рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Отношения, связанные с обеспечением на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" государственных гарантий общедоступности и бесплатности начального и среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных организациях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые, регулируются Законом "Об образовании в Свердловской области", принятым Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 30 июня 1998 года.

Министерством общего и профессионального образования Свердловской области для учреждений начального и среднего профессионального образования разрабатывается и утверждается региональный (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов, который направлен на реализацию полномочий Свердловской области как субъекта Российской Федерации в части определения дополнительных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся в образовательных организациях и учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования, на основе учета особенностей и тенденций социально-экономического развития Свердловской области.

В качестве дополнительных требований к результату профессионального образования выступают компетенции, содержание которых определяется спецификой развития социально-экономической сферы Свердловской области. Освоение компетенций выпускниками профессиональной школы является условием достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях. Компетенции являются системообразующим фактором, обеспечивающим идею непрерывности образования - "образования в течение всей жизни", принятую мировым сообществом (Болонский, Копенгагенский процессы). Подход к стандартизации, основанный на компетенциях, и понимание необходимости непрерывного профессионального образования позволили создать единый региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и среднего профессионального образования.

Основным понятием нового подхода к стандартизации начального и среднего профессионального образования в Свердловской области и городе Екатеринбурге является "компетенция". Подход, основанный на компетенциях, определен в качестве методологического принципа стандартизации в контексте деятельностно-ориентированной парадигмы образования.

Задачами регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования являются1:

1) установление на уровне области требований к содержанию основных профессиональных образовательных программ и уровню подготовки выпускников в учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области;

2) установление дополнительных региональных (областных) требований к уровню образованности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

3) обеспечение единого методологического подхода к развитию содержания начального и среднего профессионального образования в Свердловской области;

4) регулирование отношений субъектов в сфере образования Свердловской области на этапах введения и реализации стандарта.

Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования разработан в дополнение к федеральному компоненту с учетом стратегических задач социально-экономического развития Свердловской области и направлен на выполнение следующих функций1:

1) обеспечение унификации региональных (областных) требований к результату начального и среднего профессионального образования на территории Свердловской области;

2) обеспечение правового регулирования отношений в сфере начального и среднего профессионального образования;

3) сбережение здоровья обучающихся в образовательном процессе;

4) обеспечение нормативных оснований проектирования образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом региональных требований к результату образования;

5) привлечение работодателей, их ассоциаций (объединений) к системе контроля образовательных достижений обучающихся (выпускников), фиксируемых в региональном сертификате установленного образца;

6) мотивирование образовательных учреждений к развитию содержания профессионального образования с учетом тенденций изменения производственно-экономической сферы в Свердловской области;

7) мотивирование потенциальных работодателей к инвестиционной деятельности, направленной на развитие системы начального и среднего профессионального образования Свердловской области;

8) обеспечение нормативных и содержательных оснований мониторинга профессионального становления личности обучающегося;

9) обеспечение организационно-содержательных оснований развития комплекса условий (кадровых, материально-технических, информационных) реализации образовательных программ начального и среднего профессионального образования;

10) обеспечение преемственности профессиональных образовательных программ как условие непрерывного профессионального образования на территории Свердловской области.

На региональном уровне Министерство общего и профессионального образования Свердловской области в целях регулирования деятельности колледжей и техникумов, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" осуществляет мониторинг качества среднего профессионального образования, рассматривая его как "способность каждого образовательного учреждения среднего профессионального образования выполнять задачи по формированию мотивационной, информационной, процессуально-технологической (операциональной) и рефлексивно-аналитической готовности обучающихся (будущих специалистов) к определенному виду профессиональной деятельности, укреплению и всестороннему развитию его общих и конкретно-личностных социальных, психических и физических качеств, удовлетворяющих актуальным и потенциальным потребностям системы общественного производства и услуг"1.

Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, региональным ресурсным центром и профильными ресурсными центрами развития профессионального образования, учреждениями начального и среднего профессионального образования, предприятиями (организациями) разных форм собственности, осуществляется деятельность по определению требований к результатам подготовки специалистов, результаты которой свидетельствуют о целесообразности выбранного направления по созданию методико-технологических условий для проведения "анализа потребностей в умениях" и проектированию региональных требований к результату образования.

