![]() |
|
|
Шпаргалка по философии“Идеи” вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии Платона учение о “мировой душе” - душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания- диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только “видов”, но не самих чувственных единичных вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”): государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп граждан -”ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греческого “полиса”. Учение Платона играло видную роль в эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших дней. 2 Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и теории познания. Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит). Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д. “ от “аналитики “ как науку о вероятных мнениях от науки о доказательствах. Платон считал противоречие необходимым условием для побуждения души к размышлению, поскольку само бытие едино и множественно, вечно и преходяще, покоится и движется. Развитие Д. продолжили неоплатоники (Плотин, Прокл). В схоластике Д. стали называть формальную логику, противопоставленную риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении противоположностей “ выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции Руссо исследует противоречия как условие исторического развития, Дидро, кроме того, - в современном общественном сознании. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об “антиномиях “. Позже в теории познания ( “Наукоучение ) Фихте развил “антитетический “ метод выведения категорий. В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в другое, при котором обнаруживается односторонность и ограниченность этих определений, т.е. они содержат отрицание самих себя. Поэтому Д., согласно Гегелю, есть “движущая сила всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость... “. Маркс с Энгельсом построили Д. на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому материалистическая Д. есть не только “онтологическое “, но и гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Объективная диалектика описывает связи и ютношения которые имеют место в материальном мире. О.д. это диалектика вещей. ( Первична ) Субьективная диалектика сам диалектический процесс мышления. С.д. это диалектика идей. ( Вторична ) Логика это способ существования человеческого мышления. Диалектика это метод с помощью которого человек получает мнение ( знание ) по какому либо вопросу или предмету. Теория познания это теория оюъясняющая как происходит движение человека от незнания к знанию. ействительнос 3 Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства. О. - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков. Становление общества - сложный и длительный процесс. Решающим фактором возникновения общества стал труд. О. - не просто совокупность людей, в одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах. Производство-понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой - процесс активного преобразования с целью создания необходимых материальных условий для своего никчемного существования. В отличие от наивных зверюшек, поедающих травку и друг друга, человек все это сначала производит. Для этого необходимы три элемента: предмет природы, средства труда и собственно труд. П. всегда носит общественный характер, и потому, что людям неохота геморроиться в одиночку, и потому, что производя необходимое для жизни, люди косвенным образом производят и общественные отношения, и самих себя, как социальных элементов с мизерными способностями и непомерными потребностями. Материальное производство, имеющее, по Марксу, давлеющее, в отличие от духовного, являющегося другой стороной единого общественного П., значение, включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе (производительные силы) и отношение людей друг к другу (производственные отношения). Взаимодействие этих двух сторон определяется законом соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. П. всегда существует как исторически определенный способ производства. П. и потребление это два различных полюса общественной жизни, определяющим в этом взаимодействии является П., которое не только создает предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением через распределение, которое зависит от характера существующих производственных отношений. В классово антагонистических обществах владельцы средств производства присваивают себе прибавочный продукт, а трудящиеся массы (вот - так лексическая находка!) довольствуются малым. Впрочем иногда и не довольствуются, и тогда держись. Общество как способ существования человечества принципиально несводимо к арифметической сумме своих граждан. Т.е. общество не механическое объединение людей. Следовательно и развитие общества несводимо к развитию как конкретного человека так и человека вообще. Развитие общества представляет собой прежде всего процесс развития общественного производства. Общественное производство основа любого общества. Само общество и возникло только как объединение людей для совместного преодоления определенных трудностей, для совместного добывания пищи, например. Саморазвитие общества в таком случае представляет собой процесс развития общественного производства который в современное время можно назвать прогрессом. 9.1 “Философия жизни”. Ф.Ницше. А.Бергсон. О.Шпенглер Ф. ж. - субъективно-идеалистическое направление философии, сложившееся в Германии (Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира и была попыткой ограниченность механистического материализма идеалистическими методами. Появление Ф. ж. в некотором смысле знаменовало переход к иррационализму и нигилизму. В центре ее лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна переживанию. В 20-30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера и Э.Шпрангера, а также в работах Л.Клагеса и А.Боймлера, послуживших опорой идеологии фашизма. Некоторые идеи Ф. ж. послужили истоками экзистенциализма. Фридрих Ницше (1844-1900) - представитель волюнтаризма (лат. Voluntas - воля; направление идеалистической философии, признающее волю как основу всего сущего. Следует различать два вида В. - как форму объективного и субъективного идеализма, типичным представителям первой - А.Шопенгауэру и Э.Гартману - свойственен фаталистический тотальный пессимизм, второй - Штирнеру и Ницше - агрессивное воление) и один из основоположников современного иррационализма (философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.). Вместо классических понятий “материя” и “дух” ставит “жизнь” как “волю к власти”. С этой позиции познание выступает как “орудие власти”. В законах науки он видит только “полезные фикции”, в истине - полезное заблуждение (прагматизм-приложение волюнтаризма к логике и гносеологии). Этот гносеологический релятивизм сопровождается в этике противопоставлением расхожей “морали рабов” “морали господ”, связанной с идеей “сверхчеловека”. Анри Бергсон (1859-1941) - представитель версии интуитивизма. В учении использованы мотивы Платона, позднего Шеллинга, Шопенгауэра. Центральное понятие идеализма Б.