рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную

определенность, историческую конкретность. Но цивилизация—понятие более

глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе,

вышедшем из первобытного состояния,-- это различия внутри цивилизации.

Поэтому, понятие “Буржуазная цивилизация” означает цивилизацию,

развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в

себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в

развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное

измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагонистического

общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов а также противоречия

двух социальных систем имеют свой предел—они не должны разрушать

цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности. Такой подход позволяет более

определенно уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий

современной цивилизации в целом. 3агрязнение окружающей среды отходами

производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам,

нерациональное природопользование породили глубокую противоречивую

экологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблем

цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется

объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки

отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный

характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения

продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит

общая цель—сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда

также следует, что принципиальные различия двух мировых социальных систем

не меняют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, земной

цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от

ядерного уничтожения. Таким образом, цивилизация представляет собой

социокультурное образование. Если понятие “культура” характеризует

человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в

деятельности, творчестве, то понятие (“цивилизация” характеризует

социальное бытие самой культуры.

19.1 Проблема человека и общества в философии Просвещения

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения:

научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь

распространяется вширь, выходя за пределы университетов в светские салоны,

становясь предметом обсуждения. Уверенность в мощи человеческого разума, в

его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для

экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения.

На знамени просветителей написаны два лозунга - наука и прогресс. При

этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному,

который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков.

Оптимизм просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало

умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной

Просвещения стала Англия - раньше других вставшая на путь

капиталистического развития. В Англии философия просвещения нашла свое

выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза.

В своих работах Локк разработал принципы естественного права,

предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности

набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три

основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у

Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Локк как и

представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что

собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство

индивидов является необходимым следствием принятия неотчуждаемых прав, а

правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем

чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Из Англии идеи Локка были перенесены во Францию, где встретили

восторженный прием, благодаря прежде всего Вольтеру: человек в философии

XVIII века предстает как изолированный индивид, действующий в соответствии

со своими интересами, но с другой стороны философы, отменяя прежние,

добуржуазные формы общности предлагают новую - юридическую всеобщность,

перед которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности

просветители требуют освобождения от национальных и сословных границ.

В творчестве просветителей появился новый герой - “гражданин мира” :

ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит “хороших

людей” в любом народе, сословии, вероисповедании. Главный вопрос, который

пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости

“частного человека”, то есть индивида, который руководствуется только

собственными интересами, и “человека вообще” - носителя разума и

справедливости.

2 Практика как основа всех форм общественной жизнедеятельности человека.

Виды практики.

Тривиальные утверждения - вечные истины (фактуальные знания).

Истина связана с субъектом, субъективна по форме, но объективна по

содержанию. Истина всегда сопровождается заблуждением. Проблема критерия

истины актуальна в теории познания. Критерии истины находятся вне самой

истины- в практике. Только в практике заблуждение исчезает и остается

истина.

П. Валери: “Человек безумен, потому что ищет истину и мудр, потому что

находит ее”.

Практика- исходный пункт и основа процесса познания. Практика- это

активная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Основу её

составляет труд, материальное производство. Кроме того, к практике

относится политическая, классовая борьба.

Практика является исходным пунктом и основой познания, т.к. само

познание возникло на основе практики и главным образом под влиянием

материального производства.

Практика ставит перед познанием определенные задачи, способствует

решению этих задач. Тем самым она двигает познание вперед.

Практика вооружает научное познание приборами, инструментами,

оборудованием и тем самым содействует успехам познания.

Практика не только основа, но и цель познания. Человек для того и

познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать

результаты познания в своей практической деятельности.

Чувственное познание

Познание всегда начинается со знакомства с предметом внешнего мира при

помощи органов чувств. Основной формой чувственного познания является

ощущение.

Логическое мышление- качественно новый, высший этап в развитии

познания. Его роль состоит в том, чтобы вскрыть главные свойства и признаки

предмета.

Практика как специфически человеческий способ бытия в мире

представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной

организацией.

реальное преобразование внешней среды

общение людей в процессе этого преобразования

совокупность норм и ценностей обеспечивающих целенаправленный характер

практической деятельности.

19.3 Онтология: учение о бытие. Бог, сущее, бытие, небытие.

Философская категория бытия включает в себя комплекс различных

проблем.

Для философии жизни (Ницше, Бергсон) и философия Экзистенциализма,

бытие есть наше собственное существование, непрерывная смена наших

ощущений, желаний, эмоций.

Хайдеггер: “ Понятие бытия- неопределимо”. Один вид бытия- наше

собственное существование. Бытие- самосознающее бытие человека.

Гуссерель: “ Категория бытия- то, о чем говорим и пишем”. Он заменяет

понятие бытия понятием жизненного мира, на основе которого складывается

наука.

Жизненное миропонимание есть нечто объективное, а коррелиат сознания-

продукт творческой деятельности.

Понятие бытия превращается в психику, идеальное переживание.

Развитие науки и техники породило материальную концепцию бытия.

Материалистическая философия выделяет следующие формы бытия.

1. Природное- бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как

целое бытие вещей и процессов, производимых человеком.

2. Бытие человека-бытие человека в мире вещей; специфическое человеческое

бытие.

3. Бытие социальное- индивидуальное бытие; бытие общества.

Природное- бытие является реальностью особого типа. Она- объективная и

первичная реальность в том смысле, что человек и его дух рождаются

благодаря непреходящей форме. Важны различия между природой в целом и

отдельными сущностями.

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, но эта

особенность не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Они

где-то существуют, возникают; бытие сменяется небытием.

Непреходящее бытие природы представляет собой диалектику приходящего,

непреходящего, отдельных вещей.

Вторая природа - совокупность предметно-вещественных ценностей,

производимых людьми.

Материал предметов второй природы - материал первой (независим от

человека). С другой стороны- в предметах второй природы воплощены знания и

труд человека. Бытие предметов и процессов второй природы представляет

собой нерастворимое единство природного материала и человеческой

деятельности.

Будучи созданными в качестве особой реальности, они являются

результатом творчества.

Другая специфика бытия второй природы- новая реальность- социально-

историческое цивилизованное бытие.

Первая природа дана каждому человеку поколением реальных людей, вещи и

процессы преобразованы, произведены людьми и бытие этих вещей как бы стоит

на грани бытия первой природы и человеческого мира.

Вместе с тем вторая природа - относительное самостоятельное бытие,

особая реальность.

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования

общие для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;

предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека- тело

его природы. Наличие тела делает его конечным, смертным. В чел. Бытие

первична предпосылка существования тела> его подвластность законам

наследственности и природы.,3

Что касается объективного бытия(общества), то его идеалы, нормы, языки

способны сохраняться, совершенствоваться, свободно перемещаться в

социальном пространстве и историческом времени. Выделяя главные сферы

бытия: природу, общество, сознание, возникает вопрос можно ли говорить о

единстве многообразного мира.

20.1 Французский материализм 18 века. Учение о природе, теория

познания (Дидро, Гольбах)

Во второй половине 18 века своих вершин достигает материалистические

тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их

философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими

воззрениями.

Существуют два направления французского материализма: одно ведет

происхождение от Декарта, другое от Локка. Первый механистический

материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле

слова. Последние направление - французский образовательный элемент и ведет

прямо к социализму.

Философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями

механистических материалистов своего времени. Он считает мир объективным и

материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной

существующей реальностью. Присутствует идея о материальном единстве и

бесконечности мира. Важнейший элемент - концепция постоянного развития. Как

и другие материалисты он отвергает любые вмешательства “извне” в развитие

материального мира. В единый процесс развития мира он помещает и человека.

Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление

согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Впервые вся

материя наделена лишь общим свойством “чувствовать” способностью к

ощущениям.

Дидро занимался и методологическими вопросами и проблематикой

систематизации наук. И хотя он исходным источником познания считает

чувства, но признает значение работы ума, т.е. мышления, и подчеркивает их

взаимосвязь. Мышление, которое отрывается от фактов, легко впадает в пустые

спекуляции, также как и накопление фактов без их рациональной обработки

ведет скорее к хаосу, чем к углублению познания. Дидро выступает с критикой

теологии и фатализма. Впервые выдвинул идею материального трансформизма.

Как философ он достигает глубины в то время как Гольбах систематичности.

Д’Аламбер подчеркивает главную роль чувственного познания. Как

непосредственные знания, так и знания, приобретенные размышлением,

информируют нас о двух вещах: о существовании нас самих и о существовании

вещей внешнего объективного мира.

Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную

основу наших ощущений- внешний мир. Одновременно он подчеркивает что,

материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо.

Источник движения находится в самой материи. Высказывал идеи о

невозможности познания сущности движения и материи. Впервые теория

происхождения жизни на земле (идея материального транформизма).

Диалектический характер происхождения человека. Создание философии

воспитания. Человек самовоспроизводящаяся машина.

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание

детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут

быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс

и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно,

и всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также

константными законами. Движение протекает закономерно и является

универсальным, природа или мир как целое подчинены универсальным

закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с

однозначной необходимостью.

2 Техника и техническая деятельность, как одна из форм практики.

Техника в первом смысле - это совокупность различных устройств,

созданных человеком предназначенных для создания различных веществ, энергии

и информации, их преобразования, хранения и использования, хранения и

использования и удовлетворения различных непроизводственных потребностей.

Она может выступать как средство производства и как конечный продукт.

Техника в втором смысле - это совокупность различных навыков, устойчивых

образцов деятельности, особого рода умений.

Техническая деятельность носит сложный противоречивый характер, в

значительной степени обусловленный противоречивостью, внутренней

диалектичностью самих артефактов.

Развитие техники и технической деятельности, совершается под сильным

воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности

человека, а с другой стороны, служит её объективной основой. Техника и

техническая деятельность через систему общественных отношений, влияют на

весь образ жизни и мировоззрение человека, причем это влияние многообразно.

Концепция “технологического детерминизма”, считает технику и

технологию решающими факторами развития человечества.

