![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|отражать отдельные свойства вещей в виде | | |ощущений. Этим формам биологического | | |отражения присуща активность и | | |целесообразность. Растения, простейшие | | |организмы, исходя из потребности | | |самосохранения, целесообразно реагируют, т.| | |е, отражают биологически важные условия | | |среды. Например, хватательный рефлекс у | | |простейших действует лишь при появлении тех| | |жучков и паучков, которыми они питаются: на| | |остальные раздражители они никак не | | |реагируют. У животных появляются | | |способности, которые они активно используют| | |при добыче пищи. На основе этого происходит| | |дальнейшее развитие биологической формы | | |отражения – появляются зачатки психической | | |формы отражения. В результате организм | | |начинает воспроизводить приспособительные | | |реакции при первом же сигнале, | | |информирующем о наступлении условий, | | |сформировавших данный биохимический | | |комплекс [1]. Так, после активной жизни в | | |весенне-летний период растения начинают | | |готовиться к зиме. Сигналом для них | | |становится снижение солнечной активности, | | |сокращение светового дня, первые признаки | | |похолодания и т.д. Деревья сбрасывают | | |листву, и циркуляция влаги в клетках | | |ограничивается до предела. Обменные | | |процессы свертываются, организм впадает в | | |спасительный анабиоз. Таким образом, | | |внешние воздействия, имеющие жизненное | | |значение, как бы вплетаются в | | |физиологическую ткань организма. Поскольку | | |ведущую роль в формировании | | |приспособительных механизмов играет фактор | | |времени, каждый организм представляет собой| | |как бы "свернутый" временной аналог своей | | |среды, ее специфическую форму. Отсюда, в | | |частности, проистекает "привязанность" | | |организма к своему месту, его довольно | | |жесткая локализация. | | |5. Психика как форма приспособительного |28. Истина как процесс. Конкретность истины| |поведения. Идеальная природа психики. |и пути ее достижения. | |Психика-специфич форма отражени, кот нач-ся|Со времен античности истина есть знание, | |с чувств-ти – непосредств-х пепереживаний, |соответствующее действительности. Но кроме | |связанных с присоб-ем к среде. |соответствия действительности истина | |Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы|включает и другие характеристики: | |– биоэлектр сигналы, кот не изменяют |доказанность, наличие критерия истины, | |физиолог. процессы, а явл средством связи с|включенность в определенную познавательную | |биол-ки значимыми параметрами. |систему и др. Истина – адекватное | |В ответ на изменение внеш среды ж-ое не |отражение объективной реальности познающим | |перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет |субъектом, воспроизводящее познаваемый | |свое поведение и место пребывания. Так |предмет так, как он существует вне и | |шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет |независимо от сознания. Истина имеет | |ж-ое применить меры предосторожности. Он |субъективную и объект. стороны. | |ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ |субъективность ее означает, что она | |сущ-нии биол-ки знач-го объекта. |находится в человеке, в его сознании и | |Жив-ая психика отражая пространств-врем |степень ее раскрытия зависит от уровня | |парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. |развития самого человека. Объективна истина| |св-ва, но этот момент не носит самост-го |потому, что в ней фиксируется содержание, | |хар-ра, а подчинен целям адаптации и |относящееся к субъективным предметам, | |самосохр-я. |существующим независимо от сознания. | |Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится |Ценность знания определ мерой его | |только к тому субъек-му переживанию, кот он|истинности. Истина есть свойство знания, а | |выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика |не объекта познания. | |ж-го воспр-ит предмет, как абс-но |Обыденное сознание, мысля истину как прочно| |тождест-ый с самим отражающим субъектом. |достигнутый результат познания, обычно | |Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно |оперирует такими безусловными истинами, как| |принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит |отчеканенной монетой. Но система научных | |конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, |знаний, да и житейский опыт – не склад | |что она привязана к конкр. ситуации и |исчерпывающей информации о бытие, а | |помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое|бесконечный процесс, как бы движение по | |как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош,|лестнице, восходящей от низших ступеней | |ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит |ограниченного, приблизительно ко все более | |из сферы псих-го и сохр0ся на уровне |всеобъемлющему и глубокому постижению сути | |условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое |вещей. Однако истина отнюдь не только | |след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем |движущийся без остановки процесс, а | |более осмыслить свое прошлое. |единство процесса и результата. | |Психика - это способность ж существ |Конкретность - это свойство истины, | |создавать чувственные и обобщенные образы |основанное на знании реальных связей, | |внешней действительности и реагировать на |взаимодействия всех сторон объекта, | |них сообразно своим потребностям. Под |главных, сущ свойств, тендеций его | |психикой человека понимается вся |развития. Так истиность или ложность тех | |совокупность явлений и состояний его |или иных суждений не м.б. установлена если | |внутреннего мира. Сознание является частью |не известны условия места, времени..., в | |психики. Психика охватывает не только |кот они сформулированы. | |сознательные, но и подсознательные и |В свое время Гегель справедливо | |бессознательные процессы. Человек |подчеэркивал, что абсолютной истины нет, | |отличается от природы наличием развитой |истина всегда конкретна. Это значит, что | |психики. Есть она и у высших животных. |любое истинное знание(в науке, в фил. и | |Психич идеально и нематериально. |т.п.) всегда определяется в своем | |Психическое есть символическое бытие в |содержании и применении данными условиями | |структурах головного мозга доступных |места, времени и многими другими специфич. | |человеку фрагментов внешнего мира. Природа |обстоятельствами, которые познание должно | |психики символична, пример картины Рафаэля |стремиться учесть как можно точнее. | |- одно и тоже может быть символами разных |Игнорирование определенности ситуации, | |явлений. Аналогично при одинаковых |распространение истинного знания за пределы| |нейрофизических процессов разные люди |его действит-ой применимости неминуемо | |увидят разное, что говорит о |превращает истину в антипод – в | |неоднозначности соотношения мозга и |заблуждение. Даже такая простая истина как | |психики. Психика есть нечто чисто |2+2=4 является таковой только в десятичной | |человеческое, а отсюда чисто человеческое |системе исчесления… можно привести и др | |имеет специфическое символическое |примеры. Т.О. объект-я, абсол-я, | |содержание. Непосредственно для человека |относ-я и конкрет-я истина – это не разные | |психика выступает как явления ощущений, |«сорта» истин, а одно и то же истинное | |восприятий, представлений. В ходе |знание с этими своими харак-ми признаками. | |взаимодействия в мозгу формируются | | |динамические структуры, отражающие |Конкретность истины обеспечивает ей | |материальную среду. Они обеспечивают |предметную определенность, сущ-ие «здесь» | |отражение действ и являются регулятором |и «теперь», равенство знания и субстанции. | |процесса взаимодействия человека со средой.|(Неравенство равносильно заблуждению). | |Про системы Павлова. Формирование мозга. |Конкретность истины один из осн-х принципов| |Мышление есть активный процесс отражения |диалектич подхода к сознанию, -предполагает| |внешнего мира, связанный с решением задач, |точный учет всех условий, в кот нах-ся | |с обобщением и способами опосредованного |объект познания. К-св-во истины. | |восприятия действительности. Материальная |Принцип конкр-ти истины требует подходить к| |основа мышления - высшая нервная |фактам не с общими формулами и схемами, а с| |деятельность. Мышление в некотором смысле |учетом конкретной обстановки, реальных | |отождествляется в философии с психикой. |условий. Н-р: вода кипит только ели это | |Мышление есть процесс оперирования образами|обыч вода и норм давление. Значит | |чувственно-сенсит и понятийными. |истинность или ложность суждений не может | |Свойственна абстракция, обобщение, анализ и|быть установлена, если не известны условия | |синтез, выдвижение гипотез и идей. |места, времени и т.