рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии в кратком изложении

морали.

Понятие добродетели представляет противоположность эпикурейского

понятия

наслаждения. Подчеркивание необходимости и подчинение ей противостоят

и

эпикурейскому пониманию свободы.

Так же диаметрально отличается от эпикурейского и стоическое

понимание

общества. Общество, по представлениям стоиков, возникает

естественным

образом (а не путем конвенции, как у эпикурейцев). Все люди, независимо

от

пола, социального положения или этнического происхождения, равны

самым

естественным образом. В этом в значительной мере проявляется и

характерный

для того времени космополитизм, связанный с расширением горизонтов

античного

мира.

Стоическая философия, видимо, лучше всего отражает развивающийся

кризис

духовной жизни греческого общества, который явился следствием

экономического

и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее

адекватно

отражает "свое время". Это этика "сознательного отказа",

сознательного

смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества

к

внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную

и

единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса

Римской

республики и затем в период начинающегося распада Римской империи.

Скептицизм. В конце IV в. до н. э. в греческой философии

формируется

еще одно, менее распространенное по сравнению с предшествующими

философское

направление - скептицизм. Его основателем был Пиррон из Элиды (ок. 360-

270

до н. э.). Он, так же как и Сократ, излагал свои идеи лишь в устной форме

и,

не оставил после себя ни одного произведения. Поэтому сведения о его

идеях

мы черпаем прежде всего из работ его наиболее выдающегося ученика -

Тимона

(ок. 320-230 до н. э.).

Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В

эллинистическую

эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не

методическими

установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от

возможности

дойти до истины. И этот отказ становится программой.

Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от

суждения

(эпохэ) - основной его тезис. Поэтому "цель свою скептики полагали

в

опровержении догматов всех школ, но сами... они ничего не определяли,

не

определяли и того, что они делали", отвергая в конце концов,

как

свидетельствует Диоген Лаэртский, и само утверждение "ничего не

утверждать".

Принятие этого утверждения в качестве принципа философии также значило

бы

"нечто утверждать". Гегель в "Истории философии" оценивает эту позицию

как

завершение субъективизации всего познания.

Доводы против правильности как чувственных восприятии, так и

"познаний

мысли", т. е. доводы, объясняющие, почему нужно удерживаться от

суждений

скептики объединили в десять тезисов-тропов. Вероятно, их автором

является

Энесидем. В первом из этих тезисов подвергаются сомнению положения

о

действительности различия физиологической структуры видов животных,

в

частности их чувственных органов. Во втором подчеркиваются

индивидуальные

различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится

о

различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают

разные

ощущения (например, вино зрению представляется красным, вкусу-терпким и

т.

д.). Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют

различные

состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь,

здоровье,

сон, бодрствование, радость, грусть и т. д.). Пятый тезис отражает

влияние

расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие (то,

что

издалека кажется малым, вблизи оказывается большим). В шестом говорится,

что

ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без

примеси

других факторов. Следующий троп указывает на различные воздействия

разного

количества одного и того же вещества или материи (что в малом

количестве

полезно, а в большом может быть вредно). Восьмой опирается на тот факт,

что

определение взаимоотношений между вещами является релятивным (например,

что

является относительно одной вещи "вправо", может быть по отношению к

другой

"влево"). Предпоследний троп отражает тот факт, что "привычные и

непривычные

вещи" вызывают различные чувства (яапример, затмение солнца как

необычное

явление, закат солнца- как привычное). Десятый троп поддерживает убеждение

в

том, что ничего нельзя утверждать позитивно - ни существование

различных

прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

К этим десяти тезисам (которые Гегель называет ранними) Агриппа (I

в.

н. э.) \ Агриппа был одним из видных представителей скептической

философии второй половины I столетия, т. е. римского периода. \ и его

ученики прибавили еще пять. Первый из новых тропов аргументирует

различие

видов или мнений. Второй критикует бесконечную цепь доказательств.

Третий

подчеркивает, что любое ограничение относится всегда лишь к чему-

либо

конкретному. Четвертый критикует принятие предпосылок, которые

впоследствии

не. доказываются. Пятый троп предостерегает от доказательства по кругу.

