Дипломная работа: История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в.
В 1796 г. последовал еще один разбор, в ходе которого
в военную службу брали подозрительных и безместных церковников, тупых и дурного
поведения семинаристов и праздноживущих детей духовенства не моложе 15 лет.[222]
Всего по данным 5-й ревизии в Псковской епархии значилось 119 заштатных
церковников, в основном находящихся на пропитании родственников. Из их числа в
гражданское ведомство было отправлено 4 человека. Из числившихся по ревизским
сказкам 145 безместных священно - и церковнослужительских детей в военную
службу был отослан 101 человек, 42 успели получить место в причте, и 2 умерло.
К моменту разбора "приспело" в 15-и летний возраст 111 человек. Из
них 39 отправлено в военную службу, а 72 получили места в причте. В военную
службу отправили также 5-х церковников, "опорочивших состояние" и 17
исключенных семинаристов. Таким образом, из духовного сословия в Псковской
епархии выбыло 166 человек и 3 находились в бегах. Из 162 отправленных в
военную службу Псковское и Лифляндское губернские правление вернула 52 исключенных,
ввиду их неспособности быть солдатами по болезни.[223]
Цель данного разбора одна – заставить безместных представителей духовного
сословия служить "по примеру древних левитов, которые на защиту отечества
вооружались".[224]
Политика Екатерины II в этом вопросе может быть рассмотрена не только как
попытка удовлетворить потребности государства в военных и чиновниках, за счет духовенства,
но и как система мер, попутно направленная на улучшение положения духовенства.
Разбор 1784 г. был по форме своего проведения чрезвычайно либерален в сравнении
со всеми остальными. Чиновничья служба, на которую при Екатерине II
могли переводиться дети духовенства, была желанна для многих безместных лиц,
принадлежащих к духовному сословию. Чиновничье жалование было более высоким,
чем жалование консисторских служителей, открывалась возможность сделать
успешную карьеру, особенно после указа 1790 г., согласно которому выходцы из духовного
сословия за 4 года службы получали чин коллежского регистратора. В результате
губернское начальство не испытывало недостатка в желающих перейти из духовного
сословия в чиновники.[225] Павел
I запретив выход из духовного сословия, сделал
неизбежным появление в нем лишних людей, а, следовательно, и новые разборы.[226]
Вместе с тем Павел попытался улучшить благосостояние белого духовенства и
подтвердил действовавший порядок наследования приходов.[227]
Возможно, с помощью этих мер он пытался побудить духовное сословие заполнить
вакантные места.
Вопрос о причинах наличия вакантных мест является
одним из самых непростых. С одной стороны в епархиях имелись вакантные места.
"Хронический" недокомплект составлял по подсчетам В.Н. Асочаковой 30%
на всем протяжении последней трети XVIII в.[228]
В Псковской епархии на 1784 год оставались незамещенными 258(17,7%)
штатных мест.[229] И
это несмотря на ужесточение штатных рамок в 1778 г. На примере Олонецкой
епархии видно, что количество "праздных" мест выросло с 26 в 1774 г.
до 44 в 1779 г. К 1788 г. оно сокращается до 9.[230]
С другой стороны, в епархии, как показывают материалы разборов,
значительно число живущих при отцах взрослых сыновей.
По материалам клировых ведомостей и ревизских сказок
можно выделить среди приходов Псковской епархии несколько приходов, в которых
вакансии не замещались в течение длительного времени. Например, в селе Посадниково,
в 13 верстах от г. Новоржева, при одноприходной церкви (приход 74 двора) служил
с 1777 г. священник Андрей Ефремов. Ревизские сказки в период с 1782 по 1795
гг. не отмечают наличия при этой церкви положенного числа причетников.
Наследник прихода старший сын служил с 1780 г. дьячком в г.Риге. В клировой
ведомости за 1790 г. отмечено, что причетников при церкви не имеется, а
“отправляют в служении оной госпожи Ульяны Яковлевны Ланской дворовые люди”.[231]
Интересен также пример села Сторожня. В этом селе с 1760 по 1794 гг.
