рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

производственной специализацией, и отношения сотрудничества и соподчинения

- управленческие отношения. Охарактеризовав в целом систему

производственных отношений, выделим основные ее элементы. Главным из них

являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к

средствам производства.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно

возникают политические отношения, складываются и функционируют политические

организации, формируются политические идеи и теории. Политика есть особого

рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в

различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной

общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего

развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и

общества в целом. В политике находят свое наиболее полное выражение

коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно

защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле

политика есть, по выражению Ленина, концентрированное выражение экономики.

В системе политической организации общества особо важное место принадлежит

государству, в котором концентрируются все интересы всех общественных сил.

Государство - это организация политической власти экономически

господствующего класса. Существенный признак государства - его неразрывная

связь с правом. Право - это форма регулирования поведения людей,

совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются

государством с целью сохранения существующих в данном обществе

экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля

господствующего класса, возведенная в закон.

11.1 Философия Ф.Аквинского.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был

монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик

знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта

Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные

принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом

последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в

противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о

богочеловечестве Иисуса Христа. Под бытием Фома разумеет христианского

бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете. Различая

бытие и сущность (существование и суетность), Фома тем не менее не

противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.

Сущности, или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием,

в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только

благодаря субстанциям. В зависимости от реализации формы Фома выделяет

четыре слоя бытия. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет

лишь внешнюю определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На

следующей ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне

при- суща целесообразность,- таковы растения. Третий уровень - животные,

здесь форма - действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не толь- ко

цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-

разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на

четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи,

а сама по себе, независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа,

высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая

разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у

Фомы имя "самосущего". В отличие от нее, чувственные души животных не

являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной

души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела -

мышления и воления. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда

как человеческая душа - бессмертна. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает

разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле

прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность

различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический

разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание,

руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не

теоретической установкой, не созерцанием. Учение Фомы пользовалось большим

влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Фома

выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.

2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.

3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.

4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).

5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы.

Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской

онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие

индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил. Начиная с

бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных

сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая

уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности

бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

2 Единичное, особенное и общее.

Явление и Сущность, как категории диалектики. Единичное, особенное,

общее -диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие

различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует

качественную определенность предмета, его индивидуальность, своеобразие,

пространственную и временную определенность, и т. д. Лишь сравнивая два

предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них,

постигнуть единичное. Всеобщее выражает, во-первых, некоторое свойство,

повторяющееся во всех явлениях, признак, присущий предметам данного класса

(абстрактно-всеобщее); во-вторых, закон существования и развития всех

единичных явлений (конкретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает

сущности предмета. Лишь конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство

особенного, индивидуального, отдельного; оно существует в виде закона,

связывающего многообразие явлений в некоторое единство, и может быть

выявлено в развернутой системе взаимоотношения предметов. Отношение двух

предметов, в котором обнаруживается единичное, является моментом этой

развитой системы отношений. Тем самым единичное предстает как необходимая

форма существования всеобщего в действительности. Диалектика единичного и

общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по

себе, в "чистом виде". Оно неразрывно связано с единичным, от дельным,

существует в нем и через него. Единичное же входит в тот или иной класс

предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Особенное выступает в

диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим:

скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще. Диалектика единичного

и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.

Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого

опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Вместе

с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий,

указания на конкретные, единичные явления (имена, даты и др.). Другой

подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением

поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его

выражением служит опыт диалектического применения категорий "Сущность" и

"Явление". Сущность выражает всеобщие, необходимые, относительно

устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие данному предмету,

объединяющие воедино его различные стороны и пронизывающие тот или иной

предмет или процесс. Она раскрывает, таким образом, единство и многообразие

свойств предмета. Явление - это внешние свойства и признаки предмета,

постигаемые в эмпирическом, чувственном познании. В явлении обнаруживаются

законы, составляющие сущность предмета. В истории философии существовали

самые различные точки зрения на Сущность и Явление. Кант, например,

рассматривал сущность как непознаваемую "вещь в себе", а явление - как

чувственно- воспринимаемое, возбуждаемое "вещью в себе". Объективные

идеалисты (Платон, Гегель и др.), признавая познаваемость сущности, считали

ее идеальной. Такие субъективные идеалисты, как Беркли, Мах, отрицают

вообще существование сущности, поскольку для них явление - это совокупность

ощущений, а кроме них ничего индивиду не дано. Диалектический материализм

признает объективное существование и сущности, и явления, рассматривает их

в тесной связи друг с другом: сущность раскрывается в явлении, а явление

обнаруживает сущность. (Человеческое познание движется от явлений к

сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго

порядка и т. д.).

11.3 Формации и цивилизации - единство и многообразие.

Общественные формации - формы связи людей, выработанные в процессе

социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы

называть общественными формациями любые социальные образования от

воспроизводящей социальной системы и до саморазвивающейся человеческой

личности. Однако в философском обиходе и в обыденном сознании понятие

формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития.

Например, догматический марксизм "ограничил" социальную эволюцию пятью -

первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,

коммунистическая - формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран

под эту схему. Были в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого

К.Маркса схему трех исторических ступеней: общество, основанное на личной

зависимости людей (т.е. докапиталистическое); общество, основанное на

вещной зависимости людей; и общество, существующее через зависимости,

образующиеся индивидуальным развитием людей. В западной философии и

социологии действует близкая по смыслу схема: традиционное общество, затем

индустриальное и постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный

методологический смысл для сохранения за каждым общественным образованием

логической возможности быть понятым как формация. Эта возможность является

противоядием макроанализу общества, стремящемуся зачастую растворить

явления и события микроуровня в характеристиках больших формаций, свести,

например, бытие личности или деятельность науки к характеристикам способа

производства и т. п.

В социальной философии 20-го столетия созрело представление о том, что

социальная теория, описывающая большие системы, может считаться полной

только тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие

больших систем на уровне бытия и сознания человеческих индивидов.

Понятие цивилизация появилось в 18 в. в тесной связи с понятием

"культура". Французские философы - просветители называли цивилизованным

общество, основанное на началах равенства и справедливости. В 19 в. понятие

"Цивилизация" употреблялась как характеристика капитализма в целом, однако

такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Данилевский

сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно

которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных

цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции

Шпенглера цивилизация - это определенная заключительная стадия любой

культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация

искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших

городах, превращение народов в безликие "массы".

Шпенглер полагал, что каждая культура живет, подчиняясь особым, только

ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды расцвета, старения и

гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену

различных культур.

Само по себе признание и подчеркивание разнообразия культур, их

оригинальности, специфики и в этом смысле - относительной равноценности,

критика позитивистского понимания прогресса как монотонного и однолинейного

движения истории, отказ от европоцентризма, является сильной и даже

привлекательной стороной концепции локальных культур и цивилизаций. И все-

таки в этих концепциях особенное абсолютизировано и доведено до отрицания

общего, то есть единых и общих начал развития всемирной истории.

Гносеологические корни концепции локальных культур и цивилизаций

заключаются в односторонней интерпретации, метафизической абсолютизации

многообразия человеческой истории. На самом деле между культурами и

цивилизациями имеются не только различия, но и существенные общие моменты,

черты, стороны - то, что не только их разъединяет, но и объединяет.

Интересно то, что то что объединяет одни страны и цивилизации

разделяет другие. Например: Вера, Экономика, Культура, Экология.

1 Проблема личности и общества в философии Возрождения. (Макиавелли Н.,

Мор Т., Кампанелла Т.)

Начиная с 15 века происходит целый ряд изменений в социально-

экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой

эпохи , которая вошла в историю под именем Возрождения или Ренессанса. Эти

изменения сопровождались существенными пере менами в умонастроениях,

которые прежде всего были связаны с процессом освобождения от религии и

церковных институтов. Самостоятельность по отношению к церкви приобретает

не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство,

философия. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения

оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать

эпохой религиозной, то Воз рожденье - эпохой художественно-эстетической. В

центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, в

средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения

в центре внимания оказывается человек, поэтому философское мышление этого

периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения

индивид приобретает гораздо большую самостоятельность и, в отличие от

средневекового общества, представляет не тот или иной союз, а самого себя и

все заслуги он приписывает не союзу, а самому себе. Разносторонность -

идеал человека эпохи Ренессанса. В отличие от средневекового мастера,

который принадлежал к цеху и достигал мастерства именно в своей сфере,

ренессансный мастер вынужден сам отстаивать свою честь и интересы и высшую

заслугу видит именно во всесторонности своих знаний и умений. В эпоху

Возрождения человек становится творцом своей судьбы. Бог дал человеку

свободную волю и он должен сам решать свою судьбу, определить свое место в

мире. Человек - не просто природное существо, он творец самого себя и этим

отличается от других природных существ. Он господин над всей природой, то

есть по мере того как человек становится творцом собственной жизни и

судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В эпоху

Возрождения возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху

становится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Непохожесть на

других становится важнейшим признаком великой личности. Нередко можно

встретить утверждение, что в это время впервые формируется понятие личности

как таковой. Это в самом деле верно, если мы отождествляем понятие личности

с понятием индивидуальности, хотя на самом деле их следует различать.

Индивидуальность - категория эстетическая, в то время как личность

категория - нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки

зрения того, как и чем он отличается о других, то мы смотрим как бы извне,

глазом художника; к поступкам человека мы прикладываем толь ко один

критерий - его оригинальность. Что же касается личности, то в ней главное

другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с этим

разделением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение

личности - способность нести ответственность за свои поступки. и далеко не

всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением

человеческой личности: эстетический и нравственно-этический аспекты

развития могут существенно между собой расходится. Поэтому богатое развитие

индивидуальности в эту эпоху нередко сопровождалось крайностями

индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию

эстетического подхода к человеку. Макиавелли Николло ди Бернардо (1469-

1527) - итал. мыслитель и идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, по М.,

развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе

развития истории лежат "материальный интерес" и сила. М. отмечал

противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за

создание сильного национального государства, свободного от феодальных

междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе

считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и

применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в

их борьбе за власть. Его заслуга в том, что стал одним из первых

рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из

разума и опыта, а не из теологии. Мор Томас (1478-1535) - один из

основоположников утопического социализма, гуманист-рационалист эпохи

Возрождения. Выходец из буржуазной Среды, он занимал высший государст. пост

в Англии (1529-32). Был казнен по приказу короля. Его главное произведение

- "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве

государства и о новом острове Утопии"(1516). М. дал разверну тую критику

строя, основанного на частной собственности, социально- политических

отношений в Англии его времени и изображение строя, при ко тором

господствует общественная собственность; он впервые последовательно изложил

идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической

организации труда и распределения. Большое значение он придавал

разностороннему развитию человека, соединению теоретического образования с

трудом; последнее - зародыш социалистических взглядов в области воспитания.

Переход к новому строю мечтал осуществить мирным путем. Кампанелла Томмазо

или до пострига - Джованни Доменико (1568-1639) - итальянский философ, один

из представителей раннего утопического коммунизма. К. выступал против

схоластики и развивал передо вые для того времени идеи сенсуализма и

деизма, которые сочетались у него с увлечением магией и астрологией.

Преследовался инквизицией. К. мечтал о единстве и благоденствии

человечества. В 1602 году написал утопию "Город Солнца" - об идеальном

обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд

гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, а власть

жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал он

обосновывал велением разума и законами природы. Макиавелли Николо

Макиавелли отвергает идею божественного управления светскими государствами.

Он считает, что основной движущий компонент общества эгоистическая природа

человека. Человек действует активно благодаря своим потребностям. Человек

имеет право на собственность и только с ней он имеет значение в обществе.

Любая идея пуста если она не отражает потребностей людей. Макиавелли -

создатель социальной философии. Философии которую он при меняет к

построению и жизни государства. Взаимоотношения между людьми в государстве

и между государствами строятся им на основе обобщенных экономических,

личностных интересов членов общества от крестьянина до короля без всякого

участия божественной воли.

12.2 Целое и часть. Принципы целостности. Форма и содержание.

Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между

совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и

приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не

присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по

отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти

категории характеризуют также общее движение познания, которое обычно

начинается с целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на

части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного

Ц. Эта проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем.

Материалистические направления, ориентированные на науку, были связаны с

механистическим пониманием Ц., заимствованным из механики (позднее из

классич. физики). Идеалистические концепции делали упор на несводимость

целого к сумме частей; подлинно целостными считались продукты духовной

деятельности, а материальные образования трактовались как механические,

мертвые агрегаты. В нем. класс. философии (Шеллинг, Гегель) проводится

различие неорганичного (механического) и органичного (саморазвивающегося)

Ц., что связано с развитием духа, а не материи. Маркс сформулировал

принципы изучения органичного Ц. - метод восхождения от абстрактного к

конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т.п. Он -

основоположник методологии научного исследования общества как Ц. Диалект.

материализм обобщает данные теоретических концепций и дисциплин, основанных

на целостном подходе к объектам. Новый подход позволил рационально

объяснить диалектику Ц. и Ч. Теоретически и экспериментально было показано,

что для сложноорганизованных объектов Ц. не сводимо к сумме частей. Ц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.