рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Для местного самоуправления при осуществлении управленческих функций характерно доминирование интересов населения данной территории, которые имеют приоритет по отношению к общегосударственным, или корпоративным интересам. Местное самоуправление опирается на правовую базу, включающую правовые акты федеральных органов и органов власти субъектов Российской Федерации, которые дополняются и конкретизируются в уставах, положениях о местном самоуправлении.

Понятие муниципальной системы образования в специальной литературе трактуется в узком и широком смысле. В первом случае под ней понимается "система муниципальных образовательных учреждений"1. Вторая точка зрения (которая полностью разделяется автором) - это "совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальным органом управления образованием с целью развития образовательного комплекса муниципального образования в интересах его населения"2.

Необходимой предпосылкой создания высокоэффективных организационных структур в муниципальной системе образования является рациональное распределение и сочетание управленческих функций; их анализ и группировка.

Потребность регулирования деятельности образовательных учреждений на муниципальном уровне приводит к необходимости смены целевых ориентиров муниципального управления образованием, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. В-третьих, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами. Выделение этих групп целей и соответствующей им программы деятельности означает, что сама система муниципального управления образованием предполагает особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования России.

В этой связи во многих муниципальных образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления образованием, соответствующие муниципальной системе.

Согласно статье 32 Закона "Об образовании" Российской Федерации к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся1:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

5) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

6) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

7) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

8) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

9) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

В компетентность органов управления муниципального образования "Город Екатеринбург" входят "организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время"1.

Таким образом, в компетенции муниципальных органов образования находятся дошкольные учреждения (детские сады), средние и общие учебные заведения и учреждения дополнительного образования, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Кроме того, на основании решения Екатеринбургской городской думы Главой Екатеринбурга утвержден перечень муниципальных образовательных учреждений, которые находятся в непосредственном подчинении Городского управления образования (приложение 1).

Для управления деятельностью образовательных учреждений на муниципальном уровне в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 26, 38 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума решением № 50/44 от 26 июня 2007 г. утвердила Положение "Об управлении образования Администрации города Екатеринбурга".

Основная цель деятельности Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга - проведение на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечение эффективного функционирования и развития образовательного комплекса города. В соответствии с этой целью Управление образования решает следующие задачи2:

обеспечение необходимых условий для осуществления уставной деятельности образовательными учреждениями города;

разработка комплексных программ, проектов развития системы общего образования города и их реализация;

обеспечение на территории города права граждан на получение общедоступного и качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, в муниципальных образовательных учреждениях;

защита прав и свобод несовершеннолетних граждан, проживающих на территории города, - в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с физическими и психическими недостатками;

реализация кадровой политики в сфере образования, обеспечение предусмотренных законом социальных прав работников образования;

взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями города независимо от их ведомственной подчиненности по вопросам развития образовательной системы города;

координация деятельности районных органов управления образования по всем вопросам управления образовательным комплексом города.

В своей регулирующей деятельности Городское управление образования руководствуется: Закон Российской Федерации "Об образовании", Конституция Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Постановлениями и приказами Главы Администрации города Екатеринбурга, Уставом муниципального образования "Город Екатеринбург", Положением об управлении образования Администрации города Екатеринбурга и т.д.

Структура Городского управления образования Администрации города Екатеринбурга представлена в приложении 2.

В структуре Городского управления образования существуют следующие отделы.

Отдел по вопросам функционирования образовательного комплекса города, задача которого - обеспечение стабильного функционирования образовательного комплекса; инспектирование, контроль деятельности образовательных учреждений. В составе этого отдела работают специалисты по дошкольному образованию, по дополнительному образованию и воспитанию, по вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса, по охране труда и технике безопасности, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, вопросам организации питания обучающихся, юрист.

Отдел по вопросам содержания образования и экспертизе качества образования, основная задача которого - организация, контроль и сопровождение лицензирования, аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, аттестации обучающихся; сопровождение инновационной деятельности системы общего образования города. В составе этого отдела работают специалисты по вопросам развития содержания образования, экспертизе качества образования, по аттестации и повышению квалификации педагогических и руководящих работников.

Для регулирования деятельности школ и детских садов в каждом районе города созданы районные отделы образования администраций районов города Екатеринбурга (всего 7). Их функции:

контроль обеспечения прав граждан на получение качественного, отвечающего государственным стандартам образования;

контроль исполнения нормативных документов местного уровня по вопросам финансирования, отношений собственности образовательных учреждений;

информирование населения о соответствии условий осуществления образования федеральным и местным требованиям;

научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

сбор, обработка и анализ информации об образовательном процессе и предоставления этой информации в муниципальные органы управления;

кадровое обеспечение и защита социальных прав работников образования и т.д.