священником был Петр Корнилов, при котором диаконом служил в 1778-1794 гг. его
сын Стефан Петров. До 1789 г. при этом же приходе жил пономарь Егор Иванов с
семейством. Потом семейство пономаря перевелось в другой приход. При священнике
по штатному расписанию полагалось два причетника, что не наблюдалось с 1790 по
1794 гг. В 1794 г. умирает священник Петр и место наследуется его сыном. В свою
очередь, Стефан Петров забирает из семинарии своего старшего десятилетнего сына
Алексея, и тот становиться пономарем при отце.[232]
Примерно также закрепили за своей семьей с 1780 г. и по меньшей мере до
1793 г. Ваулинский приход священник Авраам Лукин и его сын дьячок Матфей Авраамов.[233]
Подобные примеры для 90-х гг. не характерны, но сам факт их наличия
свидетельствует о возможности образования вакантных мест в причте именно таким
искусственным способом. В небольших приходах семьи священников, используя свои
"владельческие" права на приход и, возможно, пользуясь поддержкой со
стороны прихожан, могли регулировать численность клира в рамках верхних границ
штатов, руководствуясь исключительно собственными потребностями. В этом и
заключается, может быть, не единственная, но наиболее очевидная причина
возникновения "праздных" мест при избытке безместных лиц духовного
звания в епархии.
Государственная политика по отношению к Православной
церкви во второй половине века обусловила не только юридическое оформление духовенства
в сословие, но его замкнутость. Особую роль в этом процессе сыграли четыре
реформы: 1) ограничение доступа и свободного выхода из состава сословия; 2)
стеснение права прихожан выбирать клир; 3) требование иметь духовное
образование для поступления на духовную службу; 4) узаконение практики наследования
церковных мест.[234]
На примере Псковской епархии видно, что случаи
проникновения представителей иных сословий в белое духовенство являются крайне
редкими. До секуляризационных процессов 1764 г. духовное сословие епархии активно
пополняло ряды духовенства выходцами из монастырских служителей, которыми
многочисленные обители заполняли "праздные" места в приходах,
расположенных на территории их вотчин. В 1783 г. среди служителей церкви и
певчих в епархии их насчитывался 41 человек, то есть чуть больше 3% от общего
числа белого духовенства епархии.[235] Ввиду
отобрания у монастырей их вотчин приток в духовную среду монастырских
служителей прекратился. Уникален случай с крестьянским сыном Аникитой
Яковлевым, чухонцем по этнической принадлежности. В 1761 г. псковский архиерей
Гедеон взял его на обучение в семинарию “по надобности православных чухон, не
разумевших российского языка, находящихся более в Псковоградской окружности при
Лифляндской границе”. В том приходе, куда спустя 13 лет назначили священника
Аникиту Яковлева, половина чухонцев не понимала русского языка.[236]
Имело место несколько случаев возвращения в духовное звание сыновей
церковников, ранее положенных в подушный оклад.[237]
Таким образом, с 1764 г. белое духовенство Псковской епархии становится
абсолютно закрытым для выходцев из податных сословий. В духовное сословие не
включались и приемные дети духовных особ.[238]
Единственным путем проникновения представителей
податных сословий, и то не всех в духовное сословие оставалось во второй
половине века принятие монашества. Несмотря на закрытие ряда монастырей епархии
в ее пределах сохранилось к концу века достаточно большое число обителей – 10
штатных (из них 3 девичьи) и 2 заштатных. Представители черного духовенства
числились также за Архиерейским домом. Правда, в 1800 г. из состава Псковской
епархии была изъята и причислена к приорству ордена святого Иоанна
Иерусалимского Никандрова пустынь.[239]
Штаты 1764 г. четко определили количество мест при
монастырях и архиерейских домах в зависимости от их класса. При Псковском архиерейском
доме 2-го класса должно было состоять в братии 12 человек, при мужских
монастырях 2-го класса и женских 2-го и 3-го классов полагалось быть по 17
человек. В мужских третьеклассных обителях – 12.[240]
На деле эти штатные места не замещались полностью (табл.10).
Таблица
10 Численность монашествующих и
бельцов в монастырях Псковской епархии в 1804 г.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.