Дипломная работа: История жизни и деятельности духовенства Псковской епархии во второй половине XVIII в.
В 1797 г. в семинарии и гимназиях епархии числилось
одновременно 258 учеников, в то время как общее число детей, достигших учебного
возраста и еще не занимающих церковно-служительских мест, превышало 500 человек.[293]
Таблица 15 Число учащихся в духовных гимназиях в 90-е
гг. XVIII в.
Год |
Гимназии |
Великолукская |
Торопецкая |
Невельская |
1793 |
29 |
43 |
13 |
1797 |
25 |
39 |
- |
Источники: РГИА. Ф.796.Оп.1. Ед. хр.
57. Л 17об-20об; Ед. хр.989. Л. 548об-551об.
Примечание: а в составе Могилевской епархии.
Несмотря на существовавшую
преемственность духовного образования в гимназиях и семинарии в единую систему
они так и не были объединены. Руководство деятельностью гимназий осуществлялось
не семинарским начальством, а епархиальными органами администрации, в основном,
духовными правлениями. Перед ними же гимназии отчитывались в своей деятельности,
посылая в семинарию лишь отчеты о расходовании, выделенных семинарских средств
и ведомости об учениках.[294]
Сложившаяся в Псковской епархии система гимназий оказалась непрочной в силу
отсутствия серьезной материальной поддержки их существования. Деньги на нужды
Торопецкой, великолукской, Холмской гимназий и сиротской школы выделялись из суммы,
отпускаемой на содержание Невельской гимназии. Поэтому, после отхода Невельской
гимназии к Могилевской епархии, прочие были закрыты, а сиротская школа соединилась
с Псковской семинарией.[295]
Отсутствие у служителей церкви желания,
либо возможности дать детям полное семинарское образование, соединенное с
отсутствием у епархиального начальства необходимости и возможности заставить
всех сыновей священнослужителей и причетников обучаться в семинарии и гимназиях
дало, по крайней мере, один положительный эффект. В семинарии учились в
основном те, кто по своим умственным способностям был в состоянии усваивать
довольно сложную учебную программу. Разумеется, пребывание в стенах духовного
учебного заведения еще не гарантировало получение нужного священнослужителю
объема знаний. Всегда был, хоть и незначительный, процент семинаристов,
малоспособных к учению, напротив имен которых преподаватели в ведомости писали:
"туп", "безнадежен", "никакой не подает надежды".
Таблица 16 Успеваемость учащихся Псковской
семинарии в 1790 г.
Класс |
Оценка успеваемости учащихся |
Переведены в другие учебные заведения |
Всего учащихся |
Отлично |
Справляются |
Неудовлетворительно |
Богословия |
3 |
7 |
- |
1 |
11 |
Философии |
5 |
10 |
1 |
2 |
18 |
Риторики |
5 |
17 |
3 |
3 |
28 |
Высший грамматический |
4 |
16 |
7 |
- |
27 |
Низший грамматический |
6 |
17 |
10 |
- |
33 |
Писарская школа |
1 |
32 |
7 |
- |
40 |
Итого |
24 |
99 |
28 |
6 |
157 |
Источник: РГИА Ф.796.Оп.71. Ед.хр.418 Л.472-482
Таблица 17 Успеваемость учащихся Псковской семинарии в 1797 г.
Класс |
Оценка успеваемости |
Обучаются в других учебных заведениях |
Всего |
Отлично |
Справляются |
Неудовлетворительно |
Богословие |
4 |
6 |
1 |
- |
11 |
Философия |
2 |
10 |
- |
2 |
14 |
Риторика |
10 |
7 |
- |
- |
17 |
Поэзия |
8 |
8 |
3 |
- |
19 |
Высший грамматический |
10 |
17 |
2 |
- |
29 |
Низший грамматический |
4 |
33 |
5 |
- |
42 |
Писарская школа |
11 |
35 |
5 |
- |
51 |
Итого |
49 |
116 |
16 |
2 |
183 |
Источник: РГИА Ф.796. Оп.78. Ед.хр.989. Л. 537-548
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|