Он

указывает на то, что каждое доказательство в свою очередь

требует

доказательства, это доказательство требует своего доказательства и так

по

кругу до исходной точки. И хотя эти новые тропы более абстрактны,

некоторые

из них можно редуцировать к ранним тропам, так же как некоторые ранние

тропы

основаны на более или менее аналогичных принципах.

Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного

тропами,

скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали

любые

доказательства. В отличие от эпикурейской и стоической философии, в

которых

достижение счастья необходимо предполагало познание явлений и

законов

природы т. е. познание вещей, философия скептицизма в прямом смысле

слова

отказывается от этого познания.

Достижение счастья, по Пиррону, означает достижение

атараксии

(спокойствия, невозмутимости).

Подобное положение вещей является результата ответа на три

основных

вопроса. Первый: "Из чего состоят вещи?" На него невозможно ответить

потом

что ни одна вещь не суть "это больше, чем другое". Из этого

положения

вытекает и ответ на другой вопрос: "Как мы должны относиться к этим

вещам?"

На основе предыдущего ответа единственным достойным отношением к

вещам

считалось "воздержание от каких-либо суждений". Воздержание от суждений

не

означает, однако, отрицания существа их истины или правоты. Пиррон и

Тимон

признают лишь непосредственные восприятия, если о них говорится как

о

восприятиях. В этом можно усмотреть определение субъективно-

идеалистическое

измерение античного скептицизма. Третий вопрос: "Какую пользу мы получим

из

такого отношения к вещам?" Ответ Пиррон вытекает из предыдущих положений

и

направлен на этические последствия этой проблематики. Если мы воздержимся

от

всяких суждений о вещах, то мы достигнем устойчивого и невозмутимого

покоя.

Именно в этом скептики и видят высшую ступень возможно блаженства.

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную

проблематику

сложности развития познания, его основной чертой были, однако,

безнадежность

и отказ, ведущие к агностицизму.

Эклектицизм. С начала II в. до н. э. упадок греческого

философского

мышления становится все более очевидным. Одним из его отчетливых

проявлении

служит эклектицизм - механистическое соединение отдельных, часто

весьма

неорганически вырванных частей из различных философских систем.

Он

развивается на основе как академической, так и перипатетической и

стоической

философии. Часто эклектики стремятся к цельному,

систематическому

упорядочению возрастающего количества эмпирических знаний и к их

соединению.

К наиболее видным представителям академического эклектицизма

принадлежат

Филон (150-79 до н. э.) и Антиох (последняя треть II и первая треть I в.

до

н. э.). Эклектицизм на основе стоической философии представляют Боэций

из

Сидона (первые две трети II в. до н. э.), Панэтий (ок. 185-110 до н. э.)

и

Посидоний (135-51 до н. э.). Видимо, меньше всего эклектицизм проявлялся

в

школе перипатетиков. Доказательством может быть не только постоянное

издание

трудов Аристотеля, но и ориентация на эмпирическое естествознание.

Можно

упомянуть Боэция из Сидона (не путать с Боэцием-стоиком) и Ксенарха

(оба

работали в I в. до н. э.), которые в большей или меньшей

степени

придерживались традиций аристотелизма, дополняя его в отдельных

случаях

воззрениями других философов.

РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря

существенно

усиливается влияние Рима, который из городской республики становится

сильной

державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира.

Под

его экономическое и политическое влияние попадают и города

континентальной

Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой

культуры,

составной частью которой была философия. Римская культура и

образование

развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были

несколько

столетий до этого в Греции. Римские походы, устремленные во все

стороны

известного тогда мира (с одной стороны, в области зрелых

цивилизаций

древнего мира, а с другой - на территорию "варварских" племен),

образуют

широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно

развивались

естественные и технические науки, небывалого размаха достигают

политические

и юридические.

Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из

того,

с чем сталкивается Рим, стремящийся к мировому господству. Логичным

поэтому

является то, что и римская философия формируется под решающим

влиянием

греческого, в частности эллинистического, философского мышление

Определенным

импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение

его

афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся

представители

существовавших в то время греческие философских школ (середина II в. до

н.

э.).

Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три

философских

направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,-

стоицизм,

эпикуреизм и скептицизм.

Стоицизм. Наибольшее распространение как в республиканском, так и

позже

в императорском Риме получил стоицизм. Иногда его считают

единственным

философским направлением, которое в римский период приобрело новое

звучание.

Его начала можно увидеть уже во влиянии Диогена из Селевкии и Антипатра

из

Тарса (которые прибыли в Рим с упомянутым афинским посольством).

Заметную

роль в развитии стоицизма в Риме сыграли также представители средней стои

-

Панэтий из Родоса и Посидоний,[ ]которые сравнительно

продолжительный период работали в Риме. Их заслуга состоит в том, что

они

способствовали широкому распространению стоицизма в средних и высших

классах

римского общества. Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся

личности

Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон.

Панэтий в основных положениях своего учения в значительной

мере

придерживался старого стоицизма. Так, у него встречается понятие

логоса,

аналогичное понятию, например, у Хрисиппа, который придерживался

сходных

онтологических воззрений. В области этики он несколько приблизил

к

практической жизни идеал стоического мудреца.

На дальнейшее развитие римского стоицизма большое влияние

оказал

Посидоний. В области онтологии он развивает основную

философскую

проблематику учения Аристотеля, а также вопросы, граничащие

с

естественнонаучной проблематикой и космологией. Исходные философские

и

этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами

учений

Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (В

этом

проявляется определенный

эклектицизм, который был типичен для римской философии того периода.)

Наиболее видным представителем римского стоицизма (новой стои)

были

Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) происходил из

сословия

"всадников" \ Сословие "всадников" было вторым привилегированным

сословием после сословия сенаторов. \, получил всестороннее

естественнонаучное, юридическое и философское образование,

сравнительно

длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже

становится

воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на

трон

он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год

власти

Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает

Нерона

как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа.

По мере роста престижа и богатства Сенека входит в конфликт со

своим

окружением. После пожара в 64 г. н. э. ненависть к Сенеке в Риме растет.

Он

покидает город и живет в своем близлежащем имении. Обвиненный в

подготовке

заговора, он был вынужден покончить самоубийством.

Наследие Сенеки весьма обширно. К его наиболее выдающимся

работам

относятся "Письма Луцилию", "Рассуждение о провидении", "О

стойкости

философа", "О гневе", "О счастливой жизни", "О свободном времени",

добродетели" и т. д. За исключением "Вопросов природы"

("Quastiones

naturales"), все его работы посвящены этическим проблемам. Если старая

стоя

полагала физику душой, то философия новой стои считает ее

полностью

подчиненной областью.

В воззрениях на природу (так же как и в остальных частях

своего

творчества) Сенека, однако, в принципе придерживается учения старой

стой.

Это проявляется, например, в материалистически ориентированном

дуализме

материи и формы. Разум считается активным принципом, который

сообщает

материи форму. При этом однозначно признается первичность материи.

Душу

(пневму) он также понимает в духе старого стоицизма, как весьма

тонкую

материю, смесь элементов огня и воздуха.

В гносеологии Сенека, как и другие представители стоицизма,

является

сторонником античного сенсуализма. Он подчеркивает, что разум имеет

свое

начало в чувствах. При решении вопроса об активности души он,

однако,

принимает некоторые элементы платоновской философии, что проявляется

прежде

всего в признании бессмертия души и характеристике телесности как

"оков"

души.

Сенека исходит из того, что все в мире и во вселена ной

подчинено

власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога

как

имманентной, правящей силы, властвующей над разумом (логосом).

Сенека

характеризует ее как "высшее благо и наивысшую мудрость",

которая

реализуется в гармонии мира и его целесообразном устройстве.

В отличие от старой стой Сенека (так же как и весь римский

стоицизм)

почти не занимается логической проблематикой. Центром и средоточием

его

системы является этика. Как основной выделяется принцип согласия с

природой

(жить счастливо - значит жить в соответствии с природой) и

принцип

подчиненности человека судьбе. Вопросу, как прожить жизнь, посвящены

его

трактаты "О краткости жизни" и "О счастливой жизни". В них проецируются

как

личный опыт Сенеки, так и общественные отношение тогдашнего Рима.

Утрата

гражданских свобод и упадок республиканских добродетелей в

эпоху

императорской власти приводят его к значительным сомнениям

относительно

будущего. "На три периода делится жизнь: прошлое, настоящее и будущее.

Из

них тот в котором живем, краток; тот, в котором будем жить сомнителен,

и

лишь тот, который мы прожили, определенный. Только он устойчив, на него

не

влияет судьба, но и возвратить его также не может никто". Сенека

отвергает

стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям:

"Чем

выше кто взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка

жизнь

того человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще

с

большими усилиями должен он удерживать". Однако он использовал

свое

общественное положение и стал одним из наиболее богатых и влиятельных

людей

Рима. Когда его враги указывали на факт, что его собственная жизнь

весьма

резко отличается от идеалов, которые он провозглашает, он ответил им

в

трактате "О счастливой жизни": "...все философы говорят не о том, как

живут

сами, но о том, как должно жить. Говорю о добродетели, но не о себе и

воюю

против грехов, а это значит и против своих собственных: когда их

одолею,

буду жить как надо".

Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного

душевного

спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление

страха

перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в

своих

трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая

понятие

человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.

Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих

усилий

посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он

избегает

участия в общественных делах и политической деятельности, является,

согласно

Сенеке, наиболее достойной. "Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем

быть

добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай, скольким ударам волн

ты

уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей частной жизни, сколько

их

ты бессознательно вызвал на себя в публичной жизни! Не имею в виду, чтобы

ты

топил свои дни во сне и в наслаждениях. Это я не называю полноценной

жизнью.

Стремись найти задачи более важные, чем те, которыми ты до сих

пор

занимался, и верь, что важнее знать счет собственной жизни, чем

общего

блага, о котором ты пекся до сих пор! Если будешь так жить, ждет

тебя

общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство, любовь и свершение блага;

осознание того, как хорошо жить и однажды хорошо умереть".

Его

этические воззрения пропитаны индивидуализмом, который является реакцией

на

бурную политическую жизнь в Риме.

Другой видный представитель римского стоицизма - Эпиктет (50-138)

-

первоначально был рабом. После того как его отпустили на свободу,

полностью

посвятил себя философии. В его воззрениях много от старой стой,

которая

повлияла на него, и от творчества Сенеки. Сам он не оставил никаких

работ.

Его мысли зафиксировал его ученик Арриан из Никомедии в

трактатах

"Рассуждения Эпиктета" и "Руководство Эпиктета". Эпиктет отстаивал

точку

зрения, согласно которой философия, собственно, является не

только

познанием, но и применением в практической жизни. Он не был

оригинальным

мыслителем, его заслуга главным образом состоит в популяризации

стоической

философии.

В своих онтологических представлениях и во взглядах в области

теории

познания он исходил из греческого стоицизма Исключительное влияние на

него

имели труды Хрисиппа. Ядром философии Эпиктета, является этика,

основанная

на стоическом понимании добродетели и жизни в согласии с общим

характером

мира.

Исследование природы (физика) важно и полезно не потому, что на

его

основе можно изменить природу (окружающий мир), но потому, чтобы

в

соответствии с природой человек мог упорядочить свою жизнь Человек не

должен

желать того, чего он не может осилить: "Если хочешь, чтобы твои дети,

твоя

жена и твои друзья жили постоянно, то ты или сумасшедший, или хочешь,

чтобы

вещи, которые не находятся в твоей власти, были бы в твоей власти и

чтобы

то, что является чужим, было твоими". А так как изменить объективный

мир,

общество не в силах человека, не следует и стремиться к этому.

Эпиктет критикует и осуждает тогдашний общественный порядок. Он

делает

упор на мысли о равенстве людей, осуждает рабовладение. Этим его

воззрения

отличаются от стоического учения. Центральный мотив его философии -

смирение

с данной реальностью - ведет, однако, к пассивности. "Не желай, чтобы

все

происходило, как ты хочешь, но желай, чтобы все происходило как

происходит,

и будет тебе хорошо в жизни".

Действительной сущностью человека Эпиктет считает разум. Благодаря

ему

человек участвует в общем порядке мира. Поэтому следует печься не

о

благосостоянии, удобствах и вообще о телесных удовольствиях, но только

о

своей душе.

Подобно тому как разум властвует над человеком,. так и в мире

властвует

мировой разум - логос (бог). Он источник и определяющий фактор

развития

мира. Вещам же, как управляемым богом, следует ему подчиняться. Свободу

и

независимость, которым он придавал большое значение. Эпиктет

ограничивает

лишь духовной свободой, свободой смирения с действительностью.

Этика Эпиктета в сущности является рационалистической. И хоть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.