рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка по философии

“Идеи” вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не

зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи,

относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии

Платона учение о “мировой душе” - душа заключена в темницу нашего тела, но

способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от

различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об

истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания

бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в

смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только

вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон поместил

математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания-

диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по

ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от

самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс

нисхождения касается только “видов”, но не самих чувственных единичных

вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской

аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое

государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”):

государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп

граждан -”ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией

кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения

труда в образовании греческого “полиса”. Учение Платона играло видную роль

в эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших

дней.

2 Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и

теории познания.

Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и

мышления. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего

существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в

этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит).

Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор

посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий,

разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал изобретателем Д. Зенона

Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке

мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д. “ от

“аналитики “ как науку о вероятных мнениях от науки о доказательствах.

Платон считал противоречие необходимым условием для побуждения души к

размышлению, поскольку само бытие едино и множественно, вечно и преходяще,

покоится и движется. Развитие Д. продолжили неоплатоники (Плотин, Прокл). В

схоластике Д. стали называть формальную логику, противопоставленную

риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении

противоположностей “ выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время,

несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей

космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы

диалектического мышления. В 18 в. во Франции Руссо исследует противоречия

как условие исторического развития, Дидро, кроме того, - в современном

общественном сознании. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем

учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания

и Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и

космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в

познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в

учении об “антиномиях “. Позже в теории познания ( “Наукоучение ) Фихте

развил “антитетический “ метод выведения категорий. В отличие от

абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного

определения в другое, при котором обнаруживается односторонность и

ограниченность этих определений, т.е. они содержат отрицание самих себя.

Поэтому Д., согласно Гегелю, есть “движущая сила всякого научного

развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который

вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость... “. Маркс с

Энгельсом построили Д. на основе материалистического понимания

исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов,

происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически

сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему

содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому

материалистическая Д. есть не только “онтологическое “, но и

гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в

становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается как

обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на

свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Объективная

диалектика описывает связи и ютношения которые имеют место в материальном

мире. О.д. это диалектика вещей. ( Первична ) Субьективная диалектика сам

диалектический процесс мышления. С.д. это диалектика идей. ( Вторична )

Логика это способ существования человеческого мышления. Диалектика это

метод с помощью которого человек получает мнение ( знание ) по какому либо

вопросу или предмету. Теория познания это теория оюъясняющая как происходит

движение человека от незнания к знанию. ействительнос

3 Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного

производства.

О. - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности

людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное

О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков. Становление

общества - сложный и длительный процесс. Решающим фактором возникновения

общества стал труд. О. - не просто совокупность людей, в одно целое их

объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего

материально-производственная. На такой основе возникают общественные

отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления

этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах.

Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль

в социальных процессах. Производство-понятие, характеризующее специфически

человеческий тип обмена веществ с природой - процесс активного

преобразования с целью создания необходимых материальных условий для своего

никчемного существования. В отличие от наивных зверюшек, поедающих травку и

друг друга, человек все это сначала производит. Для этого необходимы три

элемента: предмет природы, средства труда и собственно труд. П. всегда

носит общественный характер, и потому, что людям неохота геморроиться в

одиночку, и потому, что производя необходимое для жизни, люди косвенным

образом производят и общественные отношения, и самих себя, как социальных

элементов с мизерными способностями и непомерными потребностями.

Материальное производство, имеющее, по Марксу, давлеющее, в отличие от

духовного, являющегося другой стороной единого общественного П., значение,

включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе

(производительные силы) и отношение людей друг к другу (производственные

отношения). Взаимодействие этих двух сторон определяется законом

соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных

сил. П. всегда существует как исторически определенный способ производства.

П. и потребление это два различных полюса общественной жизни, определяющим

в этом взаимодействии является П., которое не только создает предмет

потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления

и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением

через распределение, которое зависит от характера существующих

производственных отношений. В классово антагонистических обществах

владельцы средств производства присваивают себе прибавочный продукт, а

трудящиеся массы (вот - так лексическая находка!) довольствуются малым.

Впрочем иногда и не довольствуются, и тогда держись. Общество как способ

существования человечества принципиально несводимо к арифметической сумме

своих граждан. Т.е. общество не механическое объединение людей.

