рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии и науки

Понятие - это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений, форма мышления, кот обобщает и выделяет предметы по их общим признакам. Это означает, что предмет или явление исследуются только со стороны тех свойств и отношений, которые интересуют нас в этой теории, и отвлекаемся от всех прочих, неважных для данной теории. Т о, происходит процесс огрубления действительности. Их можно разделить на две группы: эмпирические и теоретические понятия. Абсолютной границы между ними нет. Обычно к эмпирическим понятиям относятся те, что связаны с явлениями и предметами реальной действительности, с данными чувственного опыта, могут быть обнаружены при помощи органов чувств. Теоретические понятия также относятся к предметам и явлениям объективного мира, но в качестве существенных черт выступают ненаблюдаемые свойства, часто гипотетические. Например, понятие «температура» мы можем определить эмпирически и теоретически. На эмпирическом уровне это делается посредством термометра. Но можно ввести это понятие и теоретически — как величину, пропорциональную средней кинетической энергии молекул тела. Научные понятия формируются как результат двух процедур: абстрагирования и идеализации. Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, кот представляются несущественными для данной теории. В результате мы получаем абстрактный объект, кот хотя и имеет аналог в действительности, но является по сравнению с ним очень обедненным. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Именно так получаются такие абстракции, как точка, прямая, множество.

Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения какого-то одного, важного для данной теории свойства или отношения. В результате возникает некий объект, обладающий только этим свойством или отношением. Необходимость идеализации обусловлена стремлением исключить из рассмотрения различного рода побочные факторы, представить исследуемые процессы в чистом виде. Так возникают понятия «абсолютно черное тело», «абсолютно упругая жидкость», «сплошная среда», «идеальный газ» и т.п. В действительности таких объектов не сущ.

Задача науки - выявление общих законов, кот выражают повторяющиеся в различных предметах и явлениях существенные свойства и отношения. Но, чтобы выделить существенные свойства и отношения, нужно уметь отвлекаться от несущественных, то есть создавать научные абстракции. Без их введения невозможна научная деятельность. Когда же мы начинаем применять созданную теорию на практике, мы должны вернуться вновь к предметам и явлениям действительности во всей совокупности их свойств и отношений. А это есть проблема исключения н абстракций. Поэтому важно правильно вводить и исключать н абстракции.

Научный закон - теория, получившая достоверное подтверждение, то есть суждение не изменяемое при вовлечении новых фактов, обладающее высокой степенью предсказуемости (вероятности).

Научный закон  есть высказывание (утверждение, суждение, предложение), обладающее такими признаками: 1- оно истинно лишь при определенных условиях; 2- при этих условиях оно истинно всегда и везде без каких бы то ни было исключений (исключение из закона, подтверждающее закон, - это диалектическая бессмыслица); 3-условия, при кот истинно такое высказывание, никогда не реализуются в дей-ти полностью, но лишь частично и приблизительно.

Потому нельзя буквально говорить, что научные законы обнаруживаются в изучаемой дейс-ти (открываются). Они выдумываются (изобретаются) на основе изучения опытных данных с таким расчетом, чтобы их потом можно было использовать в получении новых суждений из данных суждений о действительности (в том числе - для предсказаний) чисто логическим путем. Сами по себе научные законы нельзя подтвердить и нельзя опровергнуть опытным путем. Их можно оправдать или нет в зависимости от того, насколько хорошо или плохо они выполняют указанную выше роль.

С точки зрения сферы действия законы делятся на общие, универсальные (закон сохранения энергии) и частные, действующие лишь в ограниченной области (закон общего развития).

По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования ( причинная и системная детерминация) и законы развития ( область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.

По форме своего проявления законы делятся на динамические и статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу динамического закона, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статистическая закономерность.





№ 11 Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

Осн н: 1 идеалы и нормы познания -, 2- науч картина мира. 3-фил основание (идеи и принципы)-материализм!

Научное познание регулируется идеалами и нормативами, в кот выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.

I блок: Среди идеалов и норм исследования выделяют а) познавательные установки, кот регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах н-о знания б) соц нормативы, кот фиксируют роль н и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исто-го развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом..

Познавательные идеалы наук имеют достаточно сложную организацию. выделяют : 1) идеалы и нормы объяснения и описания 2) док-ти и обоснованности знаний 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исс-кой дея-и, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.

В содержании идеалов и норм научного исследования выделяют три уровня: 1-представлен признаками, кот отличают н от других форм познания. 2- представлен исторически изменчивыми установками, кот характеризуют стиль мышления, доминирующий в н на определенном этапе ее развития. 3-в кот установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки..

Специфика исследуемых объектов непременно сказывается на характере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип системной организации объектов, вовлекаемый в исследовательскую деятельность, требует трансформации идеалов и норм научной дисциплины. Идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление, наблюдение и формирование эмпирических фактов. Процессы построения и функционирования научных знаний демонстрируют идеалы и нормы, в соответствии с которыми создавались научные знания. В системе таких знаний и способов их построения возникают своеобразные эталонные формы, на которые ориентируется исследователь.

2  оснований н составляет н к м. В развитии совр научных дисциплин особую роль играют обобщенные схемы - образы предмета исследования, посредством кот фиксируются осн системные хар-ки изучаемой реальности.

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в картине реальности посредством представлений 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой. 2) о типологии изучаемых объектов. 3) об общих закономерностях их взаимодействия. 4) о пространственно - временной структуре реальности. Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, которые выступают как основание н теорий соответствующей дисциплины. Каждая из конкретно- исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития н знаний. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей н. С ней связаны различные типы теорий н дисциплины, а так же опытные факты, на кот опирается и с кот должны быть согласованны принципы картины реальности. Связь картины мира с ситуациями реального опыта отчетливо проявляется, когда н начинает изучать объекты, для кот еще не создано теорий и кот исследуются эмпир методами. Кроме непосредственной связи с опытом к м имеет с ним опосредованные связи через основание теорий, которые образуют теоретические схемы и сформулированные относительно них законы.

К м можно расс в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но эта модель отличается от моделей конкретных теорий: 1) на одну и ту же к м  может опираться множество теорий. 2) специальную к м  можно отличить от теоретических схем. анализируя образующие их абстракции Идеальные объекты, образующие к м , и абстрактные объекты, образующие в своих связях теоретическую схему, имеют разный статус.

3 основания н - философский, осуществляется посредством фил идей и принципов, кот обосновывают онтологические постулаты н, а также ее идеалы и нормы. В фундаментальных обл исследований развитая н имеет дело с объектами, ни в производстве, ни в обыденном опыте еще не освоенными, поэтому н к м не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной эпохи. Такую стыковку обеспечивает фил основание н, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. В гетерогенности фил оснований выделяют две взаимосвязанные подсистемы: онтологическую, представленную сеткой категорий, кот служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов, и во вторых - эпистемологическую, выраженную категоральными схемами, кот характеризуют познавательные процессы и их результат. Обе подсистемы исторически развиваются в зависимости от типов объектов, кот осваивает н и от эволюции нормативных структур, обеспечивающих освоение этих объектов.


















№ 12 Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в науке.

Понятие "ф о н" выражает фил идеи и принципы, кот содержатся в данной н (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. Ф о н наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую фу-и. Являясь средством приращения нов зн-я, они способствуют фор-ию нов методов н исс-я.

Фон разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития н к другому в ходе научных революций один их "набор" сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется. Пересмотр картины мира и идеалов познания всегда начинается с критического осмысления их природы. Если ранее они воспринимались как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научного познания, то теперь осознается их относительный, преходящий характер. Такое осознание предполагает постановку ? об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимании историчности идеалов познания. Постановка таких ? означает, что исследователь из сферы специально научных проблем выходит в сферу фил проблематики. Фил анализ является необходимым моментом критики старых оснований научного поиска. К фон относят: 1. Научная картина мира 2.Идеалы и нормы науч. Исс-ия 3. Ф-ские принципы и идеи.

1.                       Н.к.м. – обобщенная схема видения реальности (представления о типах элементарных объектов, их взаимодействиях, пространственно-временных характеристиках). Складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами. Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий н дисциплины (фунд-е и прикл), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть принципы картины реальности.

2.                       Идеалы и нормы н. исследования – схема освоения объектов, характеристики кот представлены в теор.-эмпирической форме. Они выражают ценностные и целевые установки н, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен получить в результате их осуществления, и каким способом получить этот продукт? Выделяют: 1-идеалы и нормы объяснения и описания; 2---//-- доказательности и обоснования знания; 3---//-- построения организации знания.

Ф. идеи и принципы. Ф – внешний взгляд на здание н (и не только н), на ее фундамент. Именно ф. предлагает новые идеи построения фундамента при его разрушении (при н революции). В качестве фундамента для н надстройки выступают фил идеи и принципы.

Наука ценностно-нейтральна по отношению к миру. Для н нет понятий «плохой» или «хороший» и т.п. А это очень важно для мировоззрения, где такие понятия являются центральными. Именно ф. вносит основной вклад в формирование мир-ия, кот присуще каждому человеку, в том числе и ученому, и «руководит» его деятельностью.

Роль ф в н: 1- интегративная (синтетическая)-обоьщение видения мира. 2-критическая (целостная оценка явлений: сильные и слабые стороны). 3-антологическая (материализм)-разрабатывает модели реальности. 4-гносеологическая (методологическая) – вооружает  категориями для познания. 5-оксеологическая (мировозз-я)-ценностные установки, ответ на ? зачем?. 6-силективная (отбор)- отбор проблем, способов решения от миров установок ученого. 7-умозрительная (прогнозирующая).


СОЦИОБИОЛОГИЯ  — научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии  и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. — американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.

Постпозитивизм - критический рационализм, научный реализм и ряд других философских и социологических концепций:

-возникших в 1950-1970 гг. в процессе критики неопозитивизма;

-утверждающих невозможность жесткого разграничения между метафизикой и наукой;

-признающих определяющую роль в познании теоретического знания.

Interpretation  (От лат.Interpretatio - толкование )

Интерпретация - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на конкретном языке. Интерпретация данных - совокупность предположений о характере данных, полученных в результате измерения и подлежащих анализу.

Sociobiology (От лат.Societas - общество + греч.Bios - жизнь + Logos - учение )

Социобиология - научное направление, признающее основную роль в объяснении социального поведения живых существ генетического фактора.

От лат.Cognitio - знание

Когнитивная карта - субъективная картина:

- создающаяся в результате активных действий в окружающей среде;

- имеющая пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко;

- локализующая отдельные воспринимаемые предметы.

Считается, что когнитивные карты создают контекст для формирования других предметных отражений.

Видами когнитивных карт являются:

- карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту; и

- карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивная социология - социология социально обусловленных особенностей мышления индивидов и групп.










№ 13 Научная картина мира, ее исторические формы. Функции научной картины мира.

Чел издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, «поднявшись» над теми фрагментарными знаниями, впечатлениями, кот он получает через свои ощущения в процессе повс жизни. Это хорошо выразил всемирно известный ученый А. Эйнштейн. «Человек, - писал он, - стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную км для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление чел переносит центр тяжести своей дух жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, кот он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».

Н.к.м. – обобщенная схема видения реальности (представления о типах элем объектов, их взаимодействиях, пространственно-временных хар-ках).

Нкм в структуре мировоззрения нашего современника занимает доминирующее положение. Поскольку н направлена на изучение объективных законов развития универсума, нкм как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. Мировоззрение понимается как система взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок. Нкм опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или эклектический набор фрагментов отдельных дисциплин. Ее назначение состоит в обеспечении синтеза знаний.

Отсюда вытекает интегративная функция Нкм.  Как бы ничтожна ни была сумма людских знаний, всегда находились мудрецы, пытающиеся на основании постоянно ничтожных данных воссоздать км. С этим связана системность научного мировоззрения.  Нкм не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм н исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции. Основным критерием, на который опирается Нкм, является объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом и устраняет все, что связано с субъективным налетом в познавательной деятельности. Объективность направлена на изучение сущности самой вещи Современной Нкм свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью.  Нкм опирается на совокупный потенциал н той или иной эпохи. Поэтому не следует сбрасывать со счетов историчность Нкм, подчеркивающую пределы тех знаний, кот располагает человечество. Нкм представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Эволюция современной Нкм предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадий: А) Классическая стадия. Европейская н стартовала с принятия классической Нкм, основанной на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая км осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Б) Неклассическая км, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв. В неклассической км возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случаяВ) Постнеклассическая стадия. Образ постнеклассической км — древовидная ветвящаяся графика — разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической км анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. И если в неклассической км изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся системах. Здесь в центре внимания находится осмысление процессов синергентики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий. Синергетику — теорию самоорганизации, характеризуют, используя следующие понятия: самоорганизация, нелинейность, открытые системы. Си-а изучает открытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В си-ой км царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предполагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного знания. Нелинейность как принцип философии науки отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего. Другим значимым положением постнеклассики является нарушение принципа когерентности и возникновение ситуации, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия.

Фу-и: 1-интегративная (синтез знаний), 2-мировоззренческая, 3-НКМ формируется, 4-нормативная (система установок и принципов), 5-парадигмальная (образец)


№ 14 Научные традиции и революции. Исторические типы научных революций.

По мере развития теории количество объясняемых ею фактов увеличивается. Получают объяснение известные факты, открываются новые, предсказанные теорией. Даже те факты, которые первоначально кажутся противоречащими теории, переосмысливаются т о, что противоречие устраняется. И если все-таки остаются факты, с кот теории никак не удается справиться, то ученые сохраняют надежду на то, что развитие теории, в конце концов, приведет к их объяснению. История н показывает, что хорошая н теория может длительное время развиваться, постепенно перерабатывая непокорные факты в подтверждающие пр. ПР такого развития дают гелиоцентрическая система Коперника, небесная механика Ньютона, корпускулярная и волновая теории света, генетика и т.п.

Факт, который не согласуется с теорией и кот теории не удается объяснить, несмотря на неоднократные попытки ученых, называют аномальным фактом, или аномалией. Господство теории в некоторой н обл никогда не бывает абсолютным, всегда существуют идеи и гипотезы, альтернативные по отношению к принятой теории. Кризисом называют тот период в развитии некоторой н обл, когда вера ученых в господствующую теорию подорвана, когда происходит быстрый рост числа аномальных фактов и ученые начинают искать объяснения этим фактам вне рамок признанной теории. Сторонников старой теории становится все меньше. Молодые ученые предпочитают заниматься аномалиями и разработкой альтернативных гипотез в надежде добиться признания со стороны н сообщества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.