рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии и науки

Следы от исчезнувших, «ушедших в прошлое» событий и состояний остаются в нейронных структурах головного мозга и могут быть «разархивизированы» (от слова «архив) и активизированы. Творец кибернетики Н. Винер высказывал гипотезу, что интуиция вр у человека связана с ритмами его мозга, в частности, с альфа-ритмом, характеризующим его активность.

Чувство вр связывается также и с обменными процессами. Поскольку в старости интенсивность обмена веществ уменьшается, то и ход внутреннего «часового механизма» замедляется. В живые организмы как бы встроены некие «биологические часы», координирующие свою работу с биологическими ритмами, кот связаны с геофизическими ритма­ми смены времен года и времени суток. Вместе с тем во внутреннем вр не сущ ни секунд, ни часов.

По отношению к будущему чел не располагает теми «следами», кот запечатлелись в структуре головного мозга, но может на уровне психики моделировать предстоящие события и формировать образ вероятностного будущего. На основе такого прогноза и моделирования происходит некое предпрограммирование будущей ситуации, поведения и деятельности, кот имеет детерминирующее значение. Формируется информационно-протяженный в будущее временной поток, инф-ая модель будущего, кот создается силой сознания самого суб. В этом своеобразная особенность будущего субъективного вр. Суб вр восприятия настоящего В.Вундт объяснял как «единомоментальное восприятие» ряда последовательных событий (можно сказать, что речь идет о сканировании вр длительности). Чел не осознает и не воспринимает ежесекундной дискретности вр, напротив, он чувствует себя окруженным вр континуальностью, т.е. постоянным вр потоком. Квант суб вр может быть наполнен как информационным посланием из прош, так и содержать в себе посыл в буд. Во внут субъективной реальности чел с легкостью «перемещается во вр», а потому мгновение, оставаясь мгновением, оказывается текущим и длящимся, что особенно характерно для состояний, получивших название «двуколейности переживаний», когда стресс оказывается столь силен, что чел воспринимает моменты прошедшей жизни как поток переживаний, сопровождающий непосредственно текущее настоящее.

36   Объективное и субъективное социальное и культурно-историческое время. Введение понятия хронотопа.

Соци культурно-историческое вр.Соц бытие — это такая же реальность, как и мир физи­ческих объектов, а потому имеет свое вр. Соц врэто совокупность темпоральных отношений в обществе, временные параметры дея-ти людей, характеризующие процессы изменчивости, происходящие в обществе.

Соц вр имеет собственную организацию и структуру: (а) время, характеризующее историю народа и человечества; (б) вр расцвета наций и этносов, той или иной общественно-пол сис, того или иного гос или страны; (в) вр человеческого бытия.

Ист преобразования отражают соц вр человечества и свидетельствуют о его неравномерности. Соц вр есть противоречивый процесс, включающий в себя фазы замедления и ускорения, застоя и взрыва, цикличности и необратимости. Так, в эпоху рев преобразований ист вр ускоряется, «спрессовывается», насыщаясь эпохальными событиями. Совр цив-я наращивает темпы развития, в то вр как на ранних этапах  чел общества они были замедлены.

В структуре соц ври можно выделить повторение и ориентацию на традицию. Относительной, а не абсолютной повторяемости. Однако общество должно постоянно воспроизводить весь цикл развития: произ­водство, распределение, обмен и потребление. В противном случае, оно будет обречено на гибель. Люди в своей жизнедеятельности должны также повсеместно повторять соц распределенные между ними роли и фун, а общественные структуры соблюдать институциональные нормы. В этой связи различают синхронное (совпадение во времени процессов и их актуальное взаимодействие) и диахронное (последовательные временные взаимодействия) соц вр. Из-за несогласованности синхронных и диахронных процессов в соц врмогут возникать противоречия, разрешение котпредполагает активную деятельность чел.

