рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Оглавление

Введение

Глава 1. Разделение компетенций органов управления образованием в Российской Федерации

1.1 Компетенция федеральных и региональных органов управления в области образования

1.2 Муниципальные органы управления образования: функции, задачи, структура

Глава 2. Управление образовательным комплексом муниципального образования "Город Екатеринбург" на основе регулирования деятельности образовательных учреждений федерального и регионального уровней

2.1 Регулирование деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования города Екатеринбурга

2.2 Особенности функционирования образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга

Глава 3. Анализ деятельности Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга при регулировании деятельности муниципальных образовательных учреждений

3.1 Регулирование деятельности общеобразовательных школ города Екатеринбурга

3.2 Регулирование деятельности сети дошкольных образовательных учреждений города Екатеринбурга

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что образование является важнейшей подсистемой социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний умений и навыков в целях эффективного их использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства.

Проблема состоит в том, что происходящие изменения в социально-экономическом устройстве России с начала 1990-х годов, обусловившие реформирование сферы образования, предполагают коренные изменения в регулировании деятельности образовательных учреждений на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Это связано как с расширением прав и ответственности образовательных учреждений, органов управления, образованием на местах, так и с необходимостью более гибкой адаптации к переменам в обществе. Радикальным изменениям подвергаются все уровни системы управления образованием: федеральный, региональный, муниципальный.

Под регулированием деятельности образовательных учреждений в нашем исследовании понимается процесс поддержания стабильности образовательной системы и ее адаптация к изменяющимся условиям, который осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными и муниципальными учреждениями.

Образовательное учреждение в Российской Федерации - это учреждение, обеспечивающее содержание, обучение и воспитание обучающихся и осуществляющее образовательный процесс на основе реализации одной или нескольких образовательных программ.

управление образование россия муниципальный

Выделение типов и видов образовательных учреждений зависит от типа образовательной программы, которую реализует то или иное образовательное учреждение. Закон Российской Федерации "Об образовании" в ст.12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается "учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников"1.

В настоящее время российские образовательные учреждения реализуют образовательные программы: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; среднего и высшего профессионального образования.

В составе учреждений дошкольного образования (для детей от 1 года до 6 лет) сложился широкий спектр их видов: детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида; детский сад ухода и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центры развития ребенка.

Общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, центры образования реализуют образовательные программы:

начального образования (начальная школа - с 7 до 10-11 лет - 1-4 классы);

основного общего образования (с 5 по 9 классы); окончание 9 классов дает право на получение аттестата об общем среднем образовании и продолжение обучения в 10-11 классах средней школы или поступление в учебное заведение среднего профессионального образования

среднего (полного) общего образования (10-11 классы) с правом получения аттестата о полном среднем образовании и поступлением в вуз.

Колледжи и техникумы реализуют образовательные программы среднего профессионального образования и ведут подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности.

Высшие учебные заведения - университеты, академии и институты - реализуют программы высшего профессионального образования и дают право на получение диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или научно-исследовательском институте, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о том, что в муниципальных системах управления образованием зачастую отсутствует осмысление новых тенденций в регулировании деятельности образовательных учреждений, находящихся в компетенции муниципальных образований. Внутреннее строение управляющей системы и ее регулирующая функция не соотносятся с новыми целями, стоящими перед муниципальной образовательной системой, что не обеспечивает реализацию социальной функции образования. Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в реализации муниципального регулирования деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования с учетом принципиально новых тенденций, отражающих изменения в обществе.

Проблемы государственного и муниципального управления образованием и образовательными учреждениями нашли свое отражение в работах К.Ю. Белой, В.И. Зверевой, И.А. Коробецкого, В.Б. Королева, И.О. Красильникова В.Л. Назарова, Л.Н. Пименова, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, О.А. Сафонова, Г.Н. Серикова, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, А.Н. Троян, Т.И. Шамовой и др.; в диссертационных исследованиях Т.А. Владыкиной, А.К. Куранова и др. Вопросы образовательного права в управлении и регулировании деятельности образовательных учреждений России рассмотрены в работах В.В. Насонкина, Н.В. Путило, М.Ю. Федорова и др.

В то же время в проанализированной нами литературе и научных исследованиях не обнаружено работ, в которых бы подробно изучалась проблема регулирования деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования. Вместе с тем сложность и многоаспектность регулирования деятельности образовательных учреждений требует учета новых тенденций этого процесса. Это раскрывает пути повышения эффективности государственного и муниципального управления образованием, способствует развитию местных инициатив, интенсификации инновационных процессов и расширению функций органов местного управления в сфере образовательной политики.

Все сказанное обусловило выбор темы дипломной работы: "Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

Регулирование деятельности образовательных учреждений Российской Федерации осуществляется на основе управления ими на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Согласно статье 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями1:

осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения;

строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения;

непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Объект исследования - процесс управления системой образовательных учреждений.

