рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"

Университет сегодня означает всецелость или совокупность всех наук, всех отраслей человеческого знания, в противоположность разным специальным, хотя бы и высшим, учебным заведениям, в которых учащийся специализируется в какой-либо одной области знания, преимущественно прикладного, практического. В университете охватывается широкий спектр специальностей из разных областей науки. В учебном заведении, которому присвоен статус университета, могут соседствовать гуманитарные и технические факультеты. В стенах одного университета могут учиться студенты-экономисты, химики и будущие музыканты. Например, Уральский государственный университет им.А.М. Горького, Уральский государственный технический университет - Уральский политехнический институт, Уральский государственный педагогический университет и т.д.).

Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться при его реорганизации и в иных случаях. В наименовании высшего учебного заведения указываются его вид и при необходимости - специальное название (консерватория, высшее училище и др.). Государственные награды в наименовании высшего учебного заведения не указываются.

В пункте 17 указано, что высшее учебное заведение самостоятельно формирует свою структуру, в состав е университета и академии в качестве структурного подразделения может быть создан институт и (или) научно-исследовательский институт. Обособленные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения высшего учебного заведения, являются его филиалами или представительствами, у них те же функции, задачи и права, что и высшего учебного заведения, чьими структурными подразделениями они являются.

В разделе "Общие положения" об образовательной и воспитательной деятельности вуза сказано отдельно в пунктах 21 и 22: "Высшее учебное заведение любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии"1.

Деятельность высшего учебного заведения по реализации указанных образовательных программ (включая разработку требований к приему граждан, содержанию образования и к организации образовательного процесса, выдачу документов об образовании, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам) регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (п.21).

Воспитательные задачи высшего учебного заведения, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей, реализуются в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников (п.22).

Подробно образовательная деятельность вуза регламентируется разделом III Типового положения.

Согласно Типовому положению, образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах - очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната; допускается сочетание различных форм получения образования, в том числе соединение обучения по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации. Для всех форм получения образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Программы подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования. Сроки обучения устанавливаются государственным образовательным стандартом.

Общие требования к организации образовательного процесса в высшем учебном заведении по образовательным программам различных уровней устанавливаются законодательством Российской Федерации в области образования.

Организация учебного процесса в высшем учебном заведении по образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

Типовое положение (п.36) регламентирует учебный график высшего учебного заведения: "В высшем учебном заведении учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).

В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не меньше 7 недель, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом"1.

В Типовом положении указаны формы проведения учебных занятий в высшем учебном заведении (п.37). Это лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа), а также квалификационная работа (дипломный проект или работа, магистерская диссертация).

Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45-50 минут.

В Типовом положении фиксируется система оценки и контроля знаний, умений и навыков студентов вуза, а также требования к итоговой аттестации выпускников. "Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы и порядок ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается ученым советом высшего учебного заведения. Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации"1.

Научная деятельность вуза связана с тем, что "основными задачами высшего учебного заведения являются развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации" (раздел IV, п.1) 2. Требования к научной и (или) научно-технической деятельности высшего учебного заведения и порядок ее оценки устанавливаются федеральным органом управления образованием по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и реализацию государственной научно-технической политики. Научные исследования вуза финансируются из федерального или местного бюджета, а также за счет грантов, которые в установленном порядке передаются научно-педагогическим работникам или высшему учебному заведению.

В пп.101, 102 раздела IX. "Международная и внешнеэкономическая деятельность высшего учебного заведения" указывается, что высшее учебное заведение имеет право осуществлять международное сотрудничество в области высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, научной и (или) научно-технической, преподавательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Таковы, согласно Типовому положению о высшем учебном заведении, основные задачи, виды, формы образовательной деятельности вузов. Необходимо отметить, что положения, записанные в Типовом положении, являются обязательными для выполнения всеми вузами Российской Федерации.

Участие региональных органов управления образования в регулировании деятельности вузов на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" осуществляется в форме экономической поддержки, организации и контроля деятельности вузов.

Принятый в Свердловской области в 1994 году областной закон "О сборе на нужды образовательных учреждений" позволяет в определенной степени поддержать структурную перестройку высшего образования. Объем средств от сбора составляет от 3 до 5% средств, необходимых каждому вузу. Расходуются они на целевые программы: неотложные работы по укреплению и развитию материальной базы вузов; сохранение и обеспечение развития книжных фондов вузовских библиотек; межвузовская информационно-вычислительная сеть; стабилизация кадрового потенциала вузов; мероприятия по структурной перестройке подготовки специалистов в вузах; укрепление учебно-материальной и жилищно-бытовой базы вузов. Особо следует отметить программу "Формирование условий для воспитательной работы со студентами", которая предусматривает организацию научно-технического творчества студентов, развитие художественного творчества, развитие спорта, проведение профилактики правонарушений, студенческое информационное обеспечение.

Согласно областному закону "О сборе на нужды образовательных учреждений", средства, отнесенные на дополнительное финансирование среднего и высшего профессионального образования, расходуются на финансирование программ, проектов, мероприятий, направленных на воспитательную работу в студенческой среде, поддержку и развитие кадрового потенциала педагогических коллективов учебных заведений, повышение эффективности профессиональной педагогической деятельности, информационное и информационно-техническое обеспечение учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области несет ответственность за состояние региональной системы подготовки кадров в вузах Свердловской области и города Екатеринбурга, за ситуацию на региональных рынках труда.

Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, региональными Советами ректоров вузов и Ассоциацией негосударственных вузов России регулярно осуществляются начатые в 1999 году проверки соблюдения лицензионных требований и условий в государственных и негосударственных вузах и их филиалах. На основании полученной информации Министерство образования и науки Российской Федерации издает приказы "О результатах проверки выполнения условий, предусмотренных лицензией, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования", в которых учредителям вузов и филиалов, нарушивших лицензионные требования, предписывается в сжатые сроки устранить нарушения и предоставить информацию о проделанной работе. У вузов и филиалов, грубо нарушивших лицензионные требования, лицензии на образовательную деятельность могут быть изъяты.

Работа по контролю за выполнением екатеринбургскими вузами и их филиалами лицензионных требований и нормативов осуществляется в тесном взаимодействии с органами управления образованием субъектов Российской Федерации в рамках соглашений между Министерством образования и науки Российской Федерации и региональными органами управления образованием - Министерством общего и профессионального образования Свердловской области.

Министерство образования и науки Российской Федерации проводит анализ состояния и тенденций развития научного потенциала подведомственных вузов, на основе которого руководству Министерства готовятся предложения по увеличению объемов их финансирования. Вместе с тем, необходимо признать, что без существенного увеличения объема средств, выделяемых Министерству на научные исследования решение данной задачи представляется затруднительным.

Развитие научного потенциала вузов регулируется системой грантов Министерства образования и науки Российской Федерации, представляющей собой практику конкурсной поддержки фундаментальных научных исследований, проводимых отдельными учеными или малыми научными группами. В настоящее время отработана практика организации и проведения конкурсов по областям знания (по гуманитарным, естественно-точным и техническим наукам), конкурса для молодых ученых, проводящих научные исследования совместно с зарубежными партнерами.

На гранты Министерства образования и науки Российской Федерации могут претендовать учебные заведения, которые активно внедряют инновационные программы. Два уральских вуза в 2007 году получили президентские гранты (Уральский государственный университет им.М. Горького, Уральский государственный технический университет - Уральский политехнический институт и др.).

Таким образом, регулирование деятельности высших учебных заведений, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" в первую очередь осуществляется федеральными органами управления образования: Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет стратегию образовательной политики государства и занимается законотворчеством, Федеральное агентство по образованию занимается исполнением этой политики, Федеральная служба по надзору осуществляет контроль в сфере образования и науки. Основная цель регулирования деятельности вузов - создание условий для совершенствования российской высшей школы в качестве ведущего звена развития интеллектуального, культурно-образовательного, профессионально-трудового потенциала общества, центра фундаментальной и прикладной науки; дальнейшего формирования в этих целях университетских комплексов, последовательная интеграция вузовской академической и отраслевой науки.

Региональная политика в сфере высшего образования предполагает упорядочение образовательного пространства, т.е. в качестве ядер (узлов) первого порядка опорного каркаса системы высшего образования выступают крупнейшие региональные центры высшей школы, созданные на базе технических и классических университетов - в Екатеринбурге - это Уральский государственный университет им.А.М. Горького и Уральский государственный технический университет - УПИ. Для России, регионализация, как политика в сфере образования, приобретает важное значение в силу исключительных размеров территории страны, не имеющей аналогов в мире проблемы территориальной доступности, наличия значительных территориальных неравенств в природной, социальной и экономических сферах.

2.2 Особенности функционирования образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга

Нормативно-правовое и экономическое регулирование деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", осуществляется органами управления образования федерального уровня (Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по образованию) и органами управления образования регионального уровня (Министерством общего и профессионального образования).

Часть учреждений начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга являются государственными образовательными учреждениями и находятся в федеральном подчинении (например, Екатеринбургский механико-технологический колледж, Екатеринбургский радиотехнический техникум им.А.С. Попова, Екатеринбургский техникум химического машиностроения, Екатеринбургский химико-механический техникум, Екатеринбургский химико-механический техникум). Они могут входить в структуру вуза и их деятельность находится в компетенции федеральных органов управления. Например, российский государственный профессионально-педагогический университет имеет в своей структуре 2 колледжа, которые осуществляют подготовку студентов по программам среднего профессионального образования (Екатеринбургский машиностроительный колледж и Екатеринбургский электромеханический колледж).

Часть учреждений начального и среднего профессионального образования являются областными государственными учреждениями культуры (Свердловский областной методический центр по художественному образованию, Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского (колледж), Екатеринбургский музыкальный колледж). Их деятельность регулируется Министерством культуры Свердловской области.

Все учреждения начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга осуществляют образовательную деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами Администрации города Екатеринбурга и собственными Уставами.

Учебные заведения начального и среднего профессионального образования города ведут подготовку кадров по всему спектру специальностей, необходимых социально-экономическому комплексу Свердловской области.

Образовательная деятельность учреждений начального и среднего профессионального образования города Екатеринбурга прежде всего регулируется Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования второго поколения, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с методическими службами 26 министерств и ведомств, являющихся разработчиками государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по закрепленным за ними специальностям, в 2002 году. Проекты Государственных требований прошли экспертизу с привлечением представителей ведущих предприятий и учреждений соответствующих отраслей экономики, профессиональных ассоциаций работодателей, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Основной задачей учебных заведений среднего профессионального образования в условиях введения второго поколения Государственных требований является формирование образовательных программ, обеспечивающих сбалансированное сочетание федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.

В рамках нормативно-методического обеспечения реализации второго поколения Государственных требований издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении сроков обучения по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения для реализации профессиональной образовательной программы базового и повышенного уровня среднего профессионального образования". Подготовлено и направлено в учебные заведения письмо по совершенствованию процесса физического воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. С учетом обновления содержания образования, в новых Государственных требованиях разработаны Рекомендации по реализации общеобразовательной подготовки в средних специальных учебных заведениях с учетом профилей среднего профессионального образования (гуманитарный, педагогический, социально-экономический, технический, естественнонаучный).

Важным аспектом регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования является комплексное учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях. С целью обеспечения формирования учебно-программной документации по специальностям подготовлены Рекомендации по разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования. Министерствами и ведомствами по закрепленным специальностям подготовлены комплекты примерных программ по учебным дисциплинам, предусмотренным Государственными требованиями к уровню подготовки выпускников средних профессиональных учреждений. Сформирована автоматизированная информационно-поисковая система "Общероссийский фонд Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования", содержащая тексты Государственных требований по специальностям, примерных учебных планов, примерных программ учебных дисциплин и обеспечивающая обработку запросов в диалоговом режиме.

Важным направлением регулирования деятельности учреждений системы среднего профессионального образования является внедрение новых образовательных технологий: личностно-ориентированного образования, проблемного обучения, модульного построения образовательного процесса, дистанционного образования, информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в Екатеринбурге создан региональные центры модульного обучения по ряду специальностей среднего профессионального образования.

Правовое регулирование деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации. Наиболее важный из них - и Постановление Правительства Российской Федерации "Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена".

Благодаря финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования и Министерства культуры Свердловской области многие средние специальные учебные заведения города Екатеринбурга имеют доступ в глобальные телекоммуникационные сети, в отраслевую сеть RUNNet, корпоративные сети Intranet. На федеральном уровне функционирует интерактивная информационная система "Среднее профессиональное образование".

В целях повышения квалификации, переподготовки и профессиональной адаптации работников средних специальных учебных заведений в области информационных технологий Министерством образованием и науки Российской Федерации ежегодно проводится обучение директоров и резерва на должность руководителей подведомственных средних специальных учебных заведений, а также главных бухгалтеров и их заместителей.

Осуществляя контроль за деятельностью образовательных учреждений среднего профессионального образования, начиная с января 2002 года в соответствии с приказом Министерства образования России от 20.11.2001 № 3734 "О комплексной оценке деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений), находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений)", введена новая форма оценки деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования учреждения - комплексная оценка. Технология комплексной оценки средних специальных учебных заведений имеет некоторые отличия от комплексной оценки деятельности вузов в связи с тем, что лицензирование образовательного учреждения среднего профессионального образования проводят государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Не всегда удается совместить по срокам проведение повторного лицензирования учреждения и его аттестацию. Однако проведение комплексной оценки деятельности учреждений среднего профессионального образования на основе объединения процедур аттестации и государственной аккредитации имеет существенный социально-экономический эффект, так как вопрос об утверждении итогов аттестации и принятие решения по аккредитации осуществляется на одной Аккредитационной коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.