В структуре соц вр выделяют ритм и последовательность. Ритм характеризует определенную повторяемость одновременно или последовательно существующих процессов и событий. Ритму противостоит аритмичность, когда происходят общественные трансформации и жизнедеятельность общества приобретает хаотичный, неупорядоченный характер. Единство изменения и устойчивости порождает периодичностъ. Так, совр рос экономика — это период посткризисных изменений. До этого был период рыночных трансформаций постсоциалистической экономики, а еще раньше — период планово-централизованной экономики.

Структура соц вр первична по отношению к дея-и личности. От того, совпадает ли ритм чел жизнедеятельности с ритмом общества, или отстает от него, зависит качество жизни чел. В совр постиндустриальном обществе соц вр набирает скорость и «уплотняется». Природные биол ритмы чел организма становятся несоизмеримыми с нарастающими ритмами соц вр, что приводит ко многим негативным последствиям. Возникает протест против безумного «бега» общества постиндустриального вр. Переход на интенсивный путь развития общества предполагает сокращение потерь соц вр. Но само словосочетание «сэкономить вр» применимо только по отношению к соц, а не физическому вр, метрика кот задана самой природой. Соц вр может быть комфортным для индивидаи нет. Поэтому соц проектирование будущего становится очень значимым для че­л. Это проектирование приобретает разные формы: (а) утопии, т.е. того, что реально неосуществимо; (б) культа будущего, когда приносится в жертву во имя будущего. Однако отказ от проектирования будущего приводит к появлению жизненной установки, согласно кот важно «ловить мгновения», жить одним днем, не учитывать свойство транзитивности (от лат. transitus — переход) вр, что означает отказ транслировать опыт от поколения к поколению.

Можно также выделить следующие вр ходы: (а) замедленное течение соц вр; (б) вр активной борьбы между прош и буд; (в) взрывное вр или скачкообразный вр ход; (г) циклическое вр. Но мо гут быть выделены и другие, менее бесспорные, типы вр отношений соц структур: (а) иллюзорное время; (б)         время неуверенности, обусловленное появлением нерегулярных общественно-соц пульсаций и аритмичности; (в)                медленно бегущее время, когда будущее актуализируется в настоящем и застывает; (г) время доброе и злое, благополучное и неблагополучное и т.д.

Культурно-ист вр характеризуется тем, что указывает на своеобразие развития истории и культуры. Культурно-ист вр характеризует длительность существования и качественную смену состояний тех или иных цивилизаций, каждая из кот имеет вр зарождения, расцвета и заката. Вр в культуре тесно связано с ощущением бренности жизни, с дух переживаниями чел и поиском ответа на вопрос о смысле его жизни. Культурно-ист вр разделяется на период до рождества Христова и после него. В ист культуры есть понятие «сакрального» ври, с кот связывали ритуалы, жертвоприношения и пр. В религии вр чел воспринимается специфически как инверсивное: физическая смерть истолковывается как подлинное рождение для новой жизни, а физ рождение как трудная дорога подготовки к новому рождению (смерти). Есть много метафор, в кот метко выражены характеристики культурно-ист вр: «времена церкви», «времена купцов», «время тиранов».

Хар-й культурно-ист вр является его персонификация, когда вр обретает собственное имя, метафорически украшая культурный дискурс: фатум, судьба, золотой век, конец света, болезнь времени и пр. Персонификация вр широко распространена в мифологии, поэзии, худ лит, проникает она и в обыденную речь. Как отмечал русский философ Н. Бердяев, последняя проблема, связанная со временем, есть проблема смерти.

Представления о культурно-историческом времени помогают понять «энергию» вр, связанную со спецификой каждого локального культурного образования. Процесс развития культуры во вр запечатлен в том совокупном потенциале культурных ценностей, кот наследует каждое последующее поколение, а культурно-историческое вр указывает на связь традиций и новаций, статику и динамику вр. Культурно-ист вр, имея собственную специфику, тесно связано с физическим. Так, календарные даты маркируют открытия, выдающиеся события и высшие достижения тех или иных этапов развития общества, помогая удерживать в памяти чел прошлую ист, без кот нет наст ни у общества, ни у народа.

