рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии в кратком изложении

Волоньи,

Симон из Турнэ. \.

УНИВЕРСИТЕТЫ И ОРДЕНА

Очагами, в которых в средние века развивалась философия,

были

возникающие университеты. К ведущим относились университеты в

Париже,

Кельне, Оксфорде, Болонье, Неаполе и Падуе. Главной

университетской

метрополией в течение всего средневековья был Париж. Другим видным научным

и

философским центром был английский Оксфорд. Средневековые университеты

были

наднациональными духовными организмами. Как показывает название

(universitas

litterarum-совокупность наук), они охватывали все ответвления наук,

в

которых ведущую роль играла христианская теология. Университеты

заменяли

бывшие монастырские и церковные высшие теологические школы.

Философия

изучалась в них не только на теологических факультетах, но и на

факультетах,

связанных с искусством.

Наряду с университетами не менее важными центрами теологического

и

философского мышления были монашеские ордена доминиканцев \

Римско-католический орден, основанный в 1216 г. испанским

дворянином

Домиником (ок. 1170-1221). С ХIII в. орден возглавлял инквизицию. \ и

францисканцев \ Нищенствующий орден римско-католической церкви,

основанный в 1209 г. итальянским поэтом Франциском Ассизским (1182-

1226).

\. Между доминиканцами и францисканцами сначала не было доктринальных

споров, они возникают только в середине XIII в.: доминиканцы

провозглашали

преимущественно новые доктрины, тогда как францисканцы ориентировались,

как

правило, на августинизм. Во францисканском учении появились даже

некоторые

оппозиционные, еретические мысли, но впоследствии стала

преобладать

ортодоксальная направленность.

ПАНТЕИСТИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ XIII в.

Использование философии Аристотеля в XIII в. проходило по существу

в

двух направлениях. С одной стороны, на почве христианского

теизма

происходило уравновешивание философских традиций августинизма

и

аристотелизма. С другой стороны, аристотелизм одобрялся и

принимался

неоплатоновским пантеизмом, который противоречил церковной

христианской

теологии.

Этот "некрещеный" аристотелизм был представлен александрийской школой

и

латинским аверроизмом. Александрийская школа исходила прежде всего из

учения

Александра из Афродизиады \ Александр из Афродизиады провозглашал

аристотелиэм в 198-211 гг. в Афинах и отстаивал его от влияния

теистической

метафизики. Был наилучшим комментатором Аристотеля в свое время. \,

который возвышает натурализм Аристотеля, тогда как латинский

аверроизм

исходит из трудов арабского философа XII в. Аверроэса,

интерпретирующего

Аристотеля в духе, близком неоплатонизму.

Александризм. По приказу Парижского собора в 1210 г. было

сожжено

произведение "О частях", автором которого был Давид из Динанта,

бывший

римский священник и преподаватель факультета искусств

Парижского

университета. С трудами Аристотеля он познакомился через

греческие

комментарии Александра из Афродизиады. В основе его мировоззрения

был

пантеизм. Он исходил из традиций эпикуреизма, натурализма шартрской школы

и

перипатетизма александрийской интерпретации, был убежден, что мир

сам

является богом. К материальному миру он подходил с точки зрения

единства

материи и формы. Субстратом является материя, форма - ее проявление,

она

вторична. Эти сильные материалистические тенденции проявились, однако,

в

учении Давида из Динанта в рамках главного положения, согласно

которому

высшей из субстанций телесного и духовного является бог как "разум всех

душ

и материя всех тел" \ Давид провозглашал: "Бог есть первая материя, все

едино по материи, и бог есть именно это единство" [Гегель. Соч. Т. XI

С.

135). \. Основой его является "первая материя", которая одновременно и

разум (нус), и "вечная субстанция" - бог.

Латинский аверроизм. Несколько десятилетий спустя после осуждения

и

сожжения трудов Давида Динантского снова разгорелась борьба

вокруг

философского наследия Аристотеля. Альберт Великий и Фома Аквинский

придавали

большое значение приспособлению аристотелизма к католической доктрине.

Они

вели бескомпромиссную борьбу против не только августинизма, но и

противников

"слева", против приверженцев Аверроэса.

Главой латинского аверроизма был Сигер Брабантский (ок. 1240-1281

или

1284), магистр факультета искусств Парижского университета. Его жизнь

и

творчество проходили в постоянных столкновениях с церковью и

противниками,

среди которых были Бонавентура, Фома Аквинский (см. его трактат "О

единстве

разума против аверроистов") и Альберт Великий. В 1276 г. Сигер и

его

сторонники предстали перед судом инквизиции. Сигер избежал обвинения

в

ереси, но в дальнейшем должен был жить под надзором папской курии. Его

жизнь

была прервана - по всей вероятности, он был убит его секретарем.

Сигер был личностью удивительной. В своих трудах он стремился

к

независимости философии от теологии. Он признавал лишь

философские

авторитеты, прежде всего Аристотеля, идеи которого он развивал.

Об аверроистской ориентации Сигера свидетельствуют и названия

его

трудов: "О вечности мира", "О необходимости и взаимной зависимости

причин",

"О разумности души" (направлен против упомянутого трактата Аквината).

Латинский аверроизм отстаивал прежде всего идеи о том, что бог

не

является непосредственной причиной мира, а воздействует опосредованно и

в

соответствии с законами природы. Он скорее является первым двигателем

мира,

чем его творцом. Мир вечен, полностью самостоятелен, поэтому не было

ни

начала мира, ни сотворения человека. Деятельность бога относительно

материи

имеет характер необходимости (проявляется в естественной

закономерности

мира), но не свободной воли. Сигер провозглашал детерминизм как

всеобщий

принцип, господствующий в природе (а местами и в человеческом

обществе),

признавал только материальные, формальные и активные причины, но не

целевые.

Так как все единичные вещи являются случайными, разнородными, бог

не

может иметь представление о единичном, и поэтому на деятельность

индивидов

не распространяется божественное провидение и ответственность бога

за

индивида исключается.

Проблемы человека, его разума и души вообще занимают значительное

место

в воззрениях Сигера и других латинских аверроистов. Исходя из

принципа

Аристотеля о том, что душа является формой тела, Сигер соединял

деятельность

каждой единичной души с чувственным познанием, неотделимым от телесности.

Каждая индивидуальная душа имеет и высший уровень, где

концентрируется

интеллектуальная деятельность, но эта деятельность присуща уже всему

роду

человеческому и тем самым каждому его представителю. Индивидуальная

душа

погибает одновременно с телесной смертью человека. Индивидуальное

бессмертие

существует, таким образом, только в переносном смысле - как бессмертие

рода

человеческого. Эта идея была, естественно, совершенно неприемлемой

для

церкви и ее религиозной трактовки морали.

Аверроизм, в частности в своей латинской версии, стал

наиболее

серьезным оппозиционным направлением в западноевропейской

средневековой

философии. Аверроистский аристотелиз.м был осужден в декретах

парижского

епископа Стефана Темпьера, который в 1227 г. был назначен папой Иоанном

XXI

для расследования ситуации в Парижском университете. Это событие

имело

далеко идущие последствия для дальнейшего развития философии.

Сторонники

радикального аристотелизма были усмирены, а этим опосредованно

было

заторможено и развитие томизма. Декрет Темпьера пробудил

августинские

религиозные тенденции, сторонниками которых были прежде всего

францисканские

профессора, которые руководствовались наследием Августина, но

эклектически

перенимали и ряд аристотелевских элементов. Августинизм должен был

также

приспосабливаться и к усиливающемуся проникновению арабской науки

и

философии в университеты. Это уже в определенной мере предзнаменовало

синтез

ортодоксального мистицизма и схоластической учености, осуществленный

в

следующем столетии.

ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ

В середине XIII в. победило мнение, согласно которому

теология

нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор,

каким

образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии.

Схоластики

разделились на два главных лагеря. Консервативное течение настаивало

на

сохранении основных положений Августина в теологических вопросах, но

с

применением одновременно и философских элементов

аристотелизма.

Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля, хотя и здесь

не

было полного отмежевания от традиций августинского мышления.

Растущее

влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теолого-философскую

систему

которую создал Фома Аквинский. В традиции августинизма в XIII в.

продолжали

работать преимущественно францисканские ученые, прежде всего в

Парижском

университете (наиболее полное выражение августинизма находим у

Бонавентуры)

и в Оксфорде (в философии природы Гроссетеста).

Одним из первых профессоров Парижского университета, который

в

упомянутом смысле соединял августинизм с аристотелизмом, был

францисканец

Александр из Гэльса (1170-1245). Его обширная "Summa universae

theologiae",

которую он написал в четвертом десятилетии XIII столетия, стала

важным

звеном на пути к основным схоластическим системам. Она содержит элементы

из

произведений различных авторов, причем не только строго ортодоксальных,

как

Ансельм Кентерберийский и Бернар из Клерво, но и таких, как Абеляр.

Для

дальнейшего развития схоластики был важнее интерес Александра к Аристотелю

и

его арабским комментаторам. В теологии он доказывал существование бога

как

августиновским, так и аристотелевским способом. В теории познания

он

утверждал, так же как и Августин, что познание первых сущностей нуждается

в

божественном опосредствовании (бог освящает человеческий разум), но в то

же

время исходил и из аристотелевского понимания, состоящего в том,

что

познание физического мира происходит путем доказательств и абстракции.

Он

принял теорию Аристотеля о форме и материи, применял ее и к

нетелесным

предметам, введя понятие "духовная материя". Его произведения

способствовали

освоению Аристотеля теологией.

В отличие от предшествующего эклектического аристотелизма в

середине

XIII в. начинают предприниматься усилия по осуществлению более

значительного

идейного и философского синтеза. Одним из тех кто внес большой вклад

в

освоение аристотелизма католической философией, был францисканец

Джованни

Фиданца, называемый Бонавентурой (1221- 1274). Учился он в Париже,

был

учеником Александра из Гэльса, стал его преемником и превзошел

своего

учителя. С 1248 г. он был профессором теологии Парижского

университета,

позже становится епископом и кардиналом. Он хорошо знал труды Аристотеля,

но

полагал, что его философия не соответствует в полной мере

христианству,

поэтому в основополагающих точках своего учения Бонавентура

сохраняет

верность Платону и Августину. Был он традиционалистом, не стремился

к

выработке новых воззрений. Упор делал на теологию, и его философские

взгляды

и идеи необходимо искать прежде всего в этой области.

Теория познания Бонавентуры была своеобразным соединением

аристотелизма

и августинизма, теории абстракции с теорией "освещения души", рационализма

с

мистицизмом. Ведущим был, однако, мистический подход. Если

источником

познания естественных вещей является сверхъестественный фактор, то тем

более

он является путем к богу. Полное познание бога возможно лишь при

помощи

экстаза. Бонавентура был величайшим мистиком XIII столетия.

Его философский подход отчетливо проявляется в интерпретации

двух

древних доктрин, которые соответствовали августинскому пониманию мира.

Были

это метафизика света и теория "зародышевых доказательств". Метафизика

света

была платоновской по происхождению, и модификация ее Бонавентурой состояла

в

том, что свет не материален, но является силой, действующей в материи,

или,

если переложить это на язык Аристотеля, формой. Свет является общей

формой

всего телесного. От того, как предметы и материя причастны к свету,

зависит

и их включение в него. Теория "зародышевых доказательств" служила

основой

объяснения развития предметов. Закономерности их развития были

бы

непонятными, если бы не имели причин в самих предметах. В каждом из них.

с

самого начала скрыт "зародыш", который определяет развитие предмета

и

управляет им. Эти в сущности стоические принципы Бонавентура соединил

с

аристотелевской теорией, отождествил "зародыш" с "формами" вещей таким

же

образом, как и в, теории света. "Зародышам" он, однако,

приписывал

сверхъестественное происхождение - в этом он опирался на Августина.

Он

утверждал, что "зародыши" вещей содержатся в божественном разуме, откуда

они

и вливаются в вещи.

Философию августинизма в XIII в. развивают прежде всего

представители

ордена францисканцев сначала во Франции, затем, позже, в

английском

Оксфорде.

Бонавентуру относят к августинизму XIII в. Некоторые

авторы

аргументируют это тем, что речь идет о неоплатонизирующем аристотелизме

на

службе августинской и францисканской теологии.

Во Франции вместе с Бонавентурой августинцев возглавлял Иоанн

из

Ла-Рошели, в английском Оксфорде-Адам из Марш, его учениками

были

архиепископ Иоанн Пеккам, кардинал Матфей из Акваспарта и др. Один

из

выдающихся итальянских деятелей XIII-XIV вв.-поэт Данте Алигьери-также

был

весьма близок к августинизму; в его идейных основах чувствуется влияние

и

неоплатонической философии, и интеллектуализма, близкого томизму.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ

Постепенно выяснилось, что августинизм не способен

противостоять

мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было оседлать

аристотелевскую

философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от

католической

ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому учению стало

жизненной

необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили схоластики

доминиканского

ордена, наиболее выдающимися из которых были Альберт Великий и

Фома

Аквинский.

Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Magnus, 1193-1280)

изучал

свободные искусства, естественные науки, медицину и философию

Аристотеля

(которая тогда еще не была признана церковью) в Падуанском

университете,

затем изучал теологию в университете в Болонье. В 1223 г. он вступает

в

доминиканский орден, который посылает его в Кельн-на-Рейне для изучения

там

теологии и философии. В 1245 г. был переведен в Париж. Получил

широкую

известность как учитель и часто должен был выступать на большой площади,

так

как в зале слушатели не помещались.

В 1260 г. он был рукоположен в епископы в Дрездене. По своему

желанию

был освобожден от этой должности и последние годы жизни снова провел

в

Кельне. В монастырском уединении он полностью отдался научному

и

писательскому труду.

Это был широко образованный человек, знал труды Аристотеля,

которые

оказали на него Огромное влияние, знал работы Авиценны, Августина

и

Псевдо-Дионисия. Из его трудов многие сохранились. Большую часть из

них

составляют комментарии к творчеству Аристотеля. Значение Альберта состоит

в

том, что он одним из первых попытался использовать идеи Аристотеля

для

систематизации христианского мировоззрения.

Он понял, что проникновение античного мышления в область

культуры

Западной Европы нельзя остановить и что, наоборот, следует

использовать

философскую мудрость античности для обоснования и подкрепления

христианства.

В своем творчестве он часто обращается к трактатам Аристотеля,

комментирует

их, в частности высоко оценивает логику. В ее духе он вновь вводит

в

схоластику XIII в. реалистическое решение проблемы универсалий, причем в

ее

компромиссной форме (universalia in rebus). Он отводит философии

более

самостоятельную роль, чем старшие схоласты. Различает, например,

проблемы

религиозных догматов и мистерий (триединства, воплощения,

искупления,

воскресения и т. д.), являющиеся содержанием теологического исследования,

и

естественнонаучные проблемы, которые требуют философского объяснения.

В аристотелизме Альберта проявляются и элементы других

идейных

концепций, в частности неоплатонизма. По сути это уже

аристотелизм,

приспособленный к требованиям христианства и церковного учения.

Альберт

занимался исследованиями и наблюдениями в естественнонаучной области,

в

частности преуспел в зоологии, химии (алхимии) и астрономии. Его

подозревали

в том, что он владеет чародейскими силами. Он якобы создал

говорящее

устройство, которое испуганный Фома, его ученик, хотел разбить, ибо

считал

дьявольским наваждением.

Широта философских, естественнонаучных и богословских

интересов

Альберта была основанием для того, чтобы назвать его doctor universalis,

а

начиная с XIV столетия он был удостоен и звания Великий (Magnus).

Этот наиболее известный немецкий схоласт сам не создал

логически

стройной, единой философской и теологической системы. Выполнил эту

задачу

только его ученик Фома. Однако без Альберта не было бы Фомы. В

основных

вопросах они придерживались одинакового мнения.

Фома Аквинскин родился примерно в 1225 г. (называют также 1226 и

1227

гг.). Он был сыном графа Ландольфа Аквинского, воспитывался у

бенедиктинцев

в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства.

В

семнадцать лет вступает в доминиканский орден, который посылает его

учиться

в Париж, где его учителем был Альберт Великий, за которым он следует

в

Кельн-на-Рейне. В 1252 г. от вновь возвращается в Париж, чтобы начать

там

свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он

знакомится

с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268-1272) было

очень

важным, здесь он становится известным преподавателем теологии, включается

в

полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути

на

Лионский собор в монастыре Фоссануова, близ Террачино. За мягкость

и

легкость своего характера он получил прозвище "ангельского доктора",

(doctor

angelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.

Литературное творчество Фомы Аквинского является таким же обширным,

как

и Альберта. Его трактаты можно разделить на следующие группы:

1. Комментарии, касающиеся Аристотелевых "Аналитик",

"Никомаховой

этики", "Метафизики", "Физики", трактатов "О душе", "О небе и земле",

возникновении и гибели естественных вещей", "Политика" и т. д.

2. Небольшие философские трактаты. К ним относится прежде

всего

полемический трактат "О единстве разума против аверроистов", о котором

уже

говорилось.

3. Суммирующие теологические трактаты. К ним относятся комментарии

к

"Книгам сентенций" Петра Ломбардского \ "Сентенции" представляли собой

собрания избранных текстов Священного писания, а также

произведения

церковных писателей, являющиеся основой для методической

разработки

христианского учения. Первые сентенции разрабатывались и раньше,

но

подлинным систематизатором сентенций является Петр Ломбардский. Его

книги

"Сентенции" долго были основой церковного обучения. Для Ломбардского

главным

авторитетом был Августин, использовал он и идеи Абеляра и

Гуго

Сен-Викторского. \ и "Сумма теологии", которую Аквинский, однако, не

закончил.

4. Так называемые Quastiones, которые содержат полемические

рассуждения

о вопросах теологии и представляют богатый сборник набросков идей

того

времени, диспутов и рассуждений учеников и учителей в форме

тезисов,

замечаний, сомнений, вопросов с целью поддержки определенных авторов.

5. Малые трактаты по христианской догматике.

6. Апологетическое творчество, т. е. трактаты, которые

отстаивали

христианскую веру, как, например, "Сумма против язычников",

направленная

главным образом против арабов, "Об обосновании веры против сарацинов,

греков

и армян", "Против ошибок греков".

7. Трактаты из области права, философии государства и общества.

8. Трактаты о сущности ордена и орденских правилах.

9. Экзегетические \ Экзегетика - название той части теологии,

которая занимается объяснением текстов Старого и Нового заветов.

Она

направлена главным образом на обоснование божественного

происхождения

Священного писания и его абсолютного значения для всех времен. \

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.