Следовательно и развитие общества несводимо к развитию как конкретного

человека так и человека вообще. Развитие общества представляет собой прежде

всего процесс развития общественного производства. Общественное

производство основа любого общества. Само общество и возникло только как

объединение людей для совместного преодоления определенных трудностей, для

совместного добывания пищи, например. Саморазвитие общества в таком случае

представляет собой процесс развития общественного производства который в

современное время можно назвать прогрессом.

9.1 “Философия жизни”. Ф.Ницше. А.Бергсон. О.Шпенглер

Ф. ж. - субъективно-идеалистическое направление философии, сложившееся

в Германии (Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20

вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии,

психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической

картины мира и была попыткой ограниченность механистического материализма

идеалистическими методами. Появление Ф. ж. в некотором смысле знаменовало

переход к иррационализму и нигилизму. В центре ее лежит понятие жизни как

абсолютного, бесконечного начала мира, которое в отличие от материи и

сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с

помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна

переживанию. В 20-30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве

Шпенглера и Э.Шпрангера, а также в работах Л.Клагеса и А.Боймлера,

послуживших опорой идеологии фашизма. Некоторые идеи Ф. ж. послужили

истоками экзистенциализма. Фридрих Ницше (1844-1900) - представитель

волюнтаризма (лат. Voluntas - воля; направление идеалистической философии,

признающее волю как основу всего сущего. Следует различать два вида В. -

как форму объективного и субъективного идеализма, типичным представителям

первой - А.Шопенгауэру и Э.Гартману - свойственен фаталистический тотальный

пессимизм, второй - Штирнеру и Ницше - агрессивное воление) и один из

основоположников современного иррационализма (философское учение,

настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и

признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.).

Вместо классических понятий “материя” и “дух” ставит “жизнь” как “волю к

власти”. С этой позиции познание выступает как “орудие власти”. В законах

науки он видит только “полезные фикции”, в истине - полезное заблуждение

(прагматизм-приложение волюнтаризма к логике и гносеологии). Этот

гносеологический релятивизм сопровождается в этике противопоставлением

расхожей “морали рабов” “морали господ”, связанной с идеей “сверхчеловека”.

Анри Бергсон (1859-1941) - представитель версии интуитивизма. В учении

использованы мотивы Платона, позднего Шеллинга, Шопенгауэра. Центральное

понятие идеализма Б.- “чистая”, нематериальная “длительность”, отличаемая

от “времени” как искаженном интеллектом представлении о “длительности” -

первооснове всего сущего. Материя, время, движение - лишь частные формы

проявления длительности в рассудочных схемах науки. Познание длительности

доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное

“постижение”, где “акт познания совпадает с актом, порождающим

действительность”. Во взглядах на общество оправдывал классовое господство,

считая его “естественным” состоянием, а войну - законом природы. Редиска.

Освальд Шпенглер (1880-1936) - теоретик культуры, историк, публицист.

Основное сочинение Ш., излагающее его философию истории,-”Закат Европы”.

Говорит, что Бисмарк это “о-го- го”, а война -”вечная форма высшего

человеческого бытия”. Отрицает понятие прогресса, противопоставляя ему

исторический фатализм, отвергает, негодяй, закономерное единство всемирно-

исторического развития. История распадается на ряд независимых, уникальных,

циклических “культур “ - особых сверхорганизмов, переживающих периоды

возникновения, расцвета и умирания. Задача философии - постижение

“морфологической структуры” каждой такой “мультуры”, в основе которой “душа

культуры”. Философия жизни утверждает, что познание основанное на логике

человеческого разума спекулятивно, поскольку оперирует с логическими

идеальными конструкциями не существующими в реальном мире. Этот взгляд, по

видимому, основывался на том факте, что технический рывок конца прошлого

века не дал человечеству ожидаемого от него счастья и достатка. Отсюда

неверие в силу разума и поиск новых форм. Философия жизни должна утверждать

самоценность жизни но поскольку она философия она ищет общие основы этой

жизни в частности волю и т.д. Неудивительно поэтому, что законы

биологической природы, в частности отношения хищник-жертва, были перенесены

на жизнь человеческого общества.

9.2 Категория диалектики как отражение всеобщих связей бытия и ступени

развития познания.

Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений,

находящихся в самых разнообразных связях друг с другом. Любые предметы и

события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в

единое целое. Понятие связи есть общее выражение зависимости между

явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития.

Типы связей определяются с точки зрения организованности материи.

Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является

специфическая и универсальная категория диалектики - категория развития.

Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное

изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению

нового качества. Необратимость движения означает, что в процессе развития в

отличие от случаев циклического функционирования системы невозможен возврат

к уже пройденным состояниям, а определенная направленность, - что в

процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения,

определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его

внутренними противоречиями. Закономерное изменение означает, что в основе

развития лежат не случайные события, которые в бесконечном количестве

возмущают направленное изменение объекта, но те проистекающие из сути его

события, которые носят необходимый характер. Все три отмеченные признака

развития необходимо концентрируют внимание на четвертом моменте - на

появлении нового качества. Принцип целостности мира определяет

взаимосвязанность мира т.е. наличие связей между бесконечным количеством

частей и частичек составляющих этот мир. Взаимодействие частей через связи

обуславливает развитие мира. Диалектика претендует на описание законов по

которым происходит взаимодействие по связям и таким образом она претендует

на знание законов развития.

9.3 Способ производства как материальная основа целостности общества,

его конкретно-исторической определенности.

С. п. - понятие, характеризующее конкретный вид производства

необходимых для жизни средств, осуществляемого в формах исторически

определен- ных общественных отношений. История общественного развития - это

прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение

всех других структурных элементов общества. С. п. является единством двух

неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных

отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей

стороны - производительных сил, которые на определенном уровне вступают в

противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до сих

пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие

становится экономической основой социальной революции, которая приводит к

закономерному изменению производственных отношений. Замена же

производственных отношений, то есть старого экономического базиса новым,

приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к

изменению всего общества. Таким образом смена С. п. происходит не по

произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных

отношений характеру и уровню производительных сил. Эта смена придает

развитию всего общества характер естественно - исторического процесса смены

общественно-исторических формаций. Способ производства целиком определяет

вид общества. Способы производства были неодинаковы на протяжении истории

развития человечества. Каждой эпохе соответствует свой С.п. Способ

производства устанавливает экономические, производственные отношения в

обществе а через них определяет и все другие: юридические, моральные,

культурные. Поэтому С.п. служит материальной основой целостности общества.

Духовной основой целостности общества служит культура. Как говорил Маркс,

чтобы философствовать чело- век должен быть обут, одет иметь крышу над

головой. Если С.п. терпит кризис то терпит кризис и общество. Пример:

Революции в России, Франции, Англии.

10.2 Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип

структурности.

Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие

объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее

пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в

другой. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического

описания природы. Первые древнегреческие материалисты признавали единым Э.

мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит).

Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как неделимых

частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало

противоречие между стремлением отыскать простейшие Э. материи и отсутствием

таковых вследствие неисчерпаемости материи.

Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма

организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между

ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый

атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный

объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей,

способностью к переходам из одних состояний в другие.

В зависимости от достигнутого уровня познания или целей исследования в

теории может раскрываться то один, то другой компонент С. С. Системы более

устойчива, чем отдельные ее свойства, однако С. не является неизменной.

Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают

ее качественные изменения, они всегда проявляются как изменения С. системы.

Связь элементов в С. подчиняется диалектике взаимоотношений части и целого.

При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются

отличными от алгебраической суммы ее элементов (аддитивность и

неаддитивность). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают

изменения свойств самих элементов.

Функция (лат. Functio - исполнение, совершение) - внешнее проявление

свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, напр. Функции

органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и

т.д. Ряд идеалистических направлений пытается свести науку к описанию Ф.

объектов, отрицая не только возможность познания сущности, законов вещей,

но и их существование (махизм, бихевиоризм).

Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) -

совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и

образующих определенную целостность, единство. Уже в древности был

сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С.

характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее

элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с

которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует

строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают

определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается

результатом взаимодействия всех ее уровней.

Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо

рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с

максимально возможным ( в идеале ) или необходимым ( для каких-то

практических целей ) количеством связей с другими объектами данной системы.

Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены

все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять

на него. Пример: Экология Земли.

10.3 Общественные отношения и их классификация.

О. о. - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их

совместной практической и духовной деятельности, делятся на материальные и

идеологические. Производство материальных благ составляет основу

существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех О. о.

важнейшими являются производственные, которые определяют характер всех

остальных - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.

Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства,

образуют сложную структурно - функциональную и иерархически - соподчиненную

систему; эта система и образует собою то, что называют производственными

отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть

форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения

и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.