Материалистическое понимание общества исходит из признания исторически

меняющегося, сложного противоречивого взаимодействия техники с социальными

структурами и культурой. Отчуждение человека от техники и противостояние ей

есть продукт определенных преходящих исторических условий, и это отражается

во внутренней противоречивости и неоднородности культуры.

20.3 Понятие общеисторического процесса. Основные учения о

направленности общественного развития.

История- закономерный процесс, в её фундаменте лежат отдельные законы.

Материализм кладет в основу материального производства- развитие.

Общественное сознание активно. История- результат столкновения культур

индивидов, воль, соц. Групп, классов и т. д.

Когда мы противопоставляет природу чему-либо искусственному.

Общество- вторая природа. Общество -обособившаяся часть природы. Мы

имеем право говорить об определенном типе общественно-экономической

формации.

В основе формации лежат:

. способ производства:

. базис и настройка

Формация -ступень исторического процесса-прогресса.

Прогресс общества- прогресс свободы.

Общественный прогресс- поступательное развитие чел-ва от низших форм к

высшим. Процесс связан и с развитием свободы и культуры нравственности- все

это вторично.

Что является первичным?

Отношение к идеи общ. прогресса:

. отрицание

. релятивизация, антропоморфизм

. признание объективного характера

Идея прогресса- отрицание мы её применяем к природе к природе, там нет

этого начала координат. А первичное связано с материализмом.

Высший и всеобщий критерий общественного процесса- развитие пр. Сил

общества, включая развитие самого человека.

Производственные силы определяют развитие общества

. в конечном счете

. во всемирно-историческом масштабе

. в самом общем виде

. в виде основной линии прогресса

Революция в производственных силах:

. возникновение произ. экономики

. переход от ручного труда машинному

. НТР- переход от машинного производства к автоматизированному

Ручное орудие>механизм>автомат

Сегодня идея автоматизация приобретает другое значение информационная

Типы прогресса

. неантагонистический

. антагонистический

Закономерности исторического -развития

. необратимость исторического процесса

. возрастание темпов прогресса.

Антагонизм- борьба классов, социальный и национальный гнет, насилие,

войны. Отсутствие социальных антагонизм обозначает лишь то, что

противоречия данного общества, какую бы степень остроты они не принимали,

могут быть разрешены в интересах всего общества, всех социальных групп.

Основой антагонизма является частная собственность на средства производства

в различных ее формах.

21.1 Социальная философия французских материалистов 18 века. Ламетри,

Гельвеций, Гольбах.

Ламетри, Гельвеций, Гольбах относят человека к общей системе природы.

Человек неотделим от природы. И подчинен тем же закономерностям, что и

остальная природа. Гельвеций не смог понять специфичности человека и

человеческого общества. Гельвеций основывает главные принципы своей этики.

Он отвергает религиозную мораль и подчеркивает, что основным критерием

нравственности является “польза”. Однако он трактует “пользу” не

индивидуалистически, в смысле достижения наживы индивидом , но по отношению

ко всему обществу. Основу добродетельного поведения он видит в достижении

согласия между индивидуальными и собственными интересами. Общество, по

Гельвецию ,- совокупность индивидов. Общественный интерес является у него

совокупным интересом решающего большинства членов общества.

Воззрения Гельвеция на общественное устройство, как и взгляды других

материалистов находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически

буржуазии. Общество возникает из “хозяйских семей”. Гражданином для него

выступает “собственник” в прямом смысле слова. Гельвеций верит в “разумного

правителя”, “философа на троне”. Однако идеальной формой государства он

считает республику. Перед государством стоит задача гарантировать в первую

очередь “основные неотделимые человеческие права”, которые являются не чем

иным, как идеализацией основных интересов буржуазии. Он не требует

ликвидации частной собственности, а лишь “равномерного разделения”.

Гельвеций В согласии с Гольбахом верит во всемогущество воспитания.

Оно имеет для общества основополагающее значение. Предпосылкой хорошего и

правильно ориентированного воспитания являются “хорошие законы”. Идея в

том, что всеобщее несчастье людей и народов вызвано несовершенством их

законов и слишком неравным разделением богатства характеризует

идеалистический подход большинства французских материалистов к решению

социальной проблематики. Законы согласно ему определяют реальное бытие.

Ламетри диалектически характеризует происхождение человека. Создает

философию воспитания. Человек - самовоспроизводящаяся система.

21.2 Проблема сознания в философии и естествознании. Сущность

сознания. Проблема идеального

Вопросы сознания относят к основной проблеме философии. Уже в

Античности выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит

к Сократу, другая - к Платону.

По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию

вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать

противоречивое представление об изучаемых вещах (“Я знаю, что я ничего не

знаю”).

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей,

которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает

самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна

и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле)

воспринимать то, что она видела “там”.

Таким образом, уже Античность поставила вопрос о том, откуда взялось

сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его

достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума.

На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая

точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. С

точки зрения Августина Блаженного все знания о мире заложены в душе, а

разум - подарок дьявола, который в своей гордыне пытается противостоять

бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога.

Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.