![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|суждение, умозаключение, способ связи |действительности под углом зрения отношения| |составных частей мысленного содержания, в |субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном | |результате этой операции мы теряем образное|счете, направлено на осознание, | |содержание, но появляется возможность |осмысливание места, роли человека в | |заключения выводного знания. Понятие – |окружающем мире, чтобы конкретизировать | |мысль о предмете. Суждения – различны по |понятие мировоззрения стоит рассмотреть его| |содержанию, а общее по строению у них то, |структуру. Возможны различные срезы в | |что они имеют одни и те же элементы и |структуре мировоззрения в зависимости от | |способ связи. С появлением логических форм |того, с каких позиций анализируется подход:| |человек стал отделять себя от предметов, | | |они становятся предметом мысли. У человека |Учитывая различия субъектов мировоззрения, | |две структуры: |можно говорить о мировоззрении | |А) бессознательная – это совокупность |индивидуально - личностном и мировоззрении | |бессознательных импульсов, обеспечивающих |общества на определенной ступени его | |самосохранение, а основным является либидо;|развития (культура). | | |Можно различать элементы мировоззрения, | |Б) сознательная – находится в антагонизме с|исходя из особенностей того вида отношений | |бессознательным. |человека к миру, результатом которых эти | | |компоненты структуры и являются: | | |2.1. Познавательная компонента | | |мировоззрения, в которую входят | | |разнообразные знания о мире, предметные | | |(вера, чувственно- эмоциональные знания). | | |2.2 Ценностная компонента, т.е. цели, | | |идеалы, оценки и их критерии ценностные | | |ориентации и установки. Этот элемент | | |мировоззрения является ядром мировоззрения.| | | | | |2.3.Нормативно-регулятивная компонента | | |включает различные нормы, правила | | |деятельности и поведения человека, которые | | |регламентируют деятельное поведение | | |человека и опираются на предшествующие | | |компоненты (знания, ценностные компоненты).| | | | | |2.4.Эмоционально-волевая, которая возникает| | |как синтез предшествующих компонент с | | |волевым настроем, готовности действовать в | | |соответствии с определенными ценностями. | | |Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение| | |самый активный элемент мировоззрения. | | |3. Анализ мировоззрения. Можно выделить | | |различные его уровни: | | |3.1.Обыденное мировоззрение, ? формируется | | |во многом стихийно. Именно поэтому в | | |обыденном мировоззрении могут | | |присутствовать и присутствуют такие | | |взаимоисключающие моменты, ? не вполне | | |соответствуют действительным потребностям | | |субъекта, его истинным интересам. | | |3.2.Теоретическое мировоззрение формируется| | |у человека избирательно, с учетом | | |осознанных человеком действительных | | |собственных возможностей, задатков, | | |способностей. Оно предполагает | | |самосознание. Наиболее существенным | | |фактором является усвоение культуры в | | |процессе образования, профессиональной | | |деятельности. Теоретическое мировоззрение | | |является системно-рационализаторскими - оно| | |формируется как результат сознательного | | |критического отношения к миру. | | |Эти уровни различаются по тому, посредством| | |каких методов способов они формируется, | | |насколько полно представляют и формируют | | |его интересы. Обыденное и теоретическое | | |мировоззрение тесно связаны между собой, но| | |обыденное более мобильно. Исторически | | |существуют различные типы М: | | |мифологическое, религиозное, философское, | | |научное. | | |М играет активную роль в ЖД человека: | | |выражает смысл жизни, степень осознания им | | |себя и своей жизни, определяет идеалы, | | |выбор тех или иных норм, методов, средств | | |поведения человека. | | |Философия есть теоретическая рефлексия над | | |мировоззрением и культурой определенного | | |исторического типа. | | |Соотношение философии и мировоззрения можно| | |охарактеризовать так: понятие | | |“мировоззрение” шире понятия “философия”. | | |Философия - это такая форма общественного и| | |индивидуального сознания, которая постоянно| | |теоретически обосновывается, обладает | | |большей степенью научности, чем просто | | |мировоззрение. Мировоззрение же отражает | | |ценностное отношение субъекта к окружающему| | |миру или самому себе. | | |Мировоззрение существует в виде системы | | |ценностных ориентаций, идеалов, верований и| | |убеждений, а также образа жизни человека и | | |общества (как форма реализации духовной | | |сущности мировоззрения). | | |Философия выступает как размышление над | | |мировоззрением и культурой, которые | | |стремятся объяснить, понять, определить тип| | |культуры и мировоззрения как стремление | | |обосновать их. Философия стремиться | | |показать каково значение для человека вот | | |такого осознания, понимания, обоснования, | | |каким образом это влияет на самосознание | | |личности. | | |Поскольку предметом философии выступает | | |мировоззрение и культура, постольку | | |проблемы, с которыми имеет дело философия, | | |являются смысложизненными. Таких проблем | | |много и все они выступают как стороны | | |аспекты, проблемы человека. Проблема | | |человека – центральная проблема философии. | | |В качестве отдельных сторон человека | | |проблема сознания и самосознания человека | | |проблема познавательных возможностей и | | |методов познания, проблема отношения | | |человека и Бога, любви и счастья, свободы и| | |неволи. | | | | | | | |19. Категории “субъект” и “объект” (допол.)| | | | | |Теория познания или гносеология - | | |раздел философии, изучающий | | |взаимоотношения субъекта и объекта в | | |процессе познавательной деятельности, | | |отношение знания к действительности, | | |возможности познавания мира человеком, | | |критерии истинности и достоверности знания.| | |Современная т.