![]() |
|
|
Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУp> Абсурдное творчество. Философия и роман. Самый абсурдный персонаж - творец, чье
метафизическое счастье состоит в том, чтобы поддерживать абсурдность мира. Противопоставление философии и искусства - произвольно и, наверняка,
ошибочно. Художник так же, как мыслитель, вкладывает себя в свое
произведение и в нем самоосуществляется. Чтобы абсурдное произведение стало
возможно, должна быть приведена в действие предельно ясная мысль. Кириллов. Все герои Достоевского задаются о смысле жизни. Их ответ =
жизнь являет собой ложь - или она вечна. Человек, убедившейся в том, что
существование - абсурд для того, кто не верит в бессмертие души,
заканчивает зачастую “логическим самоубийством”, определяя природу,
произведшею его на страдание к уничтожению вместе с собой. Самоубийца
кончает с собой, т.к. в метафизическом плане он уязвлен. Он чувствует что
бог необходим, но он знает, что его нет и быть не может. Таков Ставрогин,
присуждающей себя к смерти, чтобы стать богом. Если Бога нет, Кириллов -
бог. Если Бога нет, Кириллов должен себя убить. Следовательно, К. должен
себя убить, чтобы стать богом. Такова абсурдная логика. Божество, о кот.
идет речь, является вполне земным. Его атрибут - своеволие. Стать богом -
это просто быть свободным на земле, а не находится в услужении у
бессмертного существа. Почему же тогда самоубийство? Поскольку люди этого
не ведают, им нужна проповедь. Кириллов приносит себя в жертву из-за любви
к человечеству. Это педагогическое самоубийство. “Я несчастен, - говорит Но сам Достоевский отрекается от своих героев: “Если убеждение в
бессмертии так необходимо для чел. бытия (что без него чел. приходит к
мысли о самоубийстве), то, стало быть, оно и есть нормальное состояние
человечества, а коли так, то и само бессмертие души человеческой существует
несомненно”. Это противоречие позволяет нам сказать, что мы имеем дело не с
абсурдным творчеством, а с творчеством, в кот. ставится вопрос об абсурде. Абсурдное творчество не дает ответов. Творчество без будущего. Итак, надежду нельзя устранить навсегда. Она
наиболее осаждает тех, кто хотел бы от нее избавится. Она постоянно уводит
человека с определенного им пути. Это показывает насколько сложна абсурдная
аскеза, отказывающая в бытии всякому умиротворению. Трудится и творить “ни
для чего”, зная что у созданного тобой нет будущего, и сознавать при этом,
что это столь же неважно, как и строить на века - вот трудная мудрость
одобряемая абсурдной мыслью. Она должна придать окраску пустоте. Если у
творчество и бывает завершение, то это только смерть самого творца. У
человеческой воли нет другой задачи, кроме поддержания сознания в
деятельном настрое. Творчество является свидетельством единственного
достоинства человека - его упрямого бунта против своего удела, постоянства
в усилиях, полагаемых бесплодными. От абсурдного творчества надо требовать
того же, что и от мысли - бунта, свободы и многообразия. Низвергая вечное и
безусловное, оно дает явится многообразию преходящего человеческого. Миф о Сизифе. Боги обрекли Сизифа таскать камень в гору за: разглашение их тайн,
надругательство над Смертью (заковал беднягу), непослушание (отпущенный из Слова “все хорошо” изгоняют из мира богов, обращая судьбу человека в дело сугубо человеческое, кот. людям и надлежит улаживать самим. Здесь то и коренится молчаливая радость Сизифа, кот. так же признает, что все хорошо, возвращаясь к своему камню и созерцая череду бессвязных действий, кот. стала его судьбой, созданной им самим и скрепленной печатью его смерти. Уверенный в человеческом происхождении всего человеческого, подобный слепцу, жаждущему прозреть и твердо знающему, что его ночь бесконечна, Сизиф шагает вовеки веков. Надо представлять себе Сизифа счастливым, т.к. он живет во вселенной, где нет хозяина и кот. не кажется ему ни бесплодной, ни никчемной. Ленин «К вопросу о диалектике». Раздвоение единого и познание противоречивых частей его - есть суть
диалектики. Это противоборство различного в математики - + и -,
дифференциал и интеграл, в механике - действие и противодействие, в физике Монадология Лейбница. Монада - не имеющая частей простая субстанция, входящая в состав сложных - неуничтожимый и не возникающий естественным путем (т.к. простой) атом или элемент природы, вещи. Монады в силу этого неизменны, могут возникнуть лишь путем творения. Монады не имеют ни окон, ни дверей - не поддаются внешнему воздействию. Однако монады должны обладать свойствами, чтобы быть существами, иначе бы все они пребывали бы в тождестве неразличимого. Монады отличны, кое отличие проистекает из внутреннего принципа, определяющего возможность изменений. Но помимо этого должно быть многоразличие изменяющегося, производящее разнообразие простых субстанций. Оно обнимает многое в едином или простом. Поэтому монады, хотя и не имеют частей, должны обладать множественностью состояний и отношений. 1. Преходящее состояние, обнимающее многое в простом - восприятие Все простые субстанции - энтелехии, т.к. содержат в себе некое
совершенство и самодовление, кот. делает их источником внутреннего движения Души есть монады - кот. помимо восприятия и стремления, кот. отчетливы, обладают памятью, остальные - просто монады или энтелехии. Всякое настоящее состояние - следствие предыдущего, и соответственно само по себе содержит будущее. Память дает душам род связи по последовательности, кот. похожа на разум, но отлично - основа припоминания и узнавания. Познание вечных истин возвышает человека до познания его самого в Принципы рассуждений: принцип противоречия - (ложно противоречивое, истинно противоречащее ложному), принцип достаточного основания - ни одно явление не может быть ни истинным, ни действительным без достаточного основания, указывающего почему так, а не иначе. Два рода истин: истины разума - необходимы, исключают возможность противоположенного, достигаются посредством анализа идей до их элементарных оснований (определений, аксиом, постулатов). Истины факта - случайны, противоположенное им возможно. Есть простые идеи - неопределимые (т.е. неразложимые, тождественные, тавтологичные) - первоначальные принципы, недоказуемые, но противоречащее им в самом себе заключает противоречие. Но достаточное основание должно быть и у истин факта. Их достаточным основанием может быть только абсолютно необходимое, стоящее вне цепи многоразличия случайных вещей, как их основание и источник - Бог. А поскольку он - достаточное основание для любого существования, постольку он один, т.к. его достаточно. Как основание любой реальности он абсолютно совершенен и не имеет границ, так как совершенство - величина положит. Реальности, а Бог - реальность par excellence. Совершенство всего от Бога, несовершенство от конечной природы вещей. Бог источник не только существований, но и сущностей, т.е. всего реального в возможности. Если есть реальность сущностей то она должна иметь основания в чем-нибудь абсолютно сущем и действительном, т.е. в существовании существа, чья сущность заключает в себе существование и которому достаточно быть возможным, чтобы быть действительным. Поскольку в возможности Бога нет никакого отрицания, т.е. противоречия - он есть априори. Поэтому же есть вечные истины. Доказательство апостериори - конечным существам для своего существования необходимо Безусловное - Бог. Бог - первичное единство, изначально простая субстанция. В Боге - могущества, как источник всего, знание как сокровищница идей, воля - производящее изменение согласно началу наилучшего. Монада - действующее в соотв. с наличными совершенствами (отчетливое
восприятие) и страдающее в соотв. с несовершенствами (смутное восприятие). Кроме Бога не бывает душ отделенных от тела, ни бестелесных гениев. Различие между душами и духами - первые есть просто зеркала
универсума, вторые - самого Бога, в силу чего каждый дух в своей области -
малое божество. Т.о. духи способны вступать в общение с Богом на правах
подданных или детей. Совокупность Духов - Град Божий. Он представляет мир
нравственный в мире естественном устанавливая гармонию между царством
природы и царством Благодати, между Богом как творцом машины универсума и Декарт. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Речь от первого лица. I. Соображения, касающиеся наук. Способность отличать истину от заблуждения - разум - есть у всех людей и одинаков, поскольку именно он делает людей людьми, а различия могут быть только у случайных свойств, а не общих форм. Различие во мнения соотв. не от природы разума, а от способов его использования. Задача - не научить методу, а продемонстрировать его использование. II. Основные правила метода. Наилучшее здание - построенное в согласии
с единым планом. Поэтому необходимо перестроить здание собственного знания,
представляющего дотоле разнородную совокупность мнений, в согласии с
требованиями собственного разума, не полагаясь на веру. Отсюда решение
освободится от всех принятых на веру мнений. Пример не для тех, кто
полагает, что умнее чем есть и не для тех, кто настолько скромны, что
довольствуются следованию чужим мнениям. Логика, анализ геометров и алгебра III. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода. 1. Прежде чем пересматривать основания метафизики, решил путешествовать и набираться опыта, чтобы и делал еще долго, если бы не дошли слухи, что эту работу уже завершил. Поэтому пришлось оправдывать свою репутацию. IV. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или основания метафизики. Во-первых, исключить как ложное, все что может дать повод к сомнению:
чувственный опыт, чужие мнения, доказательства геометрии и т.д., т.к. и
здесь есть место для ошибок. Но это утверждение иллюзорности всего на свете
выявляет предельную истину - Ego cogito, ergo, sum (не силлогизм, а
очевидность), кот. можно сделать основанием метафизики. Я- субстанция,
природа или сущность кот. состоит в мышлении и кот. для своего бытия помимо
него не нуждается ни в чем. Я - душа, кот. отлична от тела и легче
познается и т.д. Эта самоочевидность в своей достоверности определяет
исходные критерии достоверного - ясное и отчетливое представление. V. Порядок физических вопросов. Пересказ своей неопубликованной работы (“Мир ил трактат о свете”), где Рассматривает функционирования сердца, с точки зрения механицизма -
кров поступает в камеры сердца и вследствие сердечной теплоты расширяется,
закрывая клапаны, через которые вошла и открывая выпускные. Новая кровь не
поступает и наличная охлаждается, в силу чего проталкивается в артерии
сужением сердца. Одновременно открываются закрытые ею клапаны и все заново. VI. Что необходимо, чтобы продвинуться в исследовании природы. Вместо умозрительной философии нужно создать практическую, способствовавшей бы овладению природой. Необходимы опыты. Порядок размышления. 1. Начала или первопричины, простые следствия, частные следствия и т.д. - от простого к сложному. Но в эмпирии следствий так много, что их не отличить непосредственно от причин, которые необходимо в познании раскрыть посредством многократных частных опытов. Сартр Экзистенциализм - это гуманизм. В защиту экзистенциализма от обвинений в том, что он проповедует квиетизм отчаяния - раз никакая проблема неразрешима, то не может быть и никакой возможности действия в мире, и в том, что он подчеркивает человеческую низость и обособленность (исходя из самодостаточности cogito), игнорируя прекрасное и феномены человеческой солидарности. Христиане - э. уничтожает все ценности, не оставляя ничего кроме произвола, т.к. если бога нет, то все дозволено. Экзистенциализм - учение, кот. делает возможной человеческую жизнь и кот. утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Он дает человеку возможность выбора. Существует две разновидности экзистенциализма: христианские
экзистенциалисты (Ясперс и исповедующий католицизм Габриэль Марсель) и
экзестециалисты-атеисты (Хайдеггер, французские экзистенциалисты и сам Сущность - когда изготовление чего-либо (напр., ножа) предшествует его существованию (в нее материальная, целевая, формальная и действующая причины, совокупность средств изготовления). Понятие “человек” в божественном разуме сходно с понятием нож в разуме ремесленника, и бог есть т.о. просто ремесленник высшего уровня. XVIII век атеизм философоф ликвидировал понятие бога, но не понятие сущности человека, “человеческой природы” (у Дидро, Вольтера и даже у Канта). Это значит, что каждый отдельный человек - лишь частный случай понятия “человек”, индивидуация общности. Экзистенциализм более последователен. Он учит, что есть по крайней
мере одно бытие, у кот. существование предшествует сущности и это бытие -
мы сами. “Существование предшествует сущности” значит, что человек сначала
существует, встречается, появляется в мире, и только потом определяется в
своем бытии как бытии-в-мире. Для Э. человек потому не поддается
определению, что изначально ничего собой не представляет. Нет никакой Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |