![]() |
|
|
Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУp> Но эта ответственность есть не только ответственность за себя, но так же за всех людей. “Субъективизм” экзистенциализма значит не то, что человек не может выйти за пределы своей субъективности, а то, что индивидуальный субъект сам себя выбирает. Но выбирая самих себя, каждый человек выбирает тем самым всех людей. Каждое действие, которое создает из нас человека, каким мы хотели бы быть, создает так же и образ человека, каким он, по нашим представлениями должен быть. Выбрать себя означает утвердить ценность того, что мы выбираем (мы же не выбираем заведомое зло). Т.о. то, что мы выбираем - благо. Этот образ, кот. мы творим, значим для всей нашей эпохи в целом. Выбирая себя, мы выбираем человека вообще.“Тревога” - это сознание человеком того, что когда он на что-то решается, то выступает как законодатель, выбирающий одновременно с собой все человечество, благодаря чему он не может избежать чувства глубокой и полной ответственности. Те кто его не ведают, просто его прячут. Это тревога Авраама (Кьеркегор). Эта тревога не препятствие к действию, а условие его правомерности, предполагающей рассмотрение множества возможностей и выбор одной из них. “Заброшенность” означает, что бога нет и у человека нет алиби в бытии, т.к. исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Это тревожит экзистенциализм. Исходный пункт экзистенциализма - “если бога нет, то все дозволено” (Д.). Это значит, что нет детерминизма, что человек свободен, что он - свобода, что он обречен на свободу. Человека создают поступки. Но никакая мораль, никакие знамения не могут помочь в выборе действия. А даже если они есть, то их истолкование принадлежит выбирающему. Заброшенность приходит вместе с тревогой и значит лишь то, что мы сами выбираем свое бытие. “Отчаяние” значит, что мы будем принимать во внимание лишь то, что
зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, кот. делают возможным
наше действие. Отчаяние значит действие без надежды. “Нет нужды надеяться,
чтобы что-то предпринимать” - руководство к действию. Экзистенциализм т.о.
противоположен квиетизм, т.к. утверждает, что реальность - в действии. Но экзистенциализм - это оптимизм, т.к. укореняет судьбу человека в нем само. Человек - то, что он из себя делает. Другие нападки на Э. - обвинения в субъективизме. Но субъективизм Э.
есть лишь утверждение предельной реальности Cogito как основания всякой
истины. Кроме картезианского “Ego cogito, ergo, sum” не может быть никакой
другой исходной истины. Любые другие теории, упраздняющие Cogito могут
иметь дело лишь с вероятным, не имеющим никаких оснований, и т.о.
низвергаются в пропасть небытия, т.к. чтобы определить вероятное нужно
обладать истинным. Э. - единственная теория, кот. придает человеку
достоинство. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей как предметов,
совокупности реакций не отличающихся от совокупности качеств и явлений,
кот. образуют стол и т.д. Э. хочет создать царство человека как
совокупность ценность, отличную от материального царства. Но субъективность Но если невозможно найти некую универсальную сущность, то можно выявить общность условий человеческого существования, как совокупность априорных пределов, кот. очерчивают фундаментальную ситуацию человека в универсуме. Это - необходимость человека быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным. Они не объективны и не субъективны, но имеют объективную и субъективную стороны. Объективны потому, что встречаются повсюду и могут быть познаны. Субъективны т.к. не представляют ничего, если не пережиты человеком, кот. свободно определяет себя в своем существовании по отношению к ним. И хотя проекты различны, все они представляют попытку выйти за пределы, в силу чего обладают некоторой универсальной значимостью, делающей проект одного человека доступным осмыслению другого. Нет никакой разницы между свободным бытием, бытием- проектом, существованием, выбирающим свою сущность и абсолютным бытием. Претензия - “вы можете делать, что хотите”. Ответ - выбор возможен всегда только в одном направлении, но невозможно не выбирать. Отказ от выбора - выбор. Выбор не произволен, поскольку возможности его всегда определяются предзаданной выбору ситуацией. Моральный выбор - творческий акт, кот. человек принужден делать как сущий среди людей. Прогресса нет, т.к. каждая ситуация сингулярна. Выбирать себя не
честно нельзя, т.к. нечестность - это заблуждение. Оценить выбор человека
можно с позиций истины. Человек сам выбирает ценности и нечестность
возводит во всеобщность ложь, в силу чего человек теряет свою свободу. Но
