![]() |
|
|
Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУp> А.Шопенгауэр “Мир как воля и представление” Т.1. (Структура и основное содержание)Предисловие к первому изданию. Три, предъявляемые к читателю этой книги требования, состоят в следующем: 1.прочесть книгу дважды, дабы яснее уловить главную идею и взаимосвязь всех частей. 2.до ознакомления с книгой прочесть введение к ней, написанное пятью годами ранее, “О четверояком корне достаточного основания”, дабы осознать, что этот закон есть основная форма, в которой всюду познаётся всегда обусловленный субъектом объект. 3.быть знакомым с главными произведениями Канта, служащими для этой книги исходным пунктом. Предисловие ко второму изданию. Следует обратиться к кантовским истокам и отвлечься от пустословной гегельянщины, которая заразила умы большинства профессоров философии. Предисловие к третьему изданию. Были сделаны добавления, общим числом 136 страниц. Книга первая. МИР КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Первое размышление. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ПОДЧИНЁННОЕ ЗАКОНУ ОСНОВАНИЯ: “Мир - моё представление”; - такова истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может привести её в рефлективное, абстрактное сознание, тогда у него возникает философское мышление. Окружающий человека мир существует только как представление, то есть по отношению к другому, представляющему, который есть он сам. Эта априорная истина есть выражение всякого возможного и мыслимого опыта. То, что всё познаёт и никем не познаётся есть субъект. Он есть общее, всегда предпосылаемое условие всего являющегося, всякого объекта, ибо только для субъекта есть всё, что есть. Таким субъектом каждый находит самого себя, поскольку он познаёт. Его тело - уже объект, хотя и первичный, непосредственный. Субъект никогда не пребывает в формах познания, во времени и пространстве, благодаря которым существует множественность, мы никогда его не познаем. Итак, мир как представление имеет две существенные, неотделимые половины: объект (его форма - пространство и время, а посредством них - множественность) и субъект. Эти половины нераздельны для мысли, каждая из них обладает значением и бытием лишь посредством другой. Они непосредственно ограничивают друг друга, там где кончается объект, начинается субъект и наоборот. Все наши представления делятся на интуитивные и абстрактные. В этой первой книге мы рассматриваем всё лишь как представление, как
объект для субъекта. Тело для нас - непосредственный объект, то
представление, которое служит субъекту исходной точкой познания, доставляет
ему первые данные. Но только рассудок делает возможным созерцание, ибо
только для рассудка существует закон причинности, только он познаёт переход
от действия к причине и от причины к действию. Рассудок имеет только одну
функцию - непосредственное познание отношения причины к действию и
созерцание, таким образом, действительного мира. Деятельность рассудка не
рефлективна, он склонен обманываться видимостью (напр. палка, погружённая в
воду, кажется согнутой), тогда на помощь ему приходит разум, который не
созерцает, но знает. От непосредственного созерцания рассудка мы переходим
к абстрактным дискурсивным понятиям разума, которые получают всё своё
содержание только от созерцательного познания и в сооотнесении с ним. Как же достигается достоверность, как обосновываются суждения? Разум основывается на данных рассудка и имеет воспроизводящую и сохраняющую, а не самопорождающую природу, поэтому практический разум, в зависимости от воспринятой максимы, может соединяться как с добром, так и со злом. (страдание всегда возникает из несоответствия того, что мы требуем, и того, что нам даётся). Книга вторая. МИР КАК ВОЛЯ. Первое размышление. ОБЪЕКТИВАЦИЯ ВОЛИ.((17-29. Теперь нам особенно важно прояснить содержание созерцательного представления, без которого, как уже было выяснено, невозможно ни одно абстрактное понятие. Действительно ли мир есть не что иное как представление, не является ли он тогда призрачным миражом, недостойным нашего внимания, или же он ещё нечто другое помимо этого? Этот искомый смысл мира никогда не был бы достигнут, если бы исследователь был только познающим субъектом, но ведь он и сам коренится в этом мире в качестве индивида, то есть его познание полностью опосредовано его телом. Субъекту познания его тело дано двумя совершенно разными способами: прежде всего как представление в созерцании рассудка, как объект среди объектов, подчинённый их законам; но вместе с тем и иным образом - как воля. Каждый истинный акт его воли есть неминуемо и движение его тела - акт воли и действие тела - не два различных состояния, связанных отношением причины и действия, они одно и то же, только данное двумя различными способами: в созерцании для рассудка и непосредственным. Действие тела есть объективированный, то есть вступивший в созерцание, акт воли. Воление и действие различны только в рефлексии, в действительности они составляют одно. Знание, которое у меня есть о моей воле, неотделимо от знания о моём теле. Я познаю мою волю не как единство, а только в отдельных актах, действиях моего тела. Без тела я не могу представить себе мою волю. Знание о сущности и действиях нашего собственного тела является для нас ключом к пониманию сущности каждого явления в природе, поэтому мы признаём, что они также суть представления и, по своей внутренней сущности, воля. Никакой другой вид бытия или реальности мы не можем приписать телесному миру, ибо кроме воли и представления мы ничего не знаем. Акты воли, проявляющиеся в действиях тела, имеют своё основание вне
себя, в мотивах. Но эти мотивы определяют только то, что я хочу в это
время, на этом месте, при этих обстоятельствах, но не то что я вообще хочу,
то есть не определяют максиму воли. Поэтому воление не может быть объяснено
из мотивов, они служат лишь поводом, по которому воля себя обнаруживает,
сама же воля находится вне законов мотивации. Воля проявляется не только в
продуманных действиях человека, в инстинктах живых существ, но и в слепой
силе неживой природы, в космических законах; различие при этом заключается
лишь в степени проявления и не касается самого проявляющегося. Вещь в себе Низшие ступени объективации воли - наиболее общие силы природы, являющие себя в материи, это твёрдость, текучесть, электричество, магнетизм и.т.п. На высших ступенях объективации воли мы обнаруживаем значительные проявления индивидуальности человеческих характеров. Мотивы определяют не характер человека, а лишь проявление его характера, действия, внешний облик его жизни, а не её внутреннее значение и содержание. (Почему один человек зол, а другой добр, не зависит от мотивов и внешнего воздействия и необъяснимо, но проявляет ли злой человек свою злобу в мелочных проделках или в угнетении целых народов - это зависит от обстоятельств). Все проявления воли постоянно борются друг с другом, мы это можем обнаружить в материи как силу отталкивания и притяжения, в растительном и животном мире как постоянную борьбу между видами и отдельными особями, в человеческом сообществе как соперничество во всех его формах. Эта борьба не касается самой единой воли, а служит только способом объективации. Познание, созерцательное и разумное, также относится к высшим ступеням
объективации воли, выступает средством для сохранения индивида и рода. Воля
там, где её озаряет познание, всегда знает, чего она хочет теперь, здесь,
но никогда не знает, чего она хочет вообще; каждый отдельный акт имеет
цель, но общее воление её не имеет. Единственное самопознание воли в целом Книга третья. О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ. Второе размышление. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, НЕЗАВИСИМОЕ ОТ ЗАКОНА ОСНОВАНИЯ: Кантовская вещь в себе и платоновская идея оказываются ни чем иным как
волей, что показывает предыдущее рассмотрение. Время, пространство и
причинность - такие свойства нашего интеллекта, в силу которых единое
представляется нам множеством однородных, постоянно вновь возникающих и
гибнущих существ в бесконечной последовательности. Поскольку мы в качестве
индивидов не имеем другого познания, кроме подчинённого закону основания, а
эта форма познания исключает познание идей, то к этой форме познания можно
подняться лишь благодаря происходящему в субъекте изменению - субъект,
познавая идею, уже не индивид. Этот переход от обычного познания отдельных
вещей к познанию идеи возможен лишь в виде исключения, когда субъект
перестаёт следить, согласно закону основания, за отношениями, а
растворяется в устойчивом созерцании предстоящего объекта вне его связи с
другими объектами. Когда мы отдаёмся всей мощью нашего духа созерцанию, то
мы полностью теряемся в предмете созерцания, будь то пейзаж, дерево, скала,
мы уже не можем отделить созерцающего от созерцания, они сливаются в единое
целое. Познаётся уже не отдельная вещь как таковая, а идея, вечная форма,
непосредственная объектность воли на данной ступени, а познающий уже не
индивид, а чистый субъект познания. Это познание - искусство, творение
гения. Оно воспроизводит постигнутые чистым созерцанием вечные идеи,
существенное и постоянное во всех явлениях мира, в зависимости от
материала, в котором оно это воспроизводит это избразительное искусство,
поэзия или музыка. Искусство - способ созерцания вещей независимо от закона
основания. Способность познавать независимо от закноа основания должна быть
присуща всем обычным людям в различной степени, иначе мы не могли бы
наслаждаться произведениями искусства, созданными избранными гениями. Зодчество. Материя как таковая не может быть выражением идеи. Живопись. Живопись изображает в своей созерцательности идею, в которой воля достигает высшей степени своей объективации. Степень созерцаемой идеи зависит от тематики живописи: изображение растений, животных и, наконец, человека, историческая живопись. Нельзя одобрить искусство, которое намеренно предназначено для выражения некоего понятия - аллегорию, ибо идея в искусстве должна непосредственно выражать себя, не нуждаясь в иных посредниках. Поэзия. И её цель - открывать созерцание идей, хотя слова и передают лишь абстрактные понятия, тем не менее очевидно намерение заставить слушателя созерцать в этих словах идеи жизни, что возможно только при помощи его собственной фантазии. Совершенно особое вспомогательное свойство поэзии - ритм и рифма. Музыка. Точка соприкосновения музыки с миром, который она изображает, таится очень глубоко. Музыка - такая же непосредственная объективация и отражение всей воли, как и сам мир, как идеи, явление которых во множественности составляет мир отдельных вещей. Музыка, в отличие от других искусств не отражение идей, а отражение самой воли, поэтому действие музыки значительно сильнее действия других искусств, они говорят только о тени, она же - о существе. Низкие тона гармони, бас, - низшие ступени объективации воли, неорганическая природа. Голоса, близкие к басу - растительное и животное царства. Верхний, ведущий мелодию голос - высшая ступень объективации воли - осмысленная жизнь человека. Книга четвёртая. О МИРЕ КАК ВОЛЕ. Второе размышление. ПРИ ДОСТИГНУТОМ САМОПОЗНАНИИ УТВЕРЖДЕНИЕ И В последней части нашего исследования речь пойдёт о человеческих поступках. Мы не будем говорить о безусловном долженствовании и о законе свободы, поскольку это явное противоречие - называть волю свободной и в то же время предписывать ей законы, по которым она должна желать. Мы стремимся лишь к тому, чтобы истолковать и объяснить чел.деятельность как раньше мы стремились истолковать другие явления мира. В мире как представлении перед волей возникло зеркало, в котором она узнаёт себя со всё возрастающей степенью отчётливости и полноты, высшая из которых есть человек, но завершённое своё выражение его сущность получает лишь в связном ряде его действий, сознательное единение которых делает возможным разум. Жизнь есть объектность воли, неотделимая от неё, пока есть воля, будет и жизнь, и мир. Правда индивид возникает и гибнет, но индивид - только явление, подчинённое закону основания, жизнь же продолжается. Жизнь есть не что иное, как постоянное изменение материи прри прочной устойчивости формы: именно это и есть преходящесть индивидов при неизменности рода. Смерть - это сон, в котором индивидуальность забывается; всё остальное вновь пробуждается, вернее, остальное и не впадало в сон. Форма проявления воли - лишь настоящее, но не будущее и прошлое, которые находятся только в познании. Каждый человек преходящ только как явление, а как вещь в себе, воля, безвременен, бесконечен. В смерти мы боимся не страданий, ибо они стоят по сю сторону смерти, а уничтожения индивидуальности. Воля свободна; это понятие свободы негативно, ибо оно означает только
отрицание необходимости. Здесь проявляется истинная диалектика: каждая вещь
как объект, представление, несомненно необходима, но как воля она свободна. Жизнь по существу всегда есть страдание. Существование человека есть
вечное низвержение настоящего в мёртвое прошедшее, вечное умирание, жизнь
нашего тела есть постоянно задерживаемая смерть, деятельность наешго духа
есть постоянно отодвигаемая скука. Жизнь большинства людей - только
постоянная борьба за существование, сопровождаемая уверенностью в том, что
она в конце концов будет потеряна. Желание есть по своей природе страдание,
достижение скоро порождает пресыщение, желание скоро принимает новую форму. Первое простое утверждение воли к жизни есть утверждение собственного
тела вплоть до отрицания той же воли, проявляющейся в другом индивиде. Следует определить такие понятия как добро и зло, хорошее и плохое. Вместе с этим свободным отрицанием, отказом от воли, упраздняются и все её явления, все ступени объектности, простанство и время, субъект и объект. Нет воли, нет представления, нет мира. Перед нами остаётся только ничто. Для тех немногих, чья воля пришла к отрицанию себя, этот наш столь реальный мир - ничто. Л. Фейербах. "Основы философии будущего". 1843 г. ОФБ - продолжение и обоснование "Предварительных тезисов к реформе
философии". Современность -эпоха утонченных иллюзий и предрассудков. Задача Нового времени - раскрытие и очеловечивание бога, растворение
теологии в анторпологию. Протестантизм - практический (религиозный) способ
этого очеловечивания. Бог для человека. Протестантизм - христология =
религиозная антропология. Но отрицание бога только практическое,
теоретически бог существует. Спекулятивная философия - рационализированная
реализация сущности бога. Бог как абсолютная сущность = сущность самого
разума. Объект теизма = субъект спекулятивной философии. В сущности бога
раскрывается существо человека. Обычная теология превращает человеческую
точку зрения в божественную, спекулятивная теология превращает божественную
точку зрения в точку зрения человека, мыслителя. Спекулятивная теология
превращает бога в наличное определенное существо. Существенные свойства Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |