рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История философии в кратком изложении

отворачивается

подавляющее большинство роялистской эмиграции. Поэтому он возвращается

в

Англию, где интенсивно занимается разработкой отдельных частей

своей

философской системы. Последовательно выходят его работы "О теле" (1655),

человеке" (1658), которые органически дополняют трактат "О гражданине".

Эта

трилогия составляет цельный и систематический обзор философских,

социальных

и политических воззрений Гоббса. Она представляет вершину его мысли вообще.

В последние годы своей жизни, в годы реставрации королевской власти

в

Англии, Гоббс живет в отдалении, а его труды игнорируются. Умер он в

1679

г., а в 1682 г. его наиболее известный труд "Левиафан" был публично сожжен

в

Оксфордском университете.

И хотя Гоббс во многом, в частности в области познания, близко

подходит

к сенсуализму Бэкона, в своих философских воззрениях он опирается и

на

европейскую континентальную мысль, прежде всего на рационализм Декарта.

В

первой части своей работы "О теле" он даже характеризует философию

как

"рациональное познание" \ Было бы, однако, ошибкой понимать этот термин в

духе Декарта. \. Рациональное познание в понимании Гоббса опирается на

чувственный опыт (ощущения он полагает основным источником познания).

Однако

он не останавливается лишь на констатации фактов, но видит смысл познания

в

рациональном выяснении причин.

Признание "рационального" метода является результатом

успехов

механистического естествознания как на континенте, так и в Англии.

Гоббс

однозначно подчеркивает, что философия должна опираться на разум как

на

твердую основу. Научной истины, согласно ему, не могут достичь ни

теология

(основывающаяся на откровении), ни те науки, которые основаны лишь

на

констатации фактов или совокупности эмпирических познании (здесь Гоббс

имеет

в виду прежде всего общественные науки). Лишь научная философия

постигает

действительную истину. Так Гоббс преодолевает теорию двойственности

истины

(познание, опирающееся на веру, не может дать действительную

истину).

Понятие истины у Гоббса в определенном смысле является и

более

последовательным, чем у Бэкона. Истину он считает свойством наших суждений

о

вещах, а ни в коем случае не тем, что принадлежит самим объектам (и

может

быть познано чувствами), и не тем, что опирается на откровение,

или

врожденную интуицию.

В рассуждениях о "первой философии" Гоббс подчеркивает

первичность

существования "телес" (т. е. материи). Однако в отличие от Декарта,

который

отождествлял материю с распространенностью (us ехtensa), отстаивает

взгляд,

что распространенность "не само тело", а лишь свойство материи.

Такими

свойствами (Гоббс использует термин "акциденция") являются движение,

покой,

цвет и ряд других. В отличие от них распространенность тесно связана

с

телом; тело (материя) без нее немыслимо. Распространенность как

свойство

имеет иной характер, чем остальные свойства, которые могут изменяться.

Так

понимаемые свойства являются затем объективным источником

ощущений.

Различение Гоббсом характера "распространенности" и остальных свойств

тел

повлияло и на мышление Д. Локка. Как отмечал К. Маркс, у

Гоббса

"чувственность теряет свои яркие краски и превращается в

абстрактную

чувственность геометра. Физическое движение приносится в

жертву

механическому или математическому движению...".

Материалистическая ориентация Гоббса проявляется и в

критическом

анализе онтологического доказательства бытия божия. Из

последовательного

отрицания врожденных идей логически вытекает и факт, что человек не

может

иметь врожденной идеи бога - божественной субстанции (Декарт).

Наибольшее значение имеют, однако, социально-политические

взгляды

Гоббса. Они содержатся в заключительной работе его философской системы

гражданине" и в трактате "Левиафан".

Источником, влияющим на формирование воззрений Гоббса на

общество,

было, в частности, революционное развитие в Англии того времени.

Гоббс

стремился систематизировать эти воззрения и изложить их в соответствии

со

своими требованиями к научной философии.

Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве

и

государстве является "естественное состояние людей". Это

естественное

состояние характеризуется у него "естественной склонностью людей

вредить

себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное,

из

тщеславного самолюбия, права всех на все". Это не является причиной

факта,

"что естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество,

была

лишь война, и не простая, но война всех против всех". В этой войне,

по

Гоббсу, не может быть победителей. Она выражает ситуацию, в которой

каждому

угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Но так

как

общество может покоиться лишь на согласии интересов, а это "согласие

между

людьми основано лишь на соглашении, а оно искусственно", то

необходимо,

чтобы "кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы

и

надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде

и

направляющая все действия людей к общественному благу". Единственным

путем,

ведущим к созданию такой власти, Гоббс считает передачу всей "власти и

силы"

единственному человеку или группе людей. Такая "общественная власть"

должна

опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой.