Понятие «хронотоп» как выражение конкретного единства пространственно-временных характеристик.

В реальной действительности пространственно-вр характеристики процессов и событий разделить невозможно. Так, Г.Минковский писал: «Отныне про-о само по себе и вр само по себе полностью уходят в царство теней, и лишь своего рода союз обоих этих понятий сохраняет самостоятельное сущ». Для того чтобы отразить это конкретное единство, было введено понятие — «хронотоп» (от греч. chronos — время + topos — место), выражающее континуальное единство пространственно-временной размерности, связанной с культурно-историческим смыслом событий и явлений. Одним из первых использовал это понятие нейрофизиолог А. Ухтомский: «С т зр хронотопа, сущ уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события; уже не отвлеченные кривые линии в про-е, а «мировые линии», кот связываются давно прош события с событиями данного мгновения, а через них — с событиями исчезающего вдали будущего». А Ухтомский ввел понятие «хронотоп» в психологию и нейрофизиологию, оценивая его как доминанту сознания, центр и очаг возбуждения, побуждающий организм в конкретной ситуации к определенным действиям. М. Бахтин использовал понятие «хронотоп» в литературоведении и эстетике. Это были первые проекции идеи континуальной взаимосвязи про-ых и вр отношений в плоскость гум знания. Понятие «хронотоп» отражает универсальность про-вр отношений: оно применимо не только к материальным, но и к идеальным процес­сам. Изучение культуры требует континуального подхода, т.е. изучения ее бытия с учетом единства про-вр размерности. Эвристичность понятия «хронотоп» прояв­ляется при изучении «ядра» и «периферии» культуры, анализа родственных характеристик культур и культурных отторжений, притяжения противоположных культур, их ассимиляции и пр. Применяя понятие «хронотоп» для осмысления взаимосвязи вр и про-ых событий в рамках худ-, лит- произведения, М.Бахтин, наряду с хронотопом античной культуры, выделял три типа романо-эпического хронотопа: авантюрный, авантюрно-бытовой и биографический, настаивая при этом на использовании понятия хронотопа только в рамках литературы. Однако потенциал этого понятия более широк. Так, специфика отношения ко вр и про-у видов искусства позволяет делить их на (а) вр (музыка); (б) про-е (живопись, скульптура); (в) про-вр (литература, театр). Можно говорить о культурном хронотопе Древнего Востока или Древней Греции, христианства или Возрождения, что позволит отразить доминирующие в этих культурах ценностные ориен­тации.

Следует учитывать, что если до введения понятия «хронотоп» считалось, что про-о мы познаем, а вр ценностно переживаем, то понятие «хронотоп» отразило «ценностный вес Я и другого» в контексте целостного и одновременно длящегося про-вр лика эпохи. Мы переживаем и процессы, связанные со вр, и про-е очертания, ландшафты, стили ушедших эпох, кот даны нам через произведения искусств. Эстетический образ пространства рождает ту дополнительную энергию, кот вызывает самые лучшие помыслы человека и направляет его к обустраиванию собственной среды.

 Архитектурные решения при строительстве города или предместья — это сферы чел дея-и, и, одновременно, образы про-а, упорядоченного в соответствии с культурным вр той или иной эпохи.

Итак, понятие «хронотоп» не просто указывает на единство про-вр характеристик, но подчеркивает именно конкретно-ист единство, т.е. такое единство, в кот приоритет отдан хроносу, вр. Здесь врпредстает в своем «содеянном виде».

В наст врв связи с процессами глобализации, можно говорить о значимости понятия хронотопа для актуального осмысления единства прост-вр трансформаций. Заключающаяся в понятии «хронотоп» возможность создания интегрированного образа мира позволяет не только выявить общие хар-и жизни и тенденции развития, но и понять человеческое измерение мира и исторического процесса в целом. При этом очевидной становится ответственность каждого чел за то или иное формирование событийных «мировых линий» (Ухтомский). Эта ответственность формиру­ется раньше всякого рационального размышления, ибо, как считал А. Ухтомский, «сердце, интуиция и совесть — самое дальнозоркое, что у нас есть». Угадываемая и предполагаемая ритмика событий в их хронотопной перспективе является особо значимым звеном социально-политических прогнозов и мировоззренческих ориентации.


37.      Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

Ком природа соц-гум знания обладает интересной особенностью: когда система этого знания начинает наблюдать самое себя, фиксировать то, что про­исходит в ней и вне ее, она становится аутопоэтической, т.е. обладающей способностью к самоописанию и воспроизводству собственных смыслов. В процессе ком и происходят обмен смыслами, движение семантической, эмоциональной, вербальной и других видов инф. Образуется широкое ком поле, границы кот сливаются с границами самого общества и простираются как в прош, так и в буд. Ком может осуществляться в режиме как полож, так и отриц обратной связи. В ней нет изначальной тенденции к консенсусу. В этом смысле ком уровень — это очень зашумленная сфера, наполненная выбросами разнокачественных энергий. Возможна ситуация ком энтропии (хаоса).

Г.Щедровицкий выделил 3 типа ком стратегий: (а) презентация; (б) манипуляция; (в) конвенция. Презентация связана с предоставлением основных содержательных и смысловых характеристик и их объективным отражением. Манипуляция предполагает навязывание адресату внешней для него цели, а потому и использует скрытые механизмы влияния и действия, кот в ментальное агента адресата разрушают ком понимание, формируют про-о некомпетентности. Конвенция направлена на достижение соглашения и характеризуется тем, что субъекты при решении соц, интерсубъективных проблем, выступают партнерами, помощниками. Их называют «модераторами» (от лат.— умеряющий) коммуникации.

Структура ком включает в себя: (а) отправителя инф (коммуниканта); (б) сообщение; (в) реципиента (получателя инф).

В зав от специфики адресата ком процесс делится на: (а) аксиальный, когда инф направляется отдельным индивидам; (б) ретинальный (от лат. retina — сеть) процесс, когда инф направлена множеству вероятностных адресатов. При этом и в том, и в другом случае важны ком ключи, для кот характерны целесообразность и функциональность, поэтому бред не может считаться коммуникативным актом.

По организационным формам ком делится на: (а) деловую; (б) совещательную; (в) презентационную. По типу протекания ком процесса можно выделить: (а) мо­нолог; (б) диалог; (в) полилог, а по характеру взаимодействия участников ком: (а) противоборство; (б) компромисс; (в) сотрудничество; (г) уход; (д) нейтралитет.

Чел со дня своего рождения попадает в сеть непосредственных ком отношений, свойственных данной культуре, и становление его сознания немыслимо вне ком воздействий. Соц-гум знание имеет ком природу, кот может проявляться и опосредованно (книги, учебники, опредмеченные ценности культуры и сокровища чел гения).

Различные соц-гум н изучают свой аспект ком. Фил видит в ком одно из атрибутивных свойств универсума, связанное с наличием в нем исходной инф разнородности. В фокусе внимания соц находятся ком связи и отношения различных соцгрупп. Политология изучает политпроцессы с т зр инф обмена. Культурологию интересуют процессы трансляции культурных ценностей.    Научные конвенции и моральная ответственность ученых.

Вопрос о конвенции (от лат. convention — соглашение) в области н знания был поднят в конце XIX века и до сих пор является остро дискуссионным. Обоснование конвенций как неустранимого элемента н исследования принадлежит выдающемуся мат современности А. Пуанкаре, кот считал, что конвенцию необходимо ввести в основания н, так как она способствовала эффективному развитию н знания в клас естествознании. «Некоторые основные начала н следует понимать как конвенции, условно принятые соглашения, с помощью кот ученые выбирают конкретное теор описание физических явлений среди ряда различных одинаково возможных описаний», — писал он. Подчеркивая условность конвенций, Пуанкаре тем не менее всегда отрицал их произвольность, аргументируя это тем, что если бы мы были перенесены в другой мир (например, неевклидовый), то остановились бы на других положениях.

Можно выделить умеренный и радикальный конвенциализм. С т зр умеренного конвенциализма, кот придер­живался А. Пуанкаре, соотношение концептуального уровня н и реальности зависит от выбора понятийных средств, правил, а также прагматических критериев, норм и идеалов. В этом смысле конвенциальные элементы неустранимы из корпуса и оснований н. Позиция радикального конвенциализма, ко­т разделяли выдающиеся логики Р.Карнап и К.Айдукевич, состояла в убеждении, что только с н конвенциями связан принцип толерантности в н. На основе конвенций возможна международная коопера­ция ученых, а также консолидация ученых в н сообществе. Это с особой очевидностью проявляется в обл символической логики, где каждый ученый может строить свою собственную логическую систему и предлагать любые аксиомы и синтаксические правила. В отношении же н дисциплин, кот отражают реальную онтологию и строят картину мира, произвольность допущений ограничена.

В наст вр в связи с угрозой глобальных кризисов вопрос о н и моральной ответственности ученых становится особенно актуальным. Экспансия техногенного развития, загрязнение окружающей среды, лавинообразный рост н инф оказываются патогенными (от греч. patos — страдание + генезис) для жизни людей факторами. Человечество оказывается беспомощным в контроле над возрастающей технической мощью совр цив. Совр биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения чел жизни. Различные методы искусственной репродукции чел, замены пораженных органов и тканей, вмешательство в генетический код чел, активное воздействие на процессы старения приводят к возникновению реальной опасности разрушения исходной биогенетической основы телесности и психики чел. Особые проблемы вызывает коммерциализация таких сфер врачебной деятельности как трансплантация органов.

Одним из моментов ком природы соц-гум п является индоктринация, т.е. внедрение, распространение или внушение (нецеленаправленное или целе­направленное) какой-либо доктрины. В общем плане индоктринация понимается как внедрение в семантическое про-о какой-либо доктрины, что может сопровождаться разнообразными изменениями сознания вплоть до потери собственной индивидуальности и идентичности. В истории нашей страны в обществен­ное сознание успешно внедрялись многие идеи: «народной власти», «врагов народа», «коммунизма как светлого будущего», идея «перестройки» и, на­конец, пришедшая ей на смену, идея «рынка» как эффективного механизма постиндустриального развития. Внедрение и распространение этих идей обеспечивалось соответствующими механизмами фор-ия общественного сознания. Индоктринацию можно рассматривать как целенаправленный процесс, кот имеет своей целью связать и объединить различных индивидов, с помощью унифицирования их мышления и мировосприятия. Индоктринация создает некую новую реальность, кот может противоречить дейс-и, а соц субъект, приняв инф об этой реальности, отрывается от собственного опыта социализации, от реальных представлений о реальной действительности. Происходит как бы своеобразное отторжение суб от реального окружающего его мира и погружение в специально созданное ментальное про-о.

Процесс индоктринации должен соответствовать определенным параметрам: (а) доминирующая доктрина должна обладать «хорошими» характеристиками: целостностью, завершенностью, самодостаточностью, непротиворечивостью, наличием идеалов и целей, быть тотальной (от лат. totalis — полный, всеохватывающий); (б) «погружение» в доктрину должно быть полным. То есть условиями успешного протекания процесса индоктринации являются тотальность, тоталитаризм и тотальный контроль, что предполагает включение в ареал ее распространения не только взрослых, но и детей; (в) процесс индоктринации должен имеет достаточно жесткие репрессивные механизмы, предполагающие служение данной доктрине, веру в нее, идентификацию с ее основными ценностями и регулятивными идеями.

