Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ
p> Новая философия усматривает конкретное не в абстракции, а в
конкретном, берет действительное в его действительности, => признает в нем
истину способом, соответствующим сущности действительности, вместе с тем
она возводит это действительное в принцип и предмет философии. Новая
философия - истина философии Гегеля и вообще всей новейшей философии в
целом. Мысль как реальное - отрицает себя = должна быть чем-то другим,
нежели голая мысль. Реальность идеи есть чувственность.
Чувственность=истинность идеи. Требование к мысли реализовать себя
предъявляются, так как бессознательно мысль предполагает истинность
реальности, чувстенности, от мысли независимой. Чувственность - субъект
самой себя. Действительность в своей действительности есть действительное в
виде чувственного объекта, есть чувственное. Истинность есть то же самое,
что действительность, чувственность. Понятие объекта - понятие чужого Я.
Объект опосредован "ты", чувство страдательности. Только чувственност
разделяет тайну взаимодействия. Только чувственные существа воздействуют
друг на друга. Новая философия рассмаривает и принимает во внимание бытие,
каково оно для нас; не только как мыслящих, но и как действительно
существующих: следовательно, для нее бытие есть объект бытия, объект его
самого. Бытие как предмет бытия есть чувственное, созерцаемое, ощущаемое
бытие, бытие, которое можно любить. Ощущение, любовь - "это", единичная
сущность обладает абсолюной ценностью. Существует только то, что является
объектом страсти. Любовь - отличие бытия и небытия. Новая философия
коренится в истинности любви, истинности чувства. Новая философия =
сущность чувства, возведенная до сознания. (=возведенное к уму сердце).
Любовь - критерий бытия, истинности и действительности. Новая философия
исходит из положения: я - подлинное, чувственное существо: тело входит в
мою сущность, тело в полноте моего состава и есть мое Я, составляет мою
сущность. Откровенно чувственная философия. Несомненно непосредственно
только то, что является чувственно созерцаемым объектом, объектом
ощущаемым. Истинно и божественно только то, что не нуждается ни в каком
доказательстве, что непосредственно достоверно через самого себя. Тайна
непосредственного знания - в чувственности. Неизбежность опосредования лишь
условна. Искусство изображает истинность чувственного. Сущность
христианской религии не в представлении, а в чувственном созерцании -
форма, орган высшего, божественного существа. Объекты чувств - нетолько
внешние предметы: человек дан самому себе только чувственно. Идеи возникают
только из общения между людьми. Религия между сущностью и видимостью,
основанием и следствием, между субстанцией и акциденцией, между
необходимостью и случайностью, спекулятивным и эмпирическим не служит
основанием двух царств: сверхчуственного, куда относится сущность, и
чувственного, где царствует видимость, но эти различия сами оказываются в
пределах чувственной сферы. Чувстенное не есть непосредственное в смысле
спекулятивной философии: вульгарное, самоочевидное, бессмысленное, само
собой понятное. Пойти навстречу вещам от представлений - задача науки.
Пространство и время - не простые формы явлений. Они - коренные условия,
разумные формы, законы как бытия, так и мышления. Вещи должно мыслить не
иначе, чем какими они оказываются в действительности. Законы
действительности - законы мышления. Непосредственное единство
противоположных определений имеет силу только в абстракции. В
действительности - только через средний термин. Только время является
средством соединения в одном и том же существе противоположных
(противоречащих) определений в соответствии в действительностью.
Действительное нельзя зображать в в мышлении целыми числами, но только
дробями. Определения, доставляющие подлинное знание, неизменно оказываются
такими, которые определяют предмет через самый предмет, то есть
определяются его собственными индивидуальными определениями. Действительное
в своей действительности и полноте - предмет новой философии - составляет
так же предмет действительного и цельного существа.. Поэтому познавательным
принципом, субъектом новой философии является действительное и цельное
человеческое существо. Только человеческое - разумно. Человек есть мера
разума. Единство бытия и мышления истонно имеет смысл лишь тогда, когда
основанием, субъектом этого единства берется человек. Только реальное
существо познает реальные вещи. Это единство всецело определяется
предметом, содержанием мышления. Категорический императив Фейербаха: Не
стремись быть философом вразрез с человеком, будь только мыслящим
человеком. Новая философия есть полное, абсолютное, беспрекословное
растворение теологии в антропологии. Теология снимается не только в уме, но
и в сердце. Чеолвек отличается от животного вовсе не только одним
мышлением. Все его существо отлично от животного. Человеческое существо
неограниченно и свободно. Свобода, универсальность. Новая философия
превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный
универсальный и высший предмет философии, превращая антропологию (в том
числе, физиологию) в универсальную науку.
Точка зрения Я и Ты - точка зрения философии. Единство головы и сердца
: = существенный объект сердца ---> существенный объект головы. Истина не в
мышлении и не в знании как таковом. Истина в полноте человеческой жизни и
существа. Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает
человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в
мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве
человека с человеком, в единстве опирающемся лишь на реальность различия Я
с Ты. Уединенность - конечность и ограниченность. Общение - свобода и
бесконечность. Человеческий философ: в мышлении и в качестве философа я -
человек среди людей. Истинная диалектика - не монолого одинокого мыслителя
с самим собой, это диалог между Я и Ты. Тайна триединства - тайна
общественной жизни, тайна необходимости Ты для Я. Новая философия -
философия для человека. Она включает в себя и теоретическое, и
практическое. Она - сама религия. Отличается всецело от старой философии.
О. Конт. “Дух позитивной философии”. (“Слово о положительном
мышлении”)
Требуется преобладание логической, научной, исторической и социальной точек
зрения. Часть I. Гл. 1. Закон интеллектуальной эволюции человечества или закон
трех стадий.
Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны проийти через
три различные теоретические стадии:
1) Теологическая (чисто предварительная).
2) Метафизическая (видоизменение 1) разрушительного характера).
3) Научная (строй мысли человека окончателен).
I. Теологическая или фиктивная.
Стремление к абсолютному знанию. Естественное удовлетворение этой
потребности.
Фазисы:
1. Фетишизм. Всем внешним телам приписывается жизнь, существенно
аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная, вследствие обыкновенно
их более сильного действия.
2. Политеизм преобладание воображения. (прежде - инстинкт и чувство)
Внешние предметы лишаются жизни.
3. Монотеизм - неизбежный упадок первоначальной философии. Стремление
подчинить явления законам.
Склонность разума к неразрешимым вопросам. Теологический дух был долгое
время необходим : и для развития общественности (сочетание политики и
морали) и для подъема наших умственных сил.
II. Метафизическая или абстрактная стадия.
Господствующие умозрения сохранили на этой стадии существенный характер
направления, свойственного абсолютным знаниям: только выводы подвергаются
здесь значительному преобразованию, способному более облегчить развитие
положительных понятий. Метафизика, как и теология, пытается объяснить
внутренюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ
образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи
сверхестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями
или олицетворенными абстракциями. (= онтология).
Умозрение против наблюдения. Лишь критическая, разрушительная деятельность.
Метафизика является не чем иным, как видом теологии, ослабленной
разрушительными упрощениями, самопроизвольно лишающими ее непосредственной
власти помешать развитию социально позитивных концепций.
III. Положительная или реальная стадия.
Основной признак: закон постоянного подчинения воображения наблюдению.
1) Основное правило: Всякое предложение, которое недоступно точному
превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может
представлять никакого реального или понятного смысла.
Основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума,
заключается в повсеместной замене недоступного определения причин в
собственном смысле слова - простым исследованием законов, т. е. постоянных
отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.
2) Относительный характер положительной философии: изчение явлений вместо
того, чтобы когда-либо стать абсолютным, должно всегда оставаться
относительным в зависимости от нашей организации и нашего положения.
Человеческие феномены не только личные, но и социальные.
3)Назначение положительных законов - рациональное предвидение. (Позитивизм
далек как от эмпиризма, так и от мистицизма.) Истинная наука, далеко не
способная образоваться из простых наблюдений, стремиться всегда избегать по
возможности непосредственного исследования, заменяя посленее рациональным
предвидением.
Положительное мышление = видеть, чтобы предвидеть: изучать то, что есть, и
отсюда заключать о том, что должно произойти согласно ощему положению о
неизменности естественных законов.
4) Учение о неизменности естественных законов должно иметь всеобщее
распространение.
Гл. II: Назначение положительного мышления.
Внутренее назначение положительного мышления - беспрерывно удовлетворять
наши собственные потребности, касающиеся созерцательной или активной жизни.
I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в
области мысли - в отношении к человечеству. Потреюности в порядке и
прогрессе.
II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и
практикой. Эта самопроизвольная тенденция непосредственно полную гармонию
между умозрительной и конкретной жизнью должна быть окончательно
рассмотрена как наиболее счастливая привилегия позитивного духа.
Положительная философия - единственная способная оказывать социальное
влияние.
III. Окончательная несовместимость науки с теологией. В начале наука с
теологией не находились в открытой вражде. По мере того, как физические
законы становились известными, господство сверхъествественной воли все
более и более ограничивалось и признавалось всегда преимущественн по
отношению к явлениям, законы которых остались неоткрытыми. (Рациональное
предвидение пророчество)
Положительная философия заменяет догму о конечных причинах принципом
условий существования.
Изменение несовершенства самопроизвольного порядка.
Гл. III: Соотносительные свойства положительного мышления и здравого
смысла.
I. О слове положительное: его различные значения определяют свойства
истинного философского мышления. Положительное (positif) - множество
значений, каждое из которых соответствует новой философии.
1) реальное в противоположность химерическому.
2) полезное в противоположность негодному.
3) достоверное в противоположность сомнительному.
4) точное в противоположность смутному.
5) положительное в противоположность отрицательному.
(истинное свойство новой философии организовывать, а не разрушать.)
+ тенденция всюду заменить абсолютное относительным.
II. Соотношение - в начале самопроизвольное, затем систематическое между
положительным мышлением и всеобщим здравым смыслом.
Все главные свойства положительного метода в сущности ни чем не отличаются
от свойств всеобщего здравого смысла.
Истинный философский дух = расширение простого здравого смысла на все
действительно доступные области умозрения. Их область совершенно
тождественна. Здоровые философские умозрения заимствуют всегда у простого
рассудка свои первоначальные понятия, дабы возвести их путем
систематической обработки на степень общности и постоянства, которой они
сами собой не могут достигнуть.
Часть II.
Гл I. Организация переворота.
I) Указать единственный действительно возможный выход из бесконечного
социального кризиса.
Современные школы бессильны это сделать и в итоге впадают в эклектику.
II) Положительное согласование порядка и прогресса. Ноая философия способна
построить основное согласование между требованиями порядка и прогресса: ибо
для этого ей достаточно распространить на социальные явления тенденцию,
которая соответствует ее природе.
Для новой философии порядок составляет всегда основное условие прогресса и
прогресс является необходимой целью порядка.
а) Главные социальные затруднения не являются теперь по существу
политическими, но преимущественно моральными, так, что их возможное
разрешение зависит от воззрений и нравов гораздо больше, чем от учреждений.
b) Настоящее состояние - необходимый результат всей предшествующей
эволюции. Прогресс - прежде всего прогресс науки (от Паскаля).
Различные исторические эпохи = фазисы одной и той же эволюции.
Гл. II. Ситсематизация человеческой морали.
Систематизация человеческой морали - главное применение истинной теории о
человечестве.
I. Эволюция положительной морали: результаты католицизма - прежде важные -
теперь разлагаются; их освящение, бывшее теологическим, теперь
рационализировано.
II. Необходимо сделать мораль независимой от теологии и метафизики.
Теология бессильна заставить исполнять заповеди.
III. Необходимо духовное господство положительной философии: мораль,
основанная на опыте рода.
Гл. III. Рост социального чувства. Положительная философия - как научная и
логическая возбуждает и укрепляет чувство оюязанности, вывдвигая всегда
идею целого, с которой такое чувство ествественно связано.
1. Старый моральный строй является личным (приводил к теории эгоизма).
2.Положительное мышление является непосредственно социальным.
Для положительной философии человек не существует; в собственном смысле
существовать может только человечество.
Обнаружение в действительности и умозрении связь каждого со всеми.
Преобладание человечности (= сочетание ума с общественностью) над
животностью.
Часть III. Условия торжества положительной школы.
Гл. I. Введение высшего народного образования.
I)Настроения все более и более благоприятствуют победе положительной школы
вследствие замены бесплодной политической агитации широким умственным
движением.Препятствие - сопротивление теологов и метафизиков.
II) Необходимость всеобщего воспитания. Преобразование нынешнего научного
мышления и основа общественного мнения. Должно иметь в виду массу умов.
III) По существу народное назначение положительного образования.
Преимущественно для пролетериев; они подготовлены, т. к. на них не
распространялась система прежнего воспитания.
Гл. II. Создание народной политики.
Позитивные знания непосредственно связаны с социальной программой
пролетариев. Природа политического вмешательства пролетариев - духовная и
моральная.
1. Обеспечить всем нормальное воспитание.
2. Обеспечит всем регулярный труд.
Народное воспитание должно быть независимым от светской власти.
Гл. III. Необходимый порядок положительных наук.
1. Закон классификации.
а) Догматическое условие: расположение наук согласно их полседовательной
зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла
следующую.
b) Историческое условие: располагать науки сообразно ходу их
действительного развития, преходя всегда от более древних к более новым.
2. Энциклопедический закон (иерархия наук) = конечная цель всех наших
реальных умозрений.
Философия природы (подготавливает социальную философию)
- органическая
- неорганическая (начинать надо с нее, т. к. ее явления более простые)
самое древнее и простое - астрономия.
Философия природы:
1. Астрономия (Греция).
2. Химия (Средние века).
3. Биология (современность).
Шире - вводятся промежуточные науки для перехода от одной к другой:
1. Математика - единственная рациональная колыбель положительного метода.
2. Асторномия.
3. Физика.
4. Химия.
5. Биология.
Неизменная иерархия наук.
1. Математика:
а) исчисление.
b) геометрия.
с) механика.
2. Астрономия.
3. Физика.
4. Химия.
5. Биология.
6. Социология.
1-ая - исключительный отправной пункт последней.
Можно для простоты объединить в группы:
1) Математико-астрономический (начальные).
2) Физико-химические (промежуточные).
3) Биолого-социальные.
3. Важность закона классификаций.
а) Классификация.
b) Эволюция.
Тщетные споры материализма и спиритуализма.
Заключение: применение астрономии к образованию.
1.Народное образование должно открываться астрономией до тех пор, пока не
наступит время систематического и полнейшего образования.
2. Полезность этой науки связана с ее историческим влиянием: астронимия
раньше социологии была главным двигателем великих умственных переворотов
человека.
К. Маркс. “К критике политической экономии. Предисловие.”
Лондон, январь 1859г.
Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал,
земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля,
мировой рынок.
Первые три рубрики: экономические условия жизни трех больших классов, на
которое распадается современное буржуазное общество. Связь трех других -
очевидна.
Первый отдел первой книги трактует о капитале.
Главы:
1) товар.
2) деньги (простое обращение).
3) капитал вообще.
От частного к общему. Юриспруденция, философия, история. “Материальные
интересы”. Работа в “Reinische Zeitung”. Первая работа - критический разбор
гегелевской философии права (Введение уже 1844).
Вывод: Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты из самих
себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что,
наоборот, они коренятся в материальных жизненых отношениях “гражданского
общества” (Гегель) и что анатомию гражданского общества следует искать в
политической экономии.
Париж, Брюссель.
Результат: В общественном производстве своей жизни люди вступают в
определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -
производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени
развития их материальных производственных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую
структуру общества, реальный базис, на котром воздвигается юридическая и
политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы
общественного сознания.
Не сознание людей определяет их бытие, а напротив, их общественное бытие
определяет их сознание.
Способ производства материальной жизни обуславливают социальный,
политический и духовный процессы жизни вообще.
На известной ступени своего развития материальные производственные силы
общества приходят в противоречие с существующими производственными
отношениями (юридически - отношениями собственности), внутри которых они
дро сих пор развивались. Из форм развития эти отношения становятся оковами:
наступает эпоха социальной революции.
Изменение экономической основы влечет за собой переворот надстройки.
Следует отличать экономический переворот от идеологических форм. Объяснять
сознание из противоречий материальной жизни. Из существующего конфликта
между общественными производительными силами и производственными
отношениями.
Буржуазные производственные являются последней антагонистической формой
общественного процесса производства. Антагонизм - вобщественных условиях
жизни индивидуумов.
Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человечества.
Работа с Энгельсом: критика послегегелевской философии.
“Манифест коммунистической партии” - Маркс & Энгельс.
Маркс: “Речь о свободе торговли”, “Нищета философии”.
Работа в 1850 г. в Лондоне.
New York Daily Tribune.
Взгляды Маркса - составляют результат добросовестных исследований.
П.Чаадаев. “Философические письма”. (1829-30гг.)