"Отрекаюсь

от своего права владеть собой и отдаю это право такому-то мужу или такому-

то

собранию мужей, если ты также отдаешь им свое право и так же, как

я,

уполномочишь их на все и признаешь их действия своими. Когда же

так

станется, называют множество, таким образом объединенное в одну

особую

общность, общину, государство, по-латыни civi-tas. Так родился этот

великий

Левиафан...". Так понимает Гоббс возникновение государства.

Государство

ставит на место законов природы законы общества. Этим оно,

собственно,

ограничивает естественные права (договор, на основе которого

возникает

государство) гражданским правом. Гражданские права являются не чем иным,

как

естественными правами, перенесенными на государство. А так как

естественные

права (а это значит права человека в естественном состоянии)

были

неограниченны, неограниченны и права государства, и

обязательность

гражданские законов.

Гоббе является сторонником сильной абсолютистской

государственной

власти, так как он считает, что только она способна устранить все

остатки

"естественного состояния" и все споры и беспорядки. Требование крепкой

и

сильной государственной власти (опирающейся на разум)

объективно

соответствовало и интересам формирующейся буржуазии.

По отношению к носителю верховной государственной власти

(суверену)

Гоббс различает три вида государства: "первый, когда власть у собрания

и

когда каждый гражданин имеет право голосовать, слывет демократией;

второй,

когда власть у собрания, где не все, но лишь некоторая часть имеет

голос,

называем ее аристократией; третий, когда верховная власть остается только

у

одного, именуется монархией". Из этих форм государства наилучшей

Гоббс

считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен

заботиться

о духовном и материальном возвышении подданных, он должен заботиться и

о

развитии экономики, и о поднятии уровня морали. В этом ему помогают

законы,

их обязательность гарантируется государственной властью.

Социально-политические воззрения Гоббса являются не

только

концептуализацией его политических симпатий, но и попыткой

найти

естественное объяснение обществу и государству в духе

механистического

естествознания его времени. По своим взглядам на государство, общество

и

право он принадлежит к представителям теории договора в

объяснении

возникновения государства и естественных правовых концепций.

Гегель в "Истории философии" говорит в адрес Гоббса, "что его

воззрения

поверхностны и эмпиричны, но доводы и тезисы к ним оригинальны, так

как

взяты они из естественных потребностей".

Гоббс (и все последующие представители теории общественного

договора),

естественно, не предполагает, что и развитие, и процесс

возникновения

общества проходили согласно теории договора. Договор, по Гоббсу,

является

договором лишь фиктивным, а действительное (эмпирическое)

развитие

происходило совсем иным образом.

И хотя концепция общества у Гоббса, как она изложена в "Левиафане" и

в

"О гражданине", может на первый взгляд показаться недемократической,

на

самом деле содержит глубокий демократический акцент. В этой связи

следует

подчеркнуть, в частности, его понимание суверенитета гражданина (несмотря

на

то, что гражданин на основе договора от него отказывается).

Следующая

выразительная демократическая черта концепции Гоббса заключается в

его

понимании общественного договора как естественного равенства всех

людей,

которое является исходным принципом договорных отношений.

В свое время воззрения Гоббса на государство и общество были

весьма

прогрессивными и повлияли на большинство буржуазных мыслителей XVII и

XVIII

столетий. От его теории договора и возникновения государства дорога ведет

к

"общественному договору" Руссо. Как подчеркнули

классики

марксизма-ленинизма, у Гоббса, одного из первых, воззрения на государство

и

общество опираются на разум и опыт, а не на теологию.

Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы,

которую

он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском

университете,

становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы

он

проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и,

в

частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона

и

Декарта. В 1664-1665 гг. он впервые посещает Европейский континент

как

секретарь английского посла при бранденбургском дворе. Его

дипломатическая

миссия длилась недолго. После возвращения в Англию он опять погружается

в

изучение философии и естествознания. Через несколько лет он

начинает

принимать участие в политической жизни. Локк становится

секретарем

лорда-канцлера Эшли. Вместе с ним он в 1682 г. находит убежище в

Голландии.

В Англию возвращается уже после так называемой славной революции 1688

г.

Политический компромисс между буржуазией и дворянством, который был

основой

этой революции, нашел свое отражение, идейное и теоретическое, в

его

творчестве. Энгельс говорил, что "Локк был в религии, как и в

политике,

сыном классового компромисса 1688 г.".

После "славной революции" выходят основные философские и

политические

труды Локка. Его главный философский трактат - "Опыт о человеческом

разуме"

(1690), в котором он дает системное изложение своих гносеологических

и

онтологических воззрений.

Среди политических работ Локка основополагающей являются "Два

трактата

об управлении государством", где он обосновывает свое

понимание

общественного устройства. Значительную роль сыграли и его "Письма

о

терпимости", которые были непосредственной реакцией на политическую

ситуацию

в Англиц.

После "славной революции" Локк получает возможность активно

участвовать

в политической жизни. Однако он предпочитает уединенную жизнь,

которая

давала ему возможность отдавать максимум своих. сил исследованиям. Умер он

в

1704 г.

Джон Локк - представитель эмпирической линии в английской

философии,

которая начинается с Бэкона и к которой можно причислить и Т.

Гоббса.

Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части

его

"Опыта о человеческом разуме" встречается идея, суть которой состоит в

том,

что предпосылкой исследования всех разнообразнейших проблем

является

изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение

того,

что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом

оно

получает знания о внешнем мире.

Драматическое развитие общественной и политической ситуации в

Англии,

свидетелем которой был Локк, вызывает у него, естественно, и

интенсивный

интерес к политике. Об этом свидетельствуют не только "Два трактата

об

управлении государством", но и его "Исследование о естественном

законе",

написанное в 1664 г. (это была, видимо, реакция на работы Гоббса

"Левиафан"

и "О человеке").

И хотя философские идеи и принципы Локка, очевидно, проецировались

на

его работы, посвященные общественной проблематике, между этими

двумя

тематическими областями нет такой тесной взаимосвязи, как, например,

в

творчестве Гоббса, где она образует как содержательную, так и в конце

концов

формальную единую систему. Социально-политические воззрения Локка

находятся

под влиянием его способа мышления, т. е. метода ведения заключений,

который

рассматривается им в "Опыте о человеческом разуме".

Для философских и гносеологических воззрений Локка характерным

является

подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии. Гегель (который,

естественно,

такой способ философствования оценивал не слишком высоко) подчеркивал,

что

"Локк указал на то, что общее, и мышление вообще, покоится на

чувственно

воспринимаемом сущем, и указал, что общее и истину мы получаем из опыта".

В

признании приоритета чувственного познания Локк близок эмпиризму Бэкона.

Сенсуализм в области теории познания у него весьма тесно связан

с

методологическим эмпиризмом. Он не исключает в целом роль разума (как

иногда

упрощенно представляется), но признает за ним в "достижении истины"

еще

меньше простора, чем Т. Гоббс. В сущности роль разума он ограничивает

лишь,

говоря нынешними терминами, простыми эмпирическими суждениями. В

этом

отражается тот факт, что индуктивный метод Бэкона имел на него более

сильное

влияние, чем на Гоббса.

Философию Локка можно характеризовать как учение, которое

прямо

направлено против рационализма Декарта (и не только против Декарта, но и

во

многом против систем Спинозы и Лейбница). Локк отрицает

существование

"врожденных идей", которые играли такую важную роль в теории

познания

Декарта, и концепцию "врожденных принципов" Лейбница, которые

представляли

собственно некую естественную потенцию понимания идей.

Человеческая мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких

врожденных

идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает

душу

чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством

чувственного

познания) этот чистый лист заполняет письменами.

Аргументы, которые Локк выдвигает против теории врожденных

идей,

являются, как отмечает Гегель, эмпирическими. Это, однако, ничего не

меняет

относительно того, что именно критика Локком "врожденных идей"

сыграла

весьма положительную роль в критике гносеологических корней идеализма.

Локк понимает опыт прежде всего как воздействие предметов

окружающего

мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение

является

основой всякого познания. Однако в соответствии с одним из своих

основных

тезисов о необходимости изучения способностей и границ

человеческого

познания он обращает внимание и на исследование собственно

процесса

познания, на деятельность мысли (души). Опыт, который мы приобретаем

при

этом, он определяет как "внутренний" в отличие от опыта, обретенного

при

посредстве восприятия чувственного мира. Идеи, возникшие на основе

внешнего

опыта (т. е. опосредованные чувственными восприятиями), он

называет

чувственными (sensations); идеи, которые берут свое происхождение

из

внутреннего опыта, он определяет как возникшие "рефлексии". Однако опыт

-

как внешний, так и внутренний - непосредственно ведет лишь к

возникновению

простых (simple) идей. Для того, чтобыд наша мысль (душа) получила

общие

идеи, необходимо размышление. Размышление не является, однако,

сущностью

души (мысли), но лишь ее свойством (поэтому "cogito" Декарта не может,

по

Локку, никогда бытьпервичным, исходной достоверностью).

Размышление, в понимании Локка, является процессом, в котором

из

простых (элементарных) идей (полученных на основе внешнего и

внутреннего

опыта) возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно

на

основе чувств или рефлексии. Сюда относятся такие общие понятия,

как

пространство, время и т. д. (представление о пространстве, например,

мы

получаем на основе чувственного восприятия расстояния, размеров

отдельных

тел; представление о времени мы выводим из последовательности событии. и

т.

д.).

Подобным образом возникает, по Локку, и понятие субстанции.

Проще

говоря, субстанция - сложная идея, которая возникает на основе

часто

воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет

и

т. д. Если соединение, совокупность простых идей (полученных из

внешнего

опыта) повторяется, возникает представление о чем-то, что является

носителем

этих идей.

Весьма важный элемент воззрений Локка представляют его идеи о

первичных

и вторичных качествах. Как первичные, так и вторичные качества относятся

к

идеям, полученным на основе внешнего опыта. Идеи первичных качеств

возникают

благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих

объектам

внешнего мира. Локк причисляет к ним пространственные свойства,

массу,

движение и т. д. Он считает их, говоря нынешними терминами,

объективно

существующими. Возникновение вторичных качеств в определяющей

степени

связано со спецификой наших органов чувств. Локк относит к ним запах,

цвет,

вкус и т. д. Эти свойства являются тем, что существует лишь "для

нашего

сознания" \ Это тоже один из тех моментов учения Локка, которые допускают

в определенной степени субъективно-идеалистическую интерпретацию. \. В

этих рассуждениях Локка отражается уровень тогдашнего научного знания.

Тогда

уже было известно, что звуки возникают благодаря колебаниям воздуха,

были

выработаны волновая и корпускулярная теории света. Из этого вытекает,

что

цвет, запах и вкус присущи лишь человеческому чувственному восприятию.

Теория первичных и вторичных качеств проецируется и на

проблему

"номинальных" и "реальных" сущностей. Наше понятие золота, а именно

желтый

цвет, блеск, твердость, вес, ковкость, является лишь номинальной

сущностью

золота, т. е. перечислением признаков, которых достаточно, чтобы

отличить

золото от других металлов и других веществ вообще. Люди, однако,

как

правило, это понятие проецируют на сами вещи и придают им значение

видовой

сущности, внутреннего характера или определенного "вида" вещей или

существ.

"Номинальным" сущностям противостоят "реальные" сущности, т.

е.

действительная структура вещей, состоящая из частичек, недоступных

нашему

восприятию. Эти "реальные" сущности вещей мы не знаем, однако наивно за

них

принимаем "номинальные" сущности. Скептицизм, который проявляется в

этой

теории Локка, также соответствует состоянию тогдашнего познания.

Учение о "номинальных" и "реальных" сущностях обращено также и

против

того, чтобы классификации вещей, животных и растений по видовым и

родовым

понятиям считать отражением реальных различий между ними. По Локку,

реально

существует лишь индивидуальное. Понятие видов и родов возникает потому,

что

индивидуальные вещи могут быть сходными, в какой-то мере подобными, и,

когда

мы подводим их под определенное понятие, оно приобретает тем самым

общее

значение. Смысл этой операции состоит в потребности классифицировать

и

обобщать, а не в том, чтобы познавать общую сущность.

Из того, что было сказано, видно, что Локк - приверженец эмпиризма

и

сенсуализма, но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности

нашего

познания он различает две ступени: бесспорное и правдоподобное

знание.

Бесспорное знание является продуктом мышления - размышления. Оно не

может

быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта,

Напротив,

правдоподобное знание является продуктом непосредственного

(эмпирического)

опыта. Такое познание (Локк обозначает его также термином "мнение") еще

не

прошло через сито мыслительной деятельности - размышления.

В бесспорном знании (knowledge) он различает три ступени. Первую

он

определяет как спекулятивную, или непосредственную

(интуитивную),

опирающуюся, как правило, на мышление, основа которого - в

обобщении

внутреннего опыта. Вторую он определяет как демонстративное,

или

доказательное, знание, опирающееся на мышление, основой которого

является

обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта. Третью ступень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.