![]() |
|
|
Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУp> Осталось рассмотреть ход всемирной истории.Абстрактное изменение вообще, которое совершается в истории, издавна понимается как переход к лучшему. Но это изменение совершается не в природе, где ничто не ново под луной, а в духовной сфере. Эти изменения в человеке позволяют обнаружить иное определение, чем в чисто естественных вещах, а именно стремление к усовершенствованию, действительную способность к изменению. В принципе развития т.о. содержится дух, для кот. всемирная история - арена, где проходит его реализация. Этот процесс отличен от развития организма, кот. спокойно производит самого себя под действием внутреннего принципа (как зерно становится растением). Переход в духе совершается при участии сознания и воли, где дух имеет предметом самого себя, т.о. самому себе противопоставляясь. Поэтому развитие духа является не спокойным процессом, а тяжелой недобровольной работой, направленной против самого себя, и оно является не чисто формальным процессом развития вообще, а осуществлением цели, имеющей определенное содержание. Эта цель есть сам дух, содержанием кот. является он по своему существу, т.е. понятию свободы. Всемирная история представляет собой ход развития принципа,
содержание которого есть сознание свободы. Первая ступень - погружение духа
в естественность. Вторая - выход из этого состояния и сознание своей
свободы. Но этот первый отрыв частичен. Поэтому 3 - возвышение от этой
частной свободы до ее чистой всеобщности. Это основные принципы всеобщего
прогресса, но каждая из них сама является процессом их формирования и
диалектикой их перехода. Дух начинает развитие исходя из своей бесконечной
возможности, реализуя кот. в истории, он полагает ее действительностью. Для философского рассмотрения история начинается с того времени как в мире начинается осуществляться разумность и свобода, являясь не только скрытой потенцией, но осуществляясь в сознании, воле и действие. Но свобода состоит в том, чтобы иметь такие общие субстанциальные предметы как право и закон, и создавать соотв. им действительность - государство. Народы не знающие государства т.о. относятся к доисторическому времени и в рассмотрение не входят. Государство же создает такое содержание, которое не только оказывается пригодным для исторической прозы, но и само способствует ее возникновению, т.к. в определения права и закона дух начинает сознавать себя как свободу. История т.о. есть история государственности. У Индии нет такой истории, хотя есть законы и государства (т.е. предварительные условия), т.к. ее государственность не успев возникнуть сразу же окаменела в кастовой системе. Всемирная история т.о. излагает развитие сознания духа о его свободе и о производимой этим сознанием реализации. Развитие выражается в ряде ступеней, в ряде дальнейших определений свободы, вытекающих из понятия предмета. Логическая (диалектическая) природа понятия обуславливает его утверждение, снятие и содержательное обогащение, конкретизацию. Всякая ступень, отличающаяся от другой имеет свой принцип. Этим принципом является определенность духа - особый дух народа. Дух по существу дела действует, делая тем, что он есть в себе; т.о. он становится предметом для себя и имеет себя как наличное бытие пред собой. Разлад между тем, что дух есть в себе и тем, что он есть для себя (в действительности) устранятся и вместе с тем устраняется развитие. Каждый народ исчерпав свой дух вынужден в итоге сойти со сцены истории, предоставляя место дальнейшему развитию. Так наступает естественная смерть народов. Но умирает он не просто, т.к. не является исключительно отдельным индивидуумом, но есть духовная всеобщая жизнь - его естественная смерть является самоумерщвлением. Т.к. дух народа существует как род, то отрицание себя в нем самом осуществляется в его всеобщности. Насильственной смертью он может умереть только если уже естественно стал мертвым. В своей определенности дух выражает как конкретные все стороны своего сознания в религии, искусстве, политического строя, нравственности, науки и технического умения. Всемирная история не имеет дело с субъективной моральностью т.к. повествует не о индивидах, а о деяниях духа народов. У всех всемирно-исторических народов есть поэзия, пластическое искусство, наука и философия, кот. не только по стилю и направлению, но и по содержанию различны, кое различие есть различие разумности. Эта разумность или определенность духа может познаваться только духовно, мыслью. Источником нового является мыслящее понимание бытия, которое осуществляясь в том или ином народе кладет его конец, т.к. этот вожделенный плод не может упасть не породившую его почву и для породившего его народа в нем же его гибель, но и рождение нового принципа. Принципы духов народов сами являются лишь моментами единого всеобщего духа, кот. через них возвышается и завершается в истории, постигая себя и становясь всеобъемлющим. Поэтому наблюдая прошедшее мы имеем дело с настоящим духа, т.к. каждая наличествующая настоящая форма духа заключает в себе все прежние ступени. Географическая основа всемирной истории. Связь духа с природой, хотя является чем-то внешним, но оказывается той почвой, на кот. совершается развитие духа и т.о. его основой. Идея духа проявляется в действительности как ряд внешних форм, каждая из кот. определяется как действительно существующий народ. Эта сторона существования дана как во времени, так и в пространстве в виде естественного бытия, и особый принцип, свойственный каждому всемирно- историческому народу, в то же время свойственен ему как природная определенность. Эти естественные различия есть особые возможности, из кот. развивается дух. Т.о. они образуют географическую основу. Исходя из этого всемирно-исторических народов не может быть ни в
холодном, ни в жарком поясе, т.к. там действие природы, в кот. первично
отчужден дух настолько сильно, что он не может создать мир для себя, т.к.
человек не в силах до конца удовлетворить свои естеств. потребности. Старый и Новый свет. Новый свет (Австралия и обе Америки) нов не
только относительно его открытия, но и вообще, по всему их физическому и
духовному характеру. Америка пока вторична, т.к. европеизирована. США Географические различия, имеющие значение для развития духа. 1. Безводное плоскогорье со степями и равнинами - обитатели кочевники,
не существует правовых отношений, в истории играли лишь разрушительную роль 2. Низменности, переходные страны, расположенные в бассейнах рек (Нил, 3. Прибрежные страны. Морские пути сообщения побуждают к разбою и торговле с риском для жизни, что возвышает, т.к. средства несоизмеримы с целью. Деятельность, связанная с морем, формирует особый дух, в силу чего прибрежные страны (не все (Китай не входит),а только те, кот. используют море) имеют совершенно отличный от стран низменностей дух. Три географических принципа - 1. Скотоводство - патриархальная самостоятельность, 2. Земледелие и промышленный труд - собственность и отношение господства, 3. Торговля и судоходство - гражданская свобода. У первых нет истории, но есть импульс, кот. однако не имеет исторического содержания. Африка. Три части: Подлинная Африка - к югу от Сахары, к северу -
европейская Африка (всегда была колонизированной), и Египет. Первые две
отпадают т.к. в подлинной Африке дух свободы еще не пробудился (законов
нет, религии в собств. смысле тоже, искусство утилитарно) и рабство, в кот.
они попали у европейцев им только на пользу, т.к. отчуждение их свободы
дает им возможность осознать ее. Рабство в себе и для себя -
несправедливость, т.к. сущность человека - свобода, но чтобы получить ее,
он должен сперва дозреть. Вторая же - вторична как колонизированная. Движение всемирной истории шло с Востока (Азии) на Запад (Европу). Европа. Нет таких различий как в Азии. Они устанавливаются иначе. Деление истории. Всемирная история направляется с Востока на Запад, т.к. Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало. Именно на западе восходит внутренне солнце самосознания. Всемирная история - дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной воли. Восток знал и знает только, что один свободен, греч. и рим. мир, что несколько свободны, германский мир знает, что все свободны. Т.о. первая форма - деспотизм, вторая - аристократия, третья - монархия. Следует отличать субстанциальную свободу от субъективной свободы,
первая реализуется в государстве, вторая вторична первой. Объективная
нравственность предшествует субъективной моральности. Государство - общая
духовная жизнь, в кот. выражается их сущность и деятельность. Поэтому имеет
значение является ли их жизнь чуждой рефлексией привычкой к этому единству
или они являются мыслящими личностями и для себя существующими субъектами Восток - детский возраст. В основе лежит непосредственное сознание, субстанциальная духовность, к кот. субъективная воля относится как верность, повиновение. В гос. жизни осуществляется разумная свобода, но не переходит в субъективную свободу. Один субъект признается субстанцией, кот. все принадлежит, так что никакой другой субъект не обособляется и не отражается в его субъективной истории. Нет индивидуального принципа, хотя есть его предчувствие, выражающееся во внешней борьбе таких государств с другими без внутренней динамики. Средняя Азия. Отроческий возраст - задор и драчливость. Греческий мир. Юношество. Формируется индивидуальный принцип и
индивидуальности. Как и в Азии, принцип - нравственность, но он запечатлен
в индивидуальности и выражает свободное хотение индивида. Происходит
сочетание нравственной и субъективной воли - царство прекрасной свободы. Рим - царство абстрактной всеобщности. Возраст возмужалости. Германское государство. Старческий возраст - не характеризуется
слабостью, но оказывается возрастом полной зрелости духа, в кот. он
возвращается к единству как дух. Это государство начинается с примерения,
совершающегося в христианстве. Но там оно совершается в себе. Для себя
духовный мир оказывается противопоставлен светскому со всей его
животностью. Светская жизнь должна соотв. духовной, но только должна. Восточный мир. Китай, Индия, Персия, Египет как переход к греч. миру. Греческий мир. Римский мир. Германский мир. Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”
Главы не имеют названий. Всего их 4. Глава 1. Отмечается революционный характер философии Гегеля. Согласно
тезису о “разумности всего действительного и наоборот” и о “раскрытии
действительности как необходимости”, по мере развития всё, бывшее прежде
действительным, становится недействительным, утрачивает свою необходимость,
свою разумность. По всем правилам гегелевского метода мышления, этот тезис
обращается в “достойно гибели всё, что существует.” Истина, которую познаёт
философия, представлялась уже не в виде собрания готовых догматических
положений: истина – в самом процессе познания, в историческом развитии
науки, никогда не достигающей состояния “абсолютного знания.” Однако в философии Гегеля была и консервативная сторона, связанная больше с его системой, чем с методом: каждая ступень исторического развития общества необходима и оправдана (время и условия её происхождения.) У всех философов преходящей оказывалась система: они возникали из непреходящей потребности духа преодолеть все противоречия, что означало бы достижение абсолютной истины и конец всемирной истории (новое противоречие.) Гегелем вообще завершается философия, с одной стороны, потому, что его система есть итог всего предыдущего развития философии, а с другой – потому, что указывает нам путь к действительному положительному познанию мира в науках и посредством обобщения их результатов при помощи диалектического мышления. Подобное деление на метод и систему позволяет лучше определить её значение
в теоретической жизни Германии 20 –30 гг. Младогегельянцы (Deutsche Это противоречие и разрешило сочинение Ф. “Сущность христианства.” (1841) Глава 2. Критика христианства привела к чёткой постановке высшего вопроса
всей философии об отношении мышления к бытию, о том, что является
первичным: дух или природа привёл к разделению философов на два лагеря:
идеалистов и материалистов. Другая сторона этого вопроса – познание мира в
наших представлениях и понятиях (вопрос о тождестве мышления и бытия). Глава 3. Действительный идеализм Ф. выступает наружу в его философии
религии и этики. Усовершенствование религии (сердечное отношение между
человеком и человеком) должно привести к растворению в ней философии. Как
бог в мировых религиях есть лишь результат абстракции, так и человек у Ф.
абстрактен, есть только “мысленный образ”. В отношениях между людьми он
видит только одну сторону – мораль. Однако его взгляды намного уступают Надо было заменить культ абстрактного человека наукой о действительных людях и их историческом развитии. (Маркс, “Святое семейство”, 1845) Глава 4. При разложении гегелевской школы образовалось ещё одно
направление, связанное с именем Маркса. Принимать действительный мир –
природу и историю – так, каким он сам даётся: без идеалистических
предвзятостей. Гегель не был просто отброшен в сторону. За исходную точку
был взят его диалектический метод, но в другой форме: не саморазвитие
понятия. Человеческие понятия – отображения действительных вещей. За философией, изгнанной из природы (натурфилософия) и из истории (Ф. истории), остаётся ещё только одно царство чистой мысли: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика. Хайдеггер “Письмо о гуманизме” (письмо Жану Бофре по поводу Сартра. 1947) Предуведомление. Это один из поздних Текстов, в котором наряду с вопросом о Бытии, поставленном в Бытии и времени, и вопросом о языке, присутствуют все привычные темки позднего Х.: критика метафизики, картина мира, наука, техника — и все это в терминах судьбы бытия, которую надо осмыслить и которой неплохо бы соответствовать. Самый общий смысл текста в том, чтобы произвести критику (=благодарное прояснение) метафизики Нового времени, зарождающейся еще у греков (вполне традиционным для Х. путем) и выписать гуманизм в терминах заботы о бытии. Это не столько результат, сколько необходимая стратегия осмысления, самим бытием “брошенная”. Мыслить по другому — изменить бытию и погрязнуть в лжи и разврате, что плохо. Как вернуть смысл слову гуманизм? Насколько это необходимо? Насколько
значим гуманизм в контексте вопроса о бытии, который только и может
спрашивать о человеке? Мысль есть мышление бытия (родительный падеж объекта
и субъекта): которое делает возможным мысль, сохраняя за ней ее сущность. Что есть человечное человека? Маркс находит его в обществе, которое
обеспечивает “природу” человека (пища, одежда и т.д.). Христианин
усматривает его в отношении к божеству, человек не от мира сего, здесь он
случаен и предварителен к потустороннему. Впервые человечное (humanitas)
было поставлено под вопрос в Риме, где человечность противопоставляется
варварству, т.е. человечное располагается в добродетели, воспринятой как
греческая пайдейя. Ренессанс возродил такую римскую добродетель как
культивирование человечности. Так или иначе, всякий гуманизм основан на
определенной метафизике (для Хайдеггера, напомним, это ругательство) или
сам делает себя основой для таковой: метафизика спрашивает о сущем Сущность человека покоится в его экзистенции: члк существует так, что
он есть вот Бытия, т.е. его просвет. Экзистенция не есть метафизическая
действительность в смысле объективного опыта (Кант), самопознающая идея
абсолютной субъективности (Гегель) или вечное повторение того же самого Критика Сартра: у него экзистенция предшествует сущности, это переворачивание метафизики само по себе метафизично. И оно тоже погрязает в забвении бытия (кстати говоря, исторически не случайном). Способ, в каком человек в своем подлинном существе пребывает при бытии, есть эк-ститическое стояние в истине бытия. Т.о. высшие гуманистические определения человека еще не достигают его собственного достоинства, тем самым “Бытие и время” противостоит гуманизму, ибо последний ставит человечность человека еще не достаточно высоко. Человек брошен самим бытием в истину бытия. Явление сущего определяется не человеком, но для него остается вопрос: осуществится ли он так, чтобы отвечать этому со-бытию. Человек — пастух бытия. Бытие шире, чем все сущее и ближе, чем любое сущее. Близость эта есть язык как дом бытия, живя в котором человек эк-зистирует, поскольку, оберегая истину бытия, принадлежит ей. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |