рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в.

Всего консистория сосредоточила под своим прямым управлением 112 приходских церквей, при которых состояло на 1781 г. 385 священноцерковнослужителей. Осуществлять по отношению к ним управленческую функцию консистории помогали два благочинных в городе Пскове и 9 десятоначальников в уезде.[151]

Сами представители приходского духовенства были заинтересованы в том, что бы находиться в подчинении близлежащего духовного правления. В противном случае им становилось затруднительно ездить в духовное правление по собственным нуждам или по вызову, подавать ежегодные ведомости. С этими неудобствами было связано прошение священнослужителей Холмского у. поданное архиерею в 1794 г. Преосвященный Иннокентий принял во внимание чрезвычайную удаленность приходов Холмского уезда от Великих Лук, где находилось Великолукское духовное правление, и ходатайствовал перед Синодом об учреждении вновь Холмского духовного правления, имеющего в ведении 60 церквей. Синод согласился с мнением псковского архиепископа, хотя и вел политику ограничения роста числа духовных правлений, запретив открывать их без нужды указами от 2 ноября 1772 г. и 30 апреля 1781 г.[152]

Расходная часть бюджета епархий не предусматривала значительных трат на содержание духовных правлений. На их нужды выделялось средств еще меньше, чем на нужды консисторий, поскольку они не были учтены в штатах, и соответственно должны были целиком содержаться за счет приходского духовенства.[153] По-видимому, назначение служащим духовных правлений жалования зависело целиком от воли епархиального архиерея, а учитывая их стесненность в свободных средствах нельзя удивляться низкой величине окладов. Копиист духовного правления, например, получал годовое жалование 10 рублей, то есть в три раза меньшее, чем чиновник выполнявший те же функции в учреждениях гражданской администрации.[154] В результате духовные правления оказались недоукомплектованы копиистами, приставами и сторожами. В 1781 г. из 6 духовных правлений только Островское правление имело в своем составе штатного копииста, в четырех правлениях “письменную должность” исполняли два дьячка местных церквей, один праздноживущий причетник и один праздноживущий священнический сын. В Невельском духовном правлении копиист вообще отсутствовал. Приставы имелись в двух духовных правлениях, а сторожей, положенных по штату, не было вовсе.[155] Не получая достойной оплаты своих трудов официально, члены духовных правлений вынуждены были обирать зависимое от них приходское духовенство. Из дневника Иоанна Матусевича, видно, что наибольшую прибыль члены духовного правления получали с духовенства, подающего росписи и сказки. В этом случае разовый побор мог составить сумму от 95 коп., до 2 руб. 49 коп. с прихода. Появившийся с каким-нибудь поручением пристав правления рассчитывал на обычное подношение в виде 2-5 коп. и каких-либо продуктов (решета ячменя или калача). Ежегодно пристав собирал с приходов новь в размере 2-3 коп. Сельское духовенство несло и так называемую “подводную повинность”, поочередно священник и причетники предоставляли подводы для пристава правления и прочего, проезжающего по делам службы начальства, имеющего при себе соответствующую инструкцию. Иногда вместо подводы приходское духовенство выдавало проезжающим деньги - 3-15 коп.[156] Чтобы избежать поборов с приходского духовенства, архиепископ Псковский Иннокентий (Нечаев) велел в 1795 г. собирать по полушке с души мужского пола на содержание духовных правлений на территории всей епархии за исключением Рижского духовного правления. На десятоначальников была возложена обязанность завести для этих целей приходно-расходные книги.[157] В 1799г. было выделено 360 руб. на нужды шести духовных правлений Псковской епархии.[158] Как попытку сократить расходы на содержание духовных правлений можно рассматривать указ Синода от 19 октября 1778 г. о переносе духовных правлений, находящихся в “приватных” домах, в близлежащие штатные или заштатные монастыри.[159]

По характеру выполняемых функций духовные правления занимали промежуточное положение между консисторией и благочинными. Отсюда их некоторая неопределенность и нерегламентированность.[160] Так, Синод, обращая в 1785 г. внимание епархиальных архиереев на постоянные упущения, допускаемые священнослужителями при чтении поучений, возлагает обязанности по наблюдению за правильностью проведения богослужения в церквях на духовные правления и благочинных. Экзаменовка и "исправление" священников целиком отдается в ведение благочинных.[161] Не на членов духовных правлений, а на благочинных и десятоначальников возлагается Синодом в 1782 г. обязанность отслеживать случаи пьянства в среде духовенства и доносить о них архиерею.[162]

Наиболее определенными представляются функции духовного правления как нижней инстанции церковного суда. В Московской епархии следствие по проступкам духовных лиц могло производиться благочинными, членами консистории, настоятелями монастырей при участии приказнослужителей из консистории и духовных правлений. Доклад о произведенном следствии с мнением следователя по делу предоставлялся в консисторию или в духовное правление.[163] Одновременно, духовные правления являлись основным связующим звеном между населением большей части епархии и Псковской духовной консисторией. Именно они выступали как в качестве первичного адресата жалоб и прошений, которые, впоследствии, рассматривались присутствующими членами Консистории. Примером, иллюстрирующим роль духовных правлений в системе управления, может служить дело священника Синского погоста Ивана Иванова. В начале жалоба на него со стороны сидельца питейного дома поступила в Островское духовное правление. По факту жалобы духовное правление попыталось провести самостоятельное разбирательство, но священник “за пьянством” не явился, хотя и был “сыскиван”. Тогда духовное правление рапортовало об обстоятельствах дела консистории, а консистория послало правлению указ с требованиями доставить виновного священника в правление, приказать ему рассчитаться с обиженным мещанином, причем содержать под стражей до окончательного расчета, и “обязать подпискою” вести трезвенную жизнь.[164] Переписка с консисторией была непростым делом, как утверждал в своем доношении игумен Святогорского монастыря Вениамин: “...небезизвестно в консистории, что как отправляемые к нему указы, так и от него на оные указы посылаемые рапорты доходят нескоро, а иные де и совсем теряются...”.[165] Тем не менее духовные правления оперативно решали весьма сложные и запутанные дела, каковым являлось разбирательство между священником Георгиевской церкви пригорода Воронича Семена Иванова и крестьянами окрестных деревень. Дело началось с доношения священника в Опочецкое духовное правление 2 декабря 1769 г. 14 декабря духовное правление промеморией известило о начатом деле Опочецкую воеводскую канцелярию, 17 декабря консистория прислала указ, содержащий предписания по порядку ведения следствия. В конце декабря члены правления проводят допросы замешанных в деле крестьян, 11 января 1770 г. был допрошен священник Семен Иванов, а на следующий день духовное правление, разобравшись в ситуации, находит способ решить дело миром.[166] Надо отметить, что предписания получаемые духовными правлениями от консистории, чрезвычайно лаконичны, а отсутствие в них чрезмерной детализации предполагает достаточно большую степень доверия компетентности присутствующих членов в вопросах управления.

Помимо тяжб духовным правлениям приходилось иметь дело со сбором ежегодных ведомостей, а так же со сбором всевозможных справок, доведением до сведения заинтересованных лиц содержания указов консистории и свидетельствовать претендентов на церковнослужительские в чтении, письме и нотном пении. Часть этих обязанностей духовные правления разделяли с благочинными, которым так же предписывалось в некоторых случаях экзаменовать лиц духовного чина и вершить суд над церковнослужителями вплоть до "посажения" их на цепь.[167] Об особо серьезных проступках духовных лиц и мирян благочинные и десятоначальники должны были доносить вышестоящему начальству. Так, себежский десятоначальник священник Стефан известил Псковскую духовную консисторию о живущих в блуде крестьянах.[168]

Начиная с 1797 г. архиереи должны были назначать одного или двух благочинных для надзора за монастырями из числа настоятелей.[169] Главными предметам надзора благочинных согласно инструкции являлись: богослужение, благочиние, нравственность и хозяйство. Каждый монастырь следовало досматривать не реже 1-2 раз в год. Благочинным давалось право во время осмотра монастыря требовать отчета по любому вопросу жизни обители. В инструкции также упоминаются такие обязанности настоятеля как частое посещение келий братии, и давать благословения своим подчиненным на все их дела.[170]

К концу XVIII в. система епархиального управления стала более разветвленной и сложноорганизованной. Порядок работы органов управления духовного ведомства все более напоминал светские учреждения. Теснее стало сотрудничество между представителями духовной и светской власти, особенно в деле наказания за преступления и контроля за расходованием казенных средств. Вместе с тем выявилась одна из основных проблем епархиального управления – недостаточность его материальной базы, ведущая к продолжению практики полуофициальных поборов с рядового духовенства. Дела о мздоимстве, несмотря на затруднения приходского духовенства, не имеющего права отлучаться от своего прихода, в подаче жалоб изредка попадали в поле зрения членов Синода. Однако, члены Синода, оставляли, как это явствует из дела севского епископа Кирилла, подобные жалобы без внимания.[171]

Активное участие в управлении епархией принимают представители белого духовенства, которые лучше знали жизнь приходских священно- и церковнослужителей, чем монахи. Это неизбежное последствие утраты монастырями-вотчинниками вместе с земельными владениями и значительной доли руководящих позиций. Консистории в обновленном составе и система низших органов управления в уездах на протяжении всего XVIII в., расширяли свои функции по мере появления новых правительственных указов, касающихся жизни духовного сословия. И светская власть, и архиереи были заинтересованы в усилении контроля епархиальной администрации за приходским духовенством и обитателями монастырей. Ими настойчиво проводилась политика всесторонней регламентации жизни служителей церкви, постоянно требовалось предоставление отчетности, наказывалась любого рода инициатива, проявленная духовенством.

 
Глава 2. Социальный состав духовенства

 

2.1 Порядок замещения вакансий в приходах Псковской епархии

Анализ законодательства Российской империи в период правления Екатерины II и Павла I дает основание полагать, что государственная политика внесла существенные изменения в социальную структуру духовного сословия и скорректировала происходящие в его недрах процессы.

Одним из важнейших вопросов, без изучения которых исследователю нельзя представить суть процессов, происходивших внутри духовного сословия, является порядок наследования мест в причте. В стремлении представителей духовенства закрепить за своей семьей приход А.В. Карташев видит стихийное побуждение сословия к замкнутости, замешанное на страхе перехода в податное, “рабье” положение, утраты приобретенных свобод и привилегий, а также гарантированных доходов.[172] Подобные страхи на протяжении всей второй половины века подогревались, с одной стороны, ростом численности сословия, не компенсированным открытием новых вакансий, а с другой стороны ожиданием новых разборов духовенства. Происходившие в сфере управления епархиями процессы бюрократизации способствовали закреплению приходов за отдельными семействами. Обычай выбора прихожанами клира на протяжении XVIII в. постепенно сходит на нет и в 1797 г. запрещается Синодом, как противоречащий императорскому указу о запрете подачи коллективных челобитных. Архиереи назначали на священнические места детей умершего иерея, отдавая первенство старшему сыну, уже занимавшему, как правило, какое-либо место в причте. Место наследовалось и по женской линии, передаваясь мужьям дочерей умершего.[173] Семья, претендовавшая на открывшуюся вакансию, понималась очень широко, в нее входили и обладали правами наследования, не только вдова и дети, но также внуки, племянники, двоюродные родственники, родня по линии вдовы. Интересно отметить, что именно в случае наследования места дочерью священника не состоящей в браке, сочетались два подхода к получению прихода. Во-первых, наследственный, так как невеста - наследница выбирала жениха, во-вторых, учитывался образовательный ценз, ибо архиерей, утверждавший кандидатуру будущего священника, учитывал уровень его духовного образования. В Киевской епархии существовал даже обычай, называемый “оглядины”. Если к невесте, по каким-либо причинам не посватался образованный кандидат, митрополит в дверях класса бурсы, демонстрировал невесту “философам” и “богословам”.[174] Киевский митрополит Арсений (Могилянский), даже издал указ по своей епархии, принуждавший выдавать невест-наследниц только за выпускников семинарии. Если приход насчитывал 80-100 дворов, жених должен был быть “богословом”, если 60-80 “философом”, менее - выпускником класса риторики.[175] Епархиальное начальство вынуждено были мириться с подобными правилами наследования прихода, но всегда имело возможность вмешаться в спор о наследовании и подчеркивало свое формальное право назначать священников, руководствуясь только их семинарской подготовкой. Так, вдове священника из погоста Слаботки Торопецкого уезда, было объявлено: “...чтоб она жила спокойно и не почитала б онаго священнического места как наследственного для ея дочерей, которых она имеет еще несколько, а знала б, что не по наследству определяются к церквам священнослужители, а токмо по достоинству и Его Преосвященства избранию.”[176] Предпочтения архиерея и в самом деле имели решающее значение при наличии нескольких кандидатов на место в причте. Когда на место пономаря в Колпинском погосте претендовали 9-ти летний сын причетника данного погоста Иван Харитонов и 16-ти летний пономарь из погоста Мелетово Василий Иродионов, архиерей отдал предпочтение именно последнему. Василий Мелетовский пел в санкт-петербургском хоре Его Преосвященства с 1788 по 1790 гг. (и это в отмечено особо), был старше и опытнее в причетнической должности, происходил из семьи священника. Повторялась обычная для Псковской епархии схема: старший сын священника получает место причетника в приходе, где местный священник не имеет собственных сыновей, при этом оттесняет от места сына местного церковнослужителя, одновременно освобождая место в своем родном приходе для младшего брата.[177]

В двуприходных церквях должности в клире делятся между 2-3 семействами. Например, на начало 90-х гг. в Куховском погосте должность первого священника занимал Трофим Егоров. По общепринятым законам наследования, его место должен был занять старший сын Сергий, обучавшийся в семинарии. Место 2-го священника занимал Гавриил Власьев, также имевший сыновей, а его младший брат Василий был при той же церкви пономарем. Священнические сыновья братья Трофим и Максим Мартыновы занимали места дьякона и пономаря, причем у Трофима подрастали наследники. В случае смерти одного из представителей семей освободившееся место занималось следующим по старшинству родственником. После полагающихся испытаний и получения согласия архиерея место умершего священника Гавриила занимает его брат Василий. На освободившееся место пономаря определяется сын покойного Михаил, которому, чтобы не потерять место, пришлось оставить семинарию. Все остальные близкие умершего должны были содержаться за счет нового пономаря.[178]

Насколько распространенной была практика наследования мест сыновьями клириков видно из табл.1, составленной на материале клировых ведомостей поданных причтами Холмского и Великолукского уездов в 1789 г. В отличие от ведомостей по приходам, находящимся в других уездах, эти документы содержат данные о месте службы отца каждого из членов причта.


Таблица 1 Происхождение холмских и великолукских священников (по данным клировых ведомостей за 1789 год).

Чин Происхождение Уезд

г. Великие

Луки
Холмский Великолукский
Священник

из этого же

прихода

28 (45,2%) 19 (37,3%) 2 (11,1%)

из другого

прихода

17 (27,4%) 17 (33,3%) 11 (61,1%)
Дьякон

из этого же

прихода

0 (0,0%) 1 (2,0%) 0 (0,0%)

из другого

прихода

2 (3,2%) 0 (0,0%) 0 (0,0%)
Причетник

из этого же

прихода

6 (9,7%) 5 (9,8%) 5 (9,8%)

из другого

прихода

9 (14,5%) 9 (17,6%) 9 (17,6%)
Всего 62 (100%) 51 (100%) 18 (100%)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.