рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии в кратком изложении

кажущуюся

тематическую разбросанность, творчество Руссо имеет, однако,

один

центральный мотив. Этим мотивом выступает проблема неравенства между

людьми

и путей его преодоления.

Социальное неравенство становится предметом рассмотрения уже в

первой

его значительной работе - "О влиянии наук на нравы". В ней он

критикует

современную цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис

о

том, что развитие науки никоим образом не способствует

совершенствованию

нравов. Это, однако, не значит, что он отвергал науку и культуру

как

таковые. Во введении к работе он говорит: "Не совершаю нападение на

науку,

но отстаиваю добродетель".

В первой части работы "О влиянии наук на нравы" Руссо подчеркивает,

что

основы общественной жизни составляют "телесные потребности", тогда

как

духовные потребности являются их украшением. Его подход к

общественным

проблемам, таким образом, по сути материалистический. Тем, что основу

жизни

он видит в сфере "телесных потребностей", т. е. в материальной сфере,

Руссо

создает определенную основу для понимания всех, говоря нынешним

языком,

надстроечных явлений. Руссо, возможно, не понял, но, однако,

определенно

угадал социальную обусловленность науки и культуры. Он одним из

первых

обнаружил, что развитие культуры создает "искусственные

потребности",

удовлетворение которых имеет весьма спорный характер. Человек

стремится

"казаться" иным, чем он есть в действительности. Развитие науки и

искусства

все более заметно ведет, согласно Руссо, к тому, что человек

стремится

"казаться", а не "быть". Одновременно с этим он полагал, что культура

и

искусство - принадлежность господствующих социальных слоев. Нигде в

его

творчестве мы не находим оценки исторической функции культуры и искусства.

Хотя Руссо и отстаивал тезис о том, что наука и культура не

принесли

человечеству ничего хорошего, корни общественных проблем и бесправия

он

видел совсем в другой сфере - в области общественного развития.

Главный

источник социального зла он усматривал в социальном неравенстве, которое

он

понимал прежде всего как неравенство имущественное.

Вопрос социального неравенства является главной темой и другой

его

работы - "Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между

людьми".

В этой связи следует напомнить философские предпосылки его подхода к

этим

вопросам. Руссо приходит к убеждению, что неравенство между людьми

не

существует изначально. "Какими могут быть путы зависимости между людьми

без

имущества?" Этим вопросом он обосновывает точку зрения на то,

что

неравенство тесно связано с имуществом, как сейчас говорится - с

частной

собственностью.

Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является,

по

Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень

неравенства

связана с возникновением государства. Согласно Руссо, богатые и

бедные

заключили договор, ведущий к образованию государственной власти,

которая

должна быть гарантом справедливости и мира. Таким образом неравенство

между

бедными и богатыми поднимается на следующую ступень и превращается

в

неравенство между властвующими и подвластными. Третья ступень неравенства

в

обществе появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если

раньше

народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы

и

народ. Эта ступень неравенства образует, однако, и новое понятие равенства

-

по отношению к деспоту все люди в своем бесправии равны \ Именно это

понимание развития неравенства высоко оценивает Ф. Энгельс в "Анти-

Дюринге".

\. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и

юридически обосновать право народа на бунт против деспота.

Таким образом, причину неравенства Руссо видит, с одной стороны,

в

имущественном неравенстве, с другой - во взаимной зависимости людей друг

от

друга. Эта зависимость, по его мнению, вызвана развитием разделения труда

и

цивилизации. Поэтому острие своей критики он обращает против цивилизации.

В

50-х годах XVIII в., когда идеологи французской буржуазии еще

только

рассуждали об осуществ

лении своих идеалов с помощью образованного правителя (Вольтер),

весьма

сложно было выступать за установление имущественного равенства

(или

ликвидацию частной собственности) путем насильственного

изменения

общественных отношений. Низшие слои "третьего сословия", т. е.

мелкие

ремесленники, торговцы и городская беднота, еще не осознали, что именно

они

являются той общественной силой, которая в перспективе может

изменить

отношения в обществе.

Естественное состояние человеческого общества - это такое

состояние,

когда человек является в сущности самодостаточным, когда он не зависит

от

других людей ни как производитель, ни как потребитель. Такое

общество

представляется Руссо идеалом, к которому прийти в перспективе нельзя, но

к

которому можно вновь вернуться. В этом естественном состоянии все

были

равны, никто не возвышался над другими, люди не знали, что такое

имущество,

частная собственность. Основной чертой этого естественного состояния

была

нравственная неиспорченность. Там, где нет собственности, не может быть

и

несправедливости. Эта "идиллия" первобытного общества, однако,

закончилась,

когда появилась собственность. "Тот человек, который заселил

определенный

клочок земли, провозгласил: "Это мое!" - и нашел достаточно

простодушных

людей, которые ему поверили, был действительным основателем

гражданского

общества. Сколько преступлений, войн, убийств и ужасов не коснулось

бы

человечества, если бы некто вырвал колья, засыпал рвы и обратился к

своим

друзьям: "Опасайтесь слушать этого мошенника. Вы погибли, если забудете,

что

плоды принадлежат всем, а земля никому". Но кажется, что отношения

уже

достигли той ступени, что не могут оставаться в естественном состоянии".

Руссо считает, что прямым следствием возникновения

частной

собственности являются противоречивость человеческих интересов,

конкуренция

и жажда обогащения за счет других. Естественное состояние

общества

сменилось, таким образом, "ужаснейшим состоянием вражды".

На идеи, содержащиеся в трактате "О происхождении и

причинах

неравенства между людьми", Руссо ссылается и в наиболее значительной

работе

- "Об общественном договоре". Общие социально-философские рамки

его

рассуждении здесь выстроены по естественно-правовой теории Руссо. Он

доводит

идеи Локка, Гоббса и других мыслителей до социально-политических следствий

и

откровенно и четко формулирует свои собственные. "Сувереном",

единственным

правителем общества, возникающего на основе "общественного договора",

Руссо

считает "объединенный народ". Только такой суверен выгоден всем, он

является

гарантом правильного и полезного развития всех членов общества.

Верховная

власть "объединенного народа" не нуждается, согласно Руссо, ни в

каких

гарантиях, так как "невозможно, чтобы тело желало вредить всем

своим

членам".

Важную роль в рассуждениях Руссо играет понятие "воля". Он говорит,

что

"силами государства, согласно цели его образования, которой

является

общественное благо, может руководить лишь общая воля". Общественные

путы

образуют то, что является общим и в противоречивых интересах

индивидов.

Поэтому Руссо не ставит знака равенства между "общей волей" и "волей

всех":

"Между волей всех и общей волей часто существуют большие различия.

Общая

воля принимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех принимает

во

внимание частные интересы и является совокупностью индивидуальных воль,

если

вычтем от этих воль плюс и минус, которые взаимно противоположны,

остается

как итог различий общая воля". Гегель подчеркивал, что у Руссо "общая

воля

должна быть скорее разумной волей". Это понимание воли является, по

Гегелю,

переходом к философии Канта. В общественном договоре Руссо ищет также

и

реализацию свободы: "С общественным договором теряет человек

свою

собственную свободу и неограниченное право на все, что его искушает и

чего

он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и

право

собственности на все, что он имеет". Гражданская свобода, которую

человек

обретает посредством общественного договора, является, по Руссо,

свободой

высшего типа по сравнению со свободой естественной, "ибо побуждение

лишь

одних желаний является рабством, но послушание закону, который мы

сами

установили, является свободой" .

При характеристике взглядов Руссо на политику и государство

необходимо

подчеркнуть два основных момента, которые повлияли на его идеи. С

одной

стороны, это уничтожающая критика феодально-абсолютистского государства,

с

другой - выражение политических интересов определенной

части

предреволюционной буржуазии, причем той части, которая видела своего

врага

не только в феодализме и феодальных формах собственности, но и во

всяком

чрезмерном богатстве вообще, а значит, и в возникающей крупной

буржуазии.

Именно в этом состоит принцип радикализма Руссо, именно в критике

крупной

собственности следует искать основу его представлений о будущем

устройстве

общества. Здесь находятся корни его отношения к общественному

договору,

защиты теории договора и решительного подчеркивания принципа

суверенитета

народа. Руссо, как и другие рационалисты Просвещения, свой идеал

государства

понимал как реализацию царства разума. Это царство, однако, было не

чем

иным, как идеализированным царством буржуазии.

Что касается социально-политических воззрений, то со своим

радикализмом

Руссо принадлежит к представителям наиболее прогрессивного

течения

социальной мысли своего времени. Однако с его социально-

политическим

радикализмом в значительной мере контрастирует его общефилософский подход

к

миру. Руссо, хотя и находился во многом под влиянием

французского

механистического материализма, в частности Дидро и Д'Аламбера, сам

не

подошел ни к механистическому, ни к какому другому материализму. В

его

воззрениях на общество проявляются признаки материализма, но это

всегда

скорее отдельные моменты, которые в рамках общего идеалистического

подхода

остаются одиночными.

Определенные элементы дуализма можно найти у Руссо и в

понимании

сущности человека. Человек заключает в себе материальный и

духовный

принципы, тело и душу.

В вопросах теории познания Руссо был сторонником сенсуализма, однако

не

считал разум определенным корректором чувственных данных (как,

например,

Лейбниц), таким корректором он считал чувство. В его

несколько

нигилистическом отношении к разуму и в подчеркивании роли

чувства

проявляются и элементы определенной субъективной ориентации,

которая

достигает вершины в последних, автобиографических работах ("Исповедь",

"Думы

одинокого путника").

Видимо, Руссо первым постиг противоречивые стороны цивилизации и

пришел

к выводу, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто

иное,

чем выгода и польза. Эти важные наблюдения были импульсом для

дальнейшего

развития социальной мысли.

Значение Руссо состоит в его социально-политическом радикализме.

Именно

это провозглашали самые прогрессивные и радикальные течения

Великой

французской революции. Для Робеспьера "Общественный договор"

Руссо

становится библией. Воззрения Руссо стали официально признанной

идеологией

якобинцев. Его радикализм импонировал всем прогрессивным

мыслителям

последующих поколений. Философские и социальные воззрения Руссо

значительно

повлияли на утопических социалистов XIX столетия (в частности, его

суждения

о равенстве людей).

Французское Просвещение, подчеркивая момент активности

человека,

обращало внимание на анализ социальной практики того времени и тем самым

в

немалой степени способствовало познанию действительных

закономерностей

развития общества.

Несколько под сенью Вольтера и Руссо, которые, бесспорно,

представляют

вершину французского дореволюционного Просвещения, находится Жан

Антуан

Кондорсе (1743-1794). Если Вольтер и Руссо своим творчеством

идейно

прокладывали путь Великой французской революции, то Кондорсе

непосредственно

активно участвовал в ней. Он основал первую послереволюционную

газету

"Республика, или Защитник представительской власти". С 1790 г. он

выполнял

различные функции в Законодательном собрании, кроме прочего был

его

председателем. В 1793 г. вступил в конфликт с представителями

партии

Робеспьера и был арестован. После краткого срока заключения якобы

кончил

жизнь самоубийством в тюрьме.

Философские взгляды Кондорсе наиболее существенно характеризует

его

последняя работа - "Эскиз исторической картины прогресса

человеческого

разума". В ней он попытался представить развитие человечества не как

простой

хронологический ряд событий, но как процесс,

пронизанный

взаимопереплетающимися причинными взаимосвязями. Сам он характеризует

свою

попытку так: "Этот образ является историческим, ибо он подвержен

постоянным

изменениям и возникает благодаря последовательному изучению

человеческих

обществ на различных этапах, которые они прошли. Он должен

отразить

закономерность изменений, зарегистрировать влияние, с которым каждый

миг

воздействует на миг последующий, и показать на различных модификациях,

через

которые прошел род человеческий при постоянном самообновлении в

ходе

бесчисленных столетий, какими шагами он приближался к истине или счастью".

Кондорсе, понятно, не мог обнаружить движущие силы

человеческого

развития и прогресса. Его подход к истории в сущности

является

идеалистическим. Однако он близко подходит к наиболее ярко

выраженным

прогрессивным идеям французского Просвещения. Он резко выступает

против

религии, возвышает разум. Разум, согласно его взглядам, является

движущей

силой человеческого прогресса.

В своих политических воззрениях, как и в практической

политической

деятельности, Кондорсе - решительный сторонник республики, однако он

считает

социальное неравенство естественным и неизбежным в развитии общества.

Он

рекомендует ограничивать его определенным минимумом, в частности

гарантируя

одинаковые возможности торговли и предпринимательства. Эти

воззрения

отражают интересы революционной буржуазии начала 90-х годов XIX столетия.

Творчество Кондорсе проникнуто идеей прогресса. Его вера в

способности

и возможности человечества определяет и заметную оптимистическую

ориентацию

его взглядов. Оптимизм отражает успехи, которых достигла

французская

буржуазия в начале 90-х годов.

Кондорсе сам говорит, что "природа не определила никаких

границ

совершенствованию человеческих способностей; что совершенствование

человека

является действительно неограниченным; что прогресс этого

совершенствования

независимо ни от каких сил, которые хотели бы его задержать,

является

ограниченным лишь существованием нашей земли, куда забросила нас

природа".

Оптимизм Кондорсе исходит из его веры в разум и является

органическим

завершением понимания общества, характерного для Просвещения.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ

Проект создания "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств

и

ремесел" представляет собой одну из выдающихся попыток философского

и

научного характера, с которыми можно встретиться в XVIII в. Вместе с

тем

"Энциклопедия" является первым трудом, в котором предметом научного

интереса

становится не только то, что было традиционной сферой науки, но и

описание

ремесел и человеческого труда как такового. В написании отдельных

статей

участвовали ряд ведущих французских философов и ученых эпохи

Просвещения,

работающих в области естественных и общественных наук. Среди

энциклопедистов

мы находим наиболее известных представителей механистического материализма

-

Кондильяка, Гольбаха, а также Монтескье, Вольтера и Руссо. Идейным

вождем

энциклопедистов был Д. Дидро. Со своим ближайшим сотрудником Д'Аламбером

он

составил план "Энциклопедии" и определил ее концепцию.

"Энциклопедия" должна была содержать сведения из всех областей.

Дидро

исходил из идеи, что вещи нельзя познавать без выяснения взаимосвязи

и

отношений. Создание "Энциклопедии" было основано на

просветительском

энтузиазме, на убеждении в силе человеческого разума, в необходимости

все

надежно познать и объяснить. Согласно намерениям

составителей,

"Энциклопедия" не должна быть лишь обзором достигнутого уровня

человеческого

познания, но наиболее систематической разработкой новейших научных

подходов,

опирающихся на прогрессивные философские концепции. Именно по этому

поводу

организаторы создания "Энциклопедии" столкнулись с рядом

трудностей.

Трудности были вызваны не только официальным вмешательством правящих

кругов

тогдашней Франции, но весьма часто нерешительностью и

перестраховкой

буржуазных предпринимательских и политических кругов, которые

материально

обеспечивали организацию этого обширного издания.

Энциклопедисты полагали, что "идеи" воздействуют на

реальный

общественный прогресс. Поэтому такое большое внимание они уделяли

проблемам

образования и воспитания, подчеркивали определяющее значение

"хороших

законов". Значение, которое они придавали "Энциклопедии", было

поэтому

гораздо шире, чем эта работа на самом деле могла иметь. Они считали, что

уже

сам факт систематически представленного прогрессивного знания "приведет

к

изменениям общественной действительности". На самом деле они пришли лишь

к

образованию идейных предпосылок этих изменений. Это, однако, ничуть

не

умаляет заслуг, которые энциклопедисты имели в деле развития

прогрессивного

философского и научного мышления своего времени.

Дени Дидро (1713-1784) был одним из наиболее всесторонне

образованных

французских мыслителей в эпоху, предшествующую Великой

французской

буржуазной революции. Кроме подготовительной и организационной работы

над

проектом "Энциклопедии" он написал для нее ряд статей. Дидро является

также

автором ряда литературных произведений. Наиболее известны среди них

романы

"Жак-фаталист и его хозяин" и "Племянник Рамо". Важнейшие философские

идеи

Дидро содержатся в работах "Мысли об объяснении природы",

"Разговор

Д'Аламбера с Дидро" и "Философские принципы материи и движения".

Основные философские воззрения Дидро перекликаются с

воззрениями

механистических материалистов своего времени. Он считает мир объективным

и

материальным. Материя и движение, согласно ему, являются

единственной

существующей реальностью. Почти во всех его философских

трактатах

присутствует идея о материальном единстве и бесконечности мира.

Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция

постоянного

развития. Как и другие материалисты этого периода, он отвергает

любые

вмешательства "извне" в развитие материального мира. В единый

процесс

развития мира он помещает и человека.

Дидро был знаком не только с философией Декарта и Локка, но и

с

философским наследием Спинозы, Лейбница и Бэкона. Глубокая

философская

эрудиция позволяет ему преодолеть некоторые упрощения, которые встречаются

в

трудах других механистических материалистов, например Гельвеция. Дидро

четко

различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно

его

взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь

общим

свойством "чувствовать".

В связи с работой над "Энциклопедией" Дидро занимается

и

методологическими вопросами, и проблематикой систематизации наук. И хотя

он

исходным источником познания считает чувства, но признает значение

работы

ума, т. е. мышления, и подчеркивает их взаимосвязь. Мышление,

которое

отрывается от фактов, легко впадает в пустые спекуляции, так же как

и

накопление фактов без их рациональной обработки ведет скорее к хаосу, чем

к

углублению познания.

В своей классификации наук Дидро во многом близок к идеям Бэкона.

При

этом он учитывает и возможности практического использования научного

знания.

С позиций механистически понимаемого детерминизма Дидро выступает

с

критикой теологии и фатализма (в художественно-популярной форме в

своем

"Жаке-фаталисте").

Ближайший помощник Д. Дидро по подготовке "Энциклопедии"-Жан

Батист

Д'Аламбер (1717- 1783). Главной сферой его интересов была математика,

затем

физика и астрономия. Как философ он не достигает глубины Дидро

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.