Предметом исследования выступает процесс регулирования деятельности образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

Цель исследования - выделение тенденций и перспектив процесса регулирования деятельности образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

Задачи исследования:

1. Выявление разграничения компетенций между органами государственной власти и местного самоуправления в сфере образования.

2. Рассмотрение особенностей управления и регулирования деятельности образовательных учреждений федерального и регионального уровней, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

3. Анализ деятельности Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга при регулировании деятельности муниципальных образовательных учреждений - общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания. Автором также использованы специальные методы: формально-логический, системный, структурно-функциональный и другие общенаучные методы исследования, а также научные методы - аналогии, поиска закономерностей, сравнения, аналогии и т.д. Нормативно-правовую базу работы составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативно-правовые акты в области образования государственных и муниципальных органов управления образования.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 61 источник, 3 приложения на 6 страницах.


Глава 1. Разделение компетенций органов управления образованием в Российской Федерации 1.1 Компетенция федеральных и региональных органов управления в области образования

Регулирование деятельности образовательных учреждений на федеральном уровне имеет свои особенности.

Согласно ст.28 Закона Российской Федерации "Об образовании" в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат1:

1)  формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2)  правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

3)  обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

4)  разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

5)  создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений;

6)  разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

7)  установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;

8)  установление форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций;

9)  установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения;

10)  установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

11)  установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях;

12)  установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;

13)  финансирование федеральных государственных образовательных учреждений;

14)  информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных пособий;

15)  организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

16)  надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и качества образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования;

17)  лицензирование и государственная аккредитация:

высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;

образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;

образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные программы;

федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;

расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и их филиалов по всем реализуемым ими образовательным программам.

Таким образом, в ведении федеральных органов управления образования находятся высшие и средние профессиональные заведения, находящиеся на территории муниципальных образования, в том числе на территории муниципального образования "Город Екатеринбург".

На федеральном уровне органы управления образования дают представление и организуют деятельность федеральной системы образования и вырабатывают соответствующий прогноз ее развития.

Главный орган управления образования федерального уровня - Министерство образования и науки Российской Федерации (г. Москва) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и Федерального агентства по образованию.

Министерство образования и науки Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика;

формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;

координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

деятельность Высшей аттестационной комиссии;

развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (г. Москва) - это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Сферой деятельности Рособрнадзора являются:

лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений;

аттестация научных и педагогических работников учреждений высшего профессионального образования;

аттестация выпускников образовательных учреждений;

подтверждение и нострификация (процедура признания документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании, т.е. согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории государства) документов об образовании.

Федеральное агентство по образованию (г. Москва) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Она находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральном агентство по образованию, этот орган осуществляет следующие полномочия в образовательной сфере деятельности1:

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций; государственного заказчика федеральных целевых программ;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;

организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

На региональном уровне органы управления образования (Министерства, Департаменты) фиксируют представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах (муниципальных образованиях) в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа образовательных учреждений региона. На основе результатов мониторинга вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

В компетенции специалистов управления образования регионального уровня входят:

обобщенное системное представление о состоянии и деятельности образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными и социальными стандартами, поставленными целями функционирования и развития;

выработка прогнозной информации в ее психолого-педагогической интерпретация.

Например, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере образования, обеспечивающим реализацию и соблюдение законодательства Российской Федерации и Свердловской области в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного образования в рамках своих полномочий, а также осуществление переданных в соответствии с федеральным законом полномочий в области высшего профессионального образования.

Министерство общего и среднего образования Свердловской области взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, ведомственными органами управления образованием, федеральным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, расположенными на территории Свердловской области, федеральными образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, негосударственными образовательными организациями.

Таким образом, федеральный и региональный уровни управления образованием находятся во взаимодействии. Их регулирующая деятельность касается всех типов и видов образовательных учреждений России, она носит законотворческий, прогностический, аналитический, планирующий и контролирующий характер.

1.2 Муниципальные органы управления образования: функции, задачи, структура

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, поскольку функционирование местных органов власти и управления осуществляется в определенных границах, на которые разделяется вся территория государства. В отличие от принципа административно-территориального устройства, который был положен в основу советской системы государственного управления, местное самоуправление в стране строится на основе так называемого "поселенческого" принципа территориальной организации. Согласно этому принципу территориальной основой местного самоуправления прежде всего выступают отдельные населенные пункты - городские и сельские поселения, а также объединения, в рамках одной территории - нескольких городских и сельских поселений. Для их обозначения в юридическую практику было введено новое понятие "муниципальное образование".

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления" дается следующие определение: "муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет и выбранные органы местного самоуправления"1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.