п. строится на теории | | |отражения. | | |В философии сущ. 3 основных точки зрения | | |на познаваемость мира: оптимизм, | | |агностицизм и скептицизм. Оптимисты | | |утверждают принципиальную познаваемость | | |мира, агностики, напротив, ее отрицают. | | |Скептики не отрицают познаваемость мира, | | |но выражают сомнения в познаваемости мира. | | |Мир существует для нас лишь в аспекте его | | |данности познающему субъекту. Подлинный | | |субъект познания никогда не бывает | | |подлинно гносеологическим: это живая | | |личность с ее страстями, интересами, | | |желаниями, чертами характера, | | |темперамента и т.д. Фрагмент бытия | | |оказавшийся в фокусе ищущей мысли, | | |составляет объект познания. В современной | | |гносеологии принято различать объект и | | |предмет познания. Под объектом познания | | |имеют в виду реальные фрагменты бытия, | | |подвергающиеся исследованию. Предмет же - | | |это конкретные аспекты, на которое | | |направлено острие ищущей мысли. | | |Движущей силой познания является практика. | | |Практика - это материальная, | | |предметно-чувственная деятельность людей, | | |имеющая своим содержанием освоение и | | |преобразование природных и социальных | | |объектов и составляющая всеобщую основу и | | |движущую силу развития человеческого | | |общества и познания. По отношению к | | |практике она играет троякую роль. | | |Во-первых является источником, основой| | |познания, его движущей силой, дает ему | | |необходимый фактический материал. | | |Во-вторых, практика является способом | | |приложения знаний, и в этом смысле она- | | |цель познания. В-третьих она служит | | |мерилом, критерием истинности результатов. | | |Понятие С. первоначально (напр., у | | |Аристотеля) обозначало носителя свойств. | | |состояний и действий. и в этом отношении | | |было тождественно понятию субстанции. | | |(Субстанция - единое неделимое вещество, | | |из которого состоят все вещи, | | |внутренняя сущность вещей активно | | |самопорoждающее и саморазвивающееся | | |начало). | | |Начиная с 17 в. понятие О. как и | | |соотносительное с ним - С. , стало | | |употребляться прежде всего в | | |гносеологическом смысле. Под С. ныне | | |понимается активно действующий и | | |познающий, обладающий сознанием и волей | | |индивид или социальная группа; О. - | | |то, на что направлена познавательная и | | |иная деятельность С. | | |Связанная с осн. вопросом философии, | | |проблема отношения С. и о. по-разному | | |решалась материализмом и идеализмом. | | |Идеалисты выводили взаимодействие С. и | | |О. и само существование С. из | | |деятельности С., понимаемого как бог, идея| | |и т. п., пытаясь на этой основе объяснить | | |активную роль С. в познания. Для | | |субъективного идеализма при этом | | |характерно понимание С. как единства | | |психической деятельности индивида и | | |попытки отрицать существование О., т.е. | | |последний понимается только как | | |совокупность состояний С. Материализм | | |рассматривал О. как существующий | | |независимо от С. и понимал его как | | |объективный мир, а в узком смысле - как| | |предмет познания. Диалектический | | |материализм исходит из признания | | |существования О. независимо от С., но в то| | |же время рассматривает их в единстве. О.| | |не является абстрактной | | |противоположностью С., т. к. последний | | |активно преобразует, очеловечивает О., и | | |основу их взаимодействия составляет | | |общественно-историческая практика. Именно | | |в ней стороны и свойства действительности| | |превращаются в О., преобразование к-рого| | |в практической и теоретической | | |деятельности С. позволяет воспроизвести в| | |сознании содержание объективной | | |реальности. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |23. Понятие истины. Основные концепции |47. Основные концепции бессознательного. | |истины |Фрейд создал концепции бессознательного | |Обычно истину определяют как соотв знания |(конец XIX в до 1920 г. ), когда на основе | |объекту. Истина - это адекватная информ о |своих экспериментальных данных, он сделал | |объекте, получаемая посредством его |вывод о существовании в психике каждого | |чувственного или интелектуального |человека достаточно четко выраженных | |постижения либо сообщения о нем и |структурных образований, которые он | |характеризуемая с точки зрения ее |называет — сознание, предсознание и | |достоверности. Т.о. истина сущ как |бессознательное. В противовес | |субъективная реальность в ее информ и |рационалистической европейской философской | |ценностном аспектах. Ценность знания |традиции З. Фрейд уделяет особое внимание | |определ мерой его истинности. Истина есть |именно бессознательному, определяя его как | |свойство знания, а не объекта познания. |ту часть психики, в которую вытеснены | |Знание есть отражение и сущ в виде |неосознанные желания человека, имеющиe | |чувственного или понятийного образа. Образ |иррациональный и вневременной характер. | |может быть не только отраж наличного бытия,|В отличие от фрейдистской концепции | |но также и прошлого. Т.о. истину определяют|культуры, концепция Г Юнга значительно | |как адекватное отражение объекта познающим |глубже анализирует бессознательное, | |субъектом, воспроизводящей реальность |рассматривая его как определенную | |такой, какая она есть сама по себе, вне и |совокупность некоторых фундаментальных | |независимо от сознания. Истина есть |образов — символов, действительно важных | |адекватное отражение реальности в динамике |для любой цивилизации (как, например, | |ее развития. Это придает ей особ ценность, |символ Дерева Жизни). Этот и подобные ему | |связанную с прогностическим измерением. |символы не могут быть описаны в сфере | |Истинные знания дают людям возможность |инстинктов и коррелируют с определенными | |разумно организовывать свои практ действия |нейродинамичными структурами мозга, что | |в настоящем и предвидеть будущее. Но |доказала экспериментальная психология. | |человечество редко достигает истины иначе, |Юнг считал, что особенностью его подхода к | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |