рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии

лет. странствовал по Восточному Китаю, а конец жизни посвятил исключительно

своим ученикам. Основным достоверным источником для исследования его

воззрений являются сохранившиеся записи изречений Конфуция и его учеников в

книге "Беседы и суждения" (Лунь юй).

Исходной для Конфуция можно считать концепцию "неба" и "небесного

веления" (приказа, т.е. судьбы). "Небо" - это и часть природы, и высшая

духовная сила, определяющая природу и человека ("Жизнь и смерть

определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба"). Человек,

наделенный небом определенными этическими качествами, должен поступать в

согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи

обучения. Цель совершенствования - достижение уровня "благородного мужа"

(цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого по отношению к

народу, почтительного к старшим и высшим.

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция жэнь

(человечности) - закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и

государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих

человеческое существование: а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам

хотел достичь; б) чего не желаешь себе, того не делай другим.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выработал принцип

справедливости и исправности (и). Человек должен поступать так, как велит

его положение и порядок. Исправное поведение - это поведение с соблюдением

порядка и человечность, ибо "благородный муж разбирается в том, что есть

исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно". Таков путь

(дао) всех образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым

должно быть вверено управление обществом.

Эти этические принципы лежат в основе политических взглядов Конфуция. Он

выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между

членами общества, образцом для которого должна служить семья ("Правитель

должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын -

сыном").

Главный метод управления народом - сила примера и убеждения.

"Благородный муж", член правящей элиты, не должен быть гневливым, алчным,

гордым и жестоким. Преследования и убийства инакомыслящих и непокорных

Конфуций осуждал. Если верхи будут следовать правильному пути" (дао), учил

он, то "со всех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной".

После смерти Конфуция его учение распалось на восемь школ, важное

значение из них имеют лишь две: идеалистическая школа Мэн-цзы (372-289 гг.

до н.э.) и материалистическая - Сюнь-цзы 298-238 гг. до н.э.). Согласно

учению Мэн-цзы, жизнь людей подчинена закону неба, который исполняет мудрый

правитель - сын неба. Он должен любить народ как детей, а народ чтить его

как отца. Человек от природы добр, ему присущи четыре качества:

сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Недоброта

человека противоестественна, она - следствие нужды и неразвитости.

Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание

(чжи), согласно Мэн-цзы, также врожденны человеку. Жэнь и и являются

основой развитой Мэн-цзы концепции "гуманного управления" (жэнь чжэн)

государством, в которой главная роль отводилась народу ("Народ является

главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь

занимает последнее место"). Если же государь игнорирует принцип

человечности, а личную силу, исходящую от знания, заменяет тиранией (ба),

народ имеет право его свергнуть.

В учении Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении

идеального (синь - сердце, душа, разум или чжи - воля) и материального (ци)

начал в природе человека, причем первенствующую роль он отводил воле (чжи).

Сюнь-цзы исходил из концепции ци - первоматерии, или материальной силы,

обладающей двумя формами: инь и ян. Мир существует и развивается в согласии

с естественными познаваемыми закономерностями. Небо - активный естественный

элемент мира, оно не управляет человеком, а, наоборот, может быть подчинено

им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят

счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и

смута. Человек же по природе зол (критика в адрес Мэн-цзы). Он рождается

завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы. Необходимо

воздействовать на него с помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций

отвергал закон), заставить соблюдать ритуал, выполнять долг, и тогда у него

появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через учение,

длящееся всю жизнь.

Главными звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые

приказы и любовь к народу, почитание ритуала 1 и уважение к ученым,

почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а

мерилом правления - справедливость и мир.

ДАОСИЗМ. Наряду с конфуцианством, одно из двух основных течений

китайской философии. Легендарный основатель - Лао-цзы (бит., букв. - старый

учитель; собств. имя - Ли Эр; VI в. до н.э.). Ему приписывается составление

книги "Дао дэ дзин" ("Книга о дао и дэ"). В даосизме, в отличие от других

школ, на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао - естественный

путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их

материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни

чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо - земле, земля

- человеку. Дэ - неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому дао

проявляется в мире вещей и наполняет их энергией.

Этический идеал даосизма выражен в концепции у-вей (букв. - недеяние,

бездействие) и направлен против законников и конфуцианцев. У-вей означало

подчинение естественному процессу, гармонию с дао, отсутствие всякого

действия, идущего вразрез с ним и приводящего к свободе и счастью. Цель

поведения - уподобиться дао, которое не борется, но умеет побеждать;

победоносное бездействие, остальное - суета.

Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, для воцарения

его нужно дать свободу ее прирожденным качествам. Поэтому лучший правитель

тот, кто ни во что не вмешивается и следует дао, управляя страной, и тогда

она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии; народу известен лишь

факт его существования. Общественный идеал даосов - патриархальная,

непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять;

отсутствие внешних контактов, мир с соседями.

МОИЗМ. Школа получила название по имени основателя Мо Ди (Мо цзы; V в.

до н.э.) и была четко построенной военизированной организацией,

неукоснительно выполнявшей приказы ее главы. Основная идея философии моизма

- "всеобщая любовь", т.е. отвлеченная любовь всех ко всем, в отличие от

конфуцианской взаимности, трактуемой как любовь к родственникам. Отсутствие

всеобщей любви - причина беспорядков, а "отдельная" любовь - "взаимной

ненависти". Моисты отрицали также конфуцианское учение о судьбе. Жизнь

человека, утверждали они, определяется его свободными действиями, а не

приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы

сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился перед незнатным. Мо-цзы

решительно осуждал "агрессивные войны", объявив их величайшим и жесточайшим

преступлением. Высшая ценность, по учению моизма, - народ, который

правители должны любить. Признанием существования "духов и привидений"

(наказывают зло и вознаграждают добро), "воли неба" (ориентир поведения

людей) Мо-цзы ввел в свое учение религиозную струю.

ЛЕГИЗМ (от лат. легис - закон). ШКОЛА ЗАКОННИКОВ (2-е название легизма)

возникла и оформилась в VI-III вв. до н.э. Активно участвовали в разработке

учения Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй и др. философы.

Развивался легизм в напряженной борьбе с ранним конфуцианством, вместе с

которым стремился к созданию мощного, хорошо управляемого государства,

расходясь, однако, в философском обосновании и методах его построения. Если

конфуцианство на первый план выдвигало нравственные качества людей, то

легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно

управлять ими. Основной метод воздействия - награды и наказания, причем

вторые должны превалировать над первыми. Укреплять государство следует за

счет развития земледелия, создания сильной армии, способной расширять

границы страны, и оглупления народа.

Легисты создали концепцию деспотического государства, в котором все

равны перед законом, за исключением самого правителя - единственного творца

этих законов. Это учение сыграло решающую роль в формировании императорско-

бюрократической системы управления. Основные его идеи: государственное

регулирование экономических процессов в стране; систематическое обновление

государственного аппарата путем назначения чиновников (вместо традиционного

принципа наследования должностей); введение единого принципа присвоения

рангов знатности, должностей, привилегий и жалований за службу в армии и

военные заслуги; равные возможности при выдвижении на административные

посты; четкая градация внутри правящего сословия; унификация (от лат. унус

- один и фацио - делаю; приведение к единообразию) мышления чиновничества;

личная ответственность чиновника; цензорский надзор над деятельностью

работников госаппарата.

В эпоху Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.) конфуцианство ассимилировало

(от лат. ассимиляцио - уподобление, слияние, усвоение) идеи легизма, стало

официальной идеологией, и легизм прекратил свое существование как

самостоятельное учение.

4. Особенности и характерные черты античной философии.

Античная (от .лат. антиквитас - древность, старина) философия древних

греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до

начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю

греческую философскую школу - Платоновскую Академию. Античная философия,

таким образом, жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре

основных периода:

VII-V вв. до н.э. - досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

2-я пол. V - конец IV вв. до н.э. - классический период (Сократ, Платон,

Аристотель и др.);

Конец IV-II вв. до н.э. - эллинистический период (Эпикур и др.),

I в. до н.э. - VI в. н.э. - римская философия.

Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и

становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и

обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным

трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания,

прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время

естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого

познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. По сути

это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще,

совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы

знания как конкретного, так и обобщенного. Не случайно Древнейшую философии

еще называют наукой наук.

В лекции внимание сфокусируем на некоторых основных проблемах

древнегреческой философии. В ней, как и в любой другой, в том числе и

современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия

Демокрита) и идеализм (линия Платона).

материализм древнегреческой философии

Его выдающимся представителем был прежде всего Гераклит (около 544-483

гг. до н.э.), вошедший в историю как Эфесский, по названию города, в

котором он родился. Нрава он был строптивого, замкнутого и

раздражительного. Принимать участия в общественной жизни не желал: "Просьбе

сограждан дать городу законы он отказал, - гласит один античный источник, -

т.к. город, по его мнению, уже впал в произвол дурного устройства". Он

написал книгу "О природе". В ней множество афоризмов в туманном стиле,

напоминающих сентенции оракулов, которые обычно общались только с теми, с

кем желали, и держались подальше от толпы. Таким способом он стремился

избежать презрения и насмешек тех, кто, считая вещи внешне простыми,

полагал, что понимает их, в действительности ничего не понимая. За это он и

был прозван Гераклитом Темным.

Основной вопрос философии - отношение мышления к бытию - Гераклит решал

материалистически, признавая за материей ее первичность по отношению к

духовному. В основе всего существующего, считал он, лежит материальное

первоначало - огонь, который, переходя из одного состояния в другое,

находится в вечном движении и изменении. Благодаря борьбе образующих его

противоположностей огонь служит основой развития всего мира. Огонь

Гераклита - связующее звено между противоположностями (стихиями). Как образ

единства противоположностей он приводит, в частности, тетиву лука,

объединяющую его противоположные концы.

Материалисты древнегреческой философии доказывали, что возникновение и

развитие окружающего нас мира - это естественный, а не сверхъестественный

процесс. Они в то далекое время отвергали разного рода мистические подходы

к проблеме происхождения материального мира. В этом состоит их историческая

заслуга.

Гераклит высказал воистину гениальные идеи изменчивости материального

мира. Изменчивость космоса, раздвоение его, противоречивость мира - все это

составляет начало диалектики. Все, согласно взглядам Гераклита, причинило

обусловлено, подчинено логосу, т.е. закономерно.

Исключительна значимость учения Гераклита о развитии. Утверждение о

всеобщей текучести вещей, изменяемости явлений - его великая догадка в

диалектическом мышлении. "Все движется", "все течет", ничто не остается

неподвижным и постоянным, все без исключения изменяется и превращается. В

двух его известных фрагментах читаем: "Нельзя войти в одну и ту же реку

дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по

причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается,

приходит и уходит"; "Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же

самые и не те же самые".

Смысл этих фрагментов ясен: река видимым образом та же, между тем в

реальности она всякий раз состоит из новой воды, которая прибывает и

исчезает. Поэтому, входя в реку второй раз, мы омываемся уже другой водой.

Но и мы сами меняемся: в момент полного погружения в реку мы уже другие, не

те, что были. Поэтому Гераклит и говорит, что мы входим и не входим в ту же

реку. Точно так же мы есть и не есть, так как чтобы быть тем, что мы есть в

определенный момент, мы должны не быть тем, чем были в предшествующий

момент. Чтобы продолжать быть, мы должны непрерывно не быть больше тем, чем

мы были только что, в любой из моментов. И это, по Гераклиту, имеет силу

для всякой реальности без исключения.

Интересные идеи Гераклит высказал и в области теории познания. Оно, - по

его учению, представляет собой прежде всего познание объективной

реальности, космос в его вечном изменении. При этом надо отметить, что

Гераклит придавал большое значение как чувственному, так и рациональному

познанию. Человек должен прислушиваться к природе, но в то же время в

процессе познания обращаться к своему разуму.

Другим выдающимся мыслителем-материалистом древнегреческой философии был

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.), ученик одного из создателей античной

атомистики Левкиппа (V в. до н.э.). Демокрит происходил из знатного

семейства в Абдерах. Унаследовал значительное имение. Это позволило ему

целиком посвятить себя науке. Не случайно его труды представляют собой

нечто вроде энциклопедии познания того времени. Они включают более 70

названий его работ из области физики, этики, математики, риторики,

астрономии и др. Своими трудами он снискал глубокое уважение Аристотеля,

Цицерона, Плутарха и др. выдающихся мыслителей древности.

Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В

основе мироздания, согласно его воззрениям, лежит атом как первооснова

развития мира. Атомы, т.е. наименьшие, далее неделимые физические частицы,

неизменны. Они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от

друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Наряду с атомами, по

утверждению Демокрита, существует и пустота (пустота - это небытие и, как

таковая, непознаваема, только бытие познаваемо), в которой и движутся

атомы.

Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы.

Атомы находятся в вечном движении, атом - движущаяся материя. Только

благодаря движению и происходит возникновение и развитие мира. Не было бы

ни возникновения, ни изменения вещей, если бы не существовало вечного и

непрерывного движения.

Благодаря движению атомов в пустоте, которая является не причиной, а

условием движения, слагаются атомные массы, возникают и другие миры.

Демокрит, следовательно, в своих взглядах не ограничивался земным миром.

Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства

бесконечны, то существует и множество миров, которые постоянно возникают и

погибают. Бесконечные миры существуют, по Демокриту, не только в

последовательной смене одних другими, но и одновременно, находясь вместе с

тем на различных стадиях своего развития.

Интересны взгляды Демокрита и в теории познания. Если его

предшественники отвергали чувственную ступень, акцентируя внимание на

рациональном познании, то Демокрит идет дальше своих предшественников. В

познании есть два вида, утверждал он: логическое рассуждение, которое дает

достоверное знание, а также чувственное познание: зрение, слух, запах,

вкус, осязание. В то же время следует отметить: Демокрит склоняется к

выводу, что истинное знание дает разум человека.

Материализм древней Греции - важнейший этап его развития. Вместе с тем

надо иметь ввиду, что ему присущи и такие характерные черты, как

созерцательность (непосредственное восприятие действительности),

метафизичность (сверхчувственные принципы и начала бытия), механицизм

(признание механической формы движения единственно объективной) и

стихийность (бессознательная убежденность подавляющего большинства

естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира).

Идеализм Платона и его особенности

Материализм в дровней Греции, как отмечалось выше, не был единственным и

господствующим направлением в философии. Параллельно синим существовало

прямо противоположное философское направление-идеализм , "линия Платона".

Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик основоположника объективного

идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя - Аристокл, Платон -

псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он

получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу ("платос"

по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36

философских сочинений (диалогов).

Главным в наследии Платона является учение об идеях. Платоновские идеи

не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления (это позже

термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не

мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от

чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи -

сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон

употребляет термин "парадигма" (от греч. парадигма - пример, образец),

указывая, что идеи

образуют перманентную (от лат. перманео - остаюсь, продолжаюсь; здесь -

постоянную) модель каждой вещи (чем она должна быть). Мир идей,

следовательно, образует в своей совокупности "истинное бытие", а

чувственный, материальный мир Платон считал вторичным по отношению к нему.

Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи - вот

главное в идеализме Платона. Материю он признает небытием, реально

существует только идея. Однако полностью мир вещей Платон не отвергал.

Движение, развитие, изменение чувственных вещей объяснялось взаимодействием

бытия (идей) и небытия (материи).

Реально существующий мир Платон, таким образом, подменял миром идей, на

вершине которого находится идея бога как высшего добра. В этом отношении

показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический,

теологический характер. Признавая творение мира богом, Платон обосновывает

взгляд, согласно которому существует лишь один мир, который управляется

демиургом (от греч. демиургос - мастер, ремесленник, творец) - творцом.

Теория познания Платона в своей сути прямо противоположна взглядам

древнегреческих материалистов. В ее основе лежит учение о бессмертии души.

Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться

к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и,

погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что

видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.

Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать

на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о

котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В

то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы

объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе

говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное)

в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно

отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский

идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого,

метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.