рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

практика - источник и основа всех наших знаний. Важнейший тезис марксистско-

ленинской гносеологии, который, однако, не должен быть абсолютизирован,

состоит в утверждении следующего факта: для познания объектов данного типа

необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга,

благодаря чему возникает ощущение, восприятия материальных объектов. Такая

форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным

познанием. Ленин рассматривал ощущение как простейший исходный элемент

чувственного познания и человеческого сознания вообще. Вообще чувственное

познание делится на: - ощущение, - восприятие, - представление. Ощущение -

это непосредственное реагирование. Ленин говорил, что ощущение дает

субъективный образ объективного мира. Восприятие - образ отражающий

целостный облик предмета. Представление - целостный образ предмета, который

не действует сейчас на нас, а подействовал на нас когда-то, и мы можем

представить этот образ. Процесс восприятия - процесс активный и по-своему

творческий. Например, хотя мы можем непосредственно ощущать части, которые

в данный момент непосредственно не ощущаются. Благодаря многократной работе

механизма восприятия мы в нашем сознании можем удерживать целостный образ

предмета и тогда когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае

функционирует более сложная форма чувственного познания - представление. К

чувственному познанию можно отнести и эмоции (гнев, страх, любовь,

ненависть, симпатия). Чувственное познание во многом формирует и организует

язык: через язык осуществляется подключение отдельных фактов чувственно-

эмпирического опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных

связях и отношениях того реального мира, в котором живет и действует

человек. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений,

событий зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере

содержание понятий освоено данным человеком. Само понятие является

результатом исторического опыта человечества в целом или исторического

опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Реально значимыми

понятия являются тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их

практического использования для реальных потребностей, для изменения,

преобразования предметов и т.д. При этом понятия, приобретенные людьми в

процессе обучения, постоянно сопоставляется с реальной практикой,

проверяется, уточняется. Рациональное познание (абстрактно) - понятие,

суждение, умозаключение. Суждение - всякое высказывание, мнение об

определенном предмете, явлении. По своей форме суждение обычно представляет

собой связь 2-х понятий. Именно в форме суждений ставятся научные проблемы.

Соединяя одно суждение с другим, т.е. рассуждая, человек приходит к тем или

иным выводам, получает новое знание. Умозаключение представляет собой такой

логический процесс, в ходе которого из 1-го или нескольких суждений,

называемых посылками, выводится на основании определенных правил логики

новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключение есть

основной метод получения нового знания. Чувственное познание это познание

которое дает знание о мире с помощью наблюдения, опыта, научного

эксперимента. Рациональное познание дает знание о мире с помощью

абстрактного мыс- ленного эксперимента который основывается на эмпирических

фактах и по- рождает гипотезу которая объясняет эти факты. Правильность

гипотезы проверяется экспериментом, практикой.

25.3 Экологическая проблема, ее научные социально-философские и этико-

гуманистические аспекты.

Одним из глобальных проблем человечества стала проблема экологии. Уже

в 19 в. американский ученый Марш, проанализировав многообразные формы

разрушения человеком природного равновесия, сформулировал программу охраны

природы. Французские географы разработали концепцию географию человека,

предмет которой - изучение группы явлений, происходящих на планете и

причастных к деятельности человека. Развитие геохимии и биогеохимии выявило

превращение производственной деятельности человечества в могучий

геохимический фактор, что послужило основанием для выделения новой

геологической эры - антропогенной ( русский геолог Павлов ) или

психозойской (американец Шухерт). Учение Вернадского о биосфере и ноосфере

связано с новым взглядом на геологические последствия социальной

деятельности человечества. Экологическое мышление находит свое выражение в

различных выдвигаемых вариантах переориентации технологии и производства.

Одни из них связаны с настроениями экологического пессимизма, с токи зрения

которых первопричиной экологического кризиса является сам по себе НТП,

считающих необходимым резко ограничить либо вообще приостановить технико-

экономическое развитие. В других вариантах в противовес этой

пессимистической оценке будущего человечества и перспектив

природопользования выдвигаются проекты радикальной перестройки технологии,

избавления ее от просчетов, приведших к загрязнению окружающей среды,

создания новых технически средств и технических процессов (транспортировка,

энергетика), приемлемых с экологической точки зрения. Принципы соц.

экологии находят свое выражение и в экологической экономике, которая

принимает в расчет расходы не только на освоение, но и на охрану и

восстановление экосферы, подчеркивает важность не только критериев и

прибыльности и производительности, но и экологически обоснованности

технических нововведений, экологического контроля над планированием

промышленности и природопользования. Развитие соц. экологии послужило

мощным импульсом выдвижения перед человеком новых ценностей - сохранения

экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и

бережного отношения к живому и т.д. Тенденции к экологической

переориентации этики обнаруживается в различных этических концепциях: -

учение А. Швейцера о благоговейном отношении к жизни, - этика природы

американского эколога Леопольда, - космическая этика Циолковского, - этика

любви к жизни, разработанная советским биологом Филатовым и др. Проблемы

соц. экологии принято относить к наиболее острым и неотложным в числе

глобальных проблем современности, от решения которых зависят возможности

выживания как самого человека, так и всего живого на земле. Необходимым

условием их решения является признание приоритета общечеловеческих

ценностей, утверждаемое новым мышлением, как основы широкого международного

сотрудничества различных соц., политических, национальных, классовых и др.

Сил в преодолении технических, экологических опасностей, которыми чревата

гонка вооружений, неконтролируемый НТП, антропогенные воздействия на среду

обитания человека. В целом исторически развивающаяся деятельность человека

в современных условиях обретает новую размерность - она не может считаться

действительно разумной, осмысленной и целесообразной, если игнорирует

требования и императивы, диктуемые экологией. Научный аспект - как

преобразовывать и использовать природу с максимальной эффективностью не

разрушая ее при этом? Социально-философский аспект - как преобразовывать

природу не разрушая человека? Этико-гуманистический - аспект как

преобразовывать природу не уничтожая другие формы жизни. Как вместо

человека потребляющего получить человека созидающего.

1 Христианский экзистенциализм Н. Бердяева.

Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948) - русский философ -

идеалист. Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных

источников. В различные периоды его вдохновляли Кант, Маркс, Шопенгауэр,

Ницше. Из русских мыслителей заметное влияние оказали Михайловский,

Достоевский, Соловьев и другие. С начала ХХ в. был одним из главных

идеологов богоискательства. Ранний Бердяев пытался сочетать гуманизм Маркса

с антропологическим социализмом Михайловского и метафизикой неокантианства.

Зрелые философские воззрения Бердяева представляют собой одну из первых в

Европе разновидностей христианского экзистенциализма. Согласно

экзистенциализму, задача философии - заниматься не проблемами науки, а

вопросами сугубо человеческого бытия (существования). Человек помимо своей

воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире: его

бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Страх

важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, что он

бессмыслен и непостижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности.

И он не в силах их предвидеть. Большое место в экзистенциализме занимает

проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек

таков, каким он себя свободно выбирает. “Чувство вины за все совершающееся

вокруг него - чувство свободного человека” (Бердяев). Узник или раб тоже

может быть “свободен “, говорит Бердяев, соответствующим образом

самоопределяя свое отношение к своему положению. Отсюда вывод: задача

человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а том чтобы изменить

свое отношение к нему. Экзистенциализм различают религиозный и

атеистический. Именно к религиозному - и относится Бердяев. Философия

Бердяева антропоцентрична - проблема духовности, свободы и творчества,

судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских

размышлений. По Бердяеву “личность вообще первичнее бытия”, бытие -

воплощение причинности, необходимости, пассивности, духовное начало

свободное, активное, творческое. Понятие объективного мира Бердяев заменяет

термином “объективированный мир”, интерпретируя его как “объективацию

реальности”, порожденную субъективным духом. Частично признавая социальную

обособленность бытия личности, он вместе с тем считает главным в человеке

то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением.

Личность, по Бердяеву прежде всего категория религиозного сознания, и

поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости

может быть понято лишь в ее отношении к богу. Интересным является то, что

хотя он в свое время был выслан из СССР (1922г.), он вместе с тем за

рубежом выступал с позиций защиты русской культуры, против различных видов

русофобии. Бердяев рассматривая три типа времени (космическое, историческое

и экзистенциальное или мета историческое), он главным образом озабочен

предсказанием того, как “мета история входит в историю”, обоснованием

приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его

последних работах. Бердяев считал, что философия хочет не только познания

мира но и улучшения его. Мораль и нравственность Бердяев строит на

христианских заповедях. Пример: Даже если вы вегетарианец вы в ответе за

всех тех кто употребляет мясо. Если вы гражданин воюющего государства вы в

ответе за тех кого убили солдаты вашего государства.

26.2 Проблема истины в философии и науке.

1. Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом,

воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с

точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой.

Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об

абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины.

Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины

разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную

истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью

описывает окружающий мир. Относительная истина неполное сов- падение

объекта и знаний о нем. 2. Объективная истина - независимое от человека и

человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство

человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от

сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. 3.

Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма,

характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между:

1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе

развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено,

уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что

останется неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики

человеческие представления о природе углубляются, уточняются,

совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том

смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области

предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания

будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая

объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины,

содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не

переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы

относительных - и складывается абсолютная истина. 4. Конкретность истины -

свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий

существования того или иного явления, зависимость истины от определенных

условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных

предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом

которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов

треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно,

например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина

всегда конкретна. 5. Критерий истины - средство проверки того или иного

утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины

является общественная практика. Опытные научные теории получают свою

фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в

революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если

теория успешно применяется на практике, это означает, что она является

относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике

могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных

науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением,

измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто

практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так,

установление истинности утверждения путем логического доказательства в

конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных

положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не

доказываются.

3 Социальная форма движения материи и ее специфика.

Определение. Под движением материи нужно понимать не только

механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а

также изменения состояний объектов, которые вызываются этими

взаимодействиями. Опираясь на достижения естественных наук и на философское

понимание движения как способа существования материи, диалектический

материализм классифицирует виды движения материи, выделяя из их

неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная классификация

форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил такие формы:

механическую, химическую, биологическую, социальную. Эта классификация

сохраняет свое значение и поныне, хотя, разумеется, в связи с достижениями

современной науки она существенно обогатилось. Одной из важнейших сторон

учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов

как социальной формы движения материи. Выделяя в общественной жизни

материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчеркивает

первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни

общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны

общественной жизни. В реальной же действительности они взаимодействуют,

благодаря чему только и существует общество как особый уровень организации

материи. Общество - не просто материал, а одухотворенная материя. Носителем

социальной формы движения является человек как субъект истории. Поскольку

он есть разумное общественное существо, которому присуща внутренняя

духовная жизнь, и поскольку его действия носят целенаправленный характер,

поскольку социальная форма движения в субъектно-объектных отношениях, то

есть в отношениях к окружающему миру, объективной реальности. В этом и

заключается специфика социальной формы движения материи, ее коренное

отличие от всех иных форм движения. Человеческое сознание, обеспечивая

отражение человеческого бытия и проектирования его возможных будущих

состояний, активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи,

овладевая массами людей, направляют их деятельность, а в процессе этой

деятельности перестраивается само общество. Не случайно Маркс подчеркивал,

что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Следовательно,

когда речь идет о социальном движении материи, имеется в виду не просто

взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое

предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого

сознания и в котором сознание принимает активное участие. Сознание, как

идеальная реальность, не существует вне и независимо от ткани общественной

жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее

аспекта обеспечивая функционирование и развитие общества как целого.

Учитывая эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял

человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым

он как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без

развития индивидуального и общественного сознания. Сейчас более принято

выделять три формы 1 Физическую ( механическая + химическая т.е. форма

движения неживой материи) 2 Биологическая ( растения + животные ) 3

Социальная (человек )

1 Диалектико-материалистическая философия Маркса, Энгельса.

Теоретическими источниками диалектико-материалистической философии

Маркса- Энгельса является немецкая классическая философия, английская

классическая политическая экономия и французский утопический социализм.

Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на

их философские взгляды, были Гегель и Фейербах. Диалектические идеи Гегеля

в переработанном виде послужили философским источникам формирования

материалистической диалектики. В своей критике идеалистических воззрений

Гегеля основоположники марксизма опирались на всю материалистическую

традицию, и прежде всего на материализм Фейербаха. Диалектический

материализм и есть результат коренной творческой переработки того и другого

на основе нового осмысления социальной и природной реальности.

Диалектический материализм - философское направление, изучающее наиболее

общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и

исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и

духовно-теоретической деятельности. Основными системообразующими принципами

диалектического материализма являются: 1) принцип единства и целостности

бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все

проявления, все формы действительности от объективной действительности

(материя) и до субъективной действительности (мышление); 2) принцип

материальности мира, утверждающий что материя первична по отношению к

сознанию, отражается в нем и определяет его содержание ; 3) принцип

познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий мир познаваем и мерой

его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной

реальности, является общественно- производственная практика; 4) принцип

развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения

естественных, общественных и технических наук и на этой основе

утверждающий, то все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном,

постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и

разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и

образованию принципиально других новых качественных явлений и принципов; 5)

принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развитие

общества состоит в достижении свобод, обеспечивающей всестороннее

гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих

способностей на основе коренного преобразования общества и достижения

социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип

партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи

между философскими концепциями и мировоззрением человечества с одной

стороны и социальной структурой общества - с другой стороны. Итак Маркс и

Энгельс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата данных

наук вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только

природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм ,

применили его к объяснению истории общества и тем самым создали и

исторический материализм. Это имело огромное революционное значение как для

науки об обществе так и для всей общественной практики. Было создано

целостное учение о законах развития природы, общества и мышления -

философия диалектического и исторического материализма. Идеи Маркса в

рассмотрении Фрома ( оппонент Маркса ) 1. Ничто человеческое мне не чуждо

2. Подвергай все сомнению 3. Истина приводит к освобождению Новое в

философии от Маркса ( по Егорову ) 1. Изменение понимания предмета

философии ( Ф. это наука со своим предметом и методом ) 2. Изменение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.