- “чистая”, нематериальная “длительность”, отличаемая от “времени” как искаженном интеллектом представлении о “длительности” - первооснове всего сущего. Материя, время, движение - лишь частные формы проявления длительности в рассудочных схемах науки. Познание длительности доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное “постижение”, где “акт познания совпадает с актом, порождающим действительность”. Во взглядах на общество оправдывал классовое господство, считая его “естественным” состоянием, а войну - законом природы. Редиска. Освальд Шпенглер (1880-1936) - теоретик культуры, историк, публицист. Основное сочинение Ш., излагающее его философию истории,-”Закат Европы”. Говорит, что Бисмарк это “о-го- го”, а война -”вечная форма высшего человеческого бытия”. Отрицает понятие прогресса, противопоставляя ему исторический фатализм, отвергает, негодяй, закономерное единство всемирно- исторического развития. История распадается на ряд независимых, уникальных, циклических “культур “ - особых сверхорганизмов, переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания. Задача философии - постижение “морфологической структуры” каждой такой “мультуры”, в основе которой “душа культуры”. Философия жизни утверждает, что познание основанное на логике человеческого разума спекулятивно, поскольку оперирует с логическими идеальными конструкциями не существующими в реальном мире. Этот взгляд, по видимому, основывался на том факте, что технический рывок конца прошлого века не дал человечеству ожидаемого от него счастья и достатка. Отсюда неверие в силу разума и поиск новых форм. Философия жизни должна утверждать самоценность жизни но поскольку она философия она ищет общие основы этой жизни в частности волю и т.д. Неудивительно поэтому, что законы биологической природы, в частности отношения хищник-жертва, были перенесены на жизнь человеческого общества. 9.2 Категория диалектики как отражение всеобщих связей бытия и ступени развития познания. Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое. Понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Типы связей определяются с точки зрения организованности материи. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является специфическая и универсальная категория диалектики - категория развития. Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Необратимость движения означает, что в процессе развития в отличие от случаев циклического функционирования системы невозможен возврат к уже пройденным состояниям, а определенная направленность, - что в процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения, определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его внутренними противоречиями. Закономерное изменение означает, что в основе развития лежат не случайные события, которые в бесконечном количестве возмущают направленное изменение объекта, но те проистекающие из сути его события, которые носят необходимый характер. Все три отмеченные признака развития необходимо концентрируют внимание на четвертом моменте - на появлении нового качества. Принцип целостности мира определяет взаимосвязанность мира т.е. наличие связей между бесконечным количеством частей и частичек составляющих этот мир. Взаимодействие частей через связи обуславливает развитие мира. Диалектика претендует на описание законов по которым происходит взаимодействие по связям и таким образом она претендует на знание законов развития. 9.3 Способ производства как материальная основа целостности общества, его конкретно-исторической определенности. С. п. - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни средств, осуществляемого в формах исторически определен- ных общественных отношений. История общественного развития - это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех других структурных элементов общества. С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны - производительных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до сих пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие становится экономической основой социальной революции, которая приводит к закономерному изменению производственных отношений. Замена же производственных отношений, то есть старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению всего общества. Таким образом смена С. п. происходит не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Эта смена придает развитию всего общества характер естественно - исторического процесса смены общественно-исторических формаций. Способ производства целиком определяет вид общества. Способы производства были неодинаковы на протяжении истории развития человечества. Каждой эпохе соответствует свой С.п. Способ производства устанавливает экономические, производственные отношения в обществе а через них определяет и все другие: юридические, моральные, культурные. Поэтому С.п. служит материальной основой целостности общества. Духовной основой целостности общества служит культура. Как говорил Маркс, чтобы философствовать чело- век должен быть обут, одет иметь крышу над головой. Если С.п. терпит кризис то терпит кризис и общество. Пример: Революции в России, Франции, Англии. 10.2 Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип структурности. Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в другой. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического описания природы. Первые древнегреческие материалисты признавали единым Э. мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит). Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как неделимых частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало противоречие между стремлением отыскать простейшие Э. материи и отсутствием таковых вследствие неисчерпаемости материи. Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходам из одних состояний в другие. В зависимости от достигнутого уровня познания или целей исследования в теории может раскрываться то один, то другой компонент С. С. Системы более устойчива, чем отдельные ее свойства, однако С. не является неизменной. Когда количественные изменения системы выходят за границы меры и вызывают ее качественные изменения, они всегда проявляются как изменения С. системы. Связь элементов в С. подчиняется диалектике взаимоотношений части и целого. При объединении элементов в целостную систему ее свойства оказываются отличными от алгебраической суммы ее элементов (аддитивность и неаддитивность). Вместе с тем структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов. Функция (лат. Functio - исполнение, совершение) - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, напр. Функции органов чувств в организме, функции денег, функции государства в обществе и т.д. Ряд идеалистических направлений пытается свести науку к описанию Ф. объектов, отрицая не только возможность познания сущности, законов вещей, но и их существование (махизм, бихевиоризм). Система (греч. Systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в соотношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Уже в древности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой С. проявляет свою целостность. Иерархичность характеризует строение, морфологию и поведение С. Отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее уровней. Принцип системности - принцип согласно которому любой объект мира надо рассматривать как часть некоторой системы в которую объект включен с максимально возможным ( в идеале ) или необходимым ( для каких-то практических целей ) количеством связей с другими объектами данной системы. Таким образом изучение объекта не может проводиться без того что найдены все другие объекты на которые он может повлиять или которые могут повлиять на него. Пример: Экология Земли. 10.3 Общественные отношения и их классификация. О. о. - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех О. о. важнейшими являются производственные, которые определяют характер всех остальных - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д. Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно - функциональную и иерархически - соподчиненную систему; эта система и образует собою то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |