![]() |
|
|
История философии и наукиЕще в конце 20 в ученые были озабочены парадигмальной (от слова «парадигма») несовместимостью между биол и физ. Биол, опираясь на эволюционную теорию Дарвина, отстаивала идею созидания в процессе эволюции все более сложных и упорядоченных систем; физика, открыв 2-е начало термодинамики, приходила к выводу о неизбежности непрерывного роста энтропии, в результате кот изолированная система целеустремленно и необратимо будет смещаться к состоянию теплового равновесия, что равносильно «смерти» системы. До посл трети XX в лидирующей н, кот формировала онтологический фундамент общенаучной картины мира, была физика. А так как в числе ее принципов отсутствовал принцип эволюции с-м к упорядоченному усложнению, то он не включался в число основных идей построения общенаучной картины мира. Идея развития была одной из главных в биол, но в связи с тем, что она не была лидирующей н, эта идея не использовалась в качестве фун-ой в н картине мира. Несовместимость идей 2 н можно было преодолеть 2 способами: видоизменить содержание теории эволюции или ввести в физику эволюционный подход. Преодоление несовместимости этих идей было намечено, с одной ст, космологической теорией А. А. Фридмана, а с др — учением В.И.Вернадского о био- и ноосферах. В нач XX в разработанная Фридманом теория расширяющейся Вселенной (теория «Большого взрыва») положила начало появлению идеи исторического изменения Вселенной, включив в НКМ идею космической эволюции. Согласно этой теории, в самом начале эволюции Вселенной (10—43 секунды после «Большого взрыва») была нарушена исходная симметрия, объединяющая 4 основных типа взаимодействия в природе: сильные, электромагнитные, слабые и гравитационные. После «Большого взрыва» эти 4 фундаментальных взаимодействия в природе стали существовать в их отдельности, что позволило говорить о типах взаимодействия не как раз и навсегда данных, а как возникших в процессе эволюции. Теория Фридмана уже позволяла говорить о том, что ист развитие (эволюция) присуща не только живым организмам, но и Вселенной в целом. Развитию идей универсальной эволюции способствовало и учение В.И. Вернадского о био- и ноосферах, обосновывающее идею неразрывной связи планетарных и космических процессов. Биосфера, согласно учению Вернадского, - самовоспроизводящаяся система, на развитие кот влияют не только специфические особ Земли и Космоса, но и антропогенные факторы (дея чел). Под влиянием н мысли и результатов чел дея-и биосфера эволюционирует в новое состояние — ноосферу. Эта эволюция имеет необратимый характер, четко обозначая фактор времени. По Вер-у, жизнь - это целостный эволюционный процесс (физ, геохимический, биол), включенный в косм эвол. Но совр версия принципа глобального (универсального) эволюционизма появилась только в кон XX века в результате соединения идеи эволюции с синергетическими принципами. Эволюция стала расс как универсальный процесс самоорганизации неравновесных систем, включающий одновременно физико-химические, биол, соц, антропологические, экол, социально-культурные изменения. Н.Н.Моисеев хар-л унив эволюционизм как исследовательскую программу для изучения самоорганизации Вселенной и считал, что «весь унив эволюционизм... осуществляется за счет сил взаимодействия элементов системы Универсума». Универсальность принципа глобальной эволюции подтверждается тем фактом, что ситуации самоорганизации (эволюции) систем в неравновесных условиях были зафиксированы практически во всех н: в н о земле при изучении дрейфа материков, циркуляции атмосферы, формировании облаков и т.д.; в биологических н при изучении формирования генокода, динамики популяций и экосистем и т.д.; в физиологии при изучении функционирования организма в целом и т.д.; в медицине при исследовании иммунных систем и т.д. Совр медицина считает вполне научно корректным вопрос, сформулированный в синергетической парадигме: сколько хаоса может вынести чел организм, чтобы не заболеть? Синергетические принципы находят адекватное применение также в физике плазмы, психофизиологии, психотерапии, при изучении комп систем, при разработке стратегий соц управления и принятия решений и т.д. 1. Кинематические парадоксы - «замедление» времени в движущейся системе отсчета и «сжатие» масштаба вдоль оси, параллельной вектору скорости относительного движения этих систем, в движущейся системе отсчета. По своей сути и структуре оба парадокса подобны, рассмотрим один из них Парадокс часов. Пусть два наблюдателя находятся в одной инерциальной системе отсчета и устанавливают свои часы с абсолютной точностью, т.е. так, чтобы показания часов в любой момент времени всегда совпадали. Затем один из наблюдателей или же оба одновременно переходят в разные инерциальные системы отсчета и сравнивают показания часов. Первый наблюдатель, покоящийся в своей системе отсчета, заметит, что часы движущегося наблюдателя идут медленнее в (1 – v2/c2)1/2 раз. Второй наблюдатель в своей системе отсчета обнаружит обратную картину. Показания его часов опережают показания первого наблюдателя ровно во столько же раз. Кто прав? У кого из наблюдателей часы идут медленнее. Суть разрешения парадокса не в том, сможем мы или нет «синхронизировать» часы наблюдателей, покоящихся в разных инерциальных системах отсчета. Суть в более простом, но более принципиальном вопросе: «замедление» времени реально, т.е. действительно имеет место, или же время в двух этих системах течет одинаково. Этот эффект интерпретируют еще как парадокс близнецов, когда один из близнецов совершающий движение старится медленнее , чем тот который находится в покое. 2. динамические парадоксы. Рассмотрим парадокс рычага. Представим себе Г-образный рычаг. Этот рычаг уравновешен некими силами. Если мы теперь будем двигаться относительно этого рычага, то увидим (в полном соответствии со СТО), что длины плеч рычага и величины векторов сил изменились. Они изменились так, что возник вращающий момент, стремящийся повернуть этот рычаг. Повернется ли рычаг? Антропный принцип – одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредставления. Область его применения – роль и место разумной жизни во вселенной, а конкретно человека. Существуют три исторические парадигмы , дающие ответ на этот вопрос. Вселенная антропоморфна , она целостный организм , а человеком управляют высшие космические силы (Аристотель , Птолемей) Вселенная - механизм , созданный Богом , который сотворил человека по своему образу и подобию (Декарт , Ньютон) Стандартная космологическая модель , в рамках которой возникновение разумной жизни - проявление законов случая. Анализ этих проблем привел к осознанию того, что во вселенной существует очень тонкая подгонка фундаментальных физических констант и даже малые отклонения от стандартных значений привели бы к такому изменению свойств вселенной, что возникновение человека в ней стало бы невозможно. Эта удивительная приспособленность вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа. Пригожину, Янгу, Моисееву принадлежит идея универсального эволюционизма. Структура современной общепризнанной картины мира носит мозаичный характер: она состоит из автономных блоков – физика, биология и др., которые хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой, универсальной эволюционной парадигмы. Смысл принципа универсального эволюционизма состоит в том, чтобы представить все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики, как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном онтологическом пространстве. № 23 Антропный принцип, его роль в современной научной картине мира. Несколько десятилетий назад Б. Картер выдвинул так называемый антропный принцип (АП), декларирующий наличие взаимосвязи между параметрами Вселенной и существованием в ней разума. Формальный толчок началу дискуссии о месте человека во Вселенной дало обсуждение проблемы совпадения больших чисел – странной численной взаимосвязи параметров микромира (постоянной Планка, заряда электрона, размера нуклона) и глобальных характеристик Метагалактики (ее массы, размера, времени существования). Эта проблема поставила вопрос: а на сколько случайны параметры нашего мира, насколько они взаимосвязаны между собой, и что произойдет при их незначительном изменении? Анализ возможного варьирования основных физических параметров показал, что даже незначительное их изменение приводит к невозможности существования нашей Метагалактики в наблюдаемой форме и не совместимо с появлением в ней жизни и, соответственно разума (библиография по данной проблеме обширна, и я не буду детально останавливаться на рассмотрении нюансов проблемы совпадения больших чисел, могу только предложить вашему вниманию мою работу на эту тему [3]). Взаимосвязь между параметрами Вселенной и появлением в ней разума была выражена Картером в двух формулировках – сильной и слабой. Слабый АП лишь констатирует, что имеющееся во Вселенной условия не противоречат существованию чел: «Наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей». Сильный АП выдвигает более жесткую взаимосвязь параметров Вселенной с возможностью и необходимостью появления в ней разума: «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит), должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Можно сформулировать два крайних предположения обосновывающих АП: 1) Разум в нашей Метагалактике явление абсолютно случайное, кот стало возможным лишь благодаря маловероятному, но реализованному совпадению многих независимых физических параметров. 