рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии и науки

Апель выдвинул на 1 план аспекты коммуникативности, т.е. собственно, коммуникативного сообщества и дискурса.

Дополнением  явл этика дискурса. Хабермас еще в 70-х годах предложил дополнить осн на концепции Канта "монологические позиции" автономной этики этической моделью коммуникативности и дискурса. Подчеркивал, что "уже и простая озабоченность любого чел вопросами о смысле, содержании, необходимости морального начала в его действиях и действиях других людей фактически означает его вступление на почву или сцену "аргументативного дискурса". Согласно Хабермасу, этика Канта носит деонтологический, когнитивный, формалистский и универсалистский хар. Тк деонтологической, то на 1 план принцип должного. Когнитивизм- нормативная правильность понимается по аналогии с истинностью. Этические нормы- как чистые и всеобщезначимые формы. "В этике дискурса место категорического императива занимает опыт моральной аргументации". Это значит, что на общую значимость могут претендовать лишь те нормы, кот способны были бы найти поддержку всех, кого они касаются, - если бы они могли стать участниками прак дискурса. До уровня унив основополагающего принципа могут дорасти только такие нормы, кот играют в дискурсе роль правила аргументации.

В этике дискурса Хабермас пытается синтезировать наиболее ценные идеи и традиционной этики, и этических учений современности. Пишет- ""Моральными" я хотел бы назвать все те интуиции, кот информируют нас о том, как мы должны себя наилучшим образом вести, чтобы благодаря щадящему поведению и предупредительности предотвратить крайнюю ранимость лич. С антропологической т зр мораль может быть понята как охранное учреждение, кот компенсирует встроенную в социокультурные ж формы ранимость". И не случайно способ ж человеческих индивидов связан с тем, что они рож и вырастают в качестве суб, способных к действию и речи, причем происходит это в "интерсубъективном ж мире". "В комм процессе обр-я формирование и сохранение идентичности индивида и коллектива равноизначальны. Чем дальше прогрессирует индивидуация ж мира, тем дальше отдельный суб вплетается во всё более густую и более тонкую сеть взаи беззащитности и ясной пот-и в защите".

Отсюда двойная задача и реальной ж, и соц фил вкупе с этикой: необходимо "отстоять значимость неприкос инд, требуя равного уважения к достоинству любого чел; но в равной мере они должны обосновывать интерсубъективные отношения взаимного признания, благодаря кот инд сохраняются как члены сообщества. Оба взаимосвязанных аспекта соответствуют принципам справедливости и солидарности". Этот тезис отстаивается в полемике с Роулсом, а также с ортодоксальной "автономистской" позицией в этике. В ряде пунктов поддерживая коммунитаристов в их критике "атомизма" Роулса, Хабермас, однако, предупреждает: "такие понятия как сообщество, институциональное воплощение, интерсубъективное самоосмысление и т.д. должны быть тщательно прояснены", чего, однако, он не находит у коммунитаристов.   В конструктивной полемике с другими этическими концепциями и этиками Хабермас глубоко, интересно, по-новому разбирает многие важнейшие проблемы соц фил и этики. Это, в част, темы как значимость морал суждений; процедуры  признания моральных, правовых норм на уровне реальной практики и теории; моральные заповеди, запреты, рекомендации и процессы, процедуры их принятия, одобрения или отклонения. Во всех случаях привлекаются к расс осн этические концепции, трад и совр.

Хабермас полагает, что "теоретическая архитектоника" Апеля покоится на двух спорных основоположениях. 1- обеспечивающая фундаменталистский общефил статус этики дискурса, "куплена у Апеля ценой отождествления коммуникативного и практического разума". 2- обеспечение привилегированного положения дискурса обоснования, а вместе с этим решающая "трансформация фил" на пути сообщения ей "фундаменталистских фун": фил снова, как и встарь, вверяется миссия осуществлять трансцендентальную рефлексию "на условия объективно значимого опыта и аргументации вообще" и тем самым форм "сферу подлинно фил п", дающую "последнее обоснование" всего знания.

Объективирующее и обосновывающее знание потеряло тот уникальный статус, на кот оно прежде претендовало. "Его претензии на роль судьи и указателя места уже потому несостоятельны, что не сущ неких иерархических ступеней дискурса с "врожденной" ролью метадискурса". Соотв должны быть отвергнуты традиционные претензии фил и фил давать знанию какие бы то ни было "последние осн". "Специфическая фун фил не состоит ни в понятийно-аналитическом опережении, ни в универсалистском хар ее постановок ?". Фил - лишь 1 из способов аргументации.

Далее, Хабермас, давно выступавший против традиционной "фил сознания", опровергает и ее обновленный трансценденталистский вариант, предложенный Апелем. Гл результат спора с Апелем Хабермас формулирует кратко: "Последнее обоснование и не возможно и не нужно". Так спор об этике дискурса перерастает в захватившую многих филв Зап полемику о возможности или невозможности "посло обоснования" (н, знания вообще, этики, в частности), о хар и роли совр фил. Эта полемика продолжается и сегодня. По всей вероятности, она имеет все шансы перешагнуть и в XXI век.

39     Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

Клас и неклас концепции истины в соц-гум п.

Несмотря на то, что соц-гум п — это ценностно-смысловое освоение объекта, кот в свою очередь явл уникальным и инд-ым, включает в себя самого суб, чел, оно, как и естественнонаучное знание, претендует на адекватное отражение действительности и его целью является достижение истины.

Обсуждение того, что есть И, имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Еще Платон отделял И знание (эпистеме) от мнения (докса). Аристотелю принадлежит опр И, кот впоследствии получило название клас. Оно гласит: И — это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. На 1 взгляд, понимание И как соответствия мысли и действительности вполне удачно, так как в нем не дозволяются И о несуществующих объектах. Однако при внимательном анализе обнаруживаются трудности: (1) термин соответствие употр во многих смыслах (соответствие между символом и объектом, между именем и вещью и т.д.); (2) что чему должно соответствовать — мысль предмету или предмет мысли? Для Гегеля (и всей объективно-идеалистической фил) действительность должна соответствовать мысли, абсолютной идее. Материалисты же обосновывают соответствие наших представлений и мыслей о действительности самой действительности. Требуется разъяснение. В связи с этим актуальным становится понятие объективная И, кот указывает на такое знание, содержание кот не зависит ни от чел, ни от человечество. Независимость И от суб п означает, что Ине несет в себе никаких искажений со стороны суб, а определяется самим познаваемым объектом.

Ошибка метафизической (не диалектической) теории п состояла в том, что И рассмь как некое законченное состояние, в кот достигнуто исчерпывающее отражение объекта. Не оставалось места для эволюции.. Уже Ф. Бэкон подчеркивал, что «И — дочь вр, а не авторитета», впервые основательная критика метафизической концепции И была проведена Гегелем, кот показал, что И есть процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием, что «И не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс». Процессуальность И обусловлена бесконечным взаимодействием суб и об, выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов.

Что касается соц-гум знания, то здесь достижение И связано с полемикой, дискуссиями. Ист п, по меткому опр А.Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий др. Понимание И как процесса включает в себя момент абсолютности и относительности. Термин абсол И имеет 3 значения: (1) метафора точного, исчерпывающего знания всей реальности в «последней инстанции», некоторый гносеологический идеал, кот не реализуется в полной мере ни на одном из уровней п; (2) фиксация неких элементарных знаний, кот носят инвариантный характер в том смысле, что они установлены настолько определенно, что не изменятся. Это так называемые вечные И типа: Лев Толстой родился в 1828 г., (3) такое знание, кот сохраняет свое значение при дальнейшем развитии и обогащении всей системы знания, пр, законы класс механики Ньютона, после открытия теории относ Эйнштейна. С абсол И связывают такое знание, кот не опровергается после .           Экзистенциальная И и правда.

Проблема И шире, чем вопрос об истинности н знания. Чел существование с необходимостью сопряжено с такими центральными идеалами мироотношения как И, правда, достоверность. И многоаспектна, и один из наиболее значимых ее аспектов — это экзистенциальная И. Когда речь идет об И красоте, справедливости, истинных целях, то они предстают не как абстрактные понятия, а как ценности чел сущ-я. В повс жизни люди очень часто используют многообразие значений понятия И: они говорит об И любви и дружбе. Можно даже встретить суждение, что у каждого И своя. Т. Гексли принадлежат примечательные слова: «Всякая И рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иногда споры вокруг И носят миров характер. То, что является истинным в рамках одной полит системы, таковым не считается в рамках др.

Экзист понимание И подчеркивает связь И со смыслами чел бытия. В экзист понимание И включается не только понятийно-логическое истолкование мира, но и дух его интерпретации. Гегель уловил огромный энергийный потенциал экзист понятия И, когда писал: «И есть великое слово и еще больше великое дело. Если дух и душа чел еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». В духовно-религиозном истолковании И обретается только посредством веры и не требует никаких док. Экзистенциальная И не может быть сведена к лог ее пониманию: она предстает как открытость чел подлинного смысла и значения происходящего.

М. Хайдеггер. В его работе «Бытие и вр» истинное предполагает открытость мира, непосредственную данность его чел, а также свободу чел в отношении к миру.  Отеч фил П. Флоренский, не употребляя термина «экзист И», дал ей очень емкое опр: И есть «естина», т.е. то, что есть. И дается она с непоср очевидностью, постигается в переживании.

Наряду с понятием «И» в соц-гум п используется понятие «правда». Сопоставление понятий «И» и «правда» показывает их связь и одновременно различие. Этимологически слово «правда» сопряжено со словами «право», «правильно», «праведно», «прямой». Правый — значит образцовый, служащий нормой. В рус фольклоре правда противопоставляется кривде, как И — лжи. Правда — это следование прямой, тому, что направляет, а кривда — уклонение от нее, искривление, обман. Ю.С.Семенов, изучая рус культуру, подчеркивал, что И понимается как предзаданность закона или предписания чел извне, правда же — это образец поведения и норма, исходящая изнутри чел, правда — это следование по внутреннему побуждению. В.Даль так же писал, что «правда — это И на деле». На прот 19 в правда понималась как осн цель идейных исканий рус мыслителей и фил. Искать правду, бороться за правду — провозглашалось делом жизни.

Сознательное искажение И характеризуется понятием «ложь». Л высказывание гов о вещах не то, что они есть в реальной действительности, и его можно отнести к высказыванию о несуществующих референтах. В нравственной рефлексии есть выражение «ложь во спасение», оправдывающее этот феномен в реальном бытии. В отличие от лжи, кот есть аномалия сознания и результат сознательного выбора, заблуждение обусловлено ист ограниченными возможностями п.

Заблуждение есть компонент не только научного п но и оценки людьми происходящих соц событий. Здес причинами заблуждения людей выступают их необразованность, непросвещенность, невежество, пристрастия, ограниченность общественно-ист практики. Особый тип заблуждения детерминируется идеологией.







40      Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения социально-гуманитарных наук

Что касается соц-гум знания, то здесь достижение И связано с полемикой, дискуссиями. Ист п, по меткому опр А.Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий др. Понимание И как процесса включает в себя момент абсолютности и относительности. Термин абсол И имеет 3 значения: (1) метафора точного, исчерпывающего знания всей реальности в «последней инстанции», некоторый гносеологический идеал, кот не реализуется в полной мере ни на одном из уровней п; (2) фиксация неких элементарных знаний, кот носят инвариантный характер в том смысле, что они установлены настолько определенно, что не изменятся. Это так называемые вечные И типа: Лев Толстой родился в 1828 г., (3) такое знание, кот сохраняет свое значение при дальнейшем развитии и обогащении всей системы знания, пр, законы класс механики Ньютона, после открытия теории относ Эйнштейна. С абсол И связывают такое знание, кот не опровергается после .           Экзистенциальная И и правда.

Проблема И шире, чем вопрос об истинности н знания. Чел существование с необходимостью сопряжено с такими центральными идеалами мироотношения как И, правда, достоверность. И многоаспектна, и один из наиболее значимых ее аспектов — это экзистенциальная И. Когда речь идет об И красоте, справедливости, истинных целях, то они предстают не как абстрактные понятия, а как ценности чел сущ-я. В повс жизни люди очень часто используют многообразие значений понятия И: они говорит об И любви и дружбе. Можно даже встретить суждение, что у каждого И своя. Т. Гексли принадлежат примечательные слова: «Всякая И рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иногда споры вокруг И носят миров характер. То, что является истинным в рамках одной полит системы, таковым не считается в рамках др.

Экзист понимание И подчеркивает связь И со смыслами чел бытия. В экзист понимание И включается не только понятийно-логическое истолкование мира, но и дух его интерпретации. Гегель уловил огромный энергийный потенциал экзист понятия И, когда писал: «И есть великое слово и еще больше великое дело. Если дух и душа чел еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». В духовно-религиозном истолковании И обретается только посредством веры и не требует никаких док. Экзистенциальная И не может быть сведена к лог ее пониманию: она предстает как открытость чел подлинного смысла и значения происходящего.

М. Хайдеггер. В его работе «Бытие и вр» истинное предполагает открытость мира, непосредственную данность его чел, а также свободу чел в отношении к миру.  Отеч фил П. Флоренский, не употребляя термина «экзист И», дал ей очень емкое опр: И есть «естина», т.е. то, что есть. И дается она с непоср очевидностью, постигается в переживании.

Наряду с понятием «И» в соц-гум п используется понятие «правда». Сопоставление понятий «И» и «правда» показывает их связь и одновременно различие. Этимологически слово «правда» сопряжено со словами «право», «правильно», «праведно», «прямой». Правый — значит образцовый, служащий нормой. В рус фольклоре правда противопоставляется кривде, как И — лжи. Правда — это следование прямой, тому, что направляет, а кривда — уклонение от нее, искривление, обман. Ю.С.Семенов, изучая рус культуру, подчеркивал, что И понимается как предзаданность закона или предписания чел извне, правда же — это образец поведения и норма, исходящая изнутри чел, правда — это следование по внутреннему побуждению. В.Даль так же писал, что «правда — это И на деле». На прот 19 в правда понималась как осн цель идейных исканий рус мыслителей и фил. Искать правду, бороться за правду — провозглашалось делом жизни.

Сознательное искажение И характеризуется понятием «ложь». Л высказывание гов о вещах не то, что они есть в реальной действительности, и его можно отнести к высказыванию о несуществующих референтах. В нравственной рефлексии есть выражение «ложь во спасение», оправдывающее этот феномен в реальном бытии. В отличие от лжи, кот есть аномалия сознания и результат сознательного выбора, заблуждение обусловлено ист ограниченными возможностями п.

Заблуждение есть компонент не только научного п но и оценки людьми происходящих соц событий. Здес причинами заблуждения людей выступают их необразованность, непросвещенность, невежество, пристрастия, ограниченность общественно-ист практики. Особый тип заблуждения детерминируется идеологией.




























41     Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Психологизм, историзм, релятивизм и проблема истины. Плюр , релят , психол  долгое время считались негативными явлениями, кот необходимо преодолевать. Плюрализм (от лат. — множественный) означает наличие мн-а несводимых друг к другу начал. Он прот монизму, пытающемуся объяснить многообразие мира, исходя из одного начала. Наиболее ранний образец плюрализма — учение античного фил Эмпедокла о 4 началах мироздания. Лейбниц: мир состоит из неделимых монад, по природе своей инд и автономных, активных и самодостаточных.

Плюр настаивает на сущ мн-а миров и культурно-исторических типов. В соц он служит осн для отрицания единой определяющей осн общества и единой теории его развития. Согласно сильной версии плюрализма, мн-о определяющих факторов равноправны, согласно слабой версии, среди множества разнообразных осн сущ наиболее предпочтительные.

Плюр имеет своим следствием утв о равноправности теорий, что затрудняет проблему выяснения И. Поэтому в клас теории п считалось необходимым преодолевать плюрализм во имя одной И теории. Однако исходное многообразие социо-культурного мира, отсутствие единообразия ист и культурных традиций не позволяют исключать плюр из соц и гум н. Плюр в этих н обусловлен спецификой постижения единичных, уникальных и своеобразных социо-культурных и ист явл. Поэтому возможно сосущ разл теор по принципу дополнительности, что предполагает толерантность по отношению к плюр.

Соц-гум п имеет дело с ист изменяющейся дей-ю, уникальными ист событиями. Текучесть жизненных обстоятельств, динамика соц перемен обусловливает наличие, элементов релятивизма в блоке соц-гум п. Релятивизм (от лат— относительный) неизбежен в ходе отражения ист меняющегося об. Релятивизм есть следствие изучения таких об, кот непостоянны во вр, ситуативны, включены в контекст чел дея-ти и общения. Релятивизм отражает принципиальную изменчивость знания, его утверждений и выводов, а также фиксирует достаточно сложный акт мышления, допускающий быстрый переход от одного доминирующего в п звена к другому. Прот релятивизма явл догматизм (от лат. — непререкаемая И), абсолютизирующий устойчивость и неизменность выводов, полученных в ходе п деятельности.

Совр социолог К. Манхейм, считал, что релятивность акцентирует момент многообразия, изменчивости, основываясь на том обстоятельстве, что в каждый момент вр в том или ином осн одновременно присутствует совокупность разных факторов. Выбор того, или иного фактора в качестве доминирующего, но с перспективой его последующего «переизбрания», и свидетельствует о включении установок релятивизма. Манхейм вводит понятие «динамических стандартов мышления и практики», «динамической И», «динамического видения», что гносеогически можно проинтерпретировать как приближение к подвижному об с подвижных позиций. Существование различных типов теорий, исходных гипотез, с одной ст, а также различных пластов мировидения (лог, психол, онтол), с др, обусловливают принципиальную возможность релятивизма. Т О содержание знания может меняться, оно не имеет устойчивого осн.

Релятивизм может быть умеренным или радикальным. Опасность радикального релятивизма (когда не только нельзя войти в одну реку дважды, но и нельзя войти и единожды, так как все течет и изменяется) была осознана еще в антич. Софисты Протагор, Платон, а позднее ант скептицизм, отразившийся в скептицизме Нов вр, отстаивали позиции умеренного релятивизма.

Говоря о неизбежности умеренного релятивизма в соц-гум п  и знании, следует подчеркнуть, что расплывчатая, постоянно изменяющаяся форма н знаний неплодотворна в н. Поэтому необходимо различать (а) релятивность как св-о самого знания, отражающего изменчивость об, обстоятельств его сущ и способов его интерпретации, и (б) релятивизм как установку на абсолютизацию относит знания, на восприятие культурно-ист бытия какие обладающего устойчивостью, постоянством и целостностью во вр. В этом смысле релятивизм может стать методологически опасным.

Рассмотрим подход в соц-гум п, наз пси-м. Психологизм — это фил подход, утверждающий роль и значение в познавательной дея-и реальных психологических механизмов и особенностей чел мышления. Установки психологизма оказались очень весомыми в теоретико-познавательной де-и в силу того, что об, включенный в познавательную де-ть, не может не зависеть от восприятия суб. П не может уподобиться копир реальности. Знания о мире производит сам чел, и они не могут быть свободны от его суб. Пси-м, исходя из верной установки, согласно кот познаваемое не отделимо от акта познания, приходит к неверному выводу, что пропасть между действием механизма ассоциаций и вызванным им суждением должна быть преодолена. Пси-м признает наличие волевого элемента в знании, специфику чел видения мира.

Псих пытается заострить внимание на понимании мотивов чел поведения и самих чел действий. Логика признается не единственной и универсальной моделью мыслительных процессов, а лишь частью. Псих может проявляться в своих наивных, умеренных и радикальных формах.

Чел опыт действительно имеет суб-псих характер. Сообщество гуманитариев, художественной интелл очень доверяют этому опыту (как и интуиции). Но, внося в п особенности лич видения и подчеркивая момент креативности, т.е. творческого создания нового содержания, псих делает очень острой проблему объективности знания. И все же в исслед по искусственному интеллекту происходит обращение к психологизму, кот приобретает название метапсихологизма.

Становление историзма связано с идеей эволюции и разрушает образ мира, основанный на «вневременном Разуме». Историзм предстает как принцип или подход к расс явлений, как изменяющихся и развивающихся. Он содержит в себе ряд требований к п: (а) знать, как явление возникло; (б) через какие этапы проходило; (в) чем оно стало теперь. След, для историзма важно отражение постоянных перемен, движения, изменения, роста и трансформаций. Историзм связан с идеей соц и культ прогресса, он опровергает идеи постоянства и неизменности, вечного тождества, статичности, развенчивает утопию надвременной системы ценностей идеалов. Однако в нем присутствует внут противоречие, кот состоит в том, что «вне ист» не может находиться не только об п, но и суб. Самому исследователю следует понимать и осознавать свою историчность, принадлежность к определенной эпохе, традициям, культуре, школе. Выдающаяся роль в развитии идеи историзма, принадлежит Гегелю, в учении кот ист процесс выступал как процесс саморазвития духа и абсолютной идеи. Материалистическое понимание ист (исторический материализм) было ярко выражено в доктрине К. Маркса и Ф. Энгельса. Ист прогресс объяснялся как процесс, в ходе кот происходило разрешение противоречий между производительными силами и производственными отношениями.

Плюрализм, релятивизм, психологизм, историзм в соц-гум н специфицируют вопрос о критериях истинности. Критерии истинности знания это правила оценки результатов познания на основании их соответствия стандартам н, и задаются они набором предписаний, императивов, запретов, совокупностью экспертных установок. Они позволяют установить принадлежность различных типов знания к н. В качестве критериев н И в истории фил выделялись: всеобщность и необходимость, простота, самосогласованность и логическая непротиворечивость, а также полезность и экономность. Кант считал, что критериями И являются всеобщность и необходимость; Р.Декарт на роль критерия И выдвигал требование ясности и отчетливости суждения, т. е. того, что не вызывает никаких сомнений; Э.Мах, представитель эмпириокритицизма (разновидности суб идеализма), видел критерии И в достижении наиболее простой и экономной связи ощущений, тем самым снимая вопрос об отношении знания к об реальности; прагматизм сводит критерии И к полезности и эффективности использования знания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.