![]() |
|
|
Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУp> Проблемы онтологии в "Метафизике" Аристотеля. Аристотель ввел понятие субстанции ("сущности"). Под субстанцией Римский стоицизм. (Марк Аврелий “Наедине с собой”). Стоицизм зародился в к.IV в. до н.э. Основателем античной стои был Осн черты неостоицизма: 1.доминирующий интерес к этике; 2.спад интереса к логике и физике, спиритуалистическая теология; 3.индивид ищет реализации в своём внутреннем мире, а не в государстве и обществе, слабость человеч личности; 4.сильное интимное религиозное чувство: родство всех душ в боге, необходимость любви к ближним (сходно с христианством); 5.влияние платонизма - моральная жизнь как уподобление всемогущему богу, бог- космос, универсальное государство. Сенека. “Диалоги”, “Нравственные письма к Луциллию” (124 письма в 20 книгах), трагедии.Осн понятия - совесть, грех, вина, равенство всех людей, их братство и любовь. Эпиктет. “Диатрибы” в 8 книгах - записаны с его слов Флавием Аррианом, сам ничего не писал. Благо и зло зависят от нашей воли, морального выбора, а не от внешних обстоятельств. Марк Аврелий. (121 н.э. - 180 н.э., с 161г - император). “Мемуары” - серия максим, сентенций и наблюдений. Бренность всего вещного, мирского, никчемность жизни. Смысл жизни даёт этика. Истинное в человеке - разум, нус. “Наедине с собой”, 12 книг. Книга 1. В ней перечисляются все друзья, родственники и знакомые МА, с указанием на то, кому и за что он благодарен. Книга 2. Люди созданы для совместной деятельности, как отдельные части
человеческого организма, поэтому противодействовать друг другу противно
природе. Человек - лишь немощное тело, жизненная сила и руководящее начало. Всё в мире исчезает очень быстро, вещи, люди и сама память о них. Наибольший позор для человеческой души - возмущаться против мира, ибо
это есть возмущение против природы Целого, объемлющей все другие существа. Книга 3. Не расточай остатка жизни на мысли о других, если только дело не идёт
о чём-либо общеполезном. Ведь всё это отвлекает тебя от забот о собственном
руководящем начале. Следует удалять из своих представлений всё бесцельное и
праздное, а в особенности всё внушаемое любопытством и злобой. Не поступай
ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек
опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти, не увлекайся ни
многоречивостью, ни многоделанием. Следует быть правым, а не исправляемым. Следует давать определение или описание каждого представляемого предмета, чтобы в расчленении всех его частей видеть его сущность и называть его и всё, из чего он состоит, соответствующими именами. Ведь ничто так не содействует возвышенному настроению, как способность планомерного и истинного проникновения во всё, встречающееся в жизни. поэтому в каждом случае следует дать себе отчёт: вот это исходит от бога, это происходит в силу связи, предопределённного соединения, это обязано своим существованием моему соплеменнику. Телу принадлежат ощущения, душе - стремления, духу - основоположения. Книга 4. Вещи не касаются души, но пребывают в покое вне её, причины жалоб коренятся в одном лишь внутреннем убеждении. Всё то, что ты видишь, подлежит изменению и скоро исчезнет. Если духовное начало у нас общее, то общим будет и разум. Если так, то и закон общий для всех граждан. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Всё совершается согласно справедливости, боги распределили всё сообразно достоинству. Души, нашедшие после смерти прибежище в воздухе, некоторое время
остаются в прежнем виде, а затем начинают претерпевать изменения,
растекаются и возгораются, возвращаясь обратно к семенообразнуму разуму Зло коренится в нашей способности составлять убеждение о зле, пусть эта способность смолкнет, и всё будет хорошо. Ты всегда должен мыслить мир как единое существо, с единой сущностью и душой. Книга 5. Подобно тому, как из всех тел слагается мир - совершенное тело, так и из всех причин слагается судьба - совершенная причина. Поэтому прими с радостью всё совершающееся, даже если оно кажется тебе тягостным, ибо оно ведёт к здравию мира, способствует благу Целого. Я состою из начала причинного и материального Ни то ни другое не
перейдёт в небытие, как и не возникло оно из небытия. Каждая часть моего
существа по изменении сделается какой-нибудь частью мира и так бесконечно. Дух Целого требует общения. Поэтому менее совершенные существа он создал ради более совершенных, а более совершенные приноровил друг к другу. Книга 6. Всё совершается согласно природе Целого, а не какой-нибудь другой, объемлющей ли её извне, или таящейся внутри, или же обособленной. Постоянно возвращайся к философии и ищи в ней успокоения. Единственно
ценна не животная жизнь, не питание, на одобрение людей, но деятельность,
согласная с присущим тебе строем и верность ему. Я исполняю свой долг. Книга 7. Всё сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва ли найдётся что-нибудь чуждое всему остальному. Ибо всё объединено общим порядком и служит к украшению одного и того же мира. Для разумного существа одно и то же действие согласно с природой и с разумом. Кто бы что ни делал или ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком. Руководящее начало само по себе ни в чём не нуждается, если только само не возбудит в себе нужды. Поэтому оно не знает ни волнений, ни препятствий, если не создаст их для самого себя. Все тела несутся в мировой материи как в стремительном потоке, они
тесно связаны с Целым, действуя заодно с ним, подобно нашим членам в их
отношении друг к другу. Сколько Хрисиппов, Сколько Сократов, сколько Человеку свойственно любить и заблуждающихся. Ты достигнешь этого, если проникнешься мыслью, что они сродни тебе, что прегрешают они по неведению и против своей воли, что никто из них не причинил тебе вреда, ибо не сделал твоё руководящее начало худшим, нежели было оно до того. Для природы Целого вся мировая сущность подобна воску, из которого она лепит то одно, то другое, всё это существует лишь самое краткое время. Разумное и руководящее начало по природе таково, что довольствуется самим собой в своей праведной деятельности и проистекающем из неё спокойствии. О страдании: если оно невыносимо, то смерть не преминет скоро положить ему конец, если же оно длительно, то его можно стерпеть. Наблюдай движение светил как принимающий участие в ёнм и постоянно размышляй о переходе элементов друг в друга. Ибо подобные представления очищают от грязи земной жизни. Не оглядывайся на руководящее начало других людей, а вперяй свой взор туда, куда ведёт тебя природа - природа Целого тем, что случается с тобой, и твоя природа тем, что надлежит тебе делать. Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соотвествовать тебе. Смотри внутрь себя. Внутри источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть. Книга 8. Природа каждого существа удовлетворена, если находится на правильном пути. Природа же разумного существа на правильном пути, если не соглашается ни с ложью, ни с неясностью в представлениях, если направляет стремления исключительно на общее благо и без ропота приемлет всё ниспосылаемое ей общей природой. Постоянно и по возможности при каждом представлении применяй учения физики, этики и диалектики. Изменение своего мнения и согласие с тем, кто указывает правильный путь, отнюдь не умаляют свободы. Ведь это твоя же деятельность, отправляемая согласно твоему же разуму. Важны три отношения: к облегающему тебя телу, к божественной причине как источнику всего случающегося со всеми, и, наконец, к живущим с тобой людям. Препятствие для ощущения - зло животной природы. Препятствие для стремлений - также зло животной природы. Препятствие для духа есть зло духовной природы. Книга 9. Утрата чего-либо есть не что иное как изменение. Но изменение есть излюбленный приём природы Целого, согласно которой всё созидается наилучшим. Неужели ты скажешь, что всё созидается дурным, и что у стольких богов не нашлось силы, способной всё привести в надлежащий вид? Не лучше ли пользоваться тем, что в твоей власти, нежели стремиться к
тому, что не зависит от тебя. Вместо молитв: “Хорошо бы добиться обладания
этой женщиной”, “Хорошо бы избавиться от этого человека”, “Хорошо бы
сохранить ребёнка в живых”, ты молись: “Хорошо бы не желать обладать ею”, Книга 10. Если кто-нибудь заблуждается, то вразуми его, сохраняя благожелательность, и укажи на его ошибку. Если же не можешь сделать этого, то вини себя, или же не вини никого. Приучай себя при всяком, по возможности, действии другого человека задаваться вопросом о цели, которую он думает достичь им. Начни с самого себя и исследуй прежде всего самого себя. Всё, руководящее тобою, таится внутри тебя самого. Никогда не отождествляй с ним облекающую его оболочку и те органы, которые на ней образовались. Будь эти части лишены движущей и сдерживающей их причины, от них было бы мало пользы. Книга 11. Свойства разумной души: она созерцает самое себя, расчленяет себя,
делает себя такой, какой желает, сама пользуется приносимым ею плодом,
достигает свойственной ей цели, когда бы ни был положен предел жизни. Меня кто-нибудь станет презирать? Это его дело. Моё же дело - не
оказаться достойным презрения вследствие какого-то поступка или слова. Душа
обладает способностью устроить жизнь наиболее совершенным образом, если
только человек будет безразлично относиться к вещам безразличным. Книга 12. Следует отдать себе отчёт: во-первых в том, каково твоё отношение к людям и в том, что люди рождены друг для друга; во-вторых в том, каковы люди за столом, на ложе и.т.д., с каким самомнением они делают своё дело; в-третьих в том, что если люди поступают правильно, то не следует сердиться на них, если неправильно, то против воли и по неведению; в-четвёртых в том, что и ты сам во многом заблуждаешься и подобен им; в-пятых в том, что ты даже не уверен, заблуждаются ли они, ведь чужая душа - потёмки; в-шестых в том, что предаваться чрезмерной досаде и негодованию - значит забыть о мимолётности человеческой жизни; в-седьмых в том, что не поступки людей в тягость нам, а наши убеждения; в-восьмых в том, что последствия гнева и огорчения более тягостны, нежели то, что вызывает гнев и огорчение; в-девятых в том, что благожелательность есть нечто неодолимое. Джон Локк. "Опыт о человеческом разумении". 1690 г. Посвящение. (графу Пемброку). Письмо к читателю. Определенной идеей можно справедливо назвать такую, которая, находясь в данное время объективно в уме и тем самым определенная тас, соединена и неизменно связывается с некоторым названием или членораздельным звуком, котрый должен быть устойчивым знаком этого самого объекта ума, или определенной идеи. Термин "определенный" в приложении его к простой идее - простое представление, которое ум имеет в совем поле зрения или воспринимает в себе, когда говорят, что эта идея находится в нем. В приложении к сложной идее - идея, состаящая из определенного числа известных простых или менее сложных идей, соединенных в таком взаимоотношении и расположении, которое ум имеет перед собой и видит в себе, когда эта идея присутствует в нем или должна была присутствовать в нем, если кто произносит название этой идеи. Книга первая. Цель исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями и степенями веры, мнения и согласия. Метод: 1) Исследование происхождения тех идей, которые человек замечает и сознает наличествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их. 2) Показать, к какому познанию приходит разум через эти идеи. 3) Исследование природы и основания веры или мнения. Наша задача знать не все, а только то, что важно для нашего поведения. Книга вторая. Идея есть объект мышления. Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. Объекты ощущений - один источник идей, деятельность нашего кма - другой. Умприобретает идеи, когда начинает воспринимать. Одни идеи простые, а другие - сложные Простые идеи душа не может ни создавать, ни разрушать их. Простые идеи: 1) входящие в душу при посредстве одного только чквства, 2) нескольких чувств, 3) при посредстве рефлексии, 4) всеми видами ощущения и рефлексии. Качества: 1) первичные - совершенно неотделимы от тела (плотность протяженность, форма, подвижность), 2) вторичные - на деле не играют никакой роли в самих вещах. Идеи, вызываемые первичными качествами, сходны с ними, вторичными - нет. Идеи рефлексии: 1) восприятие, 2) удержание (память), 3) разделение. Книга третья. Люди способны произносить членораздельные звуки. Люди
способны делать звуки знаками врожденных идей. Люди способны делать эти
звуки общими знаками. Слова - чувственные знаки, необходимые для общения.. Книга четвертая. Наше познание касается наших идей. Познание есть
восприятие соответствия или несоответствия двух идей. 1) Тождество и
различие, 2) отношение, 3) совместное существование (необходимая связь), 4)
реальное существование. Познание актуальное и приобретенное. Степени
познания: 1) интуитивное, 2) демонстративное. Для реальности познания не
требуется существования. Истина = верное соединение или разъединение
знаков, то есть идей или слов. Несомненные положения самочевидны. Предмет
веры - вещи, не противные разуму и сообщенные откровением. Разделение наук: Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |