материи" приходится

прибегать к аналогии: подобно тому как "материя" меди ("последняя материя")

относится к "форме" статуи, которая отлита скульптором из меди, так "первая

материя" относится ко всякой "форме":

"материя" меди: к "форме" статуи = x: к любой "форме".

В этой пропорции третий ее член - х есть "первая материя". Хотя он

неизвестен, все же он не совершенно непостижим для мысли: его отношение ко

всякой "форме" аналогично отношению, какое имеется между глыбой меди и

медной статуей.

Коренные свойства мира, кроме формы и материи, - движение и изменение.

Четыре основных начала, или четыре основных причины: 1) "материя" - то, в

чем реализуется понятие; 2) "форма" - понятие, которое принимает "материя",

когда происходит переход от возможности к действительности; 3) причина

движения и 4) цель, ради которой происходит известное действие (глава 2,

книга 5). Пример - строительство дома: материя - кирпичи, форма - план

дома, причина - деятельность строителя, цель - назначение дома.

Две основные причины: форма и материя, а причина и цель - сводятся к ним

(цель и причина - "формальные" начала).

Происходящее в мире движение не только не имеет начала, но не имеет и

конца, т.е. оно вечно. Доказательство вечного существования мира и вечного

существования мирового движения необходимо ведет к предположению вечной

причины мира и вечного двигателя мира. Идея "перводвигателя" мира.

Предметы, рассматриваемые относительно движения, могут быть троякой

природы: 1) неподвижные, 2) самодвижущиеся и 3) движущиеся, но не

спонтанно, а посредством других предметов. "Перводвигатель" - неподвижен

(бестелесность Бога).

Римский стоицизм. (Марк Аврелий “Наедине с собой”).

Стоицизм зародился в к.IV в. до н.э. Основателем античной стои был

Зенон, критянин, его последователями - Клеанф и Хриссипп. Средняя стоя - II

- I вв до н.э. - Панэций и Посидоний. Римская стоя или неостоицизм - I в

н.э. - Луций Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Осн черты неостоицизма:

1.доминирующий интерес к этике;

2.спад интереса к логике и физике, спиритуалистическая теология;

3.индивид ищет реализации в своём внутреннем мире, а не в государстве

и обществе, слабость человеч личности;

4.сильное интимное религиозное чувство: родство всех душ в боге,

необходимость любви к ближним (сходно с христианством);

5.влияние платонизма - моральная жизнь как уподобление всемогущему

богу, бог- космос, универсальное государство.

Сенека.

“Диалоги”, “Нравственные письма к Луциллию” (124 письма в 20 книгах),

трагедии.Осн понятия - совесть, грех, вина, равенство всех людей, их

братство и любовь.

Эпиктет.

“Диатрибы” в 8 книгах - записаны с его слов Флавием Аррианом, сам

ничего не писал. Благо и зло зависят от нашей воли, морального выбора, а не

от внешних обстоятельств.

Марк Аврелий. (121 н.э. - 180 н.э., с 161г - император).

“Мемуары” - серия максим, сентенций и наблюдений. Бренность всего

вещного, мирского, никчемность жизни. Смысл жизни даёт этика. Истинное в

человеке - разум, нус.

“Наедине с собой”, 12 книг.

Книга 1.

В ней перечисляются все друзья, родственники и знакомые МА, с

указанием на то, кому и за что он благодарен.

Книга 2.

Люди созданы для совместной деятельности, как отдельные части

человеческого организма, поэтому противодействовать друг другу противно

природе. Человек - лишь немощное тело, жизненная сила и руководящее начало.

Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое

мгновение может оказаться для тебя последним. Боги существуют и проявляют

заботливость к людям, они устроили так, что всецело от человека зависит,

впасть ли не впасть во зло. Смерть же и жизнь, страдание и наслаждение,

богатство и бедность одинаково выпадает на долю и хорошим, и дурным людям,

значит всё это не благо и не зло.

Всё в мире исчезает очень быстро, вещи, люди и сама память о них.

Поэтому самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой.

Всё из века равно самому себе, пребывая в круговороте, поэтому безразлично,

наблюдать ли одно и то же сто лет или двести. Наиболее долговечный и

умерший, только что начав жить, при смерти теряют одно и то же.

Наибольший позор для человеческой души - возмущаться против мира, ибо

это есть возмущение против природы Целого, объемлющей все другие существа.

Вывести нас на путь может только философия как ставящая человека выше

наслаждений и страданий, оберегающая его от безрассудства и обмана, от

чрезмерного любопытства к другим людям, от страха смерти. Смерть согласна с

природой, а согласное с природой не может быть дурным.

Книга 3.

Не расточай остатка жизни на мысли о других, если только дело не идёт

о чём-либо общеполезном. Ведь всё это отвлекает тебя от забот о собственном

руководящем начале. Следует удалять из своих представлений всё бесцельное и

праздное, а в особенности всё внушаемое любопытством и злобой. Не поступай

ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек

опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти, не увлекайся ни

многоречивостью, ни многоделанием. Следует быть правым, а не исправляемым.

Непозволительно рядом с благом разума и гражданственности ставить что-либо

чужеродное: одобрение толпы, власть, богатство, жизнь.

Следует давать определение или описание каждого представляемого

предмета, чтобы в расчленении всех его частей видеть его сущность и

называть его и всё, из чего он состоит, соответствующими именами. Ведь

ничто так не содействует возвышенному настроению, как способность

планомерного и истинного проникновения во всё, встречающееся в жизни.

поэтому в каждом случае следует дать себе отчёт: вот это исходит от бога,

это происходит в силу связи, предопределённного соединения, это обязано

своим существованием моему соплеменнику.

Телу принадлежат ощущения, душе - стремления, духу - основоположения.

Способностью получать впечатления обладают и скоты, но лишь человеку

свойственно пользоваться духом.

Книга 4.

Вещи не касаются души, но пребывают в покое вне её, причины жалоб

коренятся в одном лишь внутреннем убеждении. Всё то, что ты видишь,

подлежит изменению и скоро исчезнет.

Если духовное начало у нас общее, то общим будет и разум. Если так, то

и закон общий для всех граждан. Следовательно, мы причастны какому-нибудь

гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Всё совершается согласно

справедливости, боги распределили всё сообразно достоинству.

Души, нашедшие после смерти прибежище в воздухе, некоторое время

остаются в прежнем виде, а затем начинают претерпевать изменения,

растекаются и возгораются, возвращаясь обратно к семенообразнуму разуму

Целого, таким образом уступая место вновь прибывающим. Мир - стройный

порядок, а не смешение и путаница. Всё возникающее возникает в силу

изменения; ничто так не любит природа Целого, как изменять существующее и

творить новое подобное.

Зло коренится в нашей способности составлять убеждение о зле, пусть

эта способность смолкнет, и всё будет хорошо.

Ты всегда должен мыслить мир как единое существо, с единой сущностью и

душой.

Книга 5.

Подобно тому, как из всех тел слагается мир - совершенное тело, так и

из всех причин слагается судьба - совершенная причина. Поэтому прими с

радостью всё совершающееся, даже если оно кажется тебе тягостным, ибо оно

ведёт к здравию мира, способствует благу Целого.

Я состою из начала причинного и материального Ни то ни другое не

перейдёт в небытие, как и не возникло оно из небытия. Каждая часть моего

существа по изменении сделается какой-нибудь частью мира и так бесконечно.

Сами вещи не соприкасаются с душой, им нет доступа в душу, они не могут ни

изменить её, ни привести её в движение. Изменение и движение в ней лишь от

неё самой.

Дух Целого требует общения. Поэтому менее совершенные существа он

создал ради более совершенных, а более совершенные приноровил друг к другу.

Книга 6.

Всё совершается согласно природе Целого, а не какой-нибудь другой,

объемлющей ли её извне, или таящейся внутри, или же обособленной.

