рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии в кратком изложении

истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы

бытия

выступает универсальный принцип-безличное сущее ( брахма ),

отождествляемое

также с духовной сущностью каждого индивида ( атман ). Концепция

брахмы

восходит к давним ведическим попыткам найти основу того, что сообщает

жертве

ее всемогущую силу и в конечном понятии представляет

универсальный

космический принцип. В упанишадах брахма является абстрактным

принципом,

полностью лишенным прежних ритуальных зависимостей и предназначенным

для

постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой

сущности

мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной

духовной

сущности, души, которая, как уже говорилось, отождествляется с

универсальным

принципом мира (брахма). Эта констатация идентичности различных форм

бытия,

выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью

всего

окружающего мира являются ядром учения упанишад.

Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни

(

самсара ) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Учение

о

круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как

определенная

форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое начало в

анимистических

представлениях исконных жителей. Индии. Оно также связано с

наблюдением

определенных циклических природных явлений, с попыткой их

интерпретации.

Элементы учения самсары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах

эта

мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов. Закон

кармы

диктует постоянное включение в круговорот перерождений и

детерминирует

будущее рождение, которое является результатом всех деяний

предшествующих

жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто совершал благие

действия,

жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как

брахман,

кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в

будущей

жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его атман попадет

в

телесное хранилище животного; не только варны, но и все, с чем

человек

встречается в жизни, определено кармой.

Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные

и

социальные различия в обществе как следствия этического

результата

деятельности каждого индивида в прошлых жизнях. Таким образом, тот,

кто

действует в соответствии с существующими нормами, может,

согласно

упанишадам, подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.

Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как

личности

не существуют, впрочем как не существует и человек,

ограниченный

пространством и временем. Атман, когда покидает тело, сожженное

на

погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться

в

этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят

тексты,

идти путем отцов ( питръяна ). Познание (одна из центральных тем

упанишад)

состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто

это

единство осознает, освобождается из бесконечной цепи перерождений

(самсары)

и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его

индивидуальная

душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выйдя из-под

влияния

кармы. Это и есть, как учат упанишады, путь богов ( деваяна ).

Основные тезисы упанишад бесчисленное количество раз

комментируются,

развиваются и освещаются с различных точек зрения.

Упанишады в основном идеалистическое учение, однако оно не целостно

в

этой основе, так как в нем встречаются взгляды, близкие к материализму.

Это

относится, в частности, к учению Уддалака, хотя и он не выработал

целостной

материалистической доктрины. Уддалака приписывает творческую силу

природе.

Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов - тепла, воды и

пищи

(земли). И даже атман является материальной прасущностью человека.

С

материалистических позиций отбрасываются представления, согласно

которым

вначале мира было не-сущее (асат), из которого зародилось сущее (сат) и

весь

мир явлений и существ.

Упанишады являются выдающейся попыткой поколебать монопольное

положение

брахманов в идеологии и духовной жизни общества. Не случайно

мыслители

упанишад в большинстве происходили из варны кшатриев, а иногда и

вайшьев.

Это является следствием изменений в экономическом положении отдельных

варн,

которые завершили свое формирование к концу ведического периода.

Упанишады имели большое влияние на развитие последующего мышления

в

Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным

положением

для всех последующих религиозных и философских учений, за

исключением

материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обращаются

некоторые

более поздние философские школы, прежде всего веданта.

УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА

В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе

начинают

происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное

и

ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия

между

членами отдельных варн и каст, меняется положение

непосредственных

производителей. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок

и

теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые

большие

государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в

рамках

единого монархического государства объединяется практически вся

Индия.

Важным компонентом социальной и экономической системы остается община,

в

которой происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется

имущественная

дифференциация между членами общин, и все заметнее выделяется верхний

слой,

который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую

силу;

возрастает число зависимых граждан и наемных работников.

Это также и время поисков в религиозно-философской сфере.

Традиционный

ведический ритуализм и старая, часто примитивная мифология не

соответствуют

новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых

от

идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное

положение

брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека

в

обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются

отдельные

направления и школы, естественно с различным теоретическим подходом

к

насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское значение

приобретают

прежде всего учения джайнизма и буддизма.

Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается

Махавира

Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил

из

богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет

он

покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских

рассуждений

прийти к принципам нового учения. Потом он занимался

проповеднической

деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей

в

Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии.

Вардхаману

называют также Джина (Победитель- имеется в виду победитель над

круговоротом

перерождений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был

только

последним из 24 учителей - тиртхакаров (творцов пути), учение

которых

возникло в далеком прошлом. Джайнистское учение длительное

время

существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в.

н.

э.) был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное

ядро

джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и дополнений.

Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских

системах)

религиозные спекуляции смешиваются с философскими

рассуждениями,

провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка - материальная

(

аджива ) и духовная ( джива ). Связующим звеном между ними является

карма,

понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и

дает

возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи

с

душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма

постоянно

сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты

подробно

разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм,

которые

имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют

на

главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела,

будучи

совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу

в

круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от

злых

и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары.

Джайнисты

верят, что человек при помощи своей духовной сути может

контролировать

материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и

к

чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь

душа,

которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и

цепи

перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-

творец

или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь

при

помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет

большое

внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности

(

триратна ). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном

правильной

верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании

и,

наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего

веры

и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов,

по

сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням

и

формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души

от

самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо

человек

может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим

объясняется

эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических

принципах,

разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно

изложены

различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы,

в

частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы,

касающиеся

полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются

нормы

деятельности, поведения и т. д.

Составной частью джайнистского канона являются также

различные

умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос,

согласно

джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть

уничтожен.

Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе,

которая

постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей

степени

обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются

от

кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут

наивысшей

границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих

основных

сущностях ( джива-аджива ), об отдельных компонентах, из которых

состоит

космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и

времени.

Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические предания,

которые

касаются жизни и свершений отдельных тиртханкаров, и легенды, связанные

с

личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира

(нашей

Земли).

С течением времени в джайнизме сформировалось два направления,

которые

отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные

взгляды

отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие

одежду),

более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в

белое).

Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.

Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм -

учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.),

сын

правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте

29

лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный

жизнью,

он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет

бесполезной

аскезы он достигает пробуждения ( бодхи ), т. е. постигает

правильный

жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции,

впоследствии

он был назван Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда - буквально

"пробужденный", иногда неточно переводиться как

"просвещенный",

"просветленный" \. В течение жизни у него было много последователей.

Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его

учение

приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни,

которые

стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции,

а

канонические тексты были записаны через несколько столетий

после

возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь

Будды

множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура

постепенно

приобретала божественный характер.

Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения,

тем

не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию

относительно

основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

Центром учения являются четыре благородные истины, которые

Будда

провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности.

Согласно

им, существование человека неразрывно связано со страданием.

Рождение,

болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с

приятным,

невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1).

Причиной

страдания является жажда ( тршна ), ведущая через радости и страсти

к

перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается

в

устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,-

благой

восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение,

правильное

решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное

стремление,

правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как

жизнь,

посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и

самоистязания

(4).

Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли содержание

первой

проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью

концепции,

скорее напоминает торжественное провозглашение основ учения,

а

использованные термины весьма неопределенны.

Буддийский канон четырех благородных истин подробно

комментируется,

развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается

сложный

понятийный аппарат. В частности, говорится о факторах, которые

образуют

личность индивида. Всего выделяется пять групп этих факторов.

Кроме

физических тел ( рупа ) существуют психические, такие, как чувства,

сознание

и т. д. Рассматриваются и влияния, действующие на эти факторы в

течение

жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточнению

понятия

"жажда" ( тршна ). Анализируется его возникновение и влияние, выделяются

три

главных типа: жажда чувственных наслаждений ( кама ), жажда воплощения

(

бхава ) и жажда самоуничтожения ( вибхава ). Постепенно понятием

"жажда"

замещается понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторона

учения

приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще

одна

концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание (

авидья

) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от страданий,-

и

исходя из этого конструируется сложная, двенадцатичленная верига

причин

возникновения страдания.

На этой основе разрабатывается содержание отдельных

разделов

восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с

правильным

пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение

понимается

как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная

речь

характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и

точная.

Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности

-

знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых

должны

придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие

принципы:

не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от

запрещенных

половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не

пользоваться

опьяняющими напитками. Подвергаются анализу и остальные

ступени

восьмеричного пути, в частности последняя ступень - вершина этого пути,

к

которой ведут все остальные ступени, рассматриваемые лишь как подготовка

к

ней. Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя

степенями

погружения ( джхана ), относится к медитации и медитационной практике.

В

текстах ей уделяется весьма много места, рассматриваются отдельные

аспекты

всех психических состоянии, которые сопровождают медитацию и

медитационную

практику.

Путь к освобождению от самсары открыт только монахам, однако,

согласно

учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины

(сангха)

могут подготовить предпосылки ко вступлению на стезю спасения в каком-то

из

будущих существовании и многочисленным группам светских буддистов.

Монах,

прошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитации пришедший

к

освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на

пороге

конечной цели - нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается

не

гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже

не

переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и - как говорится в

текстах

- исчезнет, "как пламя лампы, в которую не подливается масло".

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления

и

школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить

на

вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые

направления

ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности

индуизма,

провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

Наиболее последовательно исходного учения Будды

придерживалось

направление хинаяна ("малая повозка"), в котором путь к нирване

полностью

открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы

буддизма

указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину,

не

подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны

("большая

повозка") важную роль играет культ бодхисатв - индивидов, уже

способных

войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того,

чтобы

помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает

страдания

и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира

так

долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи

махаяны

рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а

как

наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из

них

только одно проявление Будды - в образе человека - наполняет все

живое.

Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда

и

бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого

учения

(например, некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется

новым

содержанием.

Кроме хинаяны и махаяны - этих главных направлений - существовал

и

целый ряд других школ. Буддизм вскоре после возникновения распространился

на

Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.

УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТОВ

В процессе развития философского мышления в древней и

средневековой

Индии обнаруживаются и материалистические тенденции; среди

множества

различных религиозно-философских и философских школ существовали

определенно

материалистические направления. Однако от этих школ не сохранилось

никаких

подлинных текстов. Их взгляды можно реконструировать лишь на

основе

отдельных упоминаний и более или менее кратких пассажей, цитированных

в

работах их противников. Следует, однако, иметь в виду, что эти

фрагменты

часто приводятся не полностью и тенденциозно.

Наиболее полную информацию об индийском материализме

сообщает

средневековый философ Мадхава (XIV в.) в труде "Собрание всех

философий",

где он указывает шестнадцать различных философских направлений. Одним из

них

является материалистическое учение локаята (учение, "направленное на

[этот]

мир"). Хотя на анализе этого учения сказывается влияние

философских

убеждений Мадхавы, представляется, что речь идет, видимо, об учениях

многих

материалистических школ, которые он объединил без дифференциации под

одним

названием.

Основателем локаяты провозглашается чаще всего Чарвака (иногда

эта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.