рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии

божеством сверхъестественным способом - знамение, видение и др. - своей

воли или каких-либо божественных истин).

Наряду с мистицизмом, огромным влиянием в средневековой философии

пользовалась СХОЛАСТИКА - философия, приспособленная для обучения народных

масс основам христианского мировоззрения. Она сформировалась в период

абсолютного господства христианской идеологии во всех сферах общественной

жизни Западной Европы. и являлась наследницей традиций христианской

апологетики, прежде всего философии Августина. Ее представители стремились

создать стройную систему христианского мировоззрения. В ней наличествовала

иерархия сфер бытия, на вершине которой располагалась церковь. Одним из

самых характерных признаков схоластического метода философствования являлся

авториторизм. Схоластов, в частности, не волновало происхождение тех или

иных положений, которыми они оперировали. Для них главным было одобрение

этих положений авторитетом церкви.

В период расцвета схоластики (XI-XII вв.) на авансцену идейной борьбы

вышла светская культура. Церковь со временем перестала быть абсолютным

носителем образования и образованности. В этих условиях зародилось

свободомыслие. Оно складывалось как движение за десакрализацию (от лат.

сакрум - священный) определенных сфер жизнедеятельности человека, за

признание их автономии по отношению к религии и церкви.

Свое наивысшее выражение идеология средневекового свободомыслия нашла в

ТЕОРИИ ДВУХ ИСТИН или "ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ". Эта теория переносила проблему

соотношения веры и разума в область взаимоотношений теологии и философии.

Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин,

согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и

наоборот. Другими словами, это была попытка утвердить независимость науки и

философии от теологии, признать их равноправное существование.

Руководство церкви всполошилось и обязало католических теологов найти

средства противодействия влиянию свободомыслия, учитывая при этом возросший

авторитет науки и философии. Наилучшим образом, с точки зрения церкви,

поставленную задачу решил ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Не случайно вскоре

после смерти философа его учение католицизм признал в качестве

официального.

Краеугольным камнем всей громадной философско-теологической системы Фомы

являлась НОВАЯ, в сравнении с Августином, ВЕРСИЯ ТЕОРИИ О ГАРМОНИИ ВЕРЫ И

РАЗУМА. Он провозгласил, что вера не должна противоречить разуму. Разум и

вера направлены к познанию одной и той же истины - Бога, но делают это по-

своему. Разум опирается на науку и философию, вера - на теологию.

Возможность гармонии веры и разума базируется на том факте, что Бог

открывается человеку двумя путями: естественным - через сотворенный мир - и

сверхъестественным - через откровение.

Проведя границу между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от

теологии и тем самым обосновал их относительную самостоятельность. Но такая

обособленность, по его мнению, отнюдь не означала полного отделения веры от

знания и знания от веры. Фома не признавал теорию "двух истин". Согласно

его учению, в науке и философии не может быть признано истинным то, что с

точки зрения теологии является ложным. В случае конфликта между ними

приоритет отдавался истинам откровения, превосходящим любые рациональные

доказательства.

Фома, таким образом, признавал ценность научного звания, рациональных

доказательств, но в то же время сохранял контроль теологии над наукой и

философией. Теология, по его утверждению, исходит из Бога и нисходит к его

творениям. Философия же восходит к Богу от его творений, т.е., как и

теология своим особым путем ведет к знанию Бога и, следовательно, дополняет

теологию. Знания Бога, даваемые философией, косвенны и относительны, знания

же Бога, даваемые теологией, абсолютны.

Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

наблюдавшейся в течение нескольких веков борьбе реализма и номинализма.

"Реализм" в его средневековом понимании не имеет ничего общего с

современным значением этого термина. ПОД РЕАЛИЗМОМ ПОДРАЗУМЕВАЛОСЬ УЧЕНИЕ,

СОГЛАСНО КОТОРОМУ ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ОБЛАДАЮТ ТОЛЬКО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИЛИ

УНИВЕРСАЛИИ, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.

Универсалии, по мнению реалистов, существуют до вещей, представляя собой

мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий

разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что

иное, как всеобщее понятие. Поэтому ясно, что для реалистов, например, для

Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью

разума, так как лишь разум способен постигать общее.

Противоположное направление носило название НОМИНАЛИЗМА. Термин

"номинализм" происходит от латинского слова "номен", что значит "имя".

Согласно номиналистам, общие понятия - только имена. Они не обладают

никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и

образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого

ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие

"человек", когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей

и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все

люди суть живые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие

человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо,

наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов,

универсалии существуют не до, а после вещей.

Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин

(ок.1050 - ок.1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем

звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее - только

иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции

борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было "чистого"

материализма и "чистого" идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал

материалистическую тенденцию, ибо исходил из реальности чувственного мира.

Он подрывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки и веры, готовил

почву для отделения философии от теологии, а также для нового

"естествознания.

6. Английская философия XVII века.

XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием

буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического

производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к целям и

значению человеческого познания. Если во времена средневековья главные

усилия человеческих умов были направлены на обоснование существования Бога

и доказательства величия его творения, то в век нарождающегося

капиталистического производства наука и ее инструмент — разум

рассматривается как полезные инструменты созидания и преобразования мира.

Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский

политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Бэкон дал

философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки,

разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский

афоризм «Знание — сила» в течение трех веков является символом науки.

Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования

Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки — изобретения и

открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза:

удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала

ее энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в

современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо

перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следует проделать два

вида работ: критическую и позитивную.

Критическая, разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на

выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их

преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об

идолах или призраках и критику схоластического метода познания.

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность

сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами

действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал четыре

вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: 1) идолы рода; 2)

идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи

всему человеческому роду и являются результатом ограниченности

человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего

проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений

человеческими характеристиками, примеши-вание к естественной природе своей

собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию

идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с

предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о

действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный

внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и

процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей

субъективности и есть причина данного вида заблуждений.

К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей,

порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова

часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-

за слов, увлечении словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от

изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или

площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена

Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например,

сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах

скопления людей — рынках и площадях.

В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире,

некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая

философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или

комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было

поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные,

искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету»,

ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих

правил для своей жизни.

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их

преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка

и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком

прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними

должна проходить через преобразования общественного сознания.

В связи с этим важное место в философской системе Бэкона занимает

критика господствующей в средние века схоластической философии, которую он

считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что

схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не

дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики

Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в

сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на

выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон

доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного

познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как

основной формы познания, Бэкон противопоставил индуктивный метод

(особенности которого мы рассмотрим немного позже).

Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и

дать философии возможность самостоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию

двойственной истины. В этой теории он проводил строгое разграничение

предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология

изучает Бога — бог-опознание. Ее функция — обоснование и защита

религиозного вероучения. Предмет философии — природа; цель философии —

изучение законов природы, разработка метода познания природы. Поэтому

методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение

— авторитет Священного Писания и церкви, а философия — на совпадение мысли

с действительностью, на истину.

учение бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода

Центральная часть философии Бэкона — учение о методе. Метод для Бэкона

имеет глубокое практическое и социальное значение. Он — величайшая

преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и

практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность.

Указывая кратчайший путь к познанию, к новым открытиям и изобретениям,

метод увеличивает власть человека над силами природы, содействует

человеческому счастью.

Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался

на признании ведущей роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является

ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании человека. Оно

начинается с чувственных познаний, с восприятий внешнего мира, но

последние, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке, в

подтверждении и дополнении. «Непосредственному восприятию чувства самому по

себе, писал он, мы не придаем много значения, но проводим дело к тому,

чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете» «Самое

лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте» —

продолжает он ту же мысль.

Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует

проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный.

Он придает большое значение плодоносным опытам, практической пользе

исследования. «Среди указанных им (то есть опытом) признаков нет более

верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и

практические изобретения суть как бы поручителем и свидетелем истинности

философии» , — пишет он в «Новом Органоне». Бэкон не абсолютизирует роль

практической пользы. В связи с этим он указывает на важность светоносных

опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого

познания предмета. «Развитию науки, — пишет Бэкон, — способствуют только те

опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию

причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов».

Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким

методом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция —

это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств,

единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в

дедукции порядок движения мысли об общего к частному, то в индукции — от

частного к общему.

Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное

прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в

соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического

индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди

них: 1). Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося

явления); 2). Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи

отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах);

3). Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или

уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4). Таблица

отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном

явлении, не типично для него); 5). Таблица «сбора плодов» (формирование

вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа

тепла. Но этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию,

и с тех пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся на

непосредственные эмпирические исследования, широко используют метод,

разработанный Ф.Бэконом.

Английская философия XVII в.

Уже говорилось о том, что философия Бэкона прокладывала путь новому

пониманию науки и что она в значительной мере способствовала восприятию

нового естественнонаучного мышления, в частности в Англии. Одним из видных

представителей английской философской мысли является Томас Гоббс. Он

родился в 1588 г., когда произошло победное столкновение Англии с Испанией

и был потоплен испанский флот, так называемая Великая армада. И последующие

годы жизни Гоббса были наполнены динамичными политическими событиями. Гоббс

является современником начальных » высших стадий развития Английской

революции. Политическая жизнь того времени во многом повлияла на его

философское мышление.

После завершения университетского образования, которое состояло в

изучении теологии и античной философии, Гоббс попадает в образованную

аристократическую среду '. Как воспитатель в семье графов он несколько раз

посещает Европейский континент, в частности Францию, Италию и Швейцарию.

Наибольшее значение для формирования его философских и научных взглядов

имел третий, и наиболее продолжительный, визит на континент в 1631—1637 гг.

В это время Гоббс не только познакомился с наиболее выдающимися работами

европейских философов и ученых, но и установил личные контакты с видными

учеными того времени (П. Гассенди и Галилеем). Вскоре после своего

возвращения в Англию он становится свидетелем первых взрывов революционных

событий. Обостряющиеся общественные противоречия, вполне естественно,

ориентируют его на социальную и политическую проблематику. В 1640 г. он

издает первую работу, посвященную этим вопросам,— «Элементы законов», в

которой выступает как решительный защитник монархии.

Изменение политической ситуации принуждает его к тому, что в начале 40-

х годов он эмигрирует во Францию, где издает работу, посвященную философско-

политической проблематике,— «О гражданине» (1642). Несмотря на то что Гоббс

по своим воззрениям был приверженцем монархии и более десяти лет провел в

эмиграции во Франции, он никогда не участвовал в политических акциях,

организованных роялистскими эмигрантскими кругами, среди которых было много

его близких друзей. Его отношение к роялистской эмиграции изменилось,

однако, после издания «Левиафана» (1651). И хотя в этой работе он

отстаивает свои убеждения о полезности сильной централизованной власти, в

ней можно встретить и критические заметки по отношению к наиболее

реакционным представителям роялистской эмиграции, в частности к

духовенству. Здесь можно встретить и идеи о возможности примирения с

последствиями революционных событий в Англии. Это приводит к тому, что от

Гоббса отворачивается подавляющее большинство роялистской эмиграции.

Поэтому он возвращается в Англию, где интенсивно занимается разработкой

отдельных частей своей философской системы. Последовательно выходят его

работы «О теле» (1655), «О человеке» (1658), которые органически дополняют

трактат «О гражданине». Эта трилогия составляет цельный и систематический

обзор философских, социальных и политических воззрений Гоббса. Она

представляет вершину его мысли вообще.

В последние годы своей жизни, в годы реставрации королевской власти в

Англии, Гоббс живет в отдалении, а его труды игнорируются. Умер он в 1679

г., а в 1682 г. его наиболее известный труд «Левиафан» был публично сожжен

в Оксфордском университете.

И хотя Гоббс во многом, в частности в области познания, близко подходит

к сенсуализму Бэкона, в своих философских воззрениях он опирается и на

европейскую континентальную мысль, прежде всего на рационализм Декарта. В

первой части своей работы «О теле» он даже характеризует философию как

«рациональное познание»2. Рациональное познание в понимании Гоббса

опирается на чувственный опыт (ощущения он полагает основным источником

познания). Однако он не останавливается лишь на констатации фактов, но

видит смысл познания в рациональном выяснении причин.

Признание «рационального» метода является результатом успехов

механистического естествознания как на континенте, так и в Англии. Гоббс

однозначно подчеркивает, что философия должна опираться на разум как на

твердую основу. Научной истины, согласно ему, не могут достичь ни теология

(основывающаяся на откровении), ни те науки, которые основаны лишь на

констатации фактов или совокупности эмпирических познаний (здесь Гоббс

имеет в виду прежде всего общественные науки). Лишь научная философия

постигает действительную истину. Так Гоббс преодолевает теорию

двойственности истины (познание, опирающееся на веру, не может дать

действительную истину). Понятие истины у Гоббса в определенном смысле

является и более последовательным, чем у Бэкона. Истину он считает

свойством наших суждений о вещах, а ни в коем случае не тем, что

принадлежит самим, объектам (и может быть познано чувствами), и не тем, что

опирается на откровение, или врожденную интуицию.

В рассуждениях о «первой философии» Гоббс подчеркивает первичность

существования «телес» (т. е. материи). Однако в отличие от Декарта, который

отождествлял материю с распространенностью (us ех-tensa), отстаивает

взгляд, что распространенность «не само тело», а лишь свойство материи.

Такими свойствами (Гоббс использует термин «акциденция») являются движение,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.