В результате проведенной на региональном уровне работы по регулированию деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования1:

обеспечена системность подхода к определению результата образования, условий его достижения и оценки уровня и качества подготовки специалистов;

определены методологические основания развития менеджмента качества профессионального образования;

сформировался опыт совместного участия представителей органов государственной власти, работников системы образования и представителей хозяйствующих субъектов в определении региональных требований к уровню и качеству подготовки специалистов (в том числе создание Отраслевых советов по качеству профессионального образования);

формируется система управления развитием содержания профессионального образования на основе результатов деятельности ресурсных центров, образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты;

развивается практика инвестирования средств предприятий (организаций) в подготовку специалистов;

развивается практика реализации программ многоуровневой подготовки на основе требований регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга и Свердловской области;

стимулируется в условиях конкурсного отбора деятельность образовательных учреждений по развитию материально-технической базы образовательных программ, обеспечивающих результат образования;

созданы основания для мониторинга и рейтингования образовательных учреждений по развитию содержания образования в соответствии с требованиями регионального (областного) компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области.

Таким образом, регулирование деятельности учреждений среднего профессионального образования на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Цель деятельности учреждений среднего профессионального образования - осуществление образовательного процесса на высоком профессиональном уровне, необходимом для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена в различных сферах производственной и культурной деятельности, подготовки выпускников к дальнейшему обучению в вузах.


Глава 3. Анализ деятельности Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга при регулировании деятельности муниципальных образовательных учреждений 3.1 Регулирование деятельности общеобразовательных школ города Екатеринбурга

В течение последних лет в образовательном комплексе Екатеринбурга сформирована вариативная система образовательных учреждений, направленная на удовлетворение образовательных потребностей детей и их родителей. В 2008-2009 учебном году процент общеобразовательных учреждений повышенного статуса, расположенных в различных районах города, составляет 21,5%. Охват обучающихся образовательными услугами учреждений дополнительного образования детей составляет 46,8 %. В городе создана сеть из 88 опорных центров и экспериментальных площадок по различным видам инновационной деятельности. Более половины всех образовательных учреждений реализует различные формы взаимодействия с высшей школой, включая довузовскую подготовку, экспериментально-исследовательскую деятельность (в среднем по городу реализуется 49 направлений профильного обучения и 618 курсов предпрофильной подготовки).

В 2008-2009 учебном году в подчинении Городского управления образования Екатеринбурга находится 179 муниципальных общеобразовательных учреждений, среди которых 30 гимназий, 11 лицеев, 130 средних школ, 7 центров образования и 1 вечерняя школа (Верх-Исетский район).

При регулировании деятельности общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга Городское управление образования осуществляет информационно-аналитическую, прогностическую, планирующую, организационную и контролирующие функции.

Информационно-аналитическая функция Управления образования на муниципальном уровне связана с тем, что на основе собранной информации, которая дает объективное представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента (лицея, гимназии, общеобразовательной школы, образовательного центра) специалистами Управления образования осуществляется проблемно-ориентированный анализ деятельности городского образовательного комплекса. Цель такого анализа состоит в выделении наиболее существенных проблем, ориентированных не только на требования настоящего, но и требования прогнозируемого будущего, их ранжирование и структурирование. Следовательно, выделение проблем, их ранжирование является главным исходным звеном как для целеполагания, так и для прогнозирования. Для регулирования деятельности общеобразовательных учреждений на основе долгосрочного прогноза ставятся стратегические цели, которые находят отражение в стратегических проектах.

Прогностическая функция Управления образования на муниципальном уровне осуществляется с целью выработки управляющих решений и организационных мероприятий, направленных на повышение качества образования в каждом образовательном учреждении, находящимся в компетенции муниципальных органов образования. На основе собранной информации о состоянии образовательного процесса и ее анализа специалистами Городского Управления образования вырабатывается прогноз о развитии системы начального, основного, среднего и дошкольного образования на данной территории. С помощью полученных статистических данных предоставляется возможность оценить динамику изменений в образовательном процессе сети муниципальных образовательных учреждений (школ и детских садов), установить общие тенденции ее дальнейшего развития.

В целях системного развития образовательного комплекса города Главой Екатеринбурга утверждена "Городская целевая программа развития системы общего образования в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" на 2007-2009 годы", которая является механизмом реализации муниципального стратегического проекта "Городская школа - стандарт "пять звезд" на период до 2015 года. Этот проект представляет интерес для всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.

Среди ожидаемых результатов реализации этого проекта можно выделить1:

повышение доступности, здоровье сберегающего характера, технологической оснащенности образовательной среды для всех категорий детского населения;

повышение качества общего образования на основе обеспечения сочетания инновационной, фундаментальной, практической, воспитательной, профессионально-ориентирующей направленностей обучения;

обеспечение углубленного взаимодействия общего, профессионального образования, фундаментальной и прикладной науки в вопросах совершенствования содержания и технологий образования, предпрофессиональной подготовки учащихся;

повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических и других работников системы образования.

В 2006 году Управлением образования совместно со специалистами Центра "Одаренность и технологии" разработана среднесрочная подпрограмма "Одаренные дети" на 2007-2009 годы. Этот проект является составной частью стратегического проекта "Городская школа - Стандарт "Пять звезд". Основная цель Стратегического подпроекта "Одаренные дети" состоит в создании условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков Екатеринбурга в целях их адаптации к жизни в обществе и обеспечения гарантии их жизненного успеха. Проект "Одаренные дети" представляет несомненный интерес для потенциальных инвесторов.

Разработке городской целевой подпрограммы "Одаренные дети" на 2007-2009гг. предшествовала аналитическая работа Городского Управления образования, Центра "Одаренность и технологии" по изучению и анализу результатов работы с одаренными детьми в образовательном пространстве города Екатеринбурга.

В результате реализации проекта "Одаренные дети":

1) создано специализированное образовательное учреждение для обучения интеллектуально одаренных детей - Центр "Одаренность и технологии", который взял на себя роль и ответственность лидера в инновационной сфере работы с одаренными детьми в следующих направлениях:

координация деятельности по реализации Городской целевой программы "Одаренные дети" на уровне районов города и районных опорных Центров;

организация и проведение олимпиад и НПК в рамках фестиваля "Юные интеллектуалы Екатеринбурга", массовых городских мероприятий;

организация и проведение интеллектуальных игр для детей на уровне УрФО;

психологическая поддержка одаренных детей и подростков;

подготовка школьников для участия в конкурсах и турнирах Всероссийского и регионального уровней;

2) увеличилось число одаренных детей, получающих различную целевую поддержку следующего содержания:

организовано научное консультирование одаренных детей ведущими специалистами вузов и Центра "Одаренность и технологии". В 2007-2008 годах более 500 школьников города получили такую поддержку;

создана система проведения интеллектуальных игр для школьников города: "Что? Где? Когда", "Эрудит-квартет", "Своя игра", "Властелин знаний", "Самый умный"; только за 2008 год в них приняли участие более 2000 человек;

разработаны и реализуются специализированные научные лектории - в Уральском Государственном университете и в Центре "Одаренность и технологии"; ежегодно их посещает порядка 500 старшеклассников;

3) существенно увеличилось и количество тех мероприятий, в которых каждый одаренный ребенок может проявить себя, показать свои знания, результаты своей научной и исследовательской работы. За время реализации Программы ряд мероприятий стали традиционными и получили широкую известность и признание в городе;

4) при поддержке городской программы более 200 учащихся школ города достойно представили свои научно-исследовательские работы на конкурсах и турнирах регионального и федерального уровней. Свыше 2500 педагогов города приняли участие в семинарах, лекциях, круглых столах, мастер-классах, конференциях, посвященных проблемам развития детской одаренности.

За три года реализации программа перешла с локального уровня к общегородскому, сложились системы работы с одаренными детьми в районах, в большинстве общеобразовательных учреждений города: в 3 раза увеличилось количество школ-участников программы, организована деятельность 7 опорных центров и 40 экспериментальных площадок, 30 из которых успешно завершили апробацию и внедрение своих инновационных проектов.

Таким образом, программа "Одаренные дети" получила широкое распространение, сформировав свою нишу в образовательном пространстве города.

Сегодня с уверенностью можно сказать: в нашем городе создана система и инфраструктура для выявления и развития интеллектуально одаренных ребят, созданы условия для перехода педагогического сообщества к деятельности по поддержке одаренных детей города в рамках реализации стратегического проекта "Городская школа: стандарт "Пять звезд".

Функция планирования Городского управления образования направлена на комплексное поэтапное решение проблем образования и воспитания юных жителей города Екатеринбурга. Разработку конкретного содержания управленческой деятельности принято называть планом. Практика показывает, что наиболее приемлемой формой является годовой план. Такой план дает возможность достигать операционально поставленных целей, согласовывать ближайшую и более отдаленную цели, перспективы деятельности, сочетать перспективное и календарное планирование, дозировать объем выполняемых работ по месяцам, регулировать использование разного рода ресурсов, создавать в опережающем порядке условия для реализации намеченного, координировать усилия всех участников образовательного процесса. Кроме того, учебный год является привычным цикловым отрезком времени в школьной жизни.

Планирование в целях регулирования деятельности общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга осуществляется Городским управлением образования по следующим направлениям:

обеспечение организационно-содержательных условий комплексного управления развитием системы общеобразовательных учреждений города;

создание необходимых психолого-педагогических условий для качественного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и их дальнейшего психолого-педагогического сопровождения;

создание целостной системы повышения квалификации педагогических кадров и распространение передового педагогического опыта;

расширение информационно-образовательного пространства города как образовательного ресурса для повышения качества общего образования, с одной стороны, и как возможности информирования широкой общественности, с другой стороны.

Городское управление образования организует свою деятельность в соответствии с планами и задачами образовательной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, что позволяет регулировать деятельность общеобразовательных школ в интересах планирования и оптимальной организации учебного процесса, а также других вопросов касающихся образовательной деятельности.

Организационная функция Городского управления образования позволяет регулировать деятельность общеобразовательных учреждений по внедрению в образовательный процесс современных технологий.

Так, в 2008-2009 годах активно продолжается внедрение современных информационных образовательных технологий, использование новейших электронных образовательных ресурсов. В результате чего все школы Екатеринбурга оснащены современной компьютерной техникой:

количество персональных компьютеров в образовательных учреждениях - 5073;

обеспеченность компьютерами в среднем по общеобразовательным учреждениям города - 1 компьютер на 20 обучающихся (в среднем по России - 1 компьютер на 40 обучающихся);

84% школ подключены к сети Интернет;

сформирована общегородская система повышения квалификации, переподготовки и аттестации педагогических кадров (11 % педагогов аттестованы на высшую категорию, 73% на первую).

В целях реализации приоритетного национального проекта "Образование" администрацией муниципального образования "город Екатеринбург" разработана Городская целевая программа развития системы общего образования в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2007-2009 годы.

Основаниями для разработки данной программы явились следующие нормативно-правовые документы:

1.  Решение Екатеринбургской городской Думы от 14 февраля 2006 г. № 13/19 ""Об утверждении перечня городских целевых программ, подлежащих разработке в 2006 году".

2.  Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 "О стратегическом плане Екатеринбурга".

3.  Стратегический проект "Городская школа - стандарт "пять звезд".

4.  Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы.

5.  Приоритетный национальный проект "Образование".

Цель данной программы - обеспечение комплекса мер, направленных на повышение качества общего образования города, его доступности, инновационности, фундаментальности, технологической оснащенности, воспитательной и здоровьесберегающей направленности.

Деятельность управления образования Администрации города Екатеринбурга в 2007 году по реализации приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется на основе перечня мероприятий, выделенных из стратегического проекта "Городская школа - стандарт "Пять звезд" в соответствии с задачами проекта.

Основные пути реализации приоритетного национального проекта "Образование": стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; развитие единого информационного образовательного пространства; государственная поддержка способной и талантливой молодежи; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом, в том числе поощрение лучших учителей и вознаграждение педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя.

В соответствии с задачами, Постановлением Главы Екатеринбурга от 20 марта 2006 года № 171, утвержден сетевой график реализации приоритетного национального проекта "Образование" в муниципальном образовании "город Екатеринбург". "Общий объем финансирования перечня мероприятий сетевого графика из средств муниципального бюджета составляет 4530 тыс. рублей. Сетевой график выполнен в полном объеме, реализовано 4526,5 тыс. рублей. Все планируемые мероприятия выполнены. Управление образования Администрации города Екатеринбурга представляло промежуточные результаты деятельности на заседании Совета по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в августе и ноябре 2007 года, а также в декабре 2008 года - на заседании комиссии по развитию образования, науки, физической культуры, спорта и молодежной политике Екатеринбургской городской Думы"1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.