2) Наличие биологической и социальной форм движения закономерное следствие развития Вселенной, а все ее физические характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены таким образом, что с необходимостью вызывают появление разума. Вероятностная гипотеза объяснения АП, низводит его с позиции глобальной эвристической идеи взаимосвязи появления разумной жизни и строения Вселенной к абсолютно случайному совпадению, чем, по сути, выводит его за рамки н рассмотрения. Но вероятностную гипотезу можно рассматривать лишь как терминологическую – вместо вопроса о возможности появления наблюдателя во Вселенной ставится вопрос о его возможном появлении в совокупности Вселенных. А исходя из понятия категории «Вселенная» мы должны признать, что оно абсолютно тождественно термину «совокупность Вселенных». Можно лишь различать варианты единично- или множественно-определенной Вселенной, что естественно, не существенно с точки решения проблемы о возможности и необходимости появления разума во Вселенной. Гипотеза осциллирующей Вселенной, в качестве возможного объяснения АП, не отличается от предположения множественности Вселенных. Численная бесконечность заменяется временной, опять же сводя объяснение АП к абсолютно случайному моменту. Антропный принцип – одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредставления. Область его применения – роль и место разумной жизни во вселенной, а конкретно чел. Существуют три исторические парадигмы, дающие ответ на этот вопрос. Вселенная антропоморфна, она целостный организм, а человеком управляют высшие космические силы (Аристотель, Птолемей) Вселенная - механизм, созданный Богом, кот сотворил чел по своему образу и подобию (Декарт , Ньютон) Стандартная космологическая модель , в рамках кот возникновение разумной жизни - проявление законов случая. Анализ этих проблем привел к осознанию того, что во вселенной существует очень тонкая подгонка фундаментальных физических констант и даже малые отклонения от стандартных значений привели бы к такому изменению свойств вселенной, что возникновение чел в ней стало бы невозможно. Эта удивительная приспособленность вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа. Для лучшего понимания трактовки АП в рамках ГЭ рассмотрим, к примеру, соответствие окраски некоего вида животного цвету геологических пород в некоторой местности. Можно обсуждать проблему реализации конкретного цвета породы, без которого не возможно было бы существование данного животного – и с какой вероятностью мог бы появиться именно такой цвет, и выдвинуть гипотезу множественности местностей и, что только одна из них совершенно случайно такова, что соответствует окраске животного... Или просто констатировать, что это соответствие есть результат развития вида в условиях данной местности. 24 Актуальные проблемы и направления науки 21в. Усиление техногенного влияния на окр среду привело человечество к порогу глоб кризисов. Н не отказывается брать на себя ответственность за их преодоление. Анализируя рост материально-энергетических потребностей чел-ва в соотношении с природными ресурсами ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовывать отходы чел жизнед-и . Ученые во всеуслышание заявляют о глоб проблемах современности, к кот относят проблемы, охватывающие систему «мир — чел» в целом и кот отражают жизненно важные факторы чел существования. Глоб проблемы имеют не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их реш зависит предотвращение глоб кризиса совр цив-и, жизнедеятельность общества, судьба человечества. К глоб проблемам совр относят эколог, демографические, проблемы войны и мира, проблемы кризиса культуры. Статус глоб получила и проблема терроризма. К причинам возникновения глоб проблем относят: усиленный рост потребностей человечества, возросшие масштабы тех средств воздействия общества на природу, истощение природ ресурсов. Особ-ю глоб проблем явя их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой обострение всей их цепочки. В силу этого глоб проблемы должны реш комплексно, координированно, усилиями всего мирового сообщества. Они сплетены в сложный клубок, включающий в себя нить медико-биологических проблем, указывающих на риски для здоровья совр чел, сокращения ареалов нищеты и бедности, комплекс минерально-сырьевых проблем, свидетельствующих о потенциале народнохозяйственного развития, проблемы энергетического кризиса, проблемы прекращения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения. Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографической проблемой, кот обусловлена не только спадом рожд, но негативными тенденциями развития семьи: появление неп семей, непрочных семей, возникновение семей нетрадиционного типа, в принципе не способных к продолжению рода. Особой проблемой остается проблема соц расслоения, наличия экономического неравенства, «соц дна» и маргиналов. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях абсолютной нищеты. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, выходом из кот должны служить научно обоснованные программы разумного обеспечения предметами первой необходимости всего населения планеты. Глоб эколог проблемы сосредоточены в системе отношений «человек — общество — биосфера» и требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за последствия результатов их деятельности, а также усиления контроля со стороны гос, правительственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Становится актуальной просветительская работа, направленная на формирование экологического сознания человечества и подрастающего поколения. Врачи и биологи выступают за проведение моратория на использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Анализ экологических бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное техногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу и на чел. Н отреагировала на глоб эколог проблему созданием новой отрасти — соц экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и природы, выяснение антропогенных, технологических, соц факторов, обусловливающих эколог кризис и поиск оптимальных путей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающих последствий экологических катастроф, создание программ реш эколог проблем, рассмотрение способов экологической переориентации экономики, технологии, образования и общественного сознания в целом. Глоб компьютерная рев и интенсивность процессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост научно-технического развития, чреваты обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушившейся на человека негативной инф ведет к возникновению синдрома инф усталости, к психрасстройствам и массовой агрессии. Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядерной угрозы тесно связаны с проб радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения чел, кот балансирует на грани выживания. Глоб кризис свидетельствует о разрушении мира, созданного чел и охватывает не только производственные, экономические, технические области, но и сферу экологии, политики, демографии. В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств, глоб кризис достиг к началу XXI в. своей небывалой остроты. Выход из кризисного состояния предполагает ликвидацию соц антагонизмов, активизацию международной деятельности, введение в жизнь юридических мер природопользования, мер по достижению глоб равновесия. Стремление к использованию естественноемких альтернативных источников энергии (энергии ветра и солнца) — будущее технических инноваций. Антропный принцип – одна из наиболее острых и спорных проблем современного миропредставления. Область его применения – роль и место разумной жизни во вселенной, а конкретно чел. Существуют три исторические парадигмы, дающие ответ на этот вопрос. Вселенная антропоморфна, она целостный организм, а человеком управляют высшие космические силы (Аристотель, Птолемей) Вселенная - механизм, созданный Богом, кот сотворил чел по своему образу и подобию (Декарт , Ньютон) Стандартная космологическая модель , в рамках кот возникновение разумной жизни - проявление законов случая. Анализ этих проблем привел к осознанию того, что во вселенной существует очень тонкая подгонка фундаментальных физических констант и даже малые отклонения от стандартных значений привели бы к такому изменению свойств вселенной, что возникновение чел в ней стало бы невозможно. Эта удивительная приспособленность вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа. Для лучшего понимания трактовки АП в рамках ГЭ рассмотрим, к примеру, соответствие окраски некоего вида животного цвету геологических пород в некоторой местности. Можно обсуждать проблему реализации конкретного цвета породы, без которого не возможно было бы существование данного животного – и с какой вероятностью мог бы появиться именно такой цвет, и выдвинуть гипотезу множественности местностей и, что только одна из них совершенно случайно такова, что соответствует окраске животного... Или просто констатировать, что это соответствие есть результат развития вида в условиях данной местности. 25 Современные глобальные проблемы и роль науки в их решении. Усиление техногенного влияния на окр среду привело человечество к порогу глоб кризисов. Н не отказывается брать на себя ответственность за их преодоление. Анализируя рост материально-энергетических потребностей чел-ва в соотношении с природными ресурсами ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовывать отходы чел жизнед-и . Ученые во всеуслышание заявляют о глоб проблемах современности, к кот относят проблемы, охватывающие систему «мир — чел» в целом и кот отражают жизненно важные факторы чел существования. Глоб проблемы имеют не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их реш зависит предотвращение глоб кризиса совр цив-и, жизнедеятельность общества, судьба человечества. К глоб проблемам совр относят эколог, демографические, проблемы войны и мира, проблемы кризиса культуры. Статус глоб получила и проблема терроризма. К причинам возникновения глоб проблем относят: усиленный рост потребностей человечества, возросшие масштабы тех средств воздействия общества на природу, истощение природ ресурсов. Особ-ю глоб проблем явя их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой обострение всей их цепочки. В силу этого глоб проблемы должны реш комплексно, координированно, усилиями всего мирового сообщества. Они сплетены в сложный клубок, включающий в себя нить медико-биологических проблем, указывающих на риски для здоровья совр чел, сокращения ареалов нищеты и бедности, комплекс минерально-сырьевых проблем, свидетельствующих о потенциале народнохозяйственного развития, проблемы энергетического кризиса, проблемы прекращения гонки вооружения и предотвращения использования средств массового уничтожения. Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографической проблемой, кот обусловлена не только спадом рожд, но негативными тенденциями развития семьи: появление неп семей, непрочных семей, возникновение семей нетрадиционного типа, в принципе не способных к продолжению рода. Особой проблемой остается проблема соц расслоения, наличия экономического неравенства, «соц дна» и маргиналов. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях абсолютной нищеты. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, выходом из кот должны служить научно обоснованные программы разумного обеспечения предметами первой необходимости всего населения планеты. Глоб эколог проблемы сосредоточены в системе отношений «человек — общество — биосфера» и требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за последствия результатов их деятельности, а также усиления контроля со стороны гос, правительственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Становится актуальной просветительская работа, направленная на формирование экологического сознания человечества и подрастающего поколения. Врачи и биологи выступают за проведение моратория на использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Анализ экологических бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное техногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу и на чел. Н отреагировала на глоб эколог проблему созданием новой отрасти — соц экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и природы, выяснение антропогенных, технологических, соц факторов, обусловливающих эколог кризис и поиск оптимальных путей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающих последствий экологических катастроф, создание программ реш эколог проблем, рассмотрение способов экологической переориентации экономики, технологии, образования и общественного сознания в целом. Глоб компьютерная рев и интенсивность процессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост научно-технического развития, чреваты обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушившейся на человека негативной инф ведет к возникновению синдрома инф усталости, к психрасстройствам и массовой агрессии. Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядерной угрозы тесно связаны с проб радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения чел, кот балансирует на грани выживания. Глоб кризис свидетельствует о разрушении мира, созданного чел и охватывает не только производственные, экономические, технические области, но и сферу экологии, политики, демографии. В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств, глоб кризис достиг к началу XXI в. своей небывалой остроты. Выход из кризисного состояния предполагает ликвидацию соц антагонизмов, активизацию международной деятельности, введение в жизнь юридических мер природопользования, мер по достижению глоб равновесия. Стремление к использованию естественноемких альтернативных источников энергии (энергии ветра и солнца) — будущее технических инноваций. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |