рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд

фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и

познания.

Декарт - яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что

главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению

Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни

(“Мыслю - значит существую”).

Локк - представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение

чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей

(“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”).

Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные

силы и имеет множество различий в восточной и западной философских

традициях. Их объединяет убежденность в том, что познание мира человеком

всегда есть озарение, экстаз, откровение, и оно всегда предполагает общение

человека с Богом.

Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века)

предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его

интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания

помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе.

В дальнейшем получила развитие в экзистенционализме.

Важным для понимания проблем сознания были работы Канта, в которых

исследовались особенности познания мира человеком, давалась критика

познавательных способностей человека, как субъекта познания. Философия

Канта дает целостное представление агностицизма - философского учения,

согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира

человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия.

В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его

зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также

всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в

результате совместных действий множества клеток головного мозга, который

является органом сознания. Мозг человека имеет три функциональных блока.

Первый поддерживает тонус коры, второй является главным аппаратом

познавательных процессов, третий осуществляет программирование поведения

человека, регуляцию и контроль за всеми действиями.

Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией

запечатления (импритинга) и одновременно формирует как внимание, так и волю

человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все

психические процессы есть продукт того, что делает мозг. Это - процессы

ощущения, движения, адаптации, научения, эмоций, мышления образами; это -

внимание, память и активное сознание, т.е. осознание нашей собственной

умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной науки мыслят не только люди, но и животные,

однако сознательная мыслительная деятельность ( абстрактное мышление)

возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с

помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную

деятельность, свой опыт. Поэтому сознание ( в другой терминологии

абстрактное мышление) непосредственно зависит от языка.

21.3 Природа и общество. Общество как природный мир.

Природа в широком смысле слова означает весь мир в многообразных его

проявлениях. Общество связано с природой своим происхождением ,

существованием и своим будущим. Однако оно существенно отличается от

неорганической и органической природы, представляет собой качественно

особую систему со специфической структурой и особыми законами

функционирования и развития и выступает по отношению к обществу не только

средой, в которой оно возникло, живет и развивается, но и объектом его

воздействия. Именно ту часть природы. в которой живет и с которой

взаимодействует общество, называют “природой” или природной средой .

Природная среда пространственно расширяется по мере развития

человечества. Сегодня объектом его прямого или косвенного воздействия на

планете Земля становится биосфера.

Биосфера (учение о ней создано Вернадским ) включает все живые

организмы , их среду обитания и продукты жизнедеятельности .

Общество а широком смысле - это все человечество, социальные организмы

последовательно сменяющие друг друга, исторически связанные и качественно

различные.

Чтобы существовать люди должны производить, Для этого они вступают в

определенные связи и отношения ,и лишь через посредство этих связей и

отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.

Уровнем развития производительных сил определяются масштабность и сила

воздействия на природу. От характера производственных отношений зависит

цель воздействия на природу - осуществляется ли оно в интересах получателя

прибыли или в интересах народа, человека, служит удовлетворению его

различных потребностей. Характером производственных отношений

детерминируются не только технико-экономические, но и психологические

политико-правовые, этические, эстетические, философские и т.д. отношения

людей к природе.

Наконец существует и третий вид отношений . “Третье отношение, с

самого начала включающееся в ход исторического развития,- писал К .Маркс и

Энгельс - заключается в том, что люди, ежедневно заново производящие свою

собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться ...“

Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов.

Важнейшими среди них являются следующие: 1)общесоциологический закон об

определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о

котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни

обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2)

общесоциологический закон соответствия производственных отношений

характеру и уровню производительных сил; 3) закон классовой борьбы и

социальной революции, действующий в классово антагонистическом обществе;

4)общесоциологический закон возрастания роли масс субъективного фактора в

историческом процессе развития человечества.

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом

исторического процесса,

Взаимодействие природы и общества. Маркс и Энгельс показали, что

общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым,

настоящим и своим будущим. Великое значение природы в существовании и

развитии человечества состоит в том что Солнечная система - наш мир, Земля

- “дом” человечества .

В процессе развития природы сформировались климатические и

биологические предпосылки возникновения человека и общества. Природа

оказывает влияние на развитие общества, что определяется природными

условиями и уровнем развития производства. На человека и общество оказывают

влияние и климатические условия.

Жизнь общества обуславливается запасами природных ресурсов, поскольку

они распределены неравномерно.

На жизнедеятельность общества влияют стихийные силы природы : засухи и

наводнения, селевые потоки и землетрясения, вулканические извержения,

цунами, тайфуны.

Общество в свою очередь всей своей жизнедеятельностью оказывает

влияние на природу. Через материальное производство общество осуществляет

свое значительное воздействие на природу: используя природные ресурсы,

культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее.

Закономерностью взаимодействия общества и природы выступает обмен

воздействий между ними : человек потребляет вещества природы и выделяет в

нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется через

производство . особенность сегодняшнего дня состоит в том, что эти отходы

загрязняют окружающую среду и это отрицательно сказывается на здоровье

людей и природы . Растет опасность нарушения диалектического равновесия

процессов биосферы. Значительную роль в научно- техническом решении этой

проблемы может играть развитие новой технологии (безотходной и

малоотходной).

22.1 Естественнонаучные и философские взгляды Канта.

И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. В

докритический период выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном,

физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости

приливов и отливов от положения луны, а также обоснование научной гипотезы

о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта

гипотеза и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из

возможных вариантов происхождения Вселенной.

Второй период творчества Канта назван "критическим". "Критиками"

названы основные произведения этого периода: "Критика чистого разума",

"Критика практического разума", "Критика способности суждения". все эти

работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные

ступени обоснования системы трансцендентального идеализма(так Кант называл

свою философскую систему.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских

проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к

истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение

вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными

и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях

и структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии

ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют

вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают

многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами

чувственности - пространством и временем, т. е. располагаются в

традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих

преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и

индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления -

понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый

характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств,

форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась

ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они

существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по мнению

Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы

их качество и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не

знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны

его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в -

себе", непознанными, нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить

"вещи сами по себе" и явления . Отсюда вытекал вывод об ограниченности

возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности

и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами

опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум -

это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка,

ставит перед ним цели. разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не

сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с

помощью разума(Платон). Идеи - это представления о цели, к которой

стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи

разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к

деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию

и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории -

действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии,

запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям

разума не может соответствовать реальный объект, что разум опирается на

мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии - это

противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею

мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух

противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в

пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного

человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире

"вещей самих по себе".

22.2 Сознание и отражение. Генезис сознания. Отражение. Информация.

Управление.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг

сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным

для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из

материи. Для идеализма, отстаивавшему субстанционный характер духа,

сознания, и для дуализма, допускавшему параллельное существование материи

и духовной субстанции, этого вопроса, естественно не возникало.

Энгельс, разделяя позицию Спинозы в этом вопросе, говорит, что

материя вырабатывает в процессе восходящего развития своих форм такие

свойства и способности , вершиной которых является “мыслящий дух”. Каковы

же те основания в здании материи, не обладающей изначально сознанием ,

которые делают возможным это развитие, на этот вопрос дали ответ

положения Ленина об отражении как всеобщем свойстве материи ,которое

выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей

неощущающей,

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой

материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,

диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки

для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания .

Важнейшей из этих предпосылок является положение о том , что любые формы

виды отражения, психики, сознания возникают и существуют в рамках

взаимодействия материальных образований и систем , находящихся на разных

уровнях развития .

Ленинское понятие отражения и основанная на нем теория отражения дают

теоретическую и методологическую основу для анализа генезиса сознания как

отражения в гносеологическом смысле.

Все явления, объекты ,процессы беспрестанно взаимодействуют между

собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения.

Каждый из материальных объектов, воздействуя на другие и вызывая в них

соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный след в том

объекте на который он воздействует. Например, камень лежащий на солнце

нагревается.

Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее

к материи которая обладает психикой и сознанием , является возникновение

информационного отражения , переход от отражения как всеобщего свойства

материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия ) к

использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на

другие для активной ориентации в действительности.

При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой

природе отпечаток одного объекта на другой не становится для последнего

каким-либо ориентиром в его собственной активности. Можно поэтому назвать

отражение , связанное с активным использованием результатов внешних

воздействий Б информационным. Информацию в данном контексте следует

понимать достаточно широко ; как свойство явлений быть побудителем

известных действий ,способствовать активной ориентации в окружающем мире .

При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение

состояния системы не прямо , а косвенно. Это воздействие опосредуется

приведением в активное состояние заложенной в материальной системе

внутренней программы построения движения. Информационно-сигнальный характер

внешнего воздействия определяется не свойствами этого воздействия как

такового - скажем, его энергетическими свойствами ,- а способностями

отражающей системы определенным образом использовать это воздействие в

качестве средства для ориентации системы.

Генетически исходной формой отражения , специфической для живой

природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность

организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие

определенных раздражителей. Например, растение закрывает или открывает свои

лепестки под воздействием света и тени.

Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в

появлении чувственности (способности к ощущению). Если раздражимость

присуща и растениям, то ощущения - форма отражения, специфичная для

животного мира .

Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое

отражение, является дальнейшим этапом развития форм отражения

На стадии психического отражения получает свое развернутое выражение

присущая всякому отражению в живой природе диалектика внутренней

активности и внешнего воздействия. Иными словами, отражение представляет

собой сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия

внешней среды и реализации внутренних целей установок программ живого

существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как

реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.

22.3 Культура как атрибут общественного человека, его

жизнедеятельности.

Термин “культура” латинского происхождения и первоначально означал

возделывание почвы, ее “культивирование”, то есть изменение в природном

объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех

изменений, которые вызваны естественными причинами.

В дальнейшем слово “культура” получило более обобщенное значение и им

стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры

действительно отражаются все ее существенные черты. Культура предстает как

сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой

естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной

природы.

Различают материальную и духовную культуру. Не следует, однако,

противопоставлять их друг другу. Ясно, что предметы материальной и духовной

культуры можно использовать по-разному. Орудия труда и произведения

станковой живописи служат разным целям. Так что функциональное различие

между материальной и духовной культурой действительно существует. Но вместе

с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и

духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее

духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение знаний, идей, целей

человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры

всегда облечены в материальную форму, ибо таким образом они могут быть

объективированы и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание

говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на материальную и

духовную.

Существует определение культуры как совокупности созданных человеком

ценностей. Т. е. мир культуры - это мир материальных и идеальных, духовных

ценностей, т. е. мир объектов материальных и идеальных, взятых в его

отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка

культуры как системы ценностей ограничивает культуру от природы и

одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком

определении культура выступает как определенный аспект общества и тем самым

проясняется ее социальная природа.

Из определений культуры следует что любое внешнее выражение культуры

есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от

человека, материальное “тело культуры” лишается динамики, движения, жизни.

А реальная, живая культура неотделима от общественного человека - субъекта

культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром. Сам человек

формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое

существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка,

приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения

присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д.

Биологически же человеку дается только организм, обладающий определенным

строением, задатками, функциями. Поэтому будет не преувеличением сказать,

что культура представляет собой меру человеческого в человеке,

характеристику развития человека как общественного существа.

Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего

материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит

в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее.

делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру,

создавал новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности,

свою родовую человеческую сущность.

23.1 Социально-политическая теория и этика Канта.

Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в

“Основах метафизики нравственности”(1785), “Критике практического

разума”(1788), “Метафизике нравов”(1797).

Понимание оснований и сути нравственных правил, регулирующих отношения

между людьми, Кант считал одной из важнейших задач философии. “Две вещи, -

заявлял он, - наполняют душу новым и все более сильным благоговением, - чем

чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и

моральный закон во мне”. Отвергая религиозно-теологический тезис о

богоустановленности нравственных правил, Кант вместе с тем не допускал

возможности их социально-исторического формирования на основе жизненного

опыта людей. Кант трактовал “моральный закон” как наличный в сознании всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.