Постоянно возвращайся к философии и ищи в ней успокоения. Единственно

ценна не животная жизнь, не питание, на одобрение людей, но деятельность,

согласная с присущим тебе строем и верность ему. Я исполняю свой долг.

Ничто другое не отвлекает моего внимания; это или нечто неодушевлённое, или

неразумное, или заблудшее, или же не знающее пути. Кто видел настоящее, тот

уже видел всё, бывшее в течении вечности, и всё, что ещё будет в течении

беспредельного времени. Ибо всё однородно и единообразно. Все мы

содействуем единой общей цели, одни со знанием и пониманием, другие

бессознательно.

Книга 7.

Всё сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва ли

найдётся что-нибудь чуждое всему остальному. Ибо всё объединено общим

порядком и служит к украшению одного и того же мира. Для разумного существа

одно и то же действие согласно с природой и с разумом.

Кто бы что ни делал или ни говорил, я должен оставаться хорошим

человеком. Руководящее начало само по себе ни в чём не нуждается, если

только само не возбудит в себе нужды. Поэтому оно не знает ни волнений, ни

препятствий, если не создаст их для самого себя.

Все тела несутся в мировой материи как в стремительном потоке, они

тесно связаны с Целым, действуя заодно с ним, подобно нашим членам в их

отношении друг к другу. Сколько Хрисиппов, Сколько Сократов, сколько

Эпиктетов поглотила уже вечность! Пусть эта мысль приходит к тебе в голову

по поводу каждого человека и каждой вещи. Меня занимает только одно: как бы

не сделать чего-нибудь такого, что не согласуется со строем человека, или

так, как не согласуется.

Человеку свойственно любить и заблуждающихся. Ты достигнешь этого,

если проникнешься мыслью, что они сродни тебе, что прегрешают они по

неведению и против своей воли, что никто из них не причинил тебе вреда, ибо

не сделал твоё руководящее начало худшим, нежели было оно до того.

Для природы Целого вся мировая сущность подобна воску, из которого она

лепит то одно, то другое, всё это существует лишь самое краткое время.

Разумное и руководящее начало по природе таково, что довольствуется

самим собой в своей праведной деятельности и проистекающем из неё

спокойствии. О страдании: если оно невыносимо, то смерть не преминет скоро

положить ему конец, если же оно длительно, то его можно стерпеть. Наблюдай

движение светил как принимающий участие в ёнм и постоянно размышляй о

переходе элементов друг в друга. Ибо подобные представления очищают от

грязи земной жизни. Не оглядывайся на руководящее начало других людей, а

вперяй свой взор туда, куда ведёт тебя природа - природа Целого тем, что

случается с тобой, и твоя природа тем, что надлежит тебе делать. Люби

только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы

более соотвествовать тебе. Смотри внутрь себя. Внутри источник добра,

который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть.

Книга 8.

Природа каждого существа удовлетворена, если находится на правильном

пути. Природа же разумного существа на правильном пути, если не соглашается

ни с ложью, ни с неясностью в представлениях, если направляет стремления

исключительно на общее благо и без ропота приемлет всё ниспосылаемое ей

общей природой.

Постоянно и по возможности при каждом представлении применяй учения

физики, этики и диалектики. Изменение своего мнения и согласие с тем, кто

указывает правильный путь, отнюдь не умаляют свободы. Ведь это твоя же

деятельность, отправляемая согласно твоему же разуму. Важны три отношения:

к облегающему тебя телу, к божественной причине как источнику всего

случающегося со всеми, и, наконец, к живущим с тобой людям. Препятствие для

ощущения - зло животной природы. Препятствие для стремлений - также зло

животной природы. Препятствие для духа есть зло духовной природы.

Книга 9.

Утрата чего-либо есть не что иное как изменение. Но изменение есть

излюбленный приём природы Целого, согласно которой всё созидается

наилучшим. Неужели ты скажешь, что всё созидается дурным, и что у стольких

богов не нашлось силы, способной всё привести в надлежащий вид?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.