рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии

покой, цвет и ряд других. В отличие от них распространенность тесно связана

с телом;

тело (материя) без нее немыслимо. Распространенность как свойство имеет

иной характер, чем остальные свойства, которые могут изменяться. Так

понимаемые свойства являются затем объективным источником ощущений.

Различение Гоббсом характера «распространенности» и остальных свойств тел

повлияло и на мышление Д. Локка. Как отмечал К. Маркс, у Гоббса

«чувственность теряет свои яркие краски и превращается в абстрактную

чувственность геометра. Физическое движение приносится в жертву

механическому или математическому движению...».

Материалистическая ориентация Гоббса проявляется и в критическом

анализе онтологического доказательства бытия божия. Из последовательного

отрицания врожденных идей логически вытекает и факт, что человек не может

иметь врожденной идеи бога — божественной субстанции (Декарт).

Наибольшее значение имеют, однако, социально-политические взгляды

Гоббса. Они содержатся в заключительной работе его философской системы «О

гражданине» и в трактате «Левиафан».

Источником, влияющим на формирование воззрений Гоббса на общество,

было, в частности, революционное развитие в Англии того времени. Гоббс

стремился систематизировать эти воззрения и изложить их в соответствии со

своими требованиями к научной философии.

Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и

государстве является «естественное состояние людей». Это естественное

состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить

себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из

тщеславного самолюбия, права всех на все». Это не является причиной факта,

«что естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество,

была лишь война, и не простая, но война всех против всех». В этой войне, по

Гоббсу, не может быть победителей. Она выражает ситуацию, в которой каждому

угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Но так как

общество может покоиться лишь на согласии интересов, а это «согласие между

людьми основано лишь на соглашении, а оно искусственно», то необходимо,

чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и

надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и

направляющая все действия людей к общественному благу». Единственным путем,

ведущим к созданию такой власти, Гоббс считает передачу всей «власти и

силы» единственному человеку или группе людей. Такая «общественная власть»

должна опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой.

«Отрекаюсь от своего права владеть собой и отдаю это право такому-то мужу

или такому-то собранию мужей, если ты также отдаешь им свое право и так же,

как я, уполномочишь их на все и признаёшь их действия своими. Когда же так

станется, называют множество, таким образом объединенное в одну особую

общность, общину, государство, по-латыни civi-tas. Так родился этот великий

Левиафан...» Так понимает Гоббс возникновение государства. Государство

ставит на место законов природы законы общества. Этим оно, собственно,

ограничивает естественные права (договор, на основе которого возникает

государство) гражданским правом. Гражданские права являются не чем иным,

как естественными правами, перенесенными на государство. А так как

естественные права (а это значит права человека в естественном состоянии)

были неограниченны, неограниченны и права государства, и обязательность

гражданских законов.

Гоббс является сторонником сильной абсолютистской государственной

власти, так как он считает, что только она способна устранить все остатки

«естественного состояния» и все споры и беспорядки. Требование крепкой и

сильной государственной власти (опирающейся на разум) объективно

соответствовало и интересам формирующейся буржуазии.

По отношению к носителю верховной государственной власти (суверену)

Гоббс различает три вида государства: «первый, когда власть у собрания и

когда каждый гражданин имеет право голосовать, слывет демократией; второй,

когда власть у собрания, где не все, но лишь некоторая часть имеет голос,

называем ее аристократией; третий, когда верховная власть остается только у

одного, именуется монархией»9. Из этих форм государства наилучшей Гоббс

считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен

заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, он должен

заботиться и о развитии экономики, и о поднятии уровня морали. В этом ему

помогают законы, их обязательность гарантируется государственной властью.

Социально-политические воззрения Гоббса являются не только

концептуализацией его политических симпатий, но и попыткой найти

естественное объяснение обществу и государству в духе механистического

естествознания его времени. По своим взглядам на государство, общество и

право он принадлежит к представителям теории договора в объяснении

возникновения государства и естественных правовых концепций.

Гегель в «Истории философии» говорит в адрес Гоббса, «что его воззрения

поверхностны и эмпиричны, но доводы и тезисы к ним оригинальны, так как

взяты они из естественных потребностей».

Гоббс (и все последующие представители теории общественного договора),

естественно, не предполагает, что и развитие, и процесс возникновения

общества проходили согласно теории договора. Договор, по Гоббсу, является

договором лишь фиктивным, а действительное (эмпирическое) развитие

происходило совсем иным образом.

: И хотя концепция общества у Гоббса, как она изложена в «Левиафане» и

в «О гражданине», может на первый взгляд показаться недемократической, на

самом деле содержит глубокий демократический акцент. В этой связи следует

подчеркнуть, в частности, его понимание суверенитета гражданина (несмотря

на то, что гражданин на основе договора от него отказывается). Следующая

выразительная демократическая черта концепции Гоббса заключается в его

понимании общественного договора как естественного равенства всех людей,

которое является исходным принципом договорных отношений.

В свое время воззрения Гоббса на государство и общество были весьма

прогрессивными и повлияли на большинство буржуазных мыслителей XVII и XVIII

столетий. От его теории договора и возникновения государства дорога ведет к

«общественному договору» Руссо. Как подчеркнули классики марксизма-

ленинизма, у Гоббса, одного из первых, воззрения на государство и общество

опираются на разум и опыт, а не на теологию.

Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую

он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете,

становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он

проявляет исключительный интерес к, современному естествознанию и, в

частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и

Декарта. В 1664—1665 гг. он впервые посещает Европейский континент как

секретарь английского посла при бранденбургском дворе. Его дипломатическая

миссия длилась недолго. После возвращения в Англию он опять погружается в

изучение философии и естествознания. Через несколько лет он начинает

принимать участие в политической жизни. Локк становится секретарем лорда-

канцлера Эшли. Вместе с ним он в 1682 г. находит убежище в Голландии. В

Англию возвращается уже после так называемой славной революции 1688 г.

Политический компромисс между буржуазией и дворянством, который был основой

этой революции, нашел свое отражение, идейное и теоретическое, в его

творчестве. Энгельс говорил, что «Локк был в религии, как и в политике,

сыном классового компромисса 1688 г.

После «славной революции» выходят основные философские и политические

труды Локка. Его главный философский трактат — «Опыт о человеческом разуме»

(1690), в котором он дает системное изложение своих гносеологических и

онтологических воззрений.

Среди политических работ Локка основополагающей являются «Два трактата

об управлении государством», где он обосновывает свое понимание

общественного устройства. Значительную роль сыграли и его. «Письма о

терпимости», которые были непосредственной реакцией на политическую

ситуацию в Англии.

После «славной революции» Локк получает возможность активно участвовать

в политической жизни. Однако он предпочитает уединенную жизнь, которая

давала ему возможность отдавать максимум своих сил исследованиям. Умер он в

1704 г.

Джон Локк — представитель эмпирической линии в английской философии,

которая начинается с Бэкона и к которой можно причислить и Т. Гоббса.

Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части его

«Опыта о человеческом разуме» встречается идея, суть которой состоит в том,

что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем является

изучение способностей нашего собственного' познания, т. е. выяснение того,

что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно

получает знания о внешнем мире.

И хотя философские идеи и принципы Локка, очевидно, проецировались на

его работы, посвященные общественной проблематике, между этими двумя

тематическими областями нет такой тесной взаимосвязи, как, например, в

творчестве Гоббса, где она образует как содержательную, так и в конце

концов формальную единую систему. Социально-политические воззрения Ловка

находятся под влиянием его способа мышления. т. е. метода ведения

заключений, который рассматривается им в «Опыте о человеческом разуме».

Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным является

подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель вопрос: почему мы должны рассматривать

криволинейное пространство C в качестве реального пространства, а не

евклидово пространство E, несмотря на то, что они равноправно описывают

наше реальное пространство в рамках физических теорий и представлений?

Очевидно, мы никогда не сможем избавиться от евклидова пространства. Оно

подобно тени преследует нас. Ньютон был глубоко прав, когда говорил о

математическом пространстве. Математическое пространство обладает

протяженностью, изотропией и способно пронизывать все без исключения

материальные объекты. Других свойств математическое пространство не имеет.

Современные материалисты пишут, что физическое пространство не может

быть пустым или чистым вакуумом. Однако они иногда совершают ошибку.

Например, часть ученых утверждает, что пространство есть эфир, который

имеет дополнительные свойства по отношению к свойствам математического

пространства (отождествление пространства и эфира). Здесь можно согласиться

с ними только в одном пункте. Пространство действительно не является

пустым. Оно заполнено различными видами материальной субстанции (эфир).

К сожалению, они иногда идут дальше. Свойства этой субстанции или эфира

приписываются не материальному эфиру, а самому пространству. Благодаря

такому шагу пространство превращается либо в материю или материальный

объект, либо в свойство материального эфира и т.д., или даже наоборот:

материя в наших представлениях (но не на практике!) превращается в функцию

геометрии пространства.

Мы полностью разделяем мысль классиков материализма о том, что

пространство не есть простое свойство материи; оно есть особая философская

категория, которая отлична от обыденного свойства любого материального

объекта или материальной субстанции. Пространство есть условие

существования материи или .

Приведенные рассуждения можно использовать для анализа Общей теории

относительности. Эйнштейн, связавший пространство и время с гравитационным

полем, совершил гносеологическую ошибку. У него материя превратилась в

свойство, определяемое кривизной пространства. Он не понимал, что кривизна

пространства есть понятие относительное, которое может быть определено

только по отношению к другому пространству, служащему эталоном (евклидово

пространство). Он неявно использовал евклидово пространство без описания

его физической сущности. Эйнштейновская гносеологическая ошибка в Общей

теории относительности есть продолжение другой гносеологической ошибки,

рассмотренной нами ранее Общая теория относительности имеет еще один

серьезный недостаток. Ее математический формализм не корректен.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами

изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены

состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При

характеристике времени употребляют понятие вечность.

Время, как и пространство, есть также коренная форма бытия материи.

Можно было бы повторить рассуждения, справедливые для пространства. В

теории Ньютона время однородно, т.е. течет во всех точках Вселенной в одном

темпе или ритме. Чтобы обнаружить различие темпа времени в различных точках

пространства или же изменение темпа в различные моменты времени в одной

точке, мы должны иметь эталонный времени, который мы могли бы

сохранить во времени и переносить из одной точки пространства в другую или

же могли этот эталон, хотя бы гипотетически, перемещать вдоль оси времени

вперед и назад. Было бы еще удобнее иметь времени в каждой

точке пространства, с помощью которой мы могли бы проводить сравнения темпа

времени.

К несчастью, мы имеем только реальные физические часы различных

конструкций (от песочных и механических до атомных). Эти часы всегда

обладают определенной погрешностью и другими недостатками, которые имеются

у любых измерительных приборов. Но, даже если бы мы и обнаружили различие

темпа времени в пространстве или на временной оси, изменение наблюдаемого

темпа времени всегда можно объяснить с помощью эффекта Доплера или же

влиянием различных полей на физические процессы в часах.

Таким образом, мы имеем следующую дилемму.

Мы имеем, с одной стороны, абсолютно точную физическую теорию о времени

или же идеальные эталонные часы и, с другой, реальное меняющееся время,

темп которого различен в разных точках пространства.

Мы имеем реальные часы, показания которых зависят от физических

условий, и теории, в которых фигурирует единое мировое время. Очевидно,

первый вариант не имеет физического основания, и должен быть отвергнут.

Итак, подытоживая все вше сказанное заметим, что:

Философская категория в рамках фундаментальной теории, входящая в

определения физических понятий, устойчива, как и сами определения этих

понятий. При этом важно иметь в виду следующее:

A) Материальные объекты не могут превращаться в свои свойства. Свойство

материального объекта также не может рассматриваться как некий материальный

объект (материальная субстанция).

B) Материальные объекты или же их свойства не могут превращаться в

формы бытия материи (пространство или время) и обратно.

C) В рамках физических теорий мы не можем определить абсолютную

кривизну пространства. Мы можем определить лишь относительную кривизну. Но

для этого мы должны располагать эталонным евклидовым пространством, которое

должно иметь физический смысл в рамках физических теорий.

D) Мы также не имеем идеальных приборов для измерения изменений темпа

времени как в различных точках пространства, так и для сравнения темпа для

различных моментов времени в прошлом, настоящем и будущем.

13. Основные направления современной мировой философии.

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое.

Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности.

Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае

теряются достоинства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни

философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-

практическую сторону философии. Уже в этом отчетливо дана разнородность

философии.

Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие

четырех главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а

обстоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских

странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное

значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ - стране, где очень

сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во

Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма.

Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии

интернационального содержания – это феноменология, герменевтика,

аналитическая философия и постмодернизм.

феноменология

Феномен - это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае

речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и

далее в процессе его осмысления. Феномен - это и ощущение, и восприятие, и

представление, и мысль. Феноменология - это учение о сознании, о феноменах

и их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она

культивируется в конце ХХ века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников

феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов

прекрасными феноменологами были Г. Г. Шпет и А. Ф. Лосев. Обозначим ту

проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское

направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает

действительно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека,

наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через

сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций,

оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным.

Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо

понимаем само сознание. Забвение жизненного мира - это результат плохого

философствования. Феноменология как раз и стремится восполнить этот

недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других

философских направлений, не обращают должного внимания на работу сознания.

А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного

знания, не только не избегает кризисных явлений, а наоборот, плодит их

(бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание

жизни человека). Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать

забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый

феноменологический метод.

феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как,

например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком

противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к

субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм

приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется

исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное

отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения

состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их

соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека

предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание

не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной

работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир "заключить в

скобки", воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздержание со

времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир

"замкнут", сведен (редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя

забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда ориентировано,

направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е.

направлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на

конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек

рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия.

Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому

синтезирование выступает как идентирование, т.е. "схватывание" одинакового.

Так субъект формирует представление "об этой яблоне".

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати

Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос - это идея, не

потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу "яблоня"

субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том

числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате

достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-

либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний

соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание

обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь

указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные,

полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к

происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая

реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов),

высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания

отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком

высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим,

я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: "На этом столе лежит книга". Я

вижу два предмета - стол и книгу. Я никогда не увижу в словах "на", "этом",

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.