д., в кот-х они | |Результатом всегда является мысль. |сформулированы. Иными словами конкр-ть | |Позволяет, отправляясь от анализа чувств |истины – это завис-ть знания от связей и | |фактов, познавать то, что недоступно |взаимодей-й, присущих тем или иным | |непосредственному восприятию. Мышление есть|явлениями, от условий, места и времени, к | |способность к акту умозаключения, |кот они сущ-ют и разв-ся. Абстр. истны нет,| |логического вывода, доказательству. Сейчас |истина всегда конкретна. | |оно изучается и стоит проблема его | | |моделирования. Мышления не существует в | | |отрыве от других психических процессов. | | |Может быть познающим или эмоциональным. | | |Мышление возникает в связи с общественным | | |развитием, возникает в процессе | | |деятельности. Оно имеет общее происхождение| | |по особенностям возникновения, по способу | | |функционирования и по результатам. Мышление| | |существует лишь в связи с трудовой и | | |речевой деятельностью человека. Поэтому | | |мышление осуществляется в тесной связи с | | |языком и результаты его фиксируются в | | |языке. | | |Категория «идеального» фиксирует | | |способность высокоорганизованной материи | | |создавать параллельные ряды | | |взаимодействующих материальных структур, | | |один из которых представляет другой, не | | |имея с ним ни прямого физического контакта,| | |ни какого-либо внешнего сходства. Это | | |свойство — системное. Оно возникает, | | |очевидно, под напором эволюции у | | |самоорганизующихся биологических систем, | | |когда нарастающая и усложняющаяся | | |активность живых организмов порождает | | |потребность в реагировании сразу на | | |множество одновременно действующих | | |раздражителей или стимулов. | | |6. Психофизическая проблема и ее |29. ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ | |современное состояние. Основные методы |1. Главный недостаток всего предшествующего| |исследования психической деятельности. |материализма — включая и фейербаховский — | |Психофизическая проблема — в широком смысле|заключается в том, что предмет, | |вопрос о месте психического в природе; в |действительность, чувственность берется | |узком — проблема соотношения психических и |только в форме объекта, или в форме | |физиологических (нервных) процессов. Во |созерцания, а не как человеческая | |втором случае П. п. правильнее называть |чувственная деятельность, практика, не | |психофизиологической Особую остроту П. п. |субъективно. Отсюда и произошло, что | |приобрела в XVII в., когда сложилась |деятельная сторона, в противоположность | |механистическая картина мира, исходя из |материализму, развивалась идеализмом, но | |к-рой Р. Декарт предпринял попытку |только абстрактно, так как идеализм, | |объяснить поведение живых существ по |конечно, не знает действительной, | |образцу механического взаимодействия. |чувственной деятельности как таковой. | |Необъяснимые, исходя из этой трактовки |Фейербах хочет иметь дело с чувственными | |природы, акты сознания были отнесены к |объектами, действительно отличными от | |бестелесной непространственной субстанции. |мысленных объектов, но саму человеческую | |Вопрос об отношении этой субстанции к |деятельность он берет не как предметную | |работе “машины тела” привел Декарта к |деятельность. Поэтому в «Сущности | |концепции психофизического взаимодействия: |христианства» он рассматривает, как истинно| |хотя тело только движется, а душа только |человеческую, только теоретическую | |мыслит, они могут влиять друг на друга, |деятельность, тогда как практика берется и | |соприкасаясь в определенной части мозга. |фиксируется только в грязно-торгашеской | |Выступившие против взгляда на психику как |форме ее проявления. Он не понимает, | |на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза |поэтому значения «революционной», | |утверждали, что она полностью выводима из |практически-критической деятельности. | |взаимодействия природных тел, но позитивно |2. Вопрос о том, обладает ли человеческое | |решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил|мышление предметной истинностью, — вовсе не| |рассматривать ощущение как побочный предмет|вопрос теории, а практический вопрос. В | |материальных процессов (см. |практике должен доказать человек | |Эпифеноменализм}. Спиноза, полагая, что |истинность, т. е. действительность и мощь, | |порядок идей тот же, что и порядок вещей, |посюсторонность своего мышления. Спор о | |трактовал мышление и протяженность как |действительности или недействительности | |нераздельные и вместе с тем не связанные |мышления, изолирующегося от практики, есть | |между собой причинными отношениями атрибуты|чисто схоластический вопрос. | |бесконечной субстанции — природы. Г. В. |3. Материалистическое учение о том, что | |Лейбниц, совмещая механистическую картину |люди суть продукты обстоятельств и | |мира с представлением о психике как |воспитания, что, следовательно, | |уникальной сущности, выдвинул идею |изменившиеся люди суть продукты иных | |психофизического параллелизма, согласно |обстоятельств и измененного воспитания, — | |к-рой душа и тело совершают свои операции |это учение забывает, что обстоятельства | |независимо I Друг .от друга, но с |изменяются именно людьми и что воспитатель | |величайшей точностью, создающей впечатление|сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, | |их согласованности между собой. Они подобны|поэтому приходит к тому, что делит общество| |паре часов, к-рые всегда показывают одно и |на две части, одна из которых возвышается | |то же время, хотя и движутся независимо. |над обществом (например, у Роберта Оуэна). | |Материалистическую интерпретацию |Совпадение изменения обстоятельств и | |психофизический параллелизм получил у Д. |человеческой деятельности может | |Гартли и других натуралистов. |рассматриваться и быть рационально понято | |Психофизический параллелизм приобрел |только как революционная практика. | |большую популярность в середине XIX в., |4. Фейербах исходит из факта религиозного | |когда с открытием закона сохранения энергии|самоотчуждения, из удвоения мира на | |стало невозможно представлять сознание по |религиозный, воображаемый мир и | |типу особой силы, способной произвольно |действительный мир. И он занят тем, что | |изменять поведение организма. Вместе с тем |сводит религиозный мир к его земной основе.| |дарвиновское учение требовало понимания |Он не замечает, что после выполнения этой | |психики как активного фактора регуляции |работы главное-то остается еще не | |жизненных процессов. Это привело к |сделанным. А именно, то обстоятельство, что| |появлению новых вариантов концепции |земная основа отделяет себя от самой себя и| |психофизического взаимодействия (У. |переносит себя в облака как некое | |Джеймс). В конце XIX — начале XX в. |самостоятельное царство, может быть | |получила распространение махистская |объяснено только саморазорванностью и | |трактовка П. п., согласно к-рой душа и тело|самопротиворечивостью этой земной основы. | |построены из одних и тех же “элементов”, а |Следовательно, последняя, во-первых, сама | |поэтому речь должна идти не о реальной |должна быть понята в своем противоречии, а | |взаимосвязи реальных явлений, а о |затем практически революционизирована путем| |корреляции между “комплексами ощущений”. |устранения этого противоречия. | |Современный логический позитивизм |Следовательно, после того как, например, в | |рассматривает П. п. как псевдопроблему и |земной семье найдена разгадка тайны святого| |полагает, что связанные с ней трудности |семейства, земная семья должна сама быть | |разрешимы путем применения различных языков|подвергнута теоретической критике и | |к описанию сознания, поведения и |практически революционно преобразована. | |нейрофизиологических процессов. В |5. Недовольный абстрактным мышлением, | |противоположность различным идеалистическим|Фейербах апеллирует к чувственному | |концепциям диалектический материализм |созерцанию; но он не рассматривает | |трактует П. п., исходя из понимания психики|чувственность как практическую, | |как особого свойства высокоорганизованной |человечески-чувственную деятельность. | |материи, к-рое возникает в процессе |6. Фейербах сводит религиозную сущность к | |взаимодействия живых существ с внешним |человеческой сущности. Но сущность человека| |миром и, отображая его, способно активно |не есть абстракт, присущий отдельному | |влиять на характер этого взаимодействия. В |индивиду. В своей действительности она есть| |различных разделах психофизиологии и |совокупность всех общественных отношений. | |смежных с ней дисциплин накоплен огромный |Фейербах, который не занимается критикой | |материал о многообразных формах зависимости|этой действительной сущности, оказывается | |психических актов от их физиологического |поэтому вынужденным: | |субстрата и роли этих актов (как функции |1) абстрагироваться от хода истории, | |мозга) в организации и регуляции |рассматривать религиозное чувство [Сепии] | |жизнедеятельности (учение о локализации |обособленно и предположить абстрактного — | |высших психических функций, об идеомоторных|изолированного — человеческого индивида; | |актах, данные ряда разделов нейро- и |2) поэтому у него человеческая сущность | |патопсихологии, психофармакологии, |может рассматриваться только как «род», как| |психогенетики и др.). |внутренняя, немая всеобщность, связующая | |Не экспериментальные метод: 1. Наблюдение |множество индивидов только природными | |-целенаправленное, организованное |узами. | |восприятие и регистрация объекта. |7. Поэтому Фейербах не видит, что | |Наблюдение наряду с самонаблюдением |«религиозное чувство» само есть | |является старейшим психологическим методом;|общественный продукт и что абстрактный | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, рефераты на тему, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |