рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии

построении моделей будущего.

Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает

интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм

человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного.

Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации

общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта

роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени

приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и

природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период,

другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение

обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный

момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-

материалистической философии.Этот момент - историзм, который проявляется в

подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в

диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы

общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике.

Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее

приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам,

обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что

поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения,

а в реальной жизни.

Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-

историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся

вместе с ней.

2. История философии: направления и этапы.

Человеку, пытающемуся вникнуть в изучение историко-философского

процесса, в глаза прежде всего бросается многообразие философских учений,

школ, течений и направлений. И прежде чем осваивать это многообразие,

уточним ряд исходных понятий, определим критерии типологизации и типы

философствования.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система определенных, логически связанных друг

с другом воззрений того или иного мыслителя.

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА - это совокупность философских учений, объединенных

какими-либо базовыми идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм,

картезианство и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - совокупность различных модификаций одних и тех же

идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами

(неокантианство, позитивизм, персонализм и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - совокупность философских течений (а,

следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом,

отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения

(материализм, идеализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм и

т.д.).

Философия, таким образом, развивается как столкновение различных идейных

подходов, принципов и личностей. Поэтому трудность в уяснении предмета

философии в значительной мере связана с тем, что ее как таковой просто нет.

Реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений

и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то

опровергают друг друга. Причем, с развитием историко-философского процесса

предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем

меняются.

Именно разнообразие философских проблем и способов их решения поставили

перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений.

В ее основе лежат содержательный и временной принципы.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:

В зависимости от способа решения основного вопроса философии, как мы уже

установили, образовались и постоянно соперничают друг с другом два основных

направления - материалистическое и идеалистическое, каждое из которых

представлено своими историческими школами, имеющими собственные истоки и

традиции.

Другая линия типологизации определяется отношением мыслителей к основным

формам и видам познания: чувственного и рационального (разумного,

рассудочного). Философы, настаивающие на главной роли чувств, ощущений в

процессе познания, получили в истории философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от

лат. сенсус - ощущение, чувство). Противоположность сенсуалистическому

направлению в гносеологии - РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. рацио - разум), когда

чувственные знания не отвергаются, но рассматриваются они как "темные",

несовершенные, неспособные постичь сущность вещей.

Еще один водораздел в истории философии проходит по линии противостояния

иррационализма рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают или даже

полностью отрицают роль разума в процессе познания, отводят ее

внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению,

сверхчувственному созерцанию и т.д. Они исходят из постулата абсурдности,

алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни разумному

обоснованию, ни объяснению.

философские учения различаются и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое,

так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к

одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической

философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать

однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях.

Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из

состояния покоя, придать им движение может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет

место в обычной, ньютоновской механике).

Диалектический метод исходит из признания подвижности, текучести

философских понятий. При этом источник движения и развития находится не

вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет

готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.

Можно назвать иные критерии типологизации философских учений. Они могут

быть религиозно-идеалистическими и атеистическими (по отношению к религии),

сциентическими (от лат. сциентиа - наука) и антисциентическими (по

отношению к науке) и т.д.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ: Для того же, чтобы высветить

изменчивый характер самого процесса философского творчества, его

обусловленность объективными факторами духовного производства вообще, есть

смысл провести типологизацию по временному принципу и ввести понятие

"исторический тип философствования". Он объединяет не единомышленников, а

современников, т.е. философов разных взглядов и убеждений, но

сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Поэтому каждая

крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой

характерный тип философа).

В античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (и

соответственно - созерцательный социально-психологический тип личности

философа). Это вполне соответствовало тем условиям, в которых протекал

тогда процесс духовного производства; жесткому отделению и

противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно

достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный

(абстрактно-духовный). Высшими ценностями, идеалом свободного человека

считались безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной

истины. При этом социальная роль философа сводилась к объяснению уже

прошедших событий.

Близким к созерцательному является УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ,

ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания

(интуицию, откровение). Он особенно характерен для религиозной и религиозно-

мистической философии Поздняя античность, средневековье, русский

религиозный ренессанс конца XIX - начала XX вв.). Цель его - выход за

пределы чувственно-воспринимаемого мира, нахождение интимной связи между

верой и знанием, религией и наукой.

Марксистская философия знаменует собой становление и утверждение

социально-преобразовательного, ДЕЯТЕЛЬНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, цель и

смысл которого - изменение мира. Правда, и до Маркса были философы,

мечтавшие о радикальных социальных переменах. Однако только марксизм нашел

конкретный субъект социального действия - народные массы, рабочий класс.

Новейший, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (учение Н. Ф.

Федорова о регуляции природы, идеи В. И. Вернадского о ноосфере,

теоретические заключения Римского клуба) предполагает уже не изменение, а

СОХРАНЕНИЕ мира.

Итак, изучение истории философии начнем с созерцательного типа

философствования, характерного для древних цивилизаций.

В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и

Греции - практически одновременно возникает философия. Ее рождению

предшествовал длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения

к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном

поиске. Становлению философии способствовали развитие производительных сил

(замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление

родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост научных

знаний и усиление критического духа. Общность генезиса (от греч.

генесиспроисхождение, возникновение) однако не исключает своеобразия

философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации.

В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с

самого начала развивалась более или менее самостоятельно. Предпосылки и

начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в

цельные философские системы, развитие которых можно проследить на

длительных временных отрезках. Индийская философская традиция никогда

полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый

элемент вечно живого культурного наследия.

Древнекитайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни

китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно. Можно только

говорить о существенном влиянии буддизма (сущность учения см. ниже), но

следует иметь ввиду, что он в течение ряда веков был приспособлен к местной

традиции. Так что китайскую философию можно характеризовать как единое

целое, способное интегрировать в себе новые внешние влияния.

3. Философия Древней Индии и Китая.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее

неразрывная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как

органический элемент религиозных учений, то как учение, резко критикующее

ту или иную религию. Не случайно одним из первых источников информации о

жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира

является т.н. ВЕДИЧЕСКАЯ (от санскр, веда, букв. - знание, ведение от вид -

знать) ЛИТЕРАТУРА. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры,

которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет

до н.э.).

Веды - ценный источник древнеиндийского умозрения. Традиционно их делят

на определенные группы текстов:

Древнейшая часть Вед - четыре Веды: "Ригведа" (гимны), "Яджурведа"

(жертвенные формулы), "Самоведа" (напевы), "Атхарвоведа" (заклинания).

Брахманы - руководства ведического ритуала, толкование их сокровенного

смысла, прежде всего - жертвоприношений.

Араньяки - тексты спекулятивного характера, предназначенные для

отшельников.

Заключительный этап ведийского периода (веданта, т.е. конец Вед) составляют

Упанишады (от санскр, упанишад, букв. - сидение около, т.е. вокруг учителя

с целью познания истины, отсюда позже - сокровенное знание, тайное учение)

- трактаты религиозно-философского характера, объясняющие тайный,

внутренний смысл Вед. Корпус Упанишад составляет 108 текстов, древнейшие из

них восходят, видимо, к VI-III вв. до н.э., а позднейшие - к XIV-XV вв.

н.э. Центр тяжести, в отличие от Вед, здесь переносится с внешней,

ритуальной на внутреннюю сторону явлений.

Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем

древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить

на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), которые сформировались непосредственно на

текстах Вед (миманса, веданта) и образованные на независимом опыте и

размышлении (санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Другой вид школ -

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергавшие авторитет Вед: локаята, чарвака,

джайнизм, буддизм. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали

параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех

других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.

При всем многообразии философских воззрений и концепций мироустройства в

древнеиндийской мысли выделяется ряд общих моментов в подходах к решению

проблем.

Прежде всего для древнеиндийской Философии характерен крайний

природоцентризм и теоцентризм (от греч тео - Бог).

Согласно ее воззрениям, существует огромная Вселенная, бесконечная в.

пространстве и времени. Она то миллионы лет находится в первозданном хаосе

(в древнегр, мифологии - стихия, якобы существовавшая до возникновения

мира, земли с ее жизнью - Ночь Брахмы) то приобретала упорядоченность,

гармонию и жизнь (День Брахмы). Эти смены бесчисленны и бесконечны. Земля -

лишь малая песчинка во вселенском круговороте, а дух Человека - лишь

искорка мировой идеальной субстанции, частичка абсолюта, заключенная в

человеческом теле и жаждущая освобождения от него. Освободившись от него,

она либо без остатка растворяется в этом абсолюте, либо полностью

преобразуется, меняя свое содержание и структуру, становится совершенно

иной (сансара - санскр., буквально - прохождение через что-либо,

перерождение, беспрерывное перерождение личности или души). Элементы учения

сансары можно найти уже в брахманах, но в Упанишадах эта мысль

абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов.

ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (карма - от санскр. - действие, дело, жребий; в широком

смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком

- влияние этих поступков на характер настоящего и последующего

существования) диктует постоянное включение в этот круговорот перерождений

и детерминирует (от лат. детермино - определяю) будущее рождение, которое

является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот,

свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с

действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (от санскр. -

священник и монах), кшатрия (от санскр. - воины и представители прежней

племенной знати) или вайшья (от санскр. - земледельцы, ремесленники и

торговцы). Тот, чьи действия не были правильны, в будущей жизни может

родиться как член низшей варны (от санскр. - сословие), либо же атман (от

санскр. - дыхание, душа, я сам) попадет в телесное хранилище животного. Не

только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено

кармой.

Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности

не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный

пространством и временем. Атман, когда покидает дело, сожженное на

погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в

этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты,

идти путем отцов (санскр. - питръяна). Познание (одна из центральных тем

Упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы (от санскр.

- безличное сущее). И лишь тот, кто это единство осознает, освобождается от

бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и

скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме,

где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат

Упанишады, путь богов (санскр. - даваяна).

Попытка заменить представление о божественной предопределенности

нравственного порядка идеей естественного космического нравственного

миропорядка определяет другие общесодержательные моменты древнеиндийской

философской мысли:

абсолютный закон кармы по отношению ко всему живому выступает как вечный

миропорядок Вселенной, где каждому воздается по совершенному им;

мир выступает как арена для деяний, которые определяют будущее человека;

неведение кармических законов, устройства окружающей человека реальности

приводит к отрицательным последствиям, мешает освобождению, обусловливает

несчастья и страдания как в данной, так и в последующих жизнях человека;

поэтому знания не могут быть исключительно теоретическими, а должны

выступать в своей нравственно-практической ипостаси (от греч. ипостасис -

сущность), вырабатывать нормы правильного поведения и руководства в

повседневной жизни;

для этого необходимы специфические познавательные процедуры и действия

(непрерывная сосредоточенность над предметом и особый самоконтроль,

устраняющий страсти, и т.п.).

Названные выше древнеиндийские философские школы и концентрируют свое

внимание на одной или нескольких из этих проблем.

ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых

рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали

до начала мира и возникли из дыхания брахмана (сущность понятия см. ниже).

Веданта признает Бога как творца мира и развивает учение о Брахмане и

атмане, рите, дхарме, карме, сансаре, мокше:

Брахман - безликое, абсолютное духовное начало мира, высшая объективная

реальность, вне которой ничего нет. Им созданы вое миры, сам же он - вне

времени и пространства, вне причинно-следственных отношений;

атман - космическое духовное начало, "я", душа. Атман как высшая

субъективная реальность противоположна Брахману и одновременно совпадает с

ним. Атман - осознающий себя Брахман. В итоге они отождествляются. Атман

(Брахман) это и начало-мира, и его творец, и его завершение. Смерть -

слияние с атманом;

рита (санскр.) - универсальный космический закон, определяющий движение

светил, дождь, рост растений, жизнь животных и людей, деяния богов. Рита не

дает Вселенной впасть в хаос. Она обеспечивает порядок ее круговращения.

Множественность окружающего мира единичные вещей иллюзорна и порождена

авидьей (санскр.) - человеческим незнаньем,

сансара,- как вам уже известно, - учение о переселении душ, которые после

гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, ее

странствия не имеют конца;

дхарма (санскр.) - нравственный долг или закон, который имела каждая

древнеиндийская варна. В зависимости от индивидуальной кармы - общей суммы

совершенных в жизни поступков - определялась дальнейшая судьба души;

мокша (санскр.) - освобождение души из-под действия закона сансары в

случае точного исполнения дхармы представителем высшей варны - брахманом.

Душа становится независимой от мира и сливается со своим творцом атманом,

обретая истинное, бесконечное "я". Мокша возможна при жизни, для чего

необходимо преодолеть незнание - авидью, подавить страсти и желания,

освободиться от богатства, лжи, обрести отрешенное спокойствие.

Миманса. Эта школа развивалась с давних пор и первоначально была

системой правил, помогающих пониманию Вед. Первым ее сохранившимся текстам

является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в до н.э. и II в. н.э.).

Она занималась доказательством непогрешимости и вечности Вед. Миманса

воспринимала ведические тексты не только как высший авторитет, но и видела

в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и

является абсолютной. Согласно этому учению, последовательное выполнение

того, чему учат Веды, является единственным путем освобождения из пут

сансары и кармы.

Миманса, в отличие от веданты, верила в истинность всех родов познания и

выступала против тезиса об иллюзорности воспринимаемых единичных предметов

и их свойств. Она признавала реальность материального мира и других

объектов (души, боги и т.п.). Мир, по учению мимансы, организуется из

атомов по моральному закону кармы. Душа понимается как вечная и бесконечная

субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Она обладает

сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определенных условиях

(когда душа соединяется с телом и перед органами восприятия находится

объект). Теория причинности миманса исходит из признания особой невидимой

силы, производящей следствие. Заслуживает внимания и учение мимансы об

особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала и

влекущей в будущем наслаждение его плодами.

Санкхья. Название санкхья (санскр., букв. - число, перечисление, расчет)

объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление

элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего

многообразия мира объектов. Основателем считается Капила)(VII в. до н.э.).

Классическая санкхья признает авторитет Вед, но считает бытие Бога

недоказуемым и строит знание на основе независимого опыта и размышления.

Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала:

пракрити (санскр.) - природа, материя и пуруша (санскр., букв. - человек,

мужчина) - дух, сознание. Пракрити активна и изменчива. Пуруша пассивен;

это сознание, застывшее в Самосозерцании. Пракрити состоит из трех

субстанций-сил (гун - санскр., букв. - качество, нить): саттвы (санскр.) -

основы удовольствия и источника радости, света, затем раджаса (санскр.) -

источника движения, причины страдания и, наконец, тамаса (санскр.) -

пассивного отрицательного начала, источника тьмы, косности, безразличия.

При соприкосновении пуруши с пракрити нарушается исконное равновесие гун. В

результате их смещения и комбинаций возникают предметы, наполняющие

Вселенную. Развертывание пракрити идет в физическом и психическом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.