Структура индоктринации включает: (а) жесткое ядро: основная идея и совокупность основных принципов, ею обусловленных; (б) слои защитного пояса: установки, символика, система ритуалов, совокупность правил поведения, которые являются фильтрами, защищающими жесткое ядро индоктринации; (в) механизм запретов и разрешений, наказаний и поощрений, гарантирующий работу фильтра.

Широкому распространению индоктринации в совр усл способствуют такие критические социокультурные усл, как агрессивность и плотность инф среды, нарастающее давление глобальных проблем, геополитическое противостояние, психол безграмотность и беспомощность основной массы населения, не умеющей защитить себя от инфвлияния.

Согласно совр философско-методологическим разработкам основной целью процессов индоктринации в совр мире являются уменьшение разнообразия, ориентация на доминирование унификации, усреднения идеологических и мировоззренческих идеалов. Однако если побеждает, например, только одна идеология, направляющая развитие общества соответственно в одном направлении, то это оценивается как фак­тор регресса, как давление регрессивного механизма монизма, утверждающего некий идеал в форме постулата.

Для подлинной н неприемлемо ни авторитарное поведение, ни нетерпимость к критике и чужому мнению.

Имеет ли место индоктринация в н? Да, особенно в н соц-гум цикла, где часто ставится цель обеспечить сохранность «нужной» теории-доктрины и успеш­ность ее распространения. Если знания, содержащиеся в той или иной н доктрине, квалифицируются как бесспорные, то она становится культом, рождает особый тип удовлетворения принадлежности к ней. Чел чувствует себя приближенным к интеллек элите или избранным, владеющим мощными знаниями, особыми секр принципами и методами. Индоктринированный ученый оказывает сопротивление попыткам довести до его сознания противоречащие н доктрине факты. Сопротивление будет тем сильнее, чем более очевидным окажется контрпример и чем масштабнее изменения он должен будет вызвать в уже индоктринированном сознании. Индоктринация в н, будучи мощным средством влияния на ученого, способствует уничтожению его индив, свободного мнения, выбора и позиции.





38    Методологические следствия и императивы коммуникативной науки.

Идея "коммуникации", т.е. взаим людей как основы общественной реальности и соответственно исходной предпосылки фил и ее отдельных разделов, высказывалась еще в учениях и концепциях, возникших до 2 мир войны. Немалый стимул для ее разработки дала фил К.Ясперса. Но особенно популярной тема коммустала в фил учениях посл десятилетий XX в., из кот на 1 место по уровню теорет разработанности и глубине влияния следует поставить концепции К.О.Апеля, Ю.Хабермаса. Общим для обоих мыслителей полем иссл  оказалась сфера практического разума, на примате кото перед разумом теор настаивала и фил традиция. Однако Апель, Хабермас, считали, что фил модерна занималась собственными абст конст-ми "практ разума" больше, нежели реальной, живой практ, "ж миром" индивидов. Фил (Апель) должна в полном и подлинном смысле этого слова стать прагматикой, притом прагматикой трансцендентальной, добавлял Апель.

1-       В противовес господствующей сегодня (в 70-х годах. - Н.М.) логике н он придерживается того мнения, что всякая фил теория н должна ответить на поставленный Кантом ? о трансцендентальных усл возможности и значимости н.

2-       В противовес же представителям ортодоксального кантианства то мнение, что ответ не может быть дан благодаря возврату к кантовской фил трансцендентального "сознания вообще". Ответ на ? о трансцендентальном субъекте н должен быть дан благодаря действительному достижению фил этого столетия, а именно благодаря пониманию трансцендентальной значимости языка, и тем самым языкового сообщества . Апель специально занялся ист этики и проб этического обоснования трансц прагматики, как и обоснования самой этики. В работе "Трансформация фил" Апель настаивал на необходимости и возможности "последнего обоснования" теор и практ фил и высказывал мысль, что его может дать именно трансцендентальная прагматика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.