I.Учение, основанное на высшем начале единства и непосредственной
передаче истины в непрерывном преемстве её служителей, только и может быть
самым согласным с подлинным духом религии, потому что дух этот заключается
всецело в идее слияния всех нравственных сил в одну мысль и чуство и
постепенном установлении социальной истины или церкви, которая должна
водворить царство истины среди людей.
Лучшее средство сохранить религиозное чувство - придерживаться всех
церковных обычаев.
Одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в
том, что мы всё ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Мы
никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни
к Востоку и не имеем их традиций. Мы стоим вне времени, всемирное
воспитание человеческого рода на нас не распространилось. То, что издавна
составляло самую суть общества и жизни, для нас ещё теория и умозрение.
У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства.
Это пора великих свершений, самых сильных и плодотворных идей. Мы не имели
ничего подобного: дикое враварство, жестокое иноземное владычество. Нет
действенных наставлений в нац.традиции. Мы живём лишь в самом ограниченном
настоящем, среди плоского застоя. Как можно ожидать в обществах начатков
добра, пока эти общества колеблются без убеждений? Мы не восприняли даже
традиционных идей человеческого рода, нам следует их воспитать.
Народы живут только сильными впечатлениями в их умах от прошлых времён
и общением с другими народами. То, что у других народов является привычкой,
инстинктом, то нам приходится вбивать ударом молота. У нас всецело
заимствованная и подражательная культура. Мы воспринимаем лишь готовые
идеи, у нас нет последовательности развития мысли.
Народы - существа нравственные, их воспитывают века. Мы же существуем
лишь с целью преподать урок миру.
Народы Европы имеют общее лицо (несмотря на разделение на ветви
латинскую и тевтонскую, юг и север). Атмосфера Запада - это мысли о долге,
справедливости, праве, порядке. Лучшие идеи, лишённые связи и
последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу.
Обратите внимание на немоту русских лиц! Конечно, у нас есть не только
пороки, а у Европы - не только добродетели, но исследование это посвящено
общему духу наций.
Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества.
Непосредственно массы не размышляют, среди них имеется известное число
людей, которое даёт толчок коллективному сознанию нации. Где же наши
мудрецы?!
Раскинувшись между Востоком и Западом, мы должны были объединить два
великих начала духовной природы - воображение и разум. Мы же миру ничего не
дали, а всё взятое исказили.
Как мы можем сразу усвоить вековой прогресс Европы, даже не
потрудившись узнать, как он свершился? В христианском мире всё должно
непременно способствовать установлению совершенного строя на Земле. Две
функции христианства: действие на индивидуальное и общее сознание. Все
народы Европы шли христианским путём рука об руку. Интересы создавались из
убеждений. Общая идея влияния христианства: духовная, умственная,
социальная.
II.Задача не в расширении области наших идей, а в исправлении их и
придании им нового напрвления. Почему русский народ попал в рабство при
христианстве? Почему православная церковь не помешала этому? Всё благо, что
мы совершаем, есть присущая нам способность подчиняться некой неведомой
силе. Человек, собирая воедино наблюдения предшествующих поколений, создаёт
систему познания, подтверждаемую его собственным опытом, а великое орудие
исчисления облекает его в неизменную форму математической достоверности.
Невозможно исследовать духовную природу, так как она свободна. Общий закон
должен быть преподан нам высшим разумом. Нет такого человеческого знания,
которое может заменить божественное.
III.Нет иного человеческого разума, кроме подчинённого (божественному
разуму). Человек всегда ощущает силу вне себя самого, отсюда все наши идеи
о добре, долге, законе, добродетели. Главный вопрос жизни - как открыть
действие верховной силы на нас? Чему мы должны подчиниться? В вопросе о
природе нашего познания выясняется, что синтез для разума более
естественен, чем анализ, поэтому человек чаще пользуется индукцией в своём
познании, нежели дедукцией. Настоящая основа нашей умственной мощи -
логическое самоотречение (следует логически познать, насколько наш разум и
силы ничтожны перед божественным разумом и силой). Полная подчинённость -
высшая ступень человеческого совершенства. Прекрасное, вновь обретённое,
существование (полного добровольного подчинения Богу, жизни по его законам)
не требует выхода из мира, окружающего нас. Бог не создал время, он
позволил человеку время создать (путём памяти). Чтобы судить о вещах,
необходимо иметь понятие о добре и зле, они нам врождены, Бог создал нас с
ними.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.