Таким образом, в компетенции муниципальных органов управления образования находятся общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения образования, оказывающие дополнительные образовательные услуги. Их деятельность регулирует Городское управление образования Администрации города Екатеринбурга и находящиеся в его подчинении районные отделы образования.


Глава 2. Управление образовательным комплексом муниципального образования "Город Екатеринбург" на основе регулирования деятельности образовательных учреждений федерального и регионального уровней 2.1 Регулирование деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования города Екатеринбурга

Высшее образование, в отличие от общего, играет важную градообразующую роль. В России сам город, его функции, потенциал, роль в системе расселения "притягивали" высшие учебные заведения. Несмотря на исключительно высокий уровень концентрации высшего образования в крупнейших городах происходит дальнейшее наращивание вузовского потенциала именно этих городов.

Екатеринбург - один из крупнейших в Российской Федерации городов вузовской науки: в городе 27 вузов, в том числе 16 государственных, в которых обучается каждый 10 житель Свердловской области. Вузы обеспечивают подготовку высококвалифицированных кадров практически по всему существующему в настоящее время перечню специальностей.

Некоторые из университетов города Екатеринбурга имеют в своем составе по несколько филиалов: институтов, колледжей и филиалов. Например, Уральская академия государственной службы - крупнейший в Уральском регионе учебно-методический и научный центр по подготовке кадров в области государственного и муниципального управления, координирующий деятельность организаций, вузов Уральского региона, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров для государственной службы, имеет в своем составе восемь филиалов в крупных промышленных административных центрах - в Челябинске, Перми, Оренбурге, Кургане, Ижевске, Магнитогорске, Лангепасе и Нижнем Тагиле.

Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) в своей структуре имеет: 9 институтов (Инженерно-педагогический институт, Институт социологии и экономики, Институт педагогической юриспруденции, Социальный институт, Институт лингвистики, Художественно-педагогический институт, Институт информатики, Институт психологии, Институт довузовской подготовки; 5 филиалов (в городах Белоярском, Березовском, Кемерово, Советском, Ереван) и 16 представительств, размещающихся в различных областях Российской Федерации (в городах Березняки, Верхотурье, Верхняя Пышма, Заречный, Ирбит, Карпинск, Качканар, Краснотурьинск, Красноуфимск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Пермь, Ревда, Реж, Талица, Тольятти).

Нормативно-правовое и экономическое регулирование деятельности высших учебных заведений, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", осуществляется органами управления образования федерального уровня - Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по образованию - прежде всего на основе Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и "Типового положения о высшем учебном заведении".

Правовыми средствами обеспечения деятельности всех типов (государственных и негосударственных) и видов (университет, академия, институт) вузов муниципального образования "Город Екатеринбург" являются следующие составляющие механизма правового регулирования высшего образования:

1. Конституция Российской Федерации. Это не только ст.43, которую традиционно упоминают в этом контексте, но и ст.8 о многообразии форм собственности и свободе экономической деятельности, ст.34, гарантирующая свободу предпринимательства, ст.44 о свободе научного и других видов творчества, преподавания, обеспечивающая академические свободы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, а также право студентов на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям и др.

2. Федеральные законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

3. Указы Президента Российской Федерации, оперативно разрешающие актуальные проблемы системы: "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР"; "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования"; "О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений"; "О некоторых мерах по усилению государственной поддержки молодых ученых - кандидатов наук и их научных руководителей".

4. Постановления Правительства Российской Федерации, которыми утверждены такие важнейшие акты, как Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Положение о лицензировании образовательной деятельности, Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, Типовое положение об образовательном учреждении ВПО (вузе) Российской Федерации, Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, Правила оказания платных образовательных услуг, Положение о порядке присуждения ученых степеней, Положение о порядке присвоения ученых званий. В ряду значимых для развития высшего образования - постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. № 606 "О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с ВПО", от 17.09.2001 г. № 676 "Об университетских комплексах"; от 14.01.2002 г. № 6 "О проведении в 2002-2003 гг. эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО)" и др.

В тоже время, к примеру, такой значимый акт, затрагивающий конституционное право граждан на высшее профессиональное образование, как "Порядок приема в вузы" - утвержден не Правительством, а Министерством образования и науки Российской Федерации, и только в привязке к федеральным вузам, учрежденным федеральными органами исполнительной власти. Вузы, управление которыми находится в компетенции муниципального образования, вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать "Правила приема студентов" на муниципальном уровне (например, Екатеринбургская академия искусств (институт).

5. Документы концептуального характера, такие, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция государственной молодежной политики и др.

6. Ведомственные акты, издаваемые Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральным агентством по образованию (ФАО).

Кроме выше перечисленных важную роль в нормативно-правовом регулировании деятельности вузов, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", принадлежит:

1. Административным договорам, которые заключаются между федерацией и ее субъектами по вопросам образования, между федеральным органом исполнительной власти и органами управления образованием субъекта федерации, между учредителем и вузом, а также между вузами и потребителями кадров, студентами и вузом, студентом и работодателем.

2. Актам государственно-общественных органов управления высшим образованием (Всероссийский союз ректоров, региональные Советы ректоров вузов, ассоциации вузов и др.), которые оказывают косвенное влияние на содержание нормативно-правового регулирования деятельности вузов. Так, например, именно позиция большинства членов Союза и советов ректоров вузов обусловливает неоднозначное отношение к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) в регионах, не позволяя создать универсальную процедуру итоговой аттестации в школе и приема в вузы.

3. Локальным актам, принимаемым вузами в пределах их компетенции (уставу, положениям, приказам и распоряжениям ректора, решениям Ученого совета и т.п., вплоть до расписания учебных занятий). Локальные акты играют важную роль в регулировании жизнедеятельности вузов, поскольку позволяют оперативно отражать происходящие изменения в отношениях в сфере высшего образования.

Одним из основополагающих в деятельности высших учебных заведений муниципального образования "Город Екатеринбург", как и всех остальных вузов страны, является "Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования". Это нормативный правовой документ, который "регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования"1 Российской Федерации (далее именуются - высшие учебные заведения).

Типовое положение имеет следующие разделы:

I.  Общие положения.

II.  Прием в высшее учебное заведение.

III.  Образовательная деятельность высшего учебного заведения.

IV.  Научная деятельность высшего учебного заведения.

V.  Управление высшим учебным заведением.

VI.  Обучающиеся и работники высшего учебного заведения.

VII.  Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников.

VIII.  Экономика высшего учебного заведения.

IX.  Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения.

В разделе "Общие положения" Типового положения о высшем образовательном учреждении Российской Федерации" говорится о порядке создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, полномочиях учредителя государственного высшего учебного заведения и его отношениях с высшим учебным заведением, которые регулируются уставом или договором, заключаемым учредителем и высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 8 "Общих положений" указано: "Высшее учебное заведение получает право на ведение образовательной деятельности и на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, со дня выдачи ему лицензии"1. Лицензирование деятельности высшего учебного заведения, его аттестация и государственная аккредитация осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пункте 11 сформулированы основные задачи высшего учебного заведения, согласно которым организовывается его образовательная деятельность. К этим задачам относятся:

а) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;

б) удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

в) организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

г) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

д) накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

е) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании устанавливаются высшие учебные заведения следующих видов: университет, академия, институт. Все они присутствуют на территории муниципального образования "Город Екатеринбург". В "Типовом положении об учреждении высшего профессионального образования" сформулированы задачи и функции каждого из этих видов высших учебных заведений, особенности организации их образовательной деятельности и отмечено, что на базе университетов и академий могут создаваться "университетские комплексы, объединяющие образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения"1.

Каждое учебное заведение имеет государственный статус, который присваивается, а в дальнейшем подтверждается (например, в России каждые пять лет) при прохождении комплексной оценки деятельности образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования. Статус в обязательном порядке включается в наименование высшего учебного заведения (вуза) или среднего специального учебного заведения (ссуза) и отражается в Уставе и свидетельстве о государственной аккредитации.

Для того чтобы учебное заведение могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит процедуру аккредитации по одной специальности, а по остальным - проводит подготовку специалистов на основании одной лишь лицензии. Например, Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище (военный институт), Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, Екатеринбургский театральный институт и др.).

Если учебное заведение имеет статус академии, значит в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности. Все специальности академии относятся к какой-либо одной отрасли. Это чаще всего отражается в названии академии. Например: Уральская академия государственной службы, Уральская государственная юридическая академия, Уральская государственная медицинская академия, Уральская государственная архитектурно-художественная академия и т.д.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.