желать он может лишь свободы, т.к. она одна есть основание всех ценностей. Жизнь не имеет априорного смысла. Ценности выбирает сам человек, чем и сообщает смысл своей собственной жизни, полагая возможность определенного человеческого сообщества. Два смысла гуманизм. Гуманизм - человек как высшая цель и высшая ценность. Но он значит, что можно оценивать человека по наиболее выдающимся действиям некоторых людей, снимая ответственность за существование со всех прочих. Это - абсурд. Экзистенциализм не рассматривает человека как цель, т.к. человек всегда незавершен. Человек находится постоянно вне себя, проектируя себя во вне и теряя себя там. С другой стороны, он может существовать лишь преследуя трансцендентные цели. Т.о. он находится в сердцевине осуществляемого им самим выхода за пределы. Эта связь конституирующей человека трансцендентности и субъективности - в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире - есть то, что мы называем экзистенциалистским гуманизмом. Он говорит человеку, что нет иного законодателя кроме него самого и что он, пребывая в заброшенности, обречен решать свою судьбу. Реализовать себя по-человечески он может не погружаясь себя, а реализуя конкретные цели, определяющие его самоосуществление. Э. - такой атеизм, кот. заявляет, что даже если бы бог существовал, то это ничего не изменило бы, поскольку суть дела не в боге. В этом смысле Э. - это оптимизм, учение о действии. Гегель. Философия истории. Введение. Тема - не общие размышления о всемирной истории, а сама всемирная история. Существуют три вида историографии: а) первоначальная история, б) рефлективная история с) философская история. а) Первоначальная история. историки (Геродот, Фукидид, Гвиччардини и др.) описывали современные им события и были проникнуты тем же духом, что определил их специфику, перенося в сферу духовных представлений то, что существовало вовне. Дух автора и тех действий, кот. он описывает были тождественны. Он не прибегает к рефлексии, т.к. сам духовно сжился с тем, что описывает и не выходит за его пределы. Искажения, вносимые автором, не имеют особого значения, т.к. сами определенны общим для него и описываемого духом и культурой. б) Рефлективная история. Это история, изложение кот. возвышается над современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа. Имеет подвиды. Всеобщая история (какой-либо страны или мира в целом). Историк
подходит к обрабатываемому им материалу с чуждым для него духом. Здесь
важны вырабатываемые самим историком цели, принципы и способ написания
истории. При этом часто происходит навязывание истории чуждого ей духа. Прагматическая история. Направленная на раскрытие в истории действующего в ней духа, с целью вынесение каких-либо “уроков истории”, в силу чего история наполняется современным содержанием. Но это выведение уроков невозможно, т.к. каждая эпоха определяется собственными специфическими обстоятельствами и является настолько индивидуальным состоянием, что необходимые решения, вытекающие из него действительны только для него. Эта история зависела от точки зрения автора и поэтому они плодились как котята, и когда все они приедались возникали проекты написания истории со всех возможных точек зрения. Но это лишь материал. Критическая история. Здесь излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторических повествований, определяется степень их истинности и достоверности (критика источников). Все заключается в проницательности автора, который выторговывает нечто не у предметов, а у произведений, и в силу ограниченности его способности к этому возникают множество неисторических вымыслов. История частного, кот. представляет переход к всемирной истории Всемирная история свершается в духовной сфере, поскольку именно дух есть субстанциальный носитель истории. Соотв. необходимо выявить природу духа, средства реализации им своей цели и рассмотреть государство как полную форму реализации духа в наличном бытии. А) природу духа (в противоположность материи) составляет свобода. В то
время как субстанция материи находится вне ее, Дух есть у себя бытие. Б) Постановка вопроса о средствах, благодаря которым свобода
осуществляет себя в мире, приводит к собственно историческому явлению. Если
свобода есть внутреннее понятие, то средства есть нечто внешнее, что
непосредственно обнаруживается в истории. Ближайшее рассмотрение выявляет
незначительную роль в истории общей цели и преобладание частных интересов,
страстей, характеров. Когда мы смотрим на историю как на такую бойню, где
казалось бы без всякой цели приносятся в жертву все ее достойное
содержание, встает вопрос: ради какой конечной цели все это происходит. Но
этот вопрос разрешим лишь исходя из рассмотрения всех частных моментов как
средств, рефлективный путь восхождения от частного к всеобщему был
отвергнут с самого начала. Первый момент рассмотрения - принцип свободы,
пока что является чем-то всеобщим, кот. как бы оно не было истинно в себе,
еще не совсем действительно. Для того, чтобы он стал действительным, должен
присоединится второй момент - обнаружение в действии, принципом кот.
является воля, деятельность человека вообще. Благодаря этой деятельности,
кот. есть потребность, стремление, склонность и страсть человека, только и
могут реализоваться это понятие и сущие в нем определения, т.к. они имеют
силу не непосредственно благодаря им самим. Поэтому в истории ничего не
происходит без того, чтобы действующие индивиды не получали удовлетворения. Идея, направляющая развитие истории, определяет то, что действия людей
имеют следствием часто иные результаты, чем те к которым они
непосредственно стремились, достигали и желали. Удовлетворяя свои
стремления, они дают реализоваться тому, что скрыто содержится в них, но не
осознается и не входит в их намерения. Личности, реализующие подобные
скрытые возможности, являются всемирно-историческими личностями, поскольку
далее подвинувшийся в своем развитии дух является внутренней, но
бессознательной душой всех индивидов, которая становится у них сознательной
благодаря великим людям. Именно отношение этих личностей к тем
возможностям, которым они дали реализоваться, определяет их статус, что
исключает возможность их психологического рассмотрения, сводящего все их
действия к каким-либо пошловатым мотивам, выявление которых позволило бы
какому-либо морализатору почувствовать, что он лучше их. Частный интерес
страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, т.к. всеобщее является
результатом частных и определенных интересов и их отрицания,
осуществляемого тем, что частные интересы вступают в противоборство между
собой. Сама же идея пребывает невредимой на заднем плане, что можно было бы
назвать хитростью разума, как то, что заставляет действовать для себя
страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве терпит ущерб. Но в индивидуумах есть часть не относящаяся лишь к случайностям
страсти и счастья - это моральность, нравственность, религиозность. С) необходимо выяснить какова та форма, кот. цель, достигаемая такими средствами, принимает в действительности. Для достижения какой-либо субъективно конечной цели помимо средств
требуется еще материал. Т.о. каков тот материал, в кот. осуществляется
разумная конечная цель? Этот материал - сам субъект, потребности человека,
субъективность вообще. Разумное осуществляется в человеческом знании и
хотении как в материале. Субъективная воля т.о. рассматривается в той мере
в какой у нее есть цель, являющаяся истинностью действительности, т.е. в
той мере, в какой она оказывается великую всемирно-историческую страстью. Но государство не тождественно совокупности наличных государственных учреждений, хотя последние и необходимы, но образует единую субстанцию, единый дух с его религией, искусством, философией и культурой вообще (не говоря о внешних факторах). Государство есть индивидуальное целое, из которого нельзя изъять и отдельно рассматривать такую часть как гос. устройство само по себе. Государство - разумная, объективно себя сознающая и для себя сущая свобода: духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и ее свободы. Поэтому из государственных устройств народов с чуждым духом нельзя извлечь никаких уроков для своего, т.к. их функционирование определяется тем целым, что дало им существование. Поэтому исторический процесс изменения вообще совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как различные принципы. Правда в философии (искусстве и науке) преемственность сохраняется, т.к. там дух себя сознает, и новая философия содержит в себя в снятом виде философии древних, кот. явилась ей необходимой основой. Т.о. истории есть три момента - идея свободы как абсолютная конечная
цель; средство ведущее к достижению этой цели, субъективная сторона знания
и хотения со свойственными ей жизненностью и деятельностью; государство как
нравственное целое, реальность свободы, объективное единство этих двух
моментов. Т.о. история предполагает соединение объективной стороны, т.е.
понятия, и субъективной стороны, кот. объективно существует как
государство, являющееся основой других конкретных сторон народной жизни:
искусства, права, нравов, религии, науки. Главной из этих форм
сознательного соединения является религия, в кот. мирской дух сознает
абсолютный дух и выражается в качестве представления и чувства в культе. Представление о боге составляет общую основу народа. Поэтому государство основано на религии и его природа и конституции те же, что у религии. Так греческая и римская государственность связанна со спецификой их язычества, а католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому. Жизненность государства в индивидуумах - нравственность. Объективная нравственность поэтому предшествует субъективной моральности. Государственность есть духовная сущность индивидуума, кот. есть таковой поскольку причастен духу народа. Этот дух народа всегда есть определенный дух, коя определенность соотносится с исторической ступенью его развития. Поэтому рассмотрение тех или иных сторон существования того или иного народа должно рассматриваться при соотнесении их с его целостностью. Данное гос. устройство может существовать лишь при данной религии, так же как в данном государстве могут существовать данная философия и искусство. Далее, определенный дух народа сам является лишь отдельным индивидуумом в ходе всемирной истории. Всемирная история - выражение абсолютного процесса духа, выражение того ряда ступеней, благодаря кот. он осуществляет свою истину, доходит до самосознания. Эти ступени реализуются во всемирно-исторических (индивидуальных) духах, в определенности их нравственной жизни, конституции, науки, искусства и религии. Реализация этих ступеней - необходимое развертывание духа (тожд. Логического и исторического). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |