рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат

для их определения.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание

движения. (выделяет 6 видов: "возникновение, гибель, увеличение,

уменьшение, перемену и изменение места"). Подчеркивается, что "движения

помимо вещей не существует", движение "всегда было и во всякое время

будет". Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще самим

вещам и является самодвижением, а, с другой стороны, возможно объяснение

источника движения при помощи неподвижного первого двигателя (бога).

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Он приводит четыре

главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и

месту. Существование движения он связывает с наличием противоположностей.

Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом:

реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает,

собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение

становится практически универсальным свойством сущего. Процесс

осуществления, т.е. переход возможности в действительность, тесно связан со

взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией

материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как

реальности).

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные

элементы идеализма и метафизичности, его убеждение в реальности внешнего

мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных,

как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем

противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического

понимания действительности.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно

развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно

абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный

памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Уже одним тем, что

он отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе

образования общих понятий, Аристотель полемизирует с Платоном, который в

этом вопросе занимал противоположную позицию.

Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные

проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного

познания. Он, собственно, заложил теоретические основы логики как науки.

Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона

исключенного третьего.

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как

общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью

человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а

общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации

семьи он переносит на государство. Сущность государства он видит в

политическом сообществе людей, которые соединились для достижения

определенного блага. Основными задачами государства он считает

предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста

политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение

он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он

считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру

счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Основу

уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику,

проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного

гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической

деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью

и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует

действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает

удовлетворенность, благость.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В

отличие от Платона он придает искусству большое значение. Это видно уже из

того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням

человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве

Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином

значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным

уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения

(изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство бывает более правдивым в

изображении действительности, чем, например, история.

7.2. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии

Диалектика является ядром Ф и выполняет методологическую роль.

Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как

системы: принципы, законы и категории. ПРИНЦИПЫ: всеобщей связи и

взаимодействия, развития. ЗАКОНЫ: единства и борьбы противоположности,

количественно качественного перехода, отрицания отрицаний. КАТЕГОРИИ

(парные): не единичное - всеобщее, причина - следствие, форма - содержание,

необходимость - случайность, сущность - явление, возможность -

действительность. Если показать методологическую роль и значение каждого

принципа, закона и категории, тогда мы и скажем, что Ф - методология,

всеобщий метод познания. Мы проанализируем конкретные законы принципы и

категории ПРИНЦИП - мировоззренческий и методологический регулятор теории.

Принцип всегда предшествует теории из которого она развивается. ВСЕОБЩАЯ

СВЯЗЬ явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из

форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что

возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не

изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального

взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять

материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и

развитие как саморазвитие. СВЯЗИ: внутренние и внешние, причинно

следственные, структурные, функциональные, непосредственные,

опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные,

возможные и действительные. Столь же многообразны и ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

механические, физические, химические, биологические, социальные. Второй

основной принцип диалектики - принцип РАЗВИТИЯ - мир должен рассматриваться

не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления

находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие

возникают. ПРОЦЕССЫ: перемещение тела в пространстве, изменение агрегатного

состояние, обратимые процессы (круговорот), необратимые (изменение от

простого к сложному - прогресс, и регресс). Регресс тоже входит в принцип

развития. Каково соотношение понятий движения, изменения и развития? Всякое

ли движение есть развитие? Да в логико-гносиологическом подходе. В

антологическом плане не всякое движение - развитие. Глубинная сущность

движения фиксируется понятием развития. Движение как способ существования

материи - развитие. А движение как многообразие его форм - изменение

вообще. Понятие развития выражает сущность этих форм, т.к. фиксирует их

внутреннюю связь. Развитие относится к движению так же как сущность

относится к явлениям. Развитие - сущность, а движение - то, что

проявляется. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство

изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс

восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость

(невозможность полного возврата к своему прежнему состоянию), обновление

(отрицание старых качеств, принятие новых), преемственность (момент связи

старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего в развитии

материальных систем), направленность (развитие - не движение по кругу, а

поступательное движение прогрессивное или регрессивное). Развитие всегда

связано с качественными превращениями предметов и обратное не всегда

верно(из льда в воду - изменение состояния, но не развитие). ЦИКЛИЧНОСТЬ -

в процессе развития происходит не полное повторение каких-то стадий но на

новом уровне. Не всякое изменение - развитие, т.к. нельзя отождествить

сущность вещи с формой ее проявления. Изменение будет формой проявления, а

развитие - сущностью. Процесс развития носит всеобщий характер, а отрицание

всеобщности развития ведет к подрыву основ мировоззрения. В какой мере

принцип развития является регулятором человеческой деятельности? Эту

функцию он выполнят в творчестве, что является сущностью человеческой

деятельности. Логика сущности человеческой деятельности - логика развития.

Итак, методологическое значение принципа всеобщей связанности состоит в

том, что этот принцип ориентирует ,что к познанию надо подходить как к

процессу, где все явления находятся в тесной связи и взаимодействии, и все

вещи находятся во взаимозависимости. Методологическая же роль состоит в

том, что все явления материального мира могут быть правильно познаны, если

они рассматриваются исторически. Тогда процесс логического познания будет

находиться в тесной связи с историческим процессом, и познавая историю мы

познаем себя, т.к. мы развиваемся. Отсюда возникает принцип ИСТОРИЧЕСКОГО И

ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. ЗАКОНЫ - 3 основных. Закон ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА

КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ нацеливает исследователей на раскрытие

качественной определенности исследуемого объекта во всем богатстве его

содержания. Аналогичным образом появляется закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он предполагает выявление внутренних противоречивостей

объекта, что особенно важно, когда мы хотим понять объект в его развитии.

Опираясь на закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ можно сформулировать методологические

выводы, характеризующие процесс перехода от одного состояния к другому.

Раскрыть сущность закона без категорий невозможно. КАТЕГОРИИ: качество,

свойство, количество, мера, скачек, переход. Любая материальная система

обладает комплексом материальных свойств, которые могут характеризовать

объем, размеры, внешнюю устойчивость. Одни свойства более важные, другие

нет. И вывод, что наиболее существенным свойством предмета составляют его

качества. Но не все свойства человек может рассмотреть с помощью органов

чувств. И где гарантия, что как раз наиболее существенным не буде то,

которое мы не улавливаем. Качество вещи, в отличии от свойства, не просто

наиболее существенное свойство, а это внутреннее определенность предмета.

Внутренняя определенность предмета определяет его качество. Существует ли

качество вообще и, если да то объективно или субъективно? Сами по себе

качество и количество не существуют как абстракция, отдельно от вещей. По

этому закон не называется "Закон перехода количества в качество", а ЗАКОН

КОЛИЧЕСТВЕЕНО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Количество и качество существуют в

вещах и существуют объективно не зависимо от моего сознания. Качество стола

не в том, что он квадратный или деревянный, а в том, чем он служит. Свойств

у предмета много, а качество - одно. Существует не качество, а вещи

обладающие свойством. КОЛИЧЕСТВО - категория, которая фиксирует

прерывность, дискретность, целостность, качественность, степень развития,

степень зрелости. Количество и качество находятся в тесном единстве друг с

другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта

противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают

свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения

происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения

происходят резко, количественные - постепенно. Качество более постоянно.

Количество - то же самое качество, но с точки зрения формы его проявления.

Количество это момент качества. Качественные изменения в одном отношении

буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные

переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество

денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество.

Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии МЕРЫ. Постоянно

происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не

влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает

границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется.

Рамки, выход за которые вызывает качественные изменения называется

границами меры. Если количественные изменения переходят в качественные

начально, а потом делается наоборот, то кто зафиксирует это "потом"? В

диалектике все это происходит одновременно. ПЕРЕХОД - взаимодействие

количества и качества. Где есть взаимодействие бессмысленно говорить о

первичности чего-то, что во что в начале переходит. У Гегеля переход был

количество в качество, а качество в меру. Переходили сами понятия и понятия

рождали мир. А Маркс показал, что это законы не мирового духа, а законы

объективной реальности + человеческого познания. Качество изменяется

скачками, при всем разнообразии скачков их можно подразделить на 2 типа:

когда качество изменяется резко взрывом, а второй когда качество меняется

постепенно. СКАЧЕК - перерыв постепенности в развитии, единство бытия и не

бытия, ситуация, когда система уже не та, но еще и не эта. Итак данный

закон позволяет раскрыть механизм развития. Однако существует определенная

направленность и источники развития. На вопрос, что является источником

развития отвечает закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он

утверждает, что источником развития является разрешение противоречий.

Источники развития, таким образом, находятся в самих материальных системах,

и эти системы называют саморазвивающимися. Эти противоречия носят

объективный характер, они существуют не зависимо от человека. Противоречие

действует во всех предмета постоянно - всеобщность закона. Есть

противоречия между притяжением и отталкиванием, + и -, ассимиляцией и

диссимиляцией, наследственностью и приспособлением, производительными

силами и производственными отношениями. Этот закон характеризуется такими

категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие, единство

и борьба. ТОЖДЕСТВО - категория характеризующая равенство одинаковость

предмета с самим собой или между предметами. РАЗЛИЧИЕ - одна из форм

проявления противоречий. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - противостоящие друг другу

силы, стороны, тенденции развития (примеры: север - юг, "+" - "-").

ПРОТИВОРЕЧИЕ - отношение между двумя противоположностями. Для

взаимодействия этого закона характерно 2 основных момента: единство и

борьба. Противоположности, в отличии от различных вещей, всегда

одновременно взаимно предполагают и взаимно отрицают. Им характерно

одновременное предположение и отрицание. Противоречие - способ

существования действительности. БОРЬБА - форма связи противоположностей в

противоречии. Борьба - активный процесс взаимодействие в рамках единства.

Единство противоположностей означает обоюдную их принадлежность к одной и

той же сущности. Это их взаимное полагание. их взаимная не разделенность.

Развитие по этому закону проходит ряд этапов: тождество, различия, они дают

противоположность и противоречие которое проявляется в форме

несоответствия, потом в форме несовместимости. Если вещи присуща

противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой, и то

же самое о вещи в мысли. В процессе существования и развития любого явления

происходит раздвоение его на противоположные части. Этот подход Маркс

применил к капиталистическому способу накопления как прибавочная стоимость.

Он взял за основу товар и применив диалектику, показал, что товар содержит

в себе противоречие, т.к. он содержит потребительную и меновую стоимость.

Он может меняться на другой товар и выступает как определенный эквивалент и

возникают деньги. И товар раздваивается на товар и деньги. Это двоякое

состояние товара развивается в различие, противоположность и противоречие.

Единство и противоположность вещи это единство того, что она есть и того,

что она не есть, в каждый момент, ибо существовать можно только через

отрицание своих форм. Разрешение противоречий носит объективный характер,

можно закрыть глаза на разрешение противоречий, но устранить противоречие

нельзя. Разрешение определенного противоречия никогда не может привести к

состоянию свободы от противоположности. Противоречия есть всегда. Всякое

единство противоречий относительно, а борьба абсолютна. Т.к. этот закон

носит всеобщий характер, то он распространяется на все: объективную

реальность, природу, общество, мышление человека (субъективную реальность),

сам на себя (т.к. это закон диалектической логики). Диалектические

противоположности характеризуют так же логический принцип познания. Мыслить

противоречиями - это и есть высшая стадия развития. Разум мыслит

противоречиями, а рассудок на уровне домашнего обихода мыслит понятиями,

или образами. От источника развития (единство и борьба противоположностей)

логика человеческого познания переходит к НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, что

характеризуется законом отрицания отрицаний. Закон отрицания отрицаний

включает в себя ряд отрицаний. И диалектическое отрицание отличается от

обыденного отрицания.

7.3 Диалектика взаимодействия и противодействия, развитие общества.

Революционаризм и реформизм как типы политического менталитета.

Последовательно пользуясь основными законами диалектического

материализма, общество неизбежно находит импульсы своего развития и

движения в себе самом, в порождаемых им противоречиях, что находит

объяснение в законе единства и борьбы противоположностей, который гласит:

развитие объективной реальности и процесс ее познания, все формы

человеческой активности осуществляются путем раздвоения единого на

различное и противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с одной

стороны, характеризует определенную систему как единое целое, а с другой -

составляет внутренний импульс ее развития. Жизненный путь всех конкретных

систем проходит через драматическое испытание противоречиями.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и

противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы

или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Предельным случаем противоречия является конфликт. Сами по себе

противоречия без их разрешения не приводят к развитию, они являются его

необходимым, но не достаточным условием. Противоречие как источник развития

действенно только вместе с его разрешением.

Существует два главных типа развития объектов на основе заложенных в

них противоречий, а также обусловленные ими два главных способа разрешения

последних: антагонистический и гармонический. Понятие гармонии предполагает

стремление к разумному компромиссу и полное слияние на основе некоторого

общего начала, доходящее до полного слияния. Антагонистические

противоположности, образуя единство, обладают вместе с тем относительной

самостоятельностью: они качественно и количественно неравнозначны, играют

разную роль в составе целого, при этом одна из сторон нередко задает тон в

процессе развития, будучи ведущей силой. Это отчетливо видно на примере

развития общества и формы его существования - государства.

Государство - это организация политической власти экономически

господствующего класса. Поскольку этот класс выступает от имени всего

общества, постольку его политическая организация есть и форма организации

общества в целом и постольку его деятельность включает два момента:

выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из

противоположности интересам народа.

Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность

объективных условий, отражающих экономический и политический кризис данного

общественного строя и определяющее возможность социальной революции.

Реформизм - отрицание политической борьбы, способной привести к обвалу

системы, проповедует сотрудничество классов.

Оба подхода имеют преимущества и недостатки.

Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь

сопровождается большими человеческими жертвами.

Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго.

Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм

т.е. граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость

разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному

развитию.

Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот.

Несколько слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений

политический менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в

обществе. Грубо говоря это обоснованное понимание пути развития общества.

8.1 Идеалистическая философия Платона: теория идей, теория познания и

диалектика. Учение о государстве.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель

объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”,

“Парменид”, “Госидарство” и т.д.). Широко использовал учения пифагорейцев,

Парменида, Гераклита и, конечно же, Сократа. Развил теорию о существовании

бестелесных форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и

отождествлял с бытием. “Идеям” Платон противопоставлял небытие,

отождествляемое с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону,

как порождение бытия и небытия занимает срединное положение между ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.