![]() |
|
|
Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУp> Воля в целом. Человек осуществляется лишь в той мере в качестве человека, в какой он
не растворяется в предписываемом ему порядке существования, но
реализоваться так или иначе может только в рамках задаваемых этим порядком. Государство. Государство - власть кот. существует посредством угрозы применить насилие, осуществляя монополию на легитимное насилие, или выносит свое решение, применяя его. Духовная ситуация индивида состоит в занятии позиции по отношению к действительности этой власти, т.к. он в какой-то мере существует посредством ее, и это есть его власть, за осуществление кот. он должен принять ответственность на себя. Подобное принятие ответственности конституирует подлинно государственное сознание, благодаря кот. человек может осуществлять свою свободу в конкретной исторической ситуации, утверждаясь тем самым в своем самобытии. Границами осуществления власти как порядка является война и революция, кот. всегда являются скрытыми возможностями, т.к. осуществляя свою единичную волю, человек сталкивается с множеством других воль. Стремление предотвратить реализацию этих возможностей ведет к милитаризации как гаранту мира, что парадоксально обращает его против самого себя. Действие осуществляется на границах напряжения взаимодействия между индивидуальной и общей волями, кот. противостоят друг другу, но и через друг друга осуществляются. Любое разрушение этого противоречия ведет к разрушению их элементов. В области политики парадоксальность состоит в том, что то, на что направлены все силы, не должно быть завершено. Воспитание. Именно в присвоении предшествующей традиции, человек присваивает себя в своем бытии в тех или иных конкретных формах, но так же входит в сферу осуществления целого, кот. может осуществляться лишь будучи реализуемым в конкретных людях. Отсюда роль воспитания в обеспечении массового порядка. Но будучи подчинено ему оно лишается своей субстанциальности. Воспитание зависит от изначальной жизни духовного мира, кот. не принадлежит порядку публичности, в силу чего проблема воспитания не может быть решена ни предоставлением ему полной свободы (поскольку не задавая целого, она предоставляет лишь осколки традиции, а не целостный мир), ни тотальным контролем (т.к. парализует духовную свободу). Упадок духа и его возможность. В силу указанных противоречий человек не может обрести покой в формах институализированной действительности, хотя последние и определяют всякую возможность его реализации. Он может реализоваться лишь на границах установленного порядка. Поскольку человек не находит завершения в осуществлении целостности существования, он, перелетая через существование, строит в пространстве, в котором он во всеобщем образе своего бытия коммуникативно обретает уверенность, второй мир, мир духа. Правда, он и как духовное бытие связан со своей действительностью существования, но в своем взлете он выходит за ее пределы; освобождаясь от нее на мгновение, он возвращается в нее в качестве бытия, кот. он стал в созидании духа. В знании своего бытия человек выходит за пределы лишь данного ему существования. Но здесь он сталкивается с полярностью зависимости существования и его изначальности, кот. определяет судьбу духа. Разрешение этой антиномии в пользу только одного ее элемента, разрушает любое его самостное существование. Проблема современности связана с постановкой деятельности духа на массовую основу, в кот. он вновь отчуждается от самого себя. Образование направляется на проффесиональную подготовку индивидов, определившую бы возможность воспроизводства аппарата. Точная специализация образования разрушает единство культуры и традиции, в существовании кот. индивид более не может присвоить свое бытие. Эту раздробленность сферы человеческого существования восполняет пресса, кот. становится духовным существованием нашей эпохи в качестве сознания того, как оно осуществляется в массах. Но она начинает и господствовать над ним, не только отражая массовое сознание, но и формируя и стабилизируя его. То же относится к искусству, религии, науке и философии, которые вписываются в массовый порядок, выполняя определенные функции его поддержания. Их значимость определяется не их подлинностью, но их действенностью по преодолению того напряжения между частным человеческим существованием и массовым существованием как его необходимой формой, которое угрожает существованию массового порядка. Они так же по возможности ставятся на техническую основу. Однако, это лишь маскирует эту напряженность, служащую основанием чел. бытия, кот. лишь изредка прорывается на поверхность (Ницше, Кьеркегор). Тем не менее, философия сегодня - единственная возможность для тех, кто сознательно не ищет пристанища, центральным вопросом кот. является человек, который никогда не может удовлетворится самим собой как бытием, но все время стремится выйти за свои пределы. Как сегодня понимается человеческое бытие. Сегодня человек ощущает отсутствие опоры в своей духовной деятельности и не допускает больше бытия в умиротворенной связи с существующим. Он сообщает свой протест эпохе будь то в протесте своенравия, в отчаянии нигилизма, в беспомощности и блужданиях, отказывающихся от конечной опоры и гармонизирующих соблазнов. В самом деле требование ситуации к человеку кажется таковым, что удовлетворить его может только существо, превосходящее человека. Человек сегодня зависит от себя как единичного в том смысле, что он сам должен помочь себе, если уж он не свободен посредством усвоения всепроникающей субстанции существования, а свободен в пустоте ничто. Если трансценденция скрывается, человек может прийти к ней лишь посредством самого себя. Человек расщеплен в своем бытии и должен противопоставлять себя себе, пусть то как долг и склонность, дух и плоть, рассудок и чувственность. То, как он преодолевает себя в своей расщепленности, составляет способ его проникновения в себя. Один из них - превращение человеком себя в предмет познания. То, что
он познает в опыте как свое существование и то, что лежит в его основе, он
считает своим подлинным бытием. Смысл такого сознания в том, чтобы снять
напряжение посредством отождествления бытия с сознанием. Это социология,
психология (и психоанализ), антропология (и расовая теория). Они редуцируя
человека к его наличному бытию, кот. находится вне его (идеология,
бессознательное и т.д.), лишают его всякой субстанциальности и выполняют
тем самым деструктивную функцию, хотя в них и содержится позитивное знание. Второй путь находит себя в напряжении пограничных ситуаций, совершено неустранимых в существовании, кот. становятся для него открытыми в решительности самобытия. Если человек не познается более как бытие, кот. он есть, он, познавая, приводит себя в состояние неустойчивости абсолютной возможности. В ней он слышит призыв к своей свободе, кот. он заклинает бытие как его скрытую трансцендентность. Смыслом этого пути является трансцендентность. Отсутствие напряжения считается в этом понимании путем обмана. Эти две возможности - позитивные науки о человеке и экзистенциальная философия. Экзистенциальная философия - использующее все объективное знание, но выходящее за его пределы мышление, посредством которого человек хочет стать самим собой. Но она не дает ответ о человеке и существует до тех пор пока ее предметность остается безосновной, пока она осуществляется как выход к трансцендентному. В противном случае она сразу бы превратилась в позитивную область знания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Экзистенциальное просветление, поскольку оно беспредметно, не дает результата, но вводит экзистенцию в процесс прояснения, кое есть дело проясняющего. Граница познания человека находится в экзистенции, в силу чего в экзистенциальном прояснении, кот. выходит за пределы этого познания, остается неудовлетворенность. Для человека, кот. находится в пути, она служит выражением, посредством кот. он сам опирается на себя в принятии направления, средством сохранить возвышенные моменты для осуществления посредством своей жизни. Каким может стать человек. 1. Анонимные силы. Анонимное - это и подлинное бытие человек, угрожающее исчезновением в рассеивании, и подлинное небытие, притязающее как будто на всю сферу существования. Вопрос об анонимных силах - это вопрос о бытии самого человека. Искажение свободы. Публичные формы бытия создают атмосферу, которая
вносит соблазн в существование индивида бежать от самого себя, приняв
признанный образ деятельности, необходимый для всеобщего блага. Вопрос о действительности времени. То, что надлежит показать в образе настоящего, никогда не бывает этим настоящем полностью. Каждый живет в мире еще неосознанных возможностей. Новое поколение обычно мало похоже на то, о кот. мы говорим. Те люди, что в 30 лет совершают решительные действия, пребывают в анонимности своего бытия, благодаря кот. невозможно заранее установить, кто к ним относится. Действительность времени не локализуется в заданных образах. Современный человек. Сегодня мы не видим героев, кроме тех, что
создается на потребу идентификации масс. Возможный героизм человека сегодня
лишен в деятельности блеска, в воздействии - славы. Он остается без
признания, если, не уступая повседневности, обладает силой самостояния. Борьба без фронта. Анонимное есть подлинное бытие, но одновременно и
существование небытия, чья сила ни с чем не сравнима и не может быть
постигнута, хотя она и грозит всему уничтожением. В своем существовании
человек сталкивается с анонимными силами, кот. неудается зафиксировать в
конкретном облике и после минутного прояснения человек теряется от путаницы
во фронтах борьбы. Кто был противником, оказывается союзником и наоборот. 2. Самобытие в условиях времени. Характер бытия человека - предпосылка всего. Для того чтобы быть самим собой, человек нуждается в позитивно наполненном мире. Духовная ситуация требует сегодня сознательной борьбы каждого человека за его духовную сущность. Теряя в кризисе мир, человеку надлежит, исходя из имеющихся у него предпосылок, вновь создать свой мир из первоначала. Первым актом пробуждающегося сознания человека является то, как он относится к миру. Самобытие есть то, что из бытия против мира вступает в мир. Первый путь ведет из мира к одиночеству (Кьеркегор). Второй, проходящей через первый, размыкает одиночество и ведет в мир и солидарность. Именно он дает возможность утвердится в собственном бытии как самобытии, т.к. игнорировать действительность мира невозможно. В бегстве от мира сохраняется зависимость от него. Ощутить суровость действительности - единственный путь, кот. ведет к себе. Поэтому этос заключается в том, чтобы жить вместе с другими внутри аппарата власти, не давая ему поглотить себя. Вступление самобытия в мир можно наблюдать в ряде возможных направлений. Путь ведет от технического через изначальное желание знать к безусловным связям. А) техника отчуждает человека от непосредственного присутствия. Задача Б) техническое обеспечение существования требует знания лишь применительно к цели, для кот. оно используется. Самобытие же в знании есть лишь в изначальном волении знать. Знание должно быть просто ясностью, чтобы человек мог обрести в нем самосознание. То, что человек совершает, исследуя, планируя и строя, является, если видеть перед собой целое, путем, на кот. он посредством попыток находит свою судьбу как способ своей уверенности в бытии. В) однако, судьбу человек обретает только посредством связей, не
принудительных, а принятых им, кот. для него становятся собственными. Позитивное наполнение жизни: Самобытие характеризует благородство как бытие самим собой. Солидарность - единство обладающих самобытием людей, связанные узами
личной верности. Эта скрытая форма общности, поскольку критерия самобытия
не существует и поэтому невозможны «тресты порядочных людей». Благородство
духов, обладающих самобытием, рассеянно в мире, анонимно, подобно невидимой
церкви. Тот, кто вступает в эту сферу, приходит к этому не на основе
суждения, а посредством осуществления своего собственного бытия. Ситуация самобытия. Человек не может быть завершенным; для того, чтобы
быть, он должен меняться во времени, подчиняясь все новой судьбе. Человек
характеризуется превосхождением своего наличного бытия. В превосхождении он
сталкивается с ничто. Если мы назовем состояние перед лицом ничто неверием,
то сила самобытия порождает в неверии внутреннюю деятельность во взлете. 3. Прогноз, основанный на наблюдении, и пробуждающий прогноз. Прогноз основанный на наблюдении. Истощение ресурсов и выходящее из
под контроля техническое развитие приведет, вероятно, к концу в результате
катастроф. Вполне возможно наступит биологическое вырождение человечества. Но действительно важны не далекие возможности, кот. более менее вероятны и только вероятны, а знание того, что собственно хочу я. Прогноз важен не как знание, а как то, что становится действующем фактором в современной действительности. Пробуждающий прогноз. Прогноз, основанный на наблюдении, хочет знать, что будет, не вводя в это знание того, кто мыслит. Пробуждающий прогноз высказывает то, что возможно, так как посредством такой возможности может быть определена воля. Это прогноз проникает через наблюдение к решению собственного воления. Пробуждающий прогноз направлен на прояснение вопроса, для какого настоящего я хочу жить. Развертывание массового порядка обеспечения существования, подминающего под себя всякое индивидуальное бытие, ставит вопрос (основной для нашего времени), возможен ли еще независимый человек. Под вопрос вообще поставлено, может ли человек быть свободным. Этот вопрос при своей постановке сам снимает себя, т.к. может быть поставлен только тем, кто может быть свободным. Эта свобода самобытия рождается в концентрации сил на краю гибели, в той бреши в универсальном порядке, где он противопоставляется как ему, так и своему собственному наличному бытию. В этом напряжении между авторитетом и свободой, религиозной верой и философским осмыслением, реализуется жизнь не допускающего завершения духа. Она быть может внесет субстанцию в машинное существование. Что случится, скажет нам не беспрекословный авторитет, это скажет своим бытием человек, кот. живет. Задачей пробуждающего прогноза может быть только одно: напомнить человеку о нем самом. Робин Джордж Коллингвуд (1889 - 1943) «Идея истории» 1946 I. Философия - мысль второго порядка, что значит: Есть мысль о предмете - наука; Есть мысль о мысли, причем мысль рассматривается как таковая - это психология; Философия рассматривает мысль в ее связи с предметом. У философии не может быть четких внутренних перегородок. Однако философия возникает в истории как мыль об определенного рода знании: в античности - математического, в средние века - знания о боге, в новое время - опытного познания. Философия истории же необходима как имеющая дело с особым родом знания, которому до восемнадцатого века (изобретший сам термин Вольтер, критический метод познания истории) не уделялось специального внимания. Предварительная характеристика истории по четырем предметам: A. история есть исследование, поиск, и в этом смысле наука (имеется в виду, что наука не занимается классификацией уже познанного, а концентрирует внимание на еще не познанном, пытаясь его познать) B. история занимается res gestae, т. е. деяниями людей в прошлом C. история есть интерпретация данных, существующих здесь и теперь, но таких, что анализируя их историк может получить ответы на вопросы о прошлом. Особенно это - документы, или, шире, источники D. история нужна для человеческого самопознания: история познает, что человек сделал и поэтому - что он собой представляет V. ГРЕКО-РИМСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ A. Греция. Научную историю создал Геродот (у него пояавляется и сам термин, который означает просто исследование или изучение), именно у него и у Фукидида история начинает приобретать те черты, которыми история была охарактеризована в начале книги: это человеческая история: а) она начинается с вопросов, а не просто изложения легенд, б) гуманистична, т. е. занимается деяниями людей, в) рациональна, т. е. обосновывает ответы обращением к источникам, г) служит самопознанию. т. е. рассказывает человеку, что он такое, рассказывая о его деяниях B. Вообще греческая установка - антиисторическая, ибо греческая мысль занята неизменным. Поэтому изобретение истории греком особенно замечательно. Для греков характерны представления об истории как: открытой (недетерминистичной) для изменений к лучшему под воздействием познания Блага. Однако она была лишь собранием эмпирических фактов, а поэтому не могла быть предметом знания, лишь правильного мнения. Это было собрание примеров. Метод Геродота и Фукидида был таков: они большей частью основывались на рассказах тех, кого лично встречали, причем не просто брали их слова на веру, но так критически их расспрашивали, пока у самого очевидца не возникало более ясного представления о предмете своего рассказа. Три недостатка такого метода: невозможность распространить историческое знание на более раннее время, невозможность заранее задавать конкретный предмет исследования, невозможность выработки единой идеи истории. C. Три изменения в эллинистический период: 1. расширение греческой цивилизации привело к включению - под знаком культурной ассимиляции - варваров в греческую историю 2. походы Александра сделали «мир» не просто географическим а историческим понятием 3. возникшая в связи с этим нужда в более всеохватной истории вынудила основывать исторические труды не только на свидетельствах очевидцев но и на отобранном у разных, не- исторических писателей материале - появился метод компиляции D. Все это сформировалось уже в эпоху Рима. Полибий, уже имеет понятие о достоверных источниках - с которых у начинает свою историю. История для него непрерывность, преемственность общественных и государственных институтов. Эллинистическая история приобретает у него свои выраженные очертания: это история, герой которой - общий дух одного народа, но фабула ее - задевает более широкий контекст, а именно демонстрирует, как другие народы в истории собирались под руководством этого главного. У него есть понятие судьбы, свобода воли же означает владение лишь своим духом, который есть единственное укрытие от этой судьбы. Ливий уже в основном опирается на компилятивный метод. Тацит не был серьезным историком, ибо всерьез не задумывался о цели своего дела - скорее ритор, чем мыслитель. E. Общий характер греко-римской истории: 1) гуманизм (история как творение людей), причем всякий человек понимается как разумное животное, поэтому история разумна; 2) субстанциальность (кроме Геродота для всех история представляла нечто лишь постольку, поскольку была полезна для вечного, субстанциального (влияние установки греческой метафизики), а поэтому описание чего-то нового было по сути невозможно). A. Отброшены гуманизм (оптимизм относительно человеческой природы) и субстанциальность (о вечном, как основе истории). а) Слепота человеческих деяний рассматривается не как случайность, а как изначальное - влияние первородного греха. Благие дела не плоды человеческой воли, а влияние благодати. б) Вечность оставляется только богу, историческое же принципиально зависимо от тварной, невечной природы.человека. Следующее влияние: 1. История - реализация не человеческих, а божественных целей 2. В связи с этим, внимание уделяется не только тем или иным действиям, но и самому существованию тех или иных исторических деятелей - как имеющих божественное предназначение. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |