рефераты скачать
 
Главная | Карта сайта
рефераты скачать
РАЗДЕЛЫ

рефераты скачать
ПАРТНЕРЫ

рефераты скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Набор ответов для экзаменов по философии

присущую каждому человеку.

Традиция изучения «духа» была заложена еще Платоном, который и самою

философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у

Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального.

Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона,

шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие

проблемы:

. какова структура духовной жизни общества,

. каковы основные аспекты духовности,

. что такое духовное производство.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-

экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным

образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес,

духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает

духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические,

правовые и т.д.

Выделим основные аспекты духовности.

1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна.

Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные

стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты,

осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и

внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты,

уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя

все эти грани жизни человека.

2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом

характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется

(присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных,

материально-предметных или пространственно-временных характеристик

бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык,

категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая

духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя

идеальными формами.

3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя,

интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека,

развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени.

Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет

собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, особенность этого

«Я». Духовность - субъективно-индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь

человека, его субъективно-идеальный мир.

Сравнительно недавно в отечественной литературе появилось понятие

«духовное производство». Духовное производство - это производство сознания,

осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми

квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

1. идеи, теории, образы, духовные ценности;

2. духовные общественные связи индивидов;

3. духовность человека.

Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические

и религиозные виды освоения действительности.

Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и

являются формами общественного сознания, но они не являются видами

духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не

результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются

изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они

не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание -

результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-

либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему

члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое

существование.

Политика и право также не являются видами духовного производства,

поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу

духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны данные

связи определяется по отношению их либо к материальным, либо к идеальным

объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к

собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые

отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические

отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и

подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов,

представлений, если так можно выразиться, в «чистом» виде. В каждой из этих

форм общественного сознания реальность представляется в целостной и

специфической форме.

Словосочетание «духовное производство» не должно вводить нас в

заблуждение и вызывать попытку отождествить духовное производство с

материальным. Их различия достаточно очевидны. Различен итог производства -

материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд

индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не

следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное

богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим.

Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение,

отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть

познавательного отношения к миру Познавательное отношение человека к

действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его

отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности

выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение составляет

вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм

последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли

адекватное вое произведение действительности в познавательной деятельности

человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения

заключается при этом в том. что основанием и критерием истинности знания

является предметная практическая деятельность. Принципиальная позиция

диалектического материализма относительно органической связи познания и

практики была сформулирована Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: «Вопрос о

том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не

вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек

истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от

практики, есть чисто схоластический вопрос»

Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование

наличие данной природной, социальной действительности и самих людей и

отношений между ними обязательно предполагает работу сознания, наличие

идеальных планов деятельности. Практика, таким образом, всегда опосредована

сознанием, идеальным, находится с ним в органическом единстве. Однако

ведущим звеном этого единства является реальное преобразование

действительности. В процессе такого преобразования, преодоления трудностей

изменяется, совершенствуется, развивается идеальный план деятельности

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, с

точки зрения марксистской философии может быть научно понято лишь как

основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов

деятельности и образует тот мост между сознанием и действительностью,

знанием и бытием, «наведение» которого всегда было неодолимой трудностью

для различных идеалистических направлений в философии. Понимание знания как

основы идеального плана практически-преобразовательной деятельности

является исходным принципом марксистской теории познания, позволяющим

раскрыть сущность единства познания и действительности.

Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности

обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим

знаниям о пей. В ходе осуществления таких связей уточняются,

пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание,

таким образом, является не продуктом пассивного созерцания

действительности.

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной

практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним

дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу

вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет

практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном

этапе развития общества обособляется в специализированное духовное

производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и

др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной

картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной

жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,

памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,

заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,

несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в

выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого

невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование

этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать

знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,

каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой

возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет

мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время

познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное

развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной

психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и

методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии

знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,

рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и

квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако

сущность познавательного отношения к миру является предметом именно

философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных

мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание

является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято

только в контексте последнего.

Вопрос №28 Чувственная и рациональная ступени познания

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процесс ее активной

практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним

дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу

вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет

практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном

этане развития общества обособляется в специализированное духовное

производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и

др.) является научно-теоретическая деятельность, по строение особой научной

картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной

жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,

памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,

заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,

несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в

выработке адекватного вое произведения действительности, без которого

невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование

этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать

знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,

каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой

возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет

мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время

познание изучается не только философией. Сейчас происходит и интенсивное

развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной

психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и

методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии

знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,

рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и

квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако

сущность познавательного отношения к миру является предметом именно

философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных

мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание

является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято

только в контексте последнего.

Структура знания. Рациональное и чувственное познание Чувственное

познание и его элементы

Прежде всего, необходимо рассмотреть познавательную деятельность на той

ее ступени, когда она непосредственно включена в качестве важнейшего

аспекта в процесс практического использования и преобразования

материальных предметов или социальных институтов, то есть конкретных

явлений окружающего мира. Начать с этой формы познавательной деятельности

необходимо потому, что она действительно является начальным этаном

познания. Она, во-первых, является начальным этапом в историческом смысле:

разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый

тип деятельности — сравнительно поздний этан истории, которому предшествует

длительный период развития познавательного опыта людей в процессе

совокупной, еще не расчлененной материально-практической деятельности. Во-

вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее

основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром

материальных объектов. Она — предпосылка, без которой другие формы

познавательной деятельности не могут существовать.

Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все созданные

человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека явления,

которые приобретают форму материальных объектов и процессов?

Диалектико-материалистическая гносеология подчеркивает, во-первых,

зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно-

практической деятельности и, во-вторых, выявляет целостный характер

чувственного освоения материального объекта. Но при этом в пределах

марксистско-ленинской гносеологии считается необходимым и возможным

выделить отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы

чувственного познания.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в

качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают

различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от

интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности,

установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом

месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных

процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно

процессы мозговой деятельности выполняют функции «приема» и «переработки»

ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга — «центр»

зрительных ощущений, в теменных отделах — осязания, в височных — центр

слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном

«перерабатывает» информацию, тогда как передняя подает сигнал, «инструкцию»

деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с

исходным его замыслом. Естественнонаучный подход к изучению ощущений

характеризуется также тем, что человеческая чувствительность, то есть

способность человека реагировать на воздействие внешнего мира,

рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом

устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем

живым существам, а в зачаточной форме (в форме способности вступать во

взаимодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна

вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как

универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира,

возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения

восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки

поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории

информации, в частности для кибернетики.

Специфика диалектико-материалистического гносеологического подхода

заключается в том, что такие элементарные формы отражения, как ощущение,

рассматриваются как зависимые компоненты совокупной человеческой

деятельности. Нельзя недооценивать человечески-активный характер процессов,

которые совершаются в тех случаях, когда предмет «дается»,

«предоставляется» сознанию, «вступает» в него. Здесь происходит

существенное, качественное изменение, совершается скачок: факт объективного

но отношению к сознанию раздражения преобразуется, но точному выражению

Ощущение, следовательно, является субъективным, идеальным образом

предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через

«призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно

порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или

каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, прежде

всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в

самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть

особый ответ нашего организма. Боль — ощущение человеческого существа,

которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций,

определенную ответную реакцию, определенное действие. Ощущение есть

субъективный образ объективного мира еще и в том смысле, что оно не просто

фиксирует воздействие вещей и явлений, существующих отдельно и независимо

от человека, на человеческий организм.

Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная

связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его

организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными

явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически

взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков

отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально

вступает и реально включен определенный человек. Так, мы знаем, что предмет

определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего

субъекта, и ощущение строго зависит от этого «взаимного» пространственного

расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество,

форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от

близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он

«обращен» к воспринимающему человеку и т. п. Ощущения одновременно зависят

и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников иные

зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека — иные

обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т. п.). Но, несмотря

на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от

субъекта, в процессе практического функционирования сознания у человека

выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную

информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного

опыта; по интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о

том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он

расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п.

Диалектический материализм и субъективный идеализм принципиально по-

разному истолковывают положение об ощущении как субъективном образе

объективного мира. Материалист подчеркивает объективность источника

ощущений объективность мира, отражаемого в ощущениях, объективность тех

отношений и связей субъекта ощущения и его объекта, которые отражаются в

ощущениях. Одновременно диалектический материализм считает необходимым

точно изучить сложную диалектику объективного и субъективного, которая

имеет место в процессе образования и функционирования ощущений.

Субъективный идеализм же не просто подчеркивает, но абсолютизирует

субъективность образа, который дается ощущением; он истолковывает

субъективность как одностороннюю зависимость ощущения лишь от внутреннего

состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность,

материальность тех предметов и отношений, которые отражаются субъектом.

Восприятие — целостный образ материального предмета наблюдения.

Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза

разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими

актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному

конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия — процесс

активный и по-своему творческий.

В обычном употреблении слово «чувство» имеет еще одно значение: им

обозначают такие весьма важные и типичные для человека эмоции (переживания,

страсти), как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


рефераты скачать
НОВОСТИ рефераты скачать
рефераты скачать
ВХОД рефераты скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты скачать    
рефераты скачать
ТЕГИ рефераты скачать

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.