рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии и науки

Научной революцией называют смену фунд-ых теорий, переход ученых от старой теории к принципиально новой. Пр н р являются: переход от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической системе Коперника; от физики Аристотеля к физике Галилея и Ньютона; от теории флогистона в химии к теории Лавуазье; от классической физики к квантовой теории и т.п. Новая теория приносит новый взгляд на мир. Описывая реальность в новых терминах, она видит новые факты там, где раньше их не замечали, и напротив, пересматривает и переосмысливает многие старые факты. Новая теория выдвигает свои собственные проблемы и методы их реш. Старые проблемы и методы подвергаются переоценке, и часть из них отбрасывается как псевдопроблемы.

Однако новая теория никогда не отбрасывает старую теорию целиком, многие достижения последней сохраняются и после научной революции. Факты, полученные на основе старой теории, могут быть уточнены и даже переосмыслены новой теорией, но они не отбрасываются целиком. Пр, многие факты, установленные учеными в период господства флогистонной теории горения, сохранились в последующем развитии химии; наблюдения Тихо де Браге помогли Кеплеру открыть законы движения планет, хотя Тихо не был коперниканцем; факты, установленные классической механикой, в уточненном виде сохраняются релятивистской механикой и т.д. Понятия и законы старой теории сохраняют часть своего содержания при переходе их в новую теорию. Наиболее ярко преемственность н теорий проявляется в обл техники. Технические устройства целиком принимаются новой теорией.

1 глоб н р. 16-17 в. Если для натурфилософии античности и для «преднауки» средневековья было характерно простое приращение знаний (а иногда и вымыслов), то с 16 в происходит радикальное изменение миропонимания. Это явилось следствием появления гелиоцентрического учения (Н Коперник «Об обращении небесных сфер») в космологии и последующего создания классической механики. 1 н р считается началом формирования современного естествознания, базирующегося на экспериментальной методологии. Возникает класс н Нов вр.

Коперник показал ограниченность чувственного познания, продемонстрировал слабость принципа объяснения окр мира на основе непосредственной видимости и доказал необходимость для науки критического разума.

Крупнейшим представителем математико-экспериментальной н выступают Г Галилей и И Ньютон.

Галилей сформулировал принцип инертности. Бол значение для становления механики имело исслед Галилеем свободного падения тел (скорость свободного падения не зависит от массы, как думал Аристотель).

Гавной заслугой Иоганна Кеплера было открытие законов движения планет. Но он не объяснил причины их движения. В полной мере динамика-учение о силах и их взаимодействии –бала создана позднее И Ньютоном, творчеством кот завершилась первая научная революция (диф и инт исчисление, закон всем тяг).

2 глоб н р. 2 пол 18-19 в. Революционный период хар-ся: 1-формирование нового естествознания – дисциплинарно организованной н. 2- становыление нового типа мышления, для кот характерно исследование процессов изменения и развития в природе и обществе. 3- «вымыванием» из естествознания преждних натурфилософскох представлений.

Были созданы естественнонаучные основания для появления принципиально новой научно-фил картины мира.Новые научные идеи открыли диалектический характер явлений природы. Начало положил нем ученый и фил Иммануил Кант «Всеобщая ест ист и теория неба» - попытка ист-го объяснения происхождения солнечной системы.

Для утверждения идеи развития важную роль сыграла работа анг естествоиспытателя Ч Лайеля «Основы геологии» - удар по теории катастроф, он показал, что изменения под влиянием тех же факторов, что и в прошлом.

Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на дальнейшие совершенствование эволюционного учения в биологии. Ч Дарвин создал теорию эволюции животных и растительных видов. Открытие периодического закона хим элементов Дмитрием Ив Менделеевым. Он показал, что сущ закономерная связь между хим элементами. В результате появилась возможность предвидеть свойства ряда новых, еще не открытых элементов. Т О. основополагающие принципы диалектики – принцип развития и принцип веобщей взаимосвязи – во 2 пол 18 в и особенно в 19 в прочно вошли в естествознание и стали основой формирования новой к м.

3 гл н р. Кон 19-сер 20в. Окончательно преодолены остатки прежних механ представлен6ий о мире, созданы квантово-релятивистские представления о физической реальности. В физ-открытие сложного строения атома, в биол-генетика, в космологии – концепция нестандартной Вселенной. Некласс. Н. –понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на опред этапе естествознания. Картины реальности, выработанные в отдельных н, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, кот включались в общенаучную картину мира. Энштейн, Кюри.

4 гл н р.  20в. 1-углубление познания мира на уровне микрообъектов и микроявлений. 2-Проникновение н в космос, космизация н. 3-расширение лидирующей группы н. взаимодействие н. 4-поиск новых видов энергии. 5-компьютеризация н познания. Единовременные и связанные револ в н,  технике, произ-ве.

№ 15 Наука как социальный институт. Научные сообщества, их типы. Способы трансляции научных знаний.

ИНСТИТУТ (лат  установление)- 1) название различных специализированных учебных заведений (среднее, высшее, повышения квалификации и т.п.) и научно-исследовательских учреждений; 2) совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства.

И возникают в ходе развития чел-о общ, возникновение связано с объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности. Чел общество закрепляет некоторые типы соц отношений, чтобы сделать их обязательными для членов определенного сообщества или определенной соц группы.

ПР, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Т О, соц и – это исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни

Термин «соц и» употребляется в самых разнообразных значениях.

Одним из первых развернутое опр соц и дал амер социолог и экон Т. Веблен. Он расс эволюцию общ-а как процесс естественного отбора соц и. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Л. Бовье, соц и – это система кул элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных соц потребностей или целей. В соц отечественной лит-е соц и определяется как основной компонент соц структуры общества, интегрирующий и координирующий мн-о индивидуальных действий людей, упорядочивающий соц отношения в отдельных сферах общ жизни.

С.С.Фролову соц и – это организованная система связей и соц норм, кот объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. М.С.Комарова, соц и представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством кот направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.

История н как соц и совпадает с историей самой науки. Н как соц институт включает в себя, прежде всего, ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию н труда; четко налаженную и эффективно действующую систему н инф-ии; н организации и учреждения, н школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др. В совр усл-ях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления н и ее развитием. Само существование н как специфического соц и, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что н призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию н знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Н как соц и – это профессионально организованное функционирование н сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у н, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной соц структуре, с помощью научно-технической политики общества и гос, а кроме того, с помощью соответствующей системы законодательных норм

Ценностные эмпиративы н, как соц структуры (соц самооценочность н): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организационный скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность. В фил и социологии н, данным термином обозначается совокупность профессиональных ученых, т.е. людей со специальной подготовкой, соц функцией кот является получение знаний.

Н.с. в совр и широком смысле этого слова начало формироваться в Европе в 16—17 в вместе с возникновением первых н академий. В 1438 Козимо Медичи основал во Флоренции Платоновскую академию; в 1542 в Риме возникает Витрувианская академия, в 1603 — Академия Дей Линчей, в 1607 — Академия дель Чименто и т.д. Важнейшую роль в формировании Н.с. сыграли: Лондонское королевское общество (1660) и Парижская академия наук (1666). Выдающаяся заслуга в создании последней принадлежит монаху-минориту М.Мерсенну, благодаря деятельности кот, были установлены н контакты между ведущими учеными того времени: Р.Декартом, Б.Паскалем, Г.Галилеем, Э. Торичелли, П. Ферма и мн др. Большую роль в формировании Н.с. сыграли научные журналы, международные конгрессы и конференции ученых, конкурсы на решение тех или иных важных н проблем, н премии. В 18 в. В Европе уже сложилось международное Н.с. с единым пониманием целей н и ее методов.

Функции н: 1) культурно-мировоззренческие;

2) как непосредственной производительной силы;

3) как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития.


a)Школа Эпикура – «Сад»      

b)Школа Аристотеля – школа «Лицей»

c)Школа Платона – «Академия»

d)«Стоики» - стоицизм

e)Александрийская школа – сосредоточены все виды наук


f)                         Монастырские школы.                     1167г. – образование университета

Говоря о формах организации, имеют ввиду способы социализации.

Исторические типы науч. сообществ:

1) Философские школы                              2) богословские школы

3) республика ученых (нач.17 века);          4)  научные сообщества эпохи дисциплинарно – организационной науки (18-19 век)

5)междисциплинарные сообщества науки (20 век)

6) научные школы (сообщества единомышленников в решении одних и тех же проблем)

7) научные направления                           8) научные коллективы (единомышленники с одной науч. программой).

Формы организации науки связаны с   образованием.

Сегодня н сосредоточена: 1 форма- в академии наук (президент Осипов), в институтах, в н центрах (Уральский н центр, институт проблем освоения севера в Тюмени), 2 форма – прикладная н (НИИ, НИИтранс. Инфраструктуры г Тюмени), 3 форма: ВУЗовская н (Нии геотехники в Нефтегазе, НИИ прикладной этики), 4 форма: (формальная структура) – незав науч центры. Н школы. 

Способы транс.    Субъекты – преподаватели, ученые.

Адресаты – нов поколение ученых, пользователь (практик), система обр.

Способы – через систему образования (необходимы учебники, журналы, научная литература). Большую роль играют библиотеки, Интернет.

способах передачи опыта и знания. Синхронный способ указывает на оперативное адресное об­щение, на возможность согласования деятельности индивидов в про­цессе их одновременного совместного существования и взаимодей­ствия. Диахронный аспект — на передачу наличной суммы информа­ции, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению. За первым типом общения закрепилось название коммуникация, за вто­рым — трансляция.


№ 16 Этос науки. Новые этические проблемы науки.

Э Н - понятие фил и социологии н, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в н сообществе и определяющих поведение ученого.

1.Императив (лат.)-требование, приказ, закон. С появлением кантовской "Критики практического разума", императив - это общезначимое нрав-е предписание, в протии-сть личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Э н - набор внут соц норм, кот придерживаются ученые в н дея-ти, и кот обеспечивают функционирование соц института н.

2. Нормы этоса н Попытка кодификации соц норм н была предпринята Р. Мертоном в 1942 году. Он включил в этос н четыре нормы: - универсализм (оценка любой н идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам н деятельности, а не от соц характеристик ее автора, например, его статуса); - коллективизм (результаты исследования должны быть открыты для н сообщества); - бескорыстность (при опубликовании н результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от реш проблемы); - организованный скептицизм (исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами). Позднее Э Н неоднократно дополнялся новыми нормами как самим Р. Мертоном, так и его коллегами и учениками. В частности, Р. Барбер предложил дополнить Э Н нормами «рациональности» и «эмоциональной нейтральности», а Р.Мертон включил в Э Н норму «оригинальности». Представления Р. Мертона об Э Н неоднократно критиковались. В частности, в 70-х годах XX века Я. Митрофф на примере case-study группы, занимавшейся исследованием Луны, показал, что в науке можно выделить противоположную мертоновской совокупность норм, названную им контрнормами (партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм и др.), кот также регулируют поведение ученых. 

3. Этика н изучает нравственные основы н деятельности. Важными пунктами в сфере этики ученых являются: корректное определение авторства; недопустимость плагиата, ориентированность на новизну; недопустимость фальсификации эксперимента, н открытия; корректное цитирование, корректные ссылки; корректность в н полемики, недопустимо оскорбление оппонента; н добросовестность при проведении экспериментов, построение н теорий; осознание личной проф-ой ответственности; осознание моральной отве-ти ученых за негативные последствия.

4. Для описания реального поведения ученых дополнительно к нормам Э Н Мертон вводит еще девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея "социологической амбивалентности" состоит в том, что в своей повседневной проф-ой Дея-и ученые постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, ученый должен: как можно быстрее передавать свои н результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями. Быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде"; стремиться добывать такое знание, кот получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других. Принятие идеи амбивалентных нормативов, регулирующих реальное поведение ученых, и, более того, ее детальная проработка наглядно демонстрируют действительное отношение Мертона к четырем основным нормам Э Н. Он понимал, что поведение каждого ученого в любой ситуации определяется в первую очередь его характером, личным опытом, н и соц интуицией. Реальные действия противоречивы, и всегда найдется одна из двух противоположных формулировок, кот ретроспективно подтвердит правильность избранного пути (если он приведет к успеху) или его ошибочность (если он приведет к неудаче). Амбивалентные нормативы порождаются специфическими условиями н как соц института и в большей степени отражают реальное бытие ученых, модели поведения кот складываются как результат их взаимодействия в определенном коллективе (в широком смысле) – н сообществе.

5. Этические проблемы В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что н, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к н. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить. Этические проблемы н рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что н не располагает пока целостной картиной мира. Поэтому разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра, не имея развернутого описания универсума? Можно ли с помощью генной инженерии скрещивать гены, если развитие природы вообще может выйти из-под контроля человека? Э.н. предполагает наложение моратория на определенные исследования, если ученые понимают, что это чревато для человечества неожиданными последствиями. Нужно ли, к примеру, заниматься клонированием на нынешней стадии знаний? Ответственны ли ученые за технические приложения их исследований? Многочисленные этические проблемы вызваны сегодня проблемой эвтаназии. 6. Мнения по вопросу «несет ли ученый нравственную ответственность за открытия?» а) н этически нейтральна, последствия за применение открытий несет не ученый, а политик. б) н не может быть этически нейтральной. Должна производиться научно-техническая и гуманитарная экспертиза. в) ученые несут нравственную ответственность за негативные последствия развития н и техники.


Внутренний и внешний этос взаимосвязаны. Ответственность науки перед обществом и наоборот.










№ 17 Возникновение науки. Преднаука. Становление первых форм науки.

Зарождающаяся наука – преднаука. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с кот человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте.

Различные авторы, историки предлагают различные концепции рождения науки. Определение места и даты рожд н открыто-дискусионный вопрос. Можно выделить 6 противоп и четких точек зрения.

1)          исходит из того, что н отождествляется с опытом практической и познавательной дея-ти. Отчет с каменного века, когда чел в процессе жизнедеятельности начал накапливать и передавать другим знания о мире.

2)          5 в до нашей эры в Восточном средиземноморье. На фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы иссл природы. Н принимается некоторыми историками как сознательное целенаправленное исследование природы.

3)          12-14в Расцвет поздней средневековой культуры Зап Европы. Н род в период, ког была переосознана роль hgsnyjuj знания, что связано с Дея-ю анг епископа Роберта Гроссетета и монаха Роджера Бэкона. Эти оксфордские ученые, мат-ки, естествоиспытатели призывают опираться на опыт (эмпирические данные), на набл и эксп. Развитие дух культуры Зап Европы.В частности критики аристотелизма. Нем фил спорила и развивалась как нем класс фил Гегеля.

4)          16-17 в. (боль ученых) Появляются работы Гюйгенса, Галилея, Кеплера, Ньютона. Н как новейшее естествознание, умеющее строить матем модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить анализ и рассуджения по средствам мыслительного эксперимента. Рождение н отождествляется с рождением физики и необходимым для него матем аппарата.

5)          Коней 1 трети 19 в. Придерживаются те, кто считает существенным признаком совр н совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (первенство мнения принадл Германии). Новация в том, что происходит оформление н в особую профессию.

6)          Реже встречается мнение: подлинная н – наука с большой буквы еще не родилась. Она может появиться только в 1 трети 21 в. (переосмысление ценностей)

---Преднаука появляется в др Египте. Сущ цивилизация и сложный аппарат гос власти, неразрывно сплетенный с сакральным аппаратом жрецов. Носители знаний были жрецы. Знания были обличены в религиозно-мистическую форму и были доступны только жрецам, способным читать священные книги, хранить практическое знание, для того, чтобы властвовать. (в долинах рек, надо знать приливы). Жрецы накапливали знания в обл матем, экон, псих, фармакологии (мумифицирование). Исследованы пропорции, т к распределение благ велось пропорционально проф и соц рангам. Кроме практического применения знаний, разрабатывались и термины.

---В др Китае развиваласьметем, псих, этика. Китайская цивил подарила миру множество открытий (бумагу, фарфор, технику литья железа, компас, порох, книгопечатание, мех часы и др.)

---Др Индия развивая религиозные каноны требовала строгого постоянства звуков священных текстов и ради этого была изобретена грамматика, позволяющая очень точно описывать звуковой строй языка. Познание внешнего мира признавалось высшей ценностью и благом для человека. Особенность фил в том, что она была направлена на внут мир человека и его развитие, формировало его богатый духовный мир разумными самоограничениями. (Стремительным образом развивается особый тип общественных отношений Колесо, бронза, цвет стекло, гончарный круг) Культура в корне отличается от европейской.

---Др Греция. Стремительным образом развивается особый тип общественных отношений, кот вмещает в себя трансляцию традиционной ку-ы и освоение, и передачу нетрадиционных подходов в фил осмыслении, познании мира. Продолжение натурфилософии видится в исследовании не только природы, но и общества, проц познания. Фалес - досократик. (вода – первоначальная субстанция, первопричина появления жизни) Особ – (исследуя природу, ближе всех оказались к истине происхождения мира): 1-стержень аксеологического (оценочного) сознания (личное достоинство чел). 2-секуляризация (светскийхар-р). 3-повышение роли риторики. 4-правовое равенство  























№ 18 Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

Одной из предпосылок первой научной революции явилось разложение сословных отношений ремесленного производства. Первыми "концептуалистами" Нового времени принято считать Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) и Рене Декарта (1596 - 1650).

Фрэнсис Бэкон - считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.

Методы и приемы н должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению благополучия и достоинства чел. Это и свидетельство выхода человечества на дорогу истины после долгого и бесплодного плутания в поисках мудрости. Обладание истиной обнаруживает себя именно в росте практического могущества человека. Знание - сила - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Учение Бэкона разрешает двуединую задачу - критически проясняет источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости и указывает на правильные методы овладения истиной. Критическая часть программы Бэкона ответственна за формирование методической дисциплины научного разума.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.