![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|складываются в развитие самой деятельности |явлениям можно выделить 3 вида предвидения:| |данного животного сообщества. | | |Преобразовательная деятельность невозможна |Предвидение явлений не существующих в | |вне языкового общения, язык вне ее тем |настоящем, но возможных в будущем (расчёт | |более невозможен, если люди перестанут |энергии для машины). | |производить необходимые средства к жизни, |Предвидение явлений существующих, но не | |то скоро некому будет вступать в общение. |зафиксированных в опыте (периодическая | |Общественное бытие: экономический фактор, |система Менделеева). | |общественные отношения, правовые, |Предвидение явлений реально существующих, | |моральные, религиозные и т.д. |но устанавливаемых на основе эмпирических | |дополнения. Общественное сознание – это |фактов. | |воззрения людей в их совокупности на |Аналогия – знание о каких-то признаках | |явления природы и социальную реальность, |предмета достигается на основании того, что| |выраденные в созданных обществом |в других признаках он имеет сходство с | |естественном и исскуственном языке, |другими предметами. | |творениях духовной культуры, социальных |А имеет признак a, b, c. | |нормах и взглядах социальных групп, народа |B имеет признак a, b. | |и человечества в целом. Структурными |Вероятно B имеет признак C. | |элементами общественного сознания являются |4 вида прогноза 1. Поисковые, 2. | |различные его формы: политическое, |Нормативные, 3. Аналитические, 4. Прогнозы | |правовое, нравственное, религиозное, |– предостережения. | |эстетическое, научное и философское, |1.Поисковые прогнозы: составляют, чтобы | |которые различаются между собой по предмету|выявить, каким может быть будущее, | |и форме отражения, по социальной функции, |отправляясь от реалистических оценок | |по характеру закономерности, а также по |существующих в данное время тенденция | |степени своей зависимости от общественного |развития в различных сферах общественной | |бытия. |деятельности. | |Вопрос о сущности общественного бытия не |Нормативные прогнозы ,ориентированные на | |так прост, как может показаться. 1-ая |достижения в будущем определённых целей, | |сложность закл-ся в том, что применительно |содержат различные практические | |к отношению общ. бытия и общ. сознания |рекомендации для осуществления | |нельзя просто говорить о «первичности и |соответствующих планов и программ развития.| |вторичности» в общефилософском плане, т.к. | | |этого недостаточно. Общ. сознание возникло |Аналитические прогнозы:, как правило | |спустя какое-то время после возникновения |делаются для того, чтобы в научных целях | |общ. бытия, а одновременно и в единсте с |определить познавательную ценность | |ним. И если мирозданию в целом |различных методов и средств исследования | |«безразлично» существование человеческого |будущего. | |разума, то общество не могло быбез него не |Прогнозы предостережения: составляются для | |только возникнуть и развиваться, но и |непосредственного воздействия на сознание и| |просуществовать ни одного дня и даже часа. |поведение людей с целью заставить их | |В силу того что общество есть |предотвратить предпологаемое будущее. | |субъективно-объективная реальность, общ. | | |бытие и общ. сознание как бы «нагружены» | | |друг другом: без энергии сознание общ. | | |бытие статично и даже мертво. И сам процесс| | |материального производства (основа общ. | | |бытия), который в одном из моментов | | |существует независимо от сознания, | | |детерминируя последнее, обладает лишь | | |относительной свободой от власти сознания. | | |Сущность сознания в том и состоит, что оно | | |может осмыслить общ. бытие только при | | |условии одновременного активно-творческого | | |преобразования его. Человека всегда | | |подвергает в смущение несоответствие между | | |стремительным полетом духа в будующее и | | |относительной медлительностью развития общ.| | |бытия, прежде всего его основы – экономики.| | | | | |Подчеркивая единство общ. бытия и общ. | | |сознания, нельзя забывать об их различии, | | |специфической разъединенности, | | |относительной самостоятельности. | | |Исторически взаимосвязь общ. бытия и общ. | | |сознания в их относительной | | |самостоятельности реализовалась таким | | |образом: на ранних этапах развития общества| | |общ. сознание формировалось под | | |непосредственным воздействием бытия, в | | |дальнейшем это воздействие приобрело все | | |боле опосредованный характер – через | | |государство, политические, правовые, | | |нравственные, религиозные отношения и др. | | |Сама возможность такого непосредственного | | |воздействия общ. сознания на общ. бытие | | |заключается в способности сознания | | |правильно отражать бытие. Итак, сознание | | |как отражение и как активно-творческая | | |деятельность предствляет собой единство 2 | | |нераздельных сторон одного и того же | | |процесса; в своем влиянии на бытие оно | | |может как оценивать его, вскрывать его | | |потаенный смысл, прогнозировать, так и | | |преобразовывать его через практическую | | |деятельность людей. | | | |44. К вопросу о вненаучных формах познания | | |(интуиция, магия, ясновидения) | | |Магия и астрология – два понятия, которые | | |мы обычно относим к области чего-то | | |ирреального, вне научного и, зачастую, | | |несерьезного. | | |Действительно, если спросить у человека, | | |что такое магия или астрология, то ответом | | |скорее всего будет: «заманчивый обман, | | |развлечение. Может, что-то в этом и есть, | | |но кругом одни шарлатаны». Даже в наше | | |время общепризнанным является факт, что | | |Солнце и планеты оказывают влияние и на | | |людей, и на природу. Земля неразрывно | | |связана с космосом. Философы и астрологи | | |Греции считали, что Вселенная и человек | | |едины, связаны друг с другом. Корни | | |подобного восприятия идут еще из древности,| | |из того способа осмысления мира, который | | |был присущ нашим предкам. | | |Столкнувшись один на один с природой, | | |человек увидел в ней много непонятного и | | |загадочного, и это непонятное надо было | | |уложить в сформировавшуюся картину мира. Те| | |явления, которые человек не мог объяснить, | | |он списал на магические, недоступные его | | |разумению силы. И память об этих силах | | |заложена в наших генах, она пронесена из | | |поколения в поколение в обрядах, рассказах,| | |сказках, легендах. Она находится в нашем | | |подсознании, откуда выходит в критические | | |моменты нашей жизни. Когда кажется, что | | |ничто не способно помочь, память | | |выталкивает нам воспоминания о силах и | | |обрядах, могущих вызвать их. | | |И магия и астрология являются формами | | |познаний, просто эти формы отличны от | | |научных. Тем не менее, от древности до | | |нашего времени, из века в век, люди | | |обращались и продолжают обращаться к силам,| | |которые находятся вне их понимая, к силам, | | |которые, как люди верят, могут оказать | | |влияние на их судьбу. | | |ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины | | |путем прямого ее усмотрения без обоснования| | |с помощью доказательств; способность | | |непосредственно, как бы “внезапно”, не | | |прибегая к опосредствованному развернутому | | |умозаключению, находить, открывать истин | | | | |14. Объяснение в научном познание. Научное|37. Предпосылки и основания научной теории.| |познание (и знание как его результат) есть |Методы теоретического исследования. | |целостная развивающаяся система, имеющая |Теоретическое познание выделяет сущностные | |довольно сложную структуру. Последняя |связи в чистом виде. Сущность объекта | |выражает собой единство устойчивых |представляет собой взаимодействие ряда | |взаимосвязей между элементами данной |законов, которым подчиняется данный объект.| |системы. |Задача теории воссоздать все эти отношения | |Научное познание есть процесс, т. е, |между законами и т.о. раскрыть сущность | |развивающаяся система знания, основным |объекта. Теоретический закон – это всегда | |элементом которой является теория — высшая |знание достоверное. Получение такого знания| |форма организации знания. Взятое в целом, |особых исследовательских процедур. В | |научное познание включает в себя два |теоретическом исследование отсутствует | |основных уровня: эмпирический и |непосредственное практическое | |теоретический. Объяснение - функция |взаимодействие с объектами. Объект может | |научного познания, раскрытие сущности |изучаться только опосредованно, в мысленном| |изучаемого объекта; осуществляется |эксперименте, но не в реальном. | |посредством постижения закона, которому |В качестве основного средства | |подчиняется данный объект, либо путем |теоретического исследования выступают | |установления тех связей и отношений, |теоретически идеальные объекты. Их также | |которые определяют его существ. Черты. По |называют абстрактными объектами или | |существу О. представляет собой включение |теоретическими конструкциями. Это особые | |знаний об объекте (подлежащем объяснению) в|абстракции, в которых заключен смысл | |более широкий контекст знания. О. |теоретических терминов. Н-р: материальная| |предполагает в качестве предварительного |точка, абсолютно твердое тело, идеальный | |этапа - описание этого объекта и анализ |товар и т.д. | |последнего в системе его связей отношений и|В теоретическом исследовании применяются | |зависимостей. В структуре О. как |следующие методы: | |познавательной процедуры различают |1. идеализация (м-д построения | |следующие элементы: исходное знание об |идеализированного объекта). | |объекте; знание, используемое в качестве |2. мысленный эксперимент с идеализированным| |условия и средства О.(основания О.); |объектом | |познавательные действия, связанные с |3. методы построения теории (восхождение от| |применением знания, оснований О., к |абстрактного к конкретному, аксиоматический| |объясняемому объекту. Наиболее развитая |и гипотетико-дедуктивный методы). | |форма научной О.- объяснение на основе |4. методы логического и исторического | |теоретических законов, связанное с |исследования | |осмыслением объясняемого объекта в системе |При аксиоматическом построении | |теоретического знания. В науке широко |теоретического знания сначала задается | |используется форма О., заключающаяся в |набор исходных положений, не требующих | |установлении причинных, генетических, |доказательства. Эти положения называются | |функциональных и др. связей между |аксиомами. Затем из них строится система | |объясняемым объектом и соответствующими |выводных предложений. Совокупность исходных| |условиями, факторами и т.п. Основанием в |аксиом и выведенных на их основе | |таких О. выступают общие категориальные |предложений образует аксиоматически | |схемы, отражающие различные связи и |построенную теорию. Аксиомы – это | |зависимости, а сами О. нередко служат |утверждение, доказательства истинности | |исходным пунктом развития представлений об |которых не требуется. | |объекте. Раскрывая сущность объекта, О. |Гипотетико-дедуктивное развертывание теории| |также способствует уточнению и развитию |состоит в том, что сначала создается | |знаний, которые используются в качестве |гипотетическая конструкция, которая | |основания объяснения. Процессы О. в науке |дедуктивно развертывается, образуя целую | |не сводятся к простому подведению объекта |систему гипотез, а затем эта система | |под ту или иную концептуальную схему, а |подвергается опытной проверке в которой она| |предполагают введение промежуточных |уточняется и конкретизируется. Этот метод | |компонентов знания и уточнение условий и |является специфическим приемом | |предпосылок О. |теоретических знаний в эмперических науках.| | | | | |Метод восхождения от абстрактного к | | |конкретному применяя его исследователь | | |сначала находит главную связь (отношение) | | |изучаемого объекта, а затем шаг за шагом | | |прослеживая, как она видоизменяется в | | |различных условиях, открывает новые связи, | | |устанавливает их взаимодействия и таким | | |путем отображает во всей полноте сущность | | |изучаемого объекта. Данный метод | | |применяется при построении различных | | |научных теорий и может использоваться как в| | |общественных, так и в естественных науках. | |15. Гипотеза, как форма развития научного |38. Сознание и бессознательное. Понятие | |познания. |измененного состояния сознания. | |Гипотеза. Исследование проблемы начинается |Помимо формального содержания и | |с выдвижения гипотезы, представляющей собой|чувственно-конкретной оброзности | |обоснованное предположение, выдвигаемое с |составляющей сознание явление | |целью выяснения закономерностей, и причин |бессознательное – совокупности психических | |исследуемых явлений. |явлений, состояний и действий, не | | Как форма научного познания гипотеза |представленных в сознании человека и не | |характеризуется прежде всего тем, что она |поддающиеся контролю. | |является обоснованным предположением и это |Бессознательное не просто то, что не | |отличает ее от разного рода догадок и |осознаётся (например, физиологические | |необоснованных предположений. Гипотеза |процессы в организме), а только те | |опирается на факты, согласуется с законами |несознаваемые явления, которые влияют на | |теории, на основе которой она выдвинута. |образ мыслей, эмоции, действия индивида. | |Ученые начали обсуждать возможность |Моментальные решения – вид психической | |возникновения жизни на Земле из химических |деятельности, осуществляемый бессознательно| |соединений немногим более столетия назад. |(инженер вслепую определяет поломку). | |Под микроскопами того времени живая клетка |Бессознательная сфера – это фундамент | |казалась всего лишь пузырьком, заполненным |мышления, не поддающийся словесному | |различными веществами. Поэтому Дарвину и |выражению. Человек сознательно | |его современникам легко было представить |перерабатывает 102 бит информации/сек., а | |себе, что простейшие формы жизни могли |бессознательно 107 бит информации в | |возникнуть из случайной комбинации |секунду. | |органических веществ в первичном |В психологии бессознательное | |“бульоне”.Но с тех пор как ученые глубже |рассматривается как форма психической | |проникли в тайны живой клетки, |активности, выпадающая из сознательной | |предположение о том, что жизнь возникла из |действительности. | |химических веществ,уже не кажется таким |Симонов выделяет две группы | |логичным. Однако, несмотря на это, |бессознательного: | |большинство современных ученых по-прежнему |подсознание – содержит то, что может быть | |свято верит в догму химической эволюции. |осознано в определённых условиях. | |После проверки и отбора фактов и выдвижения|Подсознание защищает сознание от лишней | |научной идеи начинается следующий этап |работы. | |решения проблемы - выработка научной |Сверхсознание – психические процессы, | |гипотезы. Гипотеза - научное допущение или |которые не осознаются ни при каких | |предположение истинного, значение которого |условиях, работа сверхсознания направлена | |не определено. Гипотеза - это предположение|на удовлетворение потребности, которая на | |о существовании какой-то вещи, явления, |данный момент доминирует в | |свойства, связи, отношения и т.д. Однако не|оценочно-мотивационной сфере сознания | |всякое предположение в науке является |личности. | |гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать|Язык выступает связующим звеном между | |ряду требований, главные из которых: 1) |сознанием и бессознательным. | |соответствие фактам, которые эта гипотеза |Изменённое состояние сознания – сновидения,| |собирается объяснить; 2) внутренняя |гипнотическое состояние, трансперсональное | |непротиворечивость; 3) проверяемость; 4) |состояние – оно не ведёт к полному | |соответствие ранее накопленному, объективно|отключению от окружающих | |истинному теоретическому знанию; 5) | | |простота. Различают гипотезы - как метод | | |развития научного знания, включающий в себя| | |выдвижение и последующую экспериментальную | | |проверку предположений и как структурный | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |