рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Набор ответов для экзаменов по философии

Набор ответов для экзаменов по философии

Оглавление

Оглавление 1

Вопрос № 1 Дофилософские формы мировоззрения (мифология, магия, религия) 3

Вопрос №2 Философия, ее предмет и социальная роль 4

Вопрос №3 Основные идеи древнекитайской и древнеиндийской философии 6

Вопрос №4 Античная натурфилософия 9

Вопрос №5 Классическая древнегреческая философия (Сократ, Платон,

Аристотель) 10

Вопрос №6 Средневековая философия: общая характеристика 14

Вопрос №7 Философия эпохи Возрождения: общая характеристика 16

Вопрос №8 Философия XVII века и научная революция. 17

Вопрос №9 Философия эпохи Просвещения и метафизический материализм

21

Вопрос №10 Немецкая классическая философия 22

Вопрос №11 Философия «Западников» и «Славянофилов» 24

Вопрос №12 Философские взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого 26

Вопрос №13 Неклассическая философия (2-я половина XIX – XX в.): основные

принципы 27

Вопрос №14 Антропологический поворот в философии XX в. 30

Вопрос №15 Бытие как философская проблема 31

Вопрос №16 Природа и общество 32

Вопрос №17 Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики

34

Вопрос №18 Человек как единство социального и биологического. Две стороны

антропосоциогенеза 35

Вопрос №19 Проблема человека и смысл его существования 38

Вопрос №20 Индивид, индивидуальность, личность, социальные типы личности

40

Вопрос №21 Феномен свободы 43

Вопрос №22 Проблема ценностей. Типы ценностей (гедонизм, эвдемонизм,

аскетизм, утилитаризм) 44

Вопрос №23 Культура и цивилизация 45

Вопрос №24 Общество как предмет философского исследования 47

Вопрос №25 Сознание и общественная природа. Сознание и язык 48

Вопрос №26 Общественное сознание и его структура 49

Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа 51

Вопрос №28 Чувственная и рациональная ступени познания 52

Вопрос №29 Теория истины. Диалектика абсолютной и относительной истины

57

Вопрос №30 Наука как форма духовного производства. Эмпирический и

теоретический уровни знания 58

Вопрос №31 Сущность научной теории. Взаимодействие научной теории и

практики 60

Вопрос №32 Этика науки. Проблема социальной ответственности ученого

64

Вопрос №33 Метод и методология. Классификация методов научного познания

69

Вопрос №34 Философия техники 74

Вопрос № 1 Дофилософские формы мировоззрения (мифология, магия, религия)

Понятие мировоззрения. Миф, религия и философия как исторические типы

мировоззрения: генезис, различия, грани отношений. Философия (с греч. -

любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих

принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих

законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает

обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует

познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и

эстетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с

проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир?

Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает

закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или

бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы

познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить ото

лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,

справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или

иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия

призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно

сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении

личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии,

религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение. Мировоззрение

шире, чем философия. Мировоззрение - система обобщенных чувствовании,

интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и

место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому

себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок

человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-

политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и

оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения -

взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и

микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе,

обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не

сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания

ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной

части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение - показатель

зрелости личности. Для характеристики мировоззрения имеет значение

пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд,

настроений, норм, идеалов. Структура мировоззрения - компоненты:

познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях. Он включает в

себя конкретно-научную и универсальную картину мира. Всякое познание

формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается

всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением,

но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теория

мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы. Чтобы знание

приобрело мировоззренческий смысл, оно должно быть оценено, т.е. освещено

лучами нашего к нему отношения. Ценностно-нормативный компонент включает в

себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого

компонента в том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания,

но и мог руководствоваться общественными идеалами. Ценность - свойство того

или иного предмета, удовлетворяющего потребности людей в системе. Наверху

иерархии ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении

это бог. В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем

средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его

практическим поведением. Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в

практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные

взгляды, убеждения, идеалы. Выработка психических установок на возможность

действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-

волевой составляющей. Мировоззрение - реальная готовность человека к

определенному типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение

складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования.

Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела. По

характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-

практический и теоретический уровень мировоззрения. Жизненный уровень часто

называется жизненной философией. Теоретический уровень - религия, традиции,

образование, духовная культура, профессиональная деятельность. Здесь очень

часто присутствуют предрассудки. К теоретическому уровню, наряду с наукой

принадлежит философия, которая претендует на теоретическую обоснованность

не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний

действительности, а также норм, ценностей, идеалов. Можно говорить об

исторических типах мировоззрения. Принято считать, что первое -

мифологическое мировоззрение. Это начальный тип мировоззрения, который

можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии

общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие

вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную

часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах

уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня,

изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная

форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и

коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных

верований. Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с

переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип -

сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении

гармонии между миром и человеком. Наряду с мифологией существует и религия.

Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные

в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Мифология находится в

тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что

основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий,

направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С

помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви,

совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство

человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная

функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку

относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то

абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские

трудности. Главная и само ценная идея - идея Бога. Из нее выводится все

остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой

идеей, которая связывает человека с нравственной идеей. Религия - ответ на

вопрос о смысле жизни. “Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла”,

- писал Достоевский. Три великих религии: буддизм, христианство, ислам.

Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и

несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог -

трансцендентная сущность (над миром). Современная религия не отвергает

достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы

человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.

Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую

власть над другим миром. Христианский бог всесилен и бессмертен. Он

обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа. Все они неслияемы и

неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он

самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.

Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно из противоречий

христианской философии: человек свободен и предопределен. Богу противостоит

Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою

сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее. Пространство в религии

удвоено: пространство эмпирическое + запредельное: небо и адские слои.

Время для христианства линейное. Имеет начало и конец. История нециклична,

линейна. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа. Бытие человека

трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили, и этот грех

выбросил человека из райского сада на землю. Даже младенец грешен

первородным грехом. Христианство изложено двумя основными заповедями:

возлюби Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.

Вопрос №2 Философия, ее предмет и социальная роль

ФИЛОСОФИЯ (греч. — любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение

об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о

всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия

вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она

исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное,

и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение

Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая

свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм

мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в

фантастической форме.

Предмет и структура философии.

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием

общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и

самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества

цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в

Др. Греции. По свидетельству античных авторов, слово «Философия»

встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин

«Философия» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Философии исторически

совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ,

потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих

этапах формирования Философии появились более или менее стройные системы,

претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые, философы

античного мира стремились главным образом открыть единый источник

многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической

формой философского мышления.

По мере накопления частных научных знаний, выработки спец. приёмов

исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания,

выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с

ограничением круга проблем, которыми занималась Философия, происходило

развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений,

возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие

философские дисциплины, как онтология — учение о бытии (или о первоначалах

всего сущего), гносеология — теория познания, логика — наука о формах

правильного (то есть связного, последовательного, доказательного мышления),

философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс

размежевания между Философией и частными науками протекает всё более

ускоренными темпами. Взаимоотношения между Философией и частными науками

носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались

преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами

этих наук занималась Философия. Но т. к. философское исследование

теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой

цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то

оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто

вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало

противопоставление Философии частным наукам, принимавшее особенно резкую

форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с

религией. В 17 – 19 вв. создавались энциклопедические системы, в которых

естествознанию противопоставлялась Философии природы, истории как науке —

Философия истории, правоведению — Философия права. Считалось, что Философия

способна выходить за пределы опыта, давать «всерхоткрытое» знание. Но

такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук.

Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему

знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или

иной спец. науки. Однако в этой ситуации Философия отнюдь не утратила

своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей

более чётко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука

исследует качественно он редел, систему закономерностей, но ни одна частная

наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития

общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом

Философии.

В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не

выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В

философском мышлении сами эти обобщения спец. наук становятся предметом

анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях

знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и

мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется

на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Эта

особенность философского мышления абсолютизировалась в системах

спекулятивной Философией.

Вопрос №3 Основные идеи древнекитайской и древнеиндийской философии

Основные принципы философской мысли Древней Индии, ее основные школы и

направления.

Религиозные системы Индии - если сравнить их с ближневосточно-

средиземноморскими монотеистическими - в ряде факторов, особенно в связи с

проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и

человека т.п., представляется более глубокими и философски насыщенными.

Важная особенность индийских религий - их интровертивность, т.е. явственная

обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и

возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение

для себя. Пусть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих

миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее «я», ее духовная субстанция

(очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир.

И не только вечна, но и способна к трансформации: потенциально она имеет

шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мировоздания, богами и

Буддами. Отсюда акцент на том, что каждый - кузнец своего счастья. Основы

религиозных систем Индии были результатом синтеза примитивных верований

протоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на

ритуалы жертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые

отправления. Сложная и со временем все усложнявшаяся практика жертвенного

ритуала была тем импульсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев,

оформленные в канонической форме в виде вед. Со временем религия вед

заменяется брахманизмом. Брахманизм как система религиозно-философских

взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической

религии. В брахманах-коментариях делался акцент на существование прямой

связи между долголетием и бесмертием, с одной стороны, и количеством и

качеством жертв - с другой: жертвенная еда - это и есть пища бесмертия. Был

разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материальную

оболочку и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто

совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. В

коментариях-брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов

немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского

анализа. Еще больше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к

брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельников-аскетов.

Араньяки были тем истоком, с которого началась литература упанишад -

философских текстов Древней Индии. О каких же проблемах шла речь в

упанишадах? В первую очередь, о проблеме жизни и смерти, о мировоздании и

космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов. Что

есть носитель жизни? Вода, без вечного кругооборота которой нет и не может

быть живого? Пища, без которой живое не может существовать. Огонь, тепло,

являющиеся условием жизни? Или, наконец, дыхание, прана - ведь без него

нельзя обойтись ни минуты? В упанишадах серьезное внимание уделялось

проблеме сна, причем состояние глубокого сна рассматривалось как нечто

вроде грани между жизнью и смертью. На этой грани жизненное начало человека

(джива) и «достигает самого себя» и «освобождается от утомления», а

духовная субстанция человека, его душа как бы отделяется от него. А что же

по ту сторону жизни, там, где душа окончательно покидает бренные останки

некогда живущего человека? Что такое смерть? Идея вечного круговорота

жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеиндийских философов к

мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в

частности. Суть этой концепции в том, что смерть - это не конец и тем более

достижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв

непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно

следует новая жизнь. Религиозная философия упанишад в середине I

тысячелетия до н.э. как бы определила основные параметры мировосприятия

всей системы ценностей, духовной ориентации в рамках традиционной индийской

цивилизации. Широкое массовое восприятие идей упанишад со временем породило

тот индуизм, который стал широко распространенной религией в Средневековой

Индии. Однако до возникновения индуизма индийская религиозно-философская

мысль прошла через переходные этапы, характеризовавшиеся существованием

различных систем. Речь идет о шести системах - даршанах. Три из них (ньяя -

логика; вайшешика - космология; миманса - ритуал) второстепенны. Другие три

оказали немалое влияние на развитие религиозно-культурных традиций Индии.

Санкхья - одна из этих трех. В центре системы - два безначальных активно

взаимодействующих начала: пракрити (первичный материальный субстракт,

материя, энергия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из мириадов

индивидуальных душ, это сознательное, но инертное начало. Пуруша

воздействует на пракрити, лишенную сознания материю, придает ей форму и

духовную субстанцию. Это взаимодействие согласно системе санкхья, и

является первопричиной возникновения и существования всего феноменального

мира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочь

пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары

(земной жизни и перерождений), покинуть тела, в которых он заключен, и

обрести состояние блаженства и